Мировая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Основу системы государственного регулирования социально-экономических процессов составляют отношения по поводу перераспределения доходов. При этом объективно существующая необходимость удовлетворения растущих потребностей в общественных товарах и услугах, с одной стороны, и ограничения, которые рынок накладывает на формы и методы государственного регулирования, с другой- приводят к тому, что существенная перераспределительная нагрузка в обществе ложится на бюджет.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА И ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………...6
1.1 Сущность государственного бюджета Республики Беларуси………………...6
1.2 Сущность государственных расходов и их структура……………………….12
2 РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ В ЭКОНОМИКЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН………………………………………………………………………………17
2.1 Понятие бюджета и государственных расходов Российской Федерации…..17
2.1.1 Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации…..17
2.1.2 Классификация расходов бюджетов Российской Федерации и их структура……………………………………………………………………………23
2.2 Понятие бюджета и государственных расходов ФРГ………………………..27
2.2.1 Сущность федерального бюджета ФРГ……………………………………..27
2.2.2 Бюджеты земель, общин и другие звенья финансовой системы ФРГ…….30
2.2.3 Структура расходов федерального бюджета ФРГ…………………………32
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………...36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………

Файлы: 1 файл

10017_отчет.docx

— 100.88 Кб (Скачать файл)

1. Налоги, влияющие на  развитие производства, спрос и  предложение на отдельные виды  услуг, товаров, работ.

2. Прямое бюджетное финансирование  общегосударственных программ, обеспечивающих  расширение общественного воспроизводства,  совершенствование его структуры,  прогресс общества. К ним относятся  крупные природоохранительные, инвестиционные  программы, приватизация, конверсия  военных заводов, развитие топливно-энергетического  комплекса, создание новых рабочих  мест на основе расширения  малого бизнеса или общегосударственных  работ, фундаментальных научных  исследований и др.

3. Субсидирование некоторых  отраслей, предприятий, хозяйств  для выравнивания экономических  условий их хозяйствования (например, сельского хозяйства, местного  транспорта, коммунального и жилищного  хозяйства и др.).

4. Выдача беспроцентных  или льготных кредитов, гарантий  для банковских ссуд (для фермерских  хозяйств, венчурных и других  малых фирм, предприятий топливного  комплекса, заводов, проводящих  конверсию, и т. п.).

5. Создание за счет  бюджетных ресурсов особых фондов  и резервов для предупреждения  диспропорций в развитии экономики,  поддержки предпринимательства  и т. д. (стабилизационный фонд, стратегические и материальные  резервы, фонд непредвиденных  расходов и др.) [3, с.36].

Для благоприятного воздействия  бюджета на общественные процессы должны быть созданы определенные предпосылки  и соблюдены основополагающие принципы рационального государственного регулирования. К таким предпосылкам можно отнести: устойчивость денежного обращения  в стране, наличие законодательных  актов, определяющих четко рамки  и содержание бюджетного процесса, обязанности, права и взаимоотношения  его участников. Важное значение имеет также научный аппарат, позволяющий реально обосновать объем и оптимальное распределение бюджетных ресурсов, рациональные формы изъятия налогов, сборов и методы финансирования расходов исходя из интересов всего общества. Такой аппарат должен базироваться на развитии научной теории в области экономических исследований, формирования и использования бюджета, а также на применении прогрессивных методов исчисления всех его статей на основе экспериментальных оценок, моделирования отдельных взаимосвязей и прогнозирования их результатов, выбора оптимальных решений.

Центральным звеном бюджетной  системы Республики Беларусь является республиканский бюджет. Он концентрирует  более половины бюджетных ресурсов государства, что определяется его  местом и ролью в финансировании мероприятий и программ, имеющих  общереспубликанское значение.

Республиканский бюджет является одним из главных гарантов целостности  государственного устройства республики как суверенного независимого государства.

Республиканский бюджет тесно  связан со всей системой местных бюджетов. Посредством перераспределения  финансовых ресурсов он способствует укреплению их доходной базы, участвует  в совместном финансировании отдельных  расходов, целевых программ.

Экономическая сущность местных  бюджетов проявляется в финансовом обеспечении деятельности местных  Советов народных депутатов. Через  местные бюджеты реализуется  государственная программа в  области социального развития, что  требует значительных материальных и финансовых ресурсов.

В целом основные черты  современного бюджета Республики Беларусь характеризуются следующим образом.

1. Бюджет остается основным  инструментом централизации значительной  части произведенного национального  дохода и перераспределения его  на общественные нужды.

2. Доходная часть бюджета  формируется в основном за  счет налогов и сборов с  юридических и физических лиц.  Она отличается множеством источников, высокой долей косвенных налогов  и высоким уровнем обложения  предприятий.

3. Расходы растут быстрее,  чем источники их покрытия, что  вызывается появлением новых  общественных затрат, связанных  с поддержанием политического  и экономического суверенитета  республики, а также социальной  ситуацией, требующей увеличения  средств на социальную защиту  населения, а также инфляционными  процессами.

4. Серьезные изменения  происходят в бюджетном устройстве  и прежде всего в бюджетной  системе Республики Беларусь, усиливается  самостоятельность всех видов  бюджетов. Но по-прежнему решающее  место в выполнении общегосударственных  экономических и социальных программ  принадлежит республиканскому бюджету.

Итак, государственный бюджет – это основной финансовый план государства, отражающий экономические  отношения по поводу формирования, распределения и использования  главного централизованного фонда  денежных средств [4, с.34].

 Таким образом, роль бюджета в национальной экономике значительна. Он является частью финансов страны, которую контролирует государство, поэтому с помощью бюджета государство способно вмешиваться в рыночные механизмы. Во-вторых, бюджет является способом аккумуляции денежных средств для крупных, глобальных экономических проблем. В-третьих, наличие бюджета позволяет решать сложные социальные проблемы (бедности, безработицы, голода, грамотности, здоровья нации и другие).

 

1.2 Сущность государственных  расходов и их структура

 

Расходы государственного бюджета  представляют собой процесс выделения  и использования финансовых ресурсов аккумулируемых в бюджетах всех уровней бюджетной системы. Основное назначение расходов обеспечить выполнение государством его внутренних и внешних функций. Расходы государства могут осуществляться в виде финансирования отдельных учреждений и мероприятий и путем предоставления ссуд и кредитов.

 Расходы государственного бюджета- это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства, или расходных обязательств государства [5, с.185].

Специфика общественного  назначения бюджетных расходов состоит  в обеспечении финансирования государственной  деятельности: экономической, управленческой, социальной и других функций государства. Структура расходов государственного бюджета, их содержание формируются  под воздействием множества факторов. Важнейшими из них являются уровень  развития производительных сил и  производственных отношений. Конкретная экономическая и социальная ситуация. Существенное влияние оказывает  финансовая политика государства, выбранные  приоритеты развития общества и методы реализации намечаемых задач. Общим  для расходов бюджетов всех стран  является их главное назначение государством его внутренних и внешних функций.

Основным видом осуществления  бюджетных расходов остается бюджетное финансирование, т.е. безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств из бюджета определенного уровня для осуществления государственной деятельности. Безвозмездность и безвозвратность финансирования являются его основными признаками, отличающими его от выделения ссуд и кредитов. Существуют различные классификации бюджетных расходов. Наиболее крупную группу представляет деление расходов на внутренние и внешние расходы государства.

По общественному  назначению расходы государства могут быть разделены на следующие группы:

Экономические расходы используются с целью государственного регулирования экономики и направлены в сферу производства. По их величине можно судить о степени  государственного вмешательства в экономические процессы. Почти во всех бюджетах предусматривается государственная поддержка нерентабельных, но имеющих социальную значимость производств: городское благоустройство, сельское хозяйство, железнодорожный транспорт, связь, угольная промышленность, традиционные виды национальных промыслов. В странах, вступивших на путь рыночных реформ, за счет данных видов расходов может осуществляться дотирование цен на социально важную продукцию, общественный транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, создание рыночной инфраструктуры и др. Большое значение имеет выделение расходов на научно- исследовательские разработки и программы [6, с.72].

Расходы на социальные нужды предусматривают в первую очередь финансирование сферы услуг: образование, здравоохранение, культуру, искусство. Важное значение имеет проводимая государством социальная политика, финансирование социальных учреждений и программ, выделение социальной помощи малоимущим и нетрудоспособным слоям населения. Расходы бюджета на социальные нужды имеют не только социальное, но и экономическое значение, так как представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы, обеспечивают физическое и духовное здоровье нации и служат вложениями в человеческий капитал.

 Расходы на управление обеспечивают основную функцию государства- управление и предусматривает обеспечение содержания органов государственного и муниципального управления, правопорядка, судебной власти. Большое значение уделяется расходам на содержание и обслуживание внутреннего и внешнего государственного долга. Он возникает при использовании государственных обязательств для покрытия бюджетного дефицита за счет внешних и внутренних источников финансирования.

Военные расходы включают расходы на национальную оборону и относятся к важнейшим государственным расходам, создающим национальную и государственную безопасность. К ним относят расходы на содержание армии, научно-исследовательские разработки в области обороны, создание и закупку военной техники и другие расходы, прямо или косвенно обеспечивающие военную мощь государства.

Расходы на внешнеэкономическую  деятельность предусматривают осуществление мероприятий и финансирование программ по межгосударственному сотрудничеству: содержание дипломатических представительств, консульств, участие в международных общественных организациях, выставках, прочих международных мероприятиях, культурных и научных связях. К внешнеэкономическим расходам также можно отнести государственную поддержку экспортеров и расходы по финансированию внешнеторговых мероприятий.

Расходы на создание государственных запасов и резервов создаются на случай непредвиденных обстоятельств, стихийных и военных бедствий, являются обязательной статьей расходов государственного бюджета [6, с.73].

Как и доходы, расходы  бюджета могут быть классифицированы по различным критериям.

По экономическому содержанию расходы бюджета делятся на:

Капитальные расходы  бюджетов- это часть расходов бюджетов, связанных с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности. Капитальные расходы обеспечивают покрытие инновационных и инвестиционных расходов: произведение  капитального ремонта, закупку оборудования, техническим перевооружением и др.

Текущие расходы- это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее финансирование органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.

Резервные фонды- это денежные средства, входящие в состав расходной части бюджета и расходуемые на финансирование непредвиденных расходов. Их размер не может превышать установленных нормативов.

По юридическим  видам расходы бюджета могут быть расходами на:

- содержание бюджетных учреждений;

- оплату товаров и услуг, выполняемых по государственным контрактам;

- обязательные выплаты, или трансферты, населению в виде пенсий, пособий,   стипендий и других видов социальных выплат;

- межбюджетные выплаты или трансферты;

- выдачу (предоставление) кредитов;

- обслуживание ранее взятых долговых обязательств (возврат ранее полученных  кредитов);

- другие цели.

По функциональному  назначению расходы бюджета делятся на следующие основные группы:

- государственное управление;

- оборона;

- правоохранительная деятельность;

- национальная экономика (промышленность и энергетика, сельское и лесное хозяйство, рыболовство, транспорт и связь и др. отрасли);

- жилищно-коммунальное хозяйство;

- охрана окружающей среды;

- социально-культурные мероприятия (образование, наука, здравоохранение, спорт, социальное страхование и обеспечение);

- финансовая помощь нижестоящим бюджетам;

- обслуживание государственного долга;

- резервные фонды;

- другие расходы.

Установлен перечень защищенных расходов по отдельным статьям республиканского бюджета Республики Беларусь:

- заработная плата;

- начисления на заработную плату;

- трансферты населению (стипендии, пенсии, пособия, безналичные жилищные субсидии на удешевление коммунальных услуг и другие выплаты населению в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь);

- продукты питания;

- медикаменты и перевязочные средства;

- проценты по государственному долгу;

- погашение государственного долга;

- оплата услуг научно-исследовательских организаций;

- возмещение затрат по оказанию жилищно-коммунальных услуг населению;

Информация о работе Мировая экономика