Самая
главная проблема при решении
сложившейся ситуации состоит в
том, что различные личности по-разному
оценивают обстановку, и предлагают
разные пути решения. Которые.порой
могут быть полностью противоположными.
К
чему же могут привести коллизии и разногласия
в проблеме миграции?
Количество
международных мигрантов к 2050 году
может достичь 405 миллионов человек.
Такой прогноз сделали специалисты
Международной организации по миграции
(МОМ). Таким образом, этот параметр
увеличится практически в два
раза: в настоящее время, по оценкам
экспертов МОМ, число международных
мигрантов достигает 214 млн человек.
В
МОМ считают, что основной причиной
увеличения количества мигрантов можно
назвать рост населения в развивающихся
странах — к 2040 году этот параметр
возрастет с 2,4 млрд до 3,6 млрд человек.
Таким образом, предложение по рабочей
силе в этих государствах намного
превысит спрос, что и вынудит
оставшихся не у дел людей покинуть
свою страну в поисках работы.
В
связи с этим в МОМ предсказывают
дальнейший рост незаконной миграции.
С учетом данной ситуации эксперты
МОМ заявляют о необходимости
разработки долгосрочной стратегии
для решения проблем растущей
миграции.
Для
решения назревших проблем я
хотела бы наметить некоторые пути
их решения, или хотя бы стабилизации.
- Необходимо
увеличение инвестиций и планирование
миграционной политики.
- Призывать
к борьбе с нелегальным провозом мигрантов
через границу и увеличить возможности
транзитных стран по оказанию помощи нелегальным
мигрантам.
- Более четко
определить цели и задачи миграционной
политики государства;
- Незамедлительно
совершенствовать правовую базу миграционной
политики государства, исключающую возможности
нарушений в правоприменительной практике;
- Формировать
в центре и на местах эффективные органы
руководства миграционной политики;
- Выделить
в бюджете страны необходимые средства
для оказания помощи мигрантам в их обустройстве.
- Улучшать
контроль за исполнением законов;
- Создать мощный
межведомственный институт управления
миграцией с большими полномочиями;
- Создать общественный
совет по миграции для более институционализированного
участия гражданского общества (правозащитного
движения, НПО, профсоюзов, ученых и др.)
в процессах управления;
- Активизировать
общественно-политические дискуссии по
ключевым вопросам миграции, толерантности,
прав мигрантов и т.п.
- Формирование
программ возвращения интеллектуальных
ресурсов в Россию
- Развитие
научно-исследовательских институтов,
их инвестирование. Увеличение расходов
бюджета на науку. Присуждение грантов,
премий учёным, увеличение их заработных
плат.
Показатели
ряда отдельных республик свидетельствуют
об изменении национальной структуры,
так как русское население
неуклонно уменьшается, и происходит
абсолютный, а зачастую и относительный
рост числа людей, которые представляют
коренные национальности.
Главная
функция миграции трудоспособного
населения, которая предполагает перераспределение
работающего населения по всей территории
России для того, чтобы сбалансировать
на рынке труда спрос и предложение,
не выполняется в полном объеме.
Это происходит в данное время
вследствие отсутствия массовых переселений
граждан. Однако население, как и
трудовые ресурсы государства, на территории
Российской Федерации должно быть перераспределено
более активно: это неизбежно
при экономической ситуации в
стране, влекущей за собой различные
отраслевые, территориальные диспропорции.
Средства, регулирующие рынок, подразумевают
необходимость управления миграцией
государством при обязательном соблюдении
прав каждого человека, касающихся
создания стимулов для экономики
или свободы передвижения.
В
Российской Федерации процессы, относящиеся
к миграции населения, должны стать
фактором, который будет способствовать
экономическому развитию, безопасности
государства, устранению в нем демографических
проблем. Государство должно обеспечить
свободное самообустройство мигрирующего
населения, всесторонне поддерживать
его самостоятельность и инициативу.
Российская
Федерация должна заниматься регулированием
миграции, чтобы гарантировать устойчивое
демографическое и социально-экономическое
развитие, безопасность нации, удовлетворять
запросы экономики относительно
трудовых ресурсов, размещать население
страны по территории целесообразно, реализовывать
трудовые и интеллектуальные способности
мигрантов, строить гражданское
общество согласно принципам демократии.
Заключение
В
своей работе мы пришли к следующим
выводам.
Роль
миграции в развитии производительных
сил страны чрезвычайно велика. Проблема
терпимости состоит в снижении толерантности
коренного населения к переселенцам,
имея человеческий фактор, и не является
как таковой идеологической проблемой.
12.06.2006 году вышло новое постановление
Совета министров РТ сокращении приема
населения с других регионов в
связи с национальной нестабильностью
(например, с республики Чечня и т.д.).
Миграционные
потоки, часто весьма мощные, порождают
необходимость решения сложных
вопросов гражданства и обеспечения
прав человека, в отношении которых
законодательство закрепляет такие
правовые статусы, как беженец и
вынужденный переселенец.
Для
различных принимающих стран
существуют неодинаковые источники
миграционных потоков, хотя во многих
случаях они и совпадают. Это
обусловлено, с одной стороны, той
ролью, которую страна притяжения играет
в современном мире, и возможностями,
которые она имеет, а, с другой
стороны, конкретными историческими,
этническими, географическими связями
между принимающими странами и странами-донорами.
При этом наблюдаются довольно заметные
сдвиги в географических потоках
современной иммиграции. За прошедшие
десятилетия изменился не только
этнический состав, но и квалификационный
и образовательный уровень иммигрантов.
В последние годы в США, например,
въехало беспрецедентно большое
число лиц с высшим образованием
– 1.5 млн. чел. Было бы, однако, неверно
утверждать, что все иммигранты имеют
высокий уровень образования
и квалификации: 33,1% из них не закончили
среднюю школу. В свою очередь, 1/3
таких иммигрантов принадлежит
к числу тех, кто нелегально пересек
границу США.
В
каждой стране вырабатывается национальная
миграционная политика. Миграционная
политика государства – это комплекс
законодательных, организационных
и иных мер, направленных на регулирование
въезда в страну и выезда из страны,
предоставление и лишение гражданства
или иного статуса проживания
в стране, использование в стране
иностранной рабочей силы, создание
системы социальной защиты работников-мигрантов
в период их работы за рубежом, регламентирование
потоков беженцев и их социальную
защиту.
Обобщая
разные подходы, концепции и теории,
объясняющие причины международной
миграции, можно выделить ряд наиболее
существенных факторов: экономическое
неравенство между богатыми и
бедными странами; демографический
дисбаланс; разрушение социальных связей,
вызываемое экономическим развитием;
связи между странами выезда и
странами въезда; глобальная информационная
и транспортная сеть; семейные стратегии;
миграционные сети; институты посредников.
Система
экономических связей, возникающих
между государствами в связи
с миграцией рабочей силы, сопровождается
потоком товаров и капиталов,
включая денежные переводы на родину
иммигрантов, а также выплату
субсидий и компенсаций странам,
экспортирующим рабочую силу.
Конкретный
эффект для страны, принимающей рабочую,
силу заключается в следующем: повышение
конкурентоспособности ее товаров
вследствие уменьшения издержек производства,
связанных с более низкой ценой
иностранной рабочей силы; иностранные
рабочие, предъявляя дополнительный спрос
на товары и услуги, стимулируют
рост производства и дополнительную
занятость в стране пребывания; при
импорте квалифицированной рабочей
силы принимающая страна экономит на
затратах на образование и профессиональную
подготовку; иностранные рабочие
часто рассматриваются как определенный
амортизатор в случае кризисов и
безработицы, так как они первыми
могут быть уволены; иностранные работники
не обеспечиваются пенсиями и не учитываются
при реализации разного рода социальных
программ.
В
самом конце хотелось бы отметить,
что к сожалению, в Российской
Федерации до настоящего времени
нет основополагающего документа
в сфере миграции, например, такого,
как Концепция миграционной политики.
Это значительно осложняет надлежащее
правовое регулирование вопросов миграционной
сферы и совершенствование миграционного
законодательства Российской Федерации.
Вроде бы миграционное законодательство
Российской Федерации есть, а “вектор”,
определяющий его направление развития
и совершенствования не обозначен.
Безусловно, мы “ловим” эти импульсы
в посланиях Президента, в публичных
выступлениях руководства страны, в
различных документах, принимаемых
на самом высоком уровне. Однако
России нужна целостная миграционная
стратегия, прогнозирующая будущее
страны на длительный срок в контексте
общих задач социально-экономического
и политического развития страны.Экономический
мотив заключаются в различном экономическом
уровне развития отдельных стран, различии
в условиях заработной платы, наличии
безработицы в некоторых странах, функционировании
международных корпораций, вывозящих
рабочую силу для работы в зарубежных
филиалах.
Таким
образом, можно сделать вывод, что
доминирующим мотивом трудовой миграции
остается экономический. Он преобладает
над всеми другими причинами -
политическими, военными, религиозными,
стихийными и т.д.
- Агапова Т.А.,
Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник/Под
общей ред. А.В. Сидоровича. – М.:МГУ им.
М.В.Ломоносова, изд-во «ДИС», 2007. – 416 с.
- Барсукова
С.Ю. Проблемы беженцев и вынужденных
переселенцев в зеркале идеологий
// Полис. - 1999. - № 5. - С.31-42.
- Богодевич
Г. Трудовая миграция и государственная
политика // Социальное обеспечение.-2005.-N
11. - С. 22-25;
- Борисов,
В. А. Демография: учебник для вузов / В.А.
Борисов. —2-е изд., исправленное. – М.:
Издательский дом NOTABENE, 2001. — 272 с.
- Вишневская
В.С., Астапенко С.С. Международная миграция
рабочей силы в современной мировой экономике//
Современные аспекты экономики. 2007.№ 2-С.48
- Горбунов
Н. Миграция: плюсы и минусы // Человек и
труд. - М., 1995. - №11. - С.36-37.
- Демографический
энциклопедический словарь/Гл.ред. Валентей
Д.И. М.:Советская энциклопедия – 1985
- Иванова,
Т. Д. Трудовая миграция Россиян: экономические
и социальные эффекты / Т.Д.Иванова // Проблемы
прогнозирования. - 2008. - N 4. - С. 82-97.
- Костин
Р.А., Лухнов А.Ю. Современные
миграционные процессы и их
тенденции в современном обществе
// Регион: Политика. Экономика.
Социология. - 1999. - № 3. - С.29-33.
- Краснослободцев
В.П. Сельские «миры» России и миграция
// ДемскопWeekly. № 185--186. 2005. 10--23 янв. (http://demoscope.ru/weekly/2005/0185/analit04.php).
- Ионцев В.А.
Международная миграция населения: теория
и история изучения. – М.: Диалог-МГУ, 1999.
С.19.
- М.М. Вышегородцев,
А.В. Сиденко. Утечка умов или приток капиталов
в Россию, а стоит ли бить тревогу?
// Финансы. - №10 2000. – с. 60-61
- Международная
экономика - Киреев А.П. - Учебник в 2-х томах
2001 488с.
- Метелев,
С. Трудовая миграция в контексте глобализации
экономики / С.Метелев // Человек и труд.
- 2006. - N 5. - С. 75-78.
- Молодикова
И.Н., Ноздрина Н.Н. Миграционные
потоки в Россию и их влияние
на территориальное распределение
населения // Проблемы прогнозирования.
- М., 1998. - Вып.6. - C.121-133.
- Неисповедимы
пути иммиграции // Российская газета,
8 октября 2005., С. 3
- Орешкин
В. Россия и международная миграция трудовых
ресурсов//МЭиМО.2004.№ 3-С.74-80
- Пергаменщик
Л.А. Психологические механизмы
адаптации мигрантов. - Минск, 1996.
- 152 с.
- Правовые
проблемы трудоустройства
и приобретения гражданства
вынужденных мигрантов на территории
РФ. М/: УРАО, 1999.
- Рахимов
Р. М. Нурмахмадов Внешняя трудовая миграция
и политика занятости// Общество и экономика.
2002. № 2. С. 131
- Сергеев
П.В. Мировая торговля как форма международных
экономических отношений [Электронный
ресурс] // 1999г. – Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/archive/sergeev_mirovaja/02.aspx, свободный.
- Современные
тенденции международной трудовой миграции
[Электронный ресурс]// Т. Лях, аспирантка
ВНИКИ, - Дата публикации:19.12.2000.URL: http://www.hrm.ru/db/hrm/42B7D7
C1F78A 129DC3256AAB004394EE/category.html
- Тюркин М.Л.
Сущность структура и перспективы совершенствования
миграционного процесса в РФ// Государство
и право. 2004.№ 9-С.97-101;
- Указ Президента
РФ «О совершенствовании государственного
управления в области миграционной политики»
от 23.02.2002 №232.
- Федеральный
закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4528-I "О беженцах"
(с изменениями от 28 июня 1997 г., 21 июля 1998
г., 7 августа, 7 ноября 2000 г., 30 июня 2003 г.,
29 июня, 22 августа 2004 г., 18 июля, 30 декабря
2006 г., 23 июля 2008 г., 28 декабря 2010 г.)
- Федеральный
закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I-ФЗ «О вынужденных
переселенцах» (с изменениями от 20 декабря
1995 г., 7 августа 2000 г., 24 декабря 2002 г., 23
декабря 2003 г., 22 августа 2004 г.
- Федеральный
закон РФ от 31 мая 2002 г. N
62-ФЗ «О гражданстве российской федерации»
Принят государственной Думой 19 апреля
2002 года. Одобрен Советом Федерации
15 мая 2002 года.
- Федеральный
закон РФ от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве
российской федерации» Принят государственной
Думой 19 апреля 2002 года. Одобрен Советом
Федерации 15 мая 2002 года
- Экимьян,
В. Трудовая миграция: кому она выгодна
/ В.Экимьян // Человек и труд. - 2007. - N 3. -
С. 87-88.
Приложение
2. Численность вынужденных переселенцев
и беженцев1) (человек) 1995-2008 гг.
1) Граждане Российской
Федерации и иностранные граждане,
получившие соответствующий официальный
статус в территориальных органах
Федеральной миграционной службы.
2) Без снятых
с учета.
3) С 1995 г. не
включены сведения о вынужденно
переселившихся в Республику
Ингушетия из Республики Северная
Осетия - Алания, а также об обратившихся
в территориальные органы ФМС
России в связи с событиями
1994-1996 гг. в Чеченской Республике
и контртеррористической операцией
в ней в 1999 г.
4) Из них 445
человек ранее постоянно проживали
на территории Афганистана, 7 человек
- на территории Руанды, 6 человек
- на территории Ирака, 4 человек
- на территории Вьетнама, по 3 человека
- на территории Бангладеша, Исламской
Республики Иран, Ливана, Сербии
и США; 2 человек - на территории
Пакистана, по 1 человеку - на территории
Демократической Республики Конго,
Палестины и Уганды.
Приложение
3. Сальдо миграции в 2008 году
положительное
(синий), отрицательное (оранжевый), близкое
к нулю (зеленый), нет данных (серый).
Приложение
4. Международная миграция по странам (человек)
2000-2009 гг.
Приложение
5. Гражданство международных мигрантов
(человек)