Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 17:22, курсовая работа
Миграция населения — это не только простое механическое передвижение людей, но и сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической и культурной жизни целых народов.
В современных условиях открытости мира, неравномерности развития стран и регионов, повышение миграционной мобильности трудовых ресурсов приобретает особенно большое значение и актуальность. Миграция оказывает большое влияние на динамику численности и структуры населения, состояние рынка труда. В регулировании состава трудовых ресурсов возрастает роль миграционной составляющей, которая более оперативно, чем инерционные процессы естественного движения населения, реагирует на управляющее воздействие.
С.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы миграции рабочей силы 6
1.1 Значение миграции в мировой экономике 18
1.2 Специфика миграции: этапы развития, экономические подходы 21
Глава 2 Анализ особенностей международной миграции трудовых ресурсов 27
2.1 Процесс миграции трудовых ресурсов в экономике России 30
2.2 Социально-экономические последствия миграции 37
2.3 Проблемы миграции трудовых ресурсов и пути их решения 44
Заключение 60
Список использованных источников 63
Приложение 1. Общие итоги миграции населения (человек) 1990-2008 гг. 66
Приложение 2. Численность вынужденных переселенцев и беженцев1) (человек) 1995-2008 гг. 67
Приложение 3. Сальдо миграции в 2008 году
Приложение 4. Международная миграция по странам (человек) 2000-2009 гг.
Приложение 5. Гражданство международных мигрантов (человек) 2002-2009 гг.
Несмотря на остающуюся культурную и территориальную близость с Россией, многие мигранты не планируют связывать с нею свою жизнь. Почти 40% мигрантов хотят жить и работать в России некоторое время (как правило, несколько лет), а затем вернуться на родину. Почти 30% приезжих рассматривают Россию как страну для периодических, как правило, непродолжительных, трудовых заездов и площадку для быстрого заработка. Кстати, трудятся мигранты действительно интенсивно. Среднее количество отработанных часов в пересчете на одного работника в месяц составляет для россиян (по данным Росстата) 141 час, а для мигрантов (по данным опроса) — 240 часов. И это при том, что среднечасовая заработная плата для одного мигранта — примерно 70 рублей, для гражданина РФ — 122 рубля.
Желающие остаться на постоянное жительство в России составляют примерно ¼ часть всего потока. Именно для этой категории иностранных граждан наиболее остро стоит вопрос не только о культурно-бытовой интеграции, но и законодательной базе, обеспечивающей стабильное, а, главное, гуманное отношение.
Известно,
что с начала 2000-х годов политика
России была направлена в сторону
временной миграции, которой отдавался
приоритет в сравнении с
Миграционная
реформа 2007 года, упростившая основные
процедуры легализации
Рис. 3 Основной итог миграционной реформы 2007г. (экспертная оценка)
Сегодня основным барьером на пути легализации мигрантов являются даже не ограничения миграционного режима, а именно теневые экономические отношения, поскольку они лишают мигрантов стимула получать необходимые разрешения, не нужные в условиях теневой занятости.
Вслед за реформой 2007 г. и в соответствии с официальным курсом на модернизацию и развитие инновационной экономики, с 1 июля 2010 г. действуют поправки в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», облегчающие режим работы и проживания для высококвалифицированных специалистов. Например, для них отменены квоты; вид на жительство такому специалисту и членам его семьи может быть выдан более чем на пять лет, и для этого не нужно год прожить в России.
Хотя некоторые меры современной миграционной политики России внушают оптимизм, но все же этих шагов пока не достаточно для нормализации положения мигрантов в РФ. Важно понять, что иностранцы перестают быть только рабочей силой, но в перспективе должны стать частью нашего общества и постоянными соседями россиян. Приезжие должны быть интегрированы в социум, а для этого необходимо формирование институциональных механизмов этого процесса, что предусматривает, в том числе, и разрушение той недружественной и просто враждебной институциональной среды, в которую попадают мигранты сразу по приезде в Россию.
Исходя
из уже проявившихся миграционных тенденций,
а также принимая во внимание внутриэкономические
и социально-экономические
Помимо проблемы внешней миграции весьма серьезно в настоящее время встала для России проблема иммиграции, преимущественно из стран ближнего зарубежья, а также из некоторых развивающихся стран Азии и Африки. В 2008 г. за пределами России проживало более 17% русских, в том исле на Украине – 11,4 млн. чел., или около 25% от численности населения. В бывших советских республиках Средней Азии и Казахстане проживают еще 10 млн. русских, около 3 млн. – в странах Балтии и Молдавии, 1,3 млн. в Белоруссии, около 800 тыс. – в Закавказье. Большинство русских в этих диаспорах хорошо интегрированы и имеют глубокие корни. Вместе с тем в ряде стран, особенно в странах Балтии и Средней Азии, рост националистических настроений может привести (и уже приводит) к оттоку русскоязычного населения. [29]
Таким образом, в каждой стране вырабатывается национальная миграционная политика. Миграционная политика государства – это комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из страны, предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, использование в стране иностранной рабочей силы, создание системы социальной защиты работников-мигрантов в период их работы за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальную защиту.
2.2 Социально-экономические последствия миграции
Следует
иметь в виду, что международная
миграция рабочей силы (как и вообще
миграция населения) – это не только
экономическое, но и сложное политическое
и социально-экономическое
О положительном влиянии процесса «утечки умов», например для экономики США, писалось немало. Достаточно сказать, что 40% из пришедших на рынок труда США в 80-х годах докторов наук в области инженерных и компьютерных дисциплин были иммигрантами; 25% преподавателей технических дисциплин в вузах - тоже иммигранты. В середине 90-х годов в США проживало более 11 млн. иммигрантов; они зарабатывали (по оценкам) 240 млрд. долларов в год, при этом они платили налоги в размере 40 млрд долларов в год. В то же время американское государство ежегодно тратит на социальное вспомоществование иммигрантам 5 млрд долларов. Ясно, что отдача от иммигрантов даже в чисто денежном выражении весьма высока для американского государства. Неизмеримо выше тот вклад, который вносят высококвалифицированные иммигранты в развитие американской науки, медицины, искусства.
С
учетом изложенного опыта, следует
относиться и к проблемам внешней
миграции в России. Прежде всего, не
надо преувеличивать вероятные масштабы
трудовой миграции из нашей страны.
Она будет ограничиваться как
административно-
Масштабы выезда на работу и постоянное место жительства учёных и инженеров составляют ежегодно около 8 тыс. (ученых – 4,5 тыс.).
Несмотря
на возможность оттока за рубеж части
наиболее квалифицированных кадров
(ученых, инженеров, врачей, квалифицированных
рабочих), поводов для паники нет.
Во-первых, несомненно, повысив свою
квалификацию и улучшив материальное
положение, многие вернутся. Для большинства
жить у себя дома гораздо естественнее
и психологически комфортнее, чем
за границей. Во-вторых, если страна переходит
к рынку и стремится к
Таким образом, обобщая разные подходы, концепции и теории, объясняющие причины международной миграции, можно выделить ряд наиболее существенных факторов:
Что
касается направления миграционных
потоков, они сравнительно устойчивы,
они зачастую пересекаются. Решающее
значение при этом имеют экономические
возможности принимающей
В международной миграции рабочей силы можно выделить пять направлений:
1) миграция
из развивающихся в
2) миграция в рамках промышленно развитых стран;
3) миграция
рабочей силы между
4) миграция
рабочей силы из бывших
5) миграция
научных работников, квалифицированных
специалистов из промышленно
развитых в развивающиеся
Для промышленно развитых стран иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда и просто нормальная повседневная жизнь. Например, во Франции эмигранты составляют 25% всех занятых в строительстве, 1/3 в автомобилестроении. В Бельгии они составляют половину всех шахтеров, в Швейцарии - 40% строительных рабочих.
В
80-е годы для развивающихся стран
Азии, Латинской Америки, отчасти
Африки (особенно ЮАР в середине
90-х годов) стала характерной «утечка
умов». В конце 80-х годов только
в США работало около 1,5 тыс. южнокорейских
специалистов, имеющих ученую степень,
что превышало численность
Привлечение интеллектуальной иммиграции для США - обычная практика. Около половины прироста численности специалистов в области математики, особенно программного обеспечения, обеспечивает импорт иностранной рабочей силы. Ведь затраты на подготовку специалистов в США в некоторых случаях достигают 600-800 тыс. долл.
Международная миграция рабочей силы, существующая в рамках промышленно развитых стран, в большей степени связана с неэкономическими факторами, чем с экономическими.
Информация о работе Миграция рабочей силы: международный аспект