Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 17:22, курсовая работа
Миграция населения — это не только простое механическое передвижение людей, но и сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической и культурной жизни целых народов.
В современных условиях открытости мира, неравномерности развития стран и регионов, повышение миграционной мобильности трудовых ресурсов приобретает особенно большое значение и актуальность. Миграция оказывает большое влияние на динамику численности и структуры населения, состояние рынка труда. В регулировании состава трудовых ресурсов возрастает роль миграционной составляющей, которая более оперативно, чем инерционные процессы естественного движения населения, реагирует на управляющее воздействие.
С.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы миграции рабочей силы 6
1.1 Значение миграции в мировой экономике 18
1.2 Специфика миграции: этапы развития, экономические подходы 21
Глава 2 Анализ особенностей международной миграции трудовых ресурсов 27
2.1 Процесс миграции трудовых ресурсов в экономике России 30
2.2 Социально-экономические последствия миграции 37
2.3 Проблемы миграции трудовых ресурсов и пути их решения 44
Заключение 60
Список использованных источников 63
Приложение 1. Общие итоги миграции населения (человек) 1990-2008 гг. 66
Приложение 2. Численность вынужденных переселенцев и беженцев1) (человек) 1995-2008 гг. 67
Приложение 3. Сальдо миграции в 2008 году
Приложение 4. Международная миграция по странам (человек) 2000-2009 гг.
Приложение 5. Гражданство международных мигрантов (человек) 2002-2009 гг.
Указанная теория определяет человеческий капитал в виде накопленных затрат на воспроизводство рабочей силы, независимо от источника их покрытия (бюджет семьи, государственные расходы на социальные нужды, текущие издержки производства на предприятиях и т.п.). Результатом таких инвестиций являются накопление способностей людей к труду, их созидательная деятельность, поддержание здоровья и жизнедеятельности носителей капитала. Авторы теории считают, что человеческий капитал обладает способностью накапливаться и воспроизводиться на обновляемой основе.
Б.Д. Бреевым, В.Г. Костаковым и другими российскими учеными предложена теория, согласно которой рынок труда не имеет четко обозначенных территориальных границ и формируется в результате экспорта и импорта рабочей силы. Он определяется не только спросом и предложением на иностранную рабочую силу и различиями в уровнях заработной платы, но и мировой динамикой политических, социально - экономических и других процессов. Данный подход позволяет исследовать межгосударственную миграцию населения как фактор движения рабочей силы.
Объединяет
три научные теории. Основоположником
общей теории народонаселения является
французский учёный А. Сови. В России
она активно разрабатывалась
АЛ.Боярским, Д.И. Валентеем, А.Я. Квашой
и другими демографами. В соответствии
с данной теорией, миграция населения
определяется, с одной стороны, как
чисто демографический процесс,
прямо воздействующий на воспроизводство
населения и его возрастно-
По теории демографического перехода (А. Ландри, Ф. Ноутстейн, Л. Таба, Н. Кейфиц, Р.Эппилярд и др.), миграция, наряду с изменением рождаемости и смертности, оказывает влияние на численность народонаселения, что особенно контрастно проявляется в период перехода от доиндустриальной к постиндустриальной экономике.
Мобильный
переход (Ж.К.Шенэ, Ф.Мартин) можно рассматривать
как элемент вышеназванной
Миграционный
переход является частным случаем
мобильного перехода. Концепция миграционного
перехода основное внимание уделяет
международной безвозвратной
Социологический
подход к рассмотрению миграций включает
пять научных направлений, которые
в основном разрабатывались зарубежными
учёными. В числе российских исследователей
- Ю. Арутюнян, Л.Н. Дробижева, А.А. Сусоколов.
Представляющая данный подход теория
«притяжения-выталкивания», позволяет
рассматривать миграцию как функцию
относительной
4. Этнометрический подход
Относительно новым является этнометрический подход (Г. Хофстед) к изучению миграционных процессов. Проблема этнической комплиментарности - это проблема близости культурных ценностей «коренных» и «пришлых». Оптимальной является ситуация идентичности ценностей местного населения и мигрантов. Чем выше отмеченная разница, тем выше вероятность конфликтов между ними. Автор теории отмечает, что особенно важны ценности хозяйственной культуры.
5. Методологический подход
Методологический
подход, как правило, осуществляется
и используется в рамках других подходов,
служит информационной и аналитической
базой для них и основывается
на тщательно разработанных
Методы анализа - важное направление методологического подхода. В зависимости от наличия необходимой информации выделяют две группы методов. Первая группа основывается на прямых методах, опирающихся на текущую регистрацию миграционных потоков.
Методы
второй группы - косвенные, и в большинстве
случаев носят расчетный
Международное
право опирается на фундаментальные
принципы Устава ООН, утверждающие приоритеты
соблюдения прав человека, достоинства
и ценности человеческой личности,
равноправия мужчин и женщин, равенства
больших и малых наций. Иными
словами, международно-правовые нормы
и стандарты, разработанные Объединенными
Нациями и касающиеся регулирования
миграции, представляют собой некую
систему ориентиров, продвижение
к которым должно содействовать
всеобъемлющей гуманизации
В качестве примеров в этой связи следует упомянуть проблемы, возникающие в связи с воссоединением семей мигрантов, неурегулированностью процедур спасения мигрантов на море, положением лиц с двойным гражданством, правовым обеспечением сложного и плохо поддающегося прямому регулированию процесса интеграции иммигрантов, отсутствием в международном праве такой категории как «насильственная» или «недобровольная» миграция и многое другое.Общая и обязательная для всех государств-членов ООН антидискриминационная норма международного права, утверждающая необходимость уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии (Статья 1 Устава ООН, п. 3), не может быть в полной мере реализована в условиях превалирующего не только в политической, но и общественной среде признания практической необходимости и неизбежности ограничения прав и свобод человека, не являющегося гражданином той или иной страны.
В
принципе, таким образом, центральной
задачей развития глобальной системы
управления миграцией является определение
максимально возможных и
Политические
и экономические реалии современности
обусловливают необходимость
Преобладание в государственной политике ограничительного и селективного подхода к регулированию миграции связано не только государственным эгоизмом, но имеет и объективные причины, обусловленные современным состоянием международных отношений. Однако тенденция к достижению договоренностей на основе общности интересов все же пробивает себе дорогу. В частности, — вследствие появления в этой сфере новыхакторов, оказывающих все более заметное влияние на политические процессы, в том числе, на формирование политики в области миграции. К ним следует отнести транзитные государства, социальные сети, создаваемые мигрантами в странах происхождения и назначения, международные и национальные правозащитные организации, объединения предпринимателей, использующих труд мигрантов и др. Не следует сбрасывать со счетов и то сильное негативное влияние, которое оказывает на характер миграции мощная транснациональная организованная преступность.
Международное
право не может и не должно диктовать
государству, сколько разрешений на
работу оно должно выдавать, или
конкретизировать общие правила
предоставления гражданства, т. е. всесторонне
детализировать и унифицировать
компетенцию и обязанности
Кроме того, Институт гражданства регламентирует правовую возможность прекратить состояние гражданства. Демократические государства провозглашают право на эмиграцию из страны и смену гражданства, но требуют для этого соблюдения определенных формальностей. При этом само по себе заявление об отказе от гражданства часто не признается достаточным.
Как
всякая демократическая страна, Россия
сталкивается с проблемой миграции.
Перемещения больших групп
Первый - Федеральным законом о беженцах (в редакции от 7 ноября 2000г.), второй - Законом РФ о вынужденных переселенцах (в редакции от 7 августа 2000г.). Беженцами признаются лица, не имеющие российского гражданства, прибывшие или желающие прибыть на территорию Российской Федерации. Эти лица не могут или не желают пользоваться защитой страны своей гражданской принадлежности из опасений стать жертвой преследований по признаку расы, национальности, гражданства, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям. [7,8]
Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности, военное преступление или другое тяжкое преступление неполитического характера.
Ходатайство лица, желающего получить статус беженца, рассматривается компетентными органами, которые при наличии необходимых данных выдают ему свидетельство, предоставляющее ряд прав (проживать в центре временного размещения, получать питание, пользоваться медицинской помощью, получать пособие). Такое лицо несет обязанность соблюдать Конституцию РФ, законы и иные правовые акты, своевременно прибыть в центр временного размещения, проходить медицинские осмотры и др.
Информация о работе Миграция рабочей силы: международный аспект