Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 18:41, курсовая работа
Основу системы государственного регулирования социально-экономических процессов составляют отношения по поводу перераспределения доходов. При этом объективно существующая необходимость удовлетворения растущих потребностей в общественных товарах и услугах, с одной стороны, и ограничения, которые рынок накладывает на формы и методы государственного регулирования, с другой- приводят к тому, что существенная перераспределительная нагрузка в обществе ложится на бюджет.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА И ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………...6
1.1 Сущность государственного бюджета Республики Беларуси………………...6
1.2 Сущность государственных расходов и их структура……………………….12
2 РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ В ЭКОНОМИКЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН………………………………………………………………………………17
2.1 Понятие бюджета и государственных расходов Российской Федерации…..17
2.1.1 Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации…..17
2.1.2 Классификация расходов бюджетов Российской Федерации и их структура……………………………………………………………………………23
2.2 Понятие бюджета и государственных расходов ФРГ………………………..27
2.2.1 Сущность федерального бюджета ФРГ……………………………………..27
2.2.2 Бюджеты земель, общин и другие звенья финансовой системы ФРГ…….30
2.2.3 Структура расходов федерального бюджета ФРГ…………………………32
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………...36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………
- финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности [5, с.186].
Таким образом можно сказать, что расходы государственного бюджета- это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства, или расходных обязательств государства.
Расходная часть бюджета отличается разнообразием. В ней планируются вложения в материальное производство, социальную сферу и общегосударственные мероприятия.
2 РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ В ЭКОНОМИКЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
2.1 Понятие бюджета
и государственных расходов
Федерации
2.1.1 Бюджетное
устройство и бюджетная
Федерации
Бюджетное устройство— это организация бюджетной системы.
Структура бюджетной системы, а значит, и тип бюджетного устройства определяется типом государственного устройства. В унитарных государствах бюджетная система представлена двумя уровнями: государственным бюджетом и местными бюджетами. При этом местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет. В федеративных государствах бюджетная система включает три звена: федеральный бюджет (бюджет центрального правительства); бюджеты членов федерации (штаты, земли, провинции и т.п.); местные бюджеты. В условиях федерации местные бюджеты не включаются в бюджеты членов федерации, а расходы и доходы членов федерации не включаются в федеральный бюджет [7, с.32].
До 1 января 2006 г. бюджетная система РФ состояла из бюджетов трех уровней: федеральный бюджет; бюджеты субъектов РФ; местные бюджеты. С принятием новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 и вступлением его в действие с 1 января 2006 г. в России фактически произошел переход на четырехуровневую бюджетную систему.
Согласно статье 10 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:
- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- местные бюджеты, в том числе:
- бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
- бюджеты городских и сельских поселений [8, с.189].
Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района, образуют консолидированный бюджет муниципального района.
Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.
В свою очередь, федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ в сумме составляют консолидированный бюджет РФ.
Консолидированный бюджет РФ не утверждается законодательным органом власти. Он в большей степени используется как счетная единица для свода статистических показателей и анализа показателей бюджетной системы. На основании данных консолидированного бюджета можно судить о том, какими ресурсами располагает государство на всех уровнях государственной власти; какие территориальные образования в большей степени нуждаются в финансовой помощи, а какие выступают донорами. Данные консолидированного бюджета используются для составления проекта федерального бюджета.
Организационные принципы построения бюджетной системы связаны с рассмотрением принципов построения бюджетной системы. Бюджетная система РФ основана на следующих принципах:
Принцип единства бюджетной системы предполагает наличие единой правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, использование единых бюджетных классификаций, статистической и бюджетной информации, согласованные принципы построения бюджетного процесса. Он предполагает единый порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также санкций за нарушение бюджетного законодательства.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления [7, с.34].
Принцип самостоятельности бюджетов означает право законодательных (представительных) органов государственной власти на каждом уровне бюджетной системы:
1.самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
2.иметь собственные источники доходов бюджетов;
3.иметь законодательно закрепленные регулирующие доходы и налоги
4.самостоятельно определять направления расходования бюджетных средств;
5.определять источники финансирования дефицитов бюджетов;
6.получить компенсацию расходов, возникших в результате решений принятых вышестоящими органами власти и управления.
Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом РФ.
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов и расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов предполагает обязательность и полноту отражения всех доходов и расходов, а также расходов государственных внебюджетных фондов в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством. В соответствии с этим принципом все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РФ.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета следует исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета [9, с.334].
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны стремиться к экономному использованию бюджетных средств. Эффективность использования бюджетных средств может определяться двояко: 1) достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема средств; 2) достижение наилучшего результата с использованием определенного объема бюджетных средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Этот принцип очень похож на принцип сбалансированности, однако он имеет самостоятельное значение, ибо предполагает, что доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.
Принцип гласности предполагает:
1.обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении;
2.полноту предоставления информации о ходе исполнения бюджетов;
3.открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, главным образом по вопросам, вызывающим разногласия;
4.федеральный бюджет может содержать секретные статьи, но они должны утверждаться только в его составе.
Принцип достоверности бюджета означает надежность и достоверность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории, на основании которого разрабатываются бюджеты разных уровней, а также реалистичность расчетов доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств предполагает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением их конкретного использования.
И, наконец, взаимосвязь бюджетов, объединенных в бюджетной системе бюджетного устройства связана с системой взаимосвязи бюджетов разных уровней, которая в федеративных государствах проявляется через систему бюджетного федерализма [7, с.37].
Таким образом, бюджетное устройство— это организация бюджетной системы, которая состоит из бюджетов следующих уровней:
- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- местные бюджеты, в том числе:
- бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
- бюджеты городских и сельских поселений.
2.1.2 Классификация расходов бюджетов Российской Федерации и их структура
Формирование проектов бюджетов трудно себе представить без наличия такого важного документа, как бюджетная классификация. Именно бюджетная классификация обеспечивает единство бюджетной системы в стране, сопоставимость показателей всех уровней бюджетной системы. Бюджетная классификация составляет также основу организации бюджетного учета.
В соответствии со статьей 18 Бюджетного кодекса РФ, бюджетная классификация Российской Федерации представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы, видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов и используется для составления, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней, составления консолидированных бюджетов, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации [7, с.73].
Особо значимыми изменениями новой бюджетной классификации можно считать введение единого 20-значного кода для классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации, а также понятие «администратор бюджетных средств».
Основу первой части (с 1-го по 3-й разряды кода классификации доходов бюджетов РФ) 20-значного кода составляет кодификация администраторов бюджетных средств, соответствующая перечню главных распорядителей средств соответствующего бюджета. При этом обеспечивается идентичность указанного показателя по доходам бюджета, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета.
Вторая часть представляет собой собственно функциональную структуру (разделы, подразделы, статьи, подстатьи, виды, группы, подгруппы, элементы, программы) соответствующей бюджетной классификации.
Третьей составной частью 20-значного кода всех видов классификации является классификация операций сектора государственного управления, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249, и представляющая собой экономическую классификацию доходов, расходов и источников погашения дефицита бюджетов Российской Федерации [7, с.76].
Классификация расходов бюджетов Российской Федерации
Бюджетная классификация РФ включает также классификацию расходов, которая охватывает:
Функциональную классификацию расходов бюджетов РФ. Она представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций, решение социально-экономических задач [10, с.223].
Функциональная классификация состоит из четырех уровней и занимает 14 знаков.
Первый уровень —разделы (2 знака), которые отражают направления финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства.
Второй уровень — подразделы (2 знака). Они построены по принципу выделения подфункций, которые конкретизируют направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.
Целевые статьи (7 знаков) — образуют третий уровень функциональной классификации расходов, обеспечивающий привязку бюджетных ассигнований к конкретным направлениям деятельности субъектов бюджетного процесса, в пределах подразделов функциональной классификации.
Виды расходов (3 знака) - образуют четвертый уровень, который детализирует направления финансирования расходов бюджетов, как по целевым статьям, так и по целевым программам расходов бюджетов.