Мировая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Основу системы государственного регулирования социально-экономических процессов составляют отношения по поводу перераспределения доходов. При этом объективно существующая необходимость удовлетворения растущих потребностей в общественных товарах и услугах, с одной стороны, и ограничения, которые рынок накладывает на формы и методы государственного регулирования, с другой- приводят к тому, что существенная перераспределительная нагрузка в обществе ложится на бюджет.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА И ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………...6
1.1 Сущность государственного бюджета Республики Беларуси………………...6
1.2 Сущность государственных расходов и их структура……………………….12
2 РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ В ЭКОНОМИКЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН………………………………………………………………………………17
2.1 Понятие бюджета и государственных расходов Российской Федерации…..17
2.1.1 Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации…..17
2.1.2 Классификация расходов бюджетов Российской Федерации и их структура……………………………………………………………………………23
2.2 Понятие бюджета и государственных расходов ФРГ………………………..27
2.2.1 Сущность федерального бюджета ФРГ……………………………………..27
2.2.2 Бюджеты земель, общин и другие звенья финансовой системы ФРГ…….30
2.2.3 Структура расходов федерального бюджета ФРГ…………………………32
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………...36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………

Файлы: 1 файл

10017_отчет.docx

— 100.88 Кб (Скачать файл)

 

2.2.3 Структура  расходов федерального бюджета

 

          Бюджет выступает главным звеном  финансовой системы Германии. Его  структура и бюджетный процесс  соответствует федеративному характеру  государственного строя. В госбюджет  включаются доходы и расходы  трех уровней административного управления- федерации (центральный бюджет), земель (региональные бюджеты) и общин (местные бюджеты). Сводный (консолидированный) госбюджет получается путем сложения доходов и расходов бюджетов трех уровней за вычетом межбюджетных трансфертов (субсидий, дотаций).

Бюджетная политика ФРГ подчиняется  общим целям экономической политики и опирается на отлаженный в послевоенный период механизм ее реализации, на богатый  арсенал средств и методов  формирования расходных статей госбюджета [13, с.45].

Удельный вес расходов федерального правительства в ВВП  остается на протяжении многих лет  сравнительно стабильным: от 13% в повышающихся фазах циклов до 15% в годы кризисов. Такие незначительные колебания  обусловлены законодательно установленной  границей кредитной базы финансирования расходов, допускаемых за счет привлечения  дополнительных займов (эмиссия казначейских векселей и облигаций). Конституция  ФРГ ограничивает ежегодные кредитные  заимствования федерации величиной  инвестиционных расходов бюджета.

Структура расходов федерального бюджета отражает функции, выполняемые  федеральным правительством. Это  прежде всего: все военные расходы; расходы на внешние отношения; основная часть социальных затрат; расходы на финансовое содействие (субсидирование, льготное кредитование или прямое финансирование) отдельных отраслей экономики ФРГ производств и регионов; расходы на науку и образование; расходы, связанные с содержанием административного аппарата.

Одно из важных мест в  системе государственного регулирования  принадлежит бюджетным расходам на экономику (затраты на жилищное строительство, коммунальное хозяйство, энергетику, добывающую и обрабатывающую промышленность, связь, транспорт и сельское хозяйство). Из них 90% идет на финансирование производственной инфраструктуры:

-строительство и поддержание  дорог, портов, аэродромов; финансирование федеральной железной дороги и почты.

Финансирование  научно-технических программ осуществляется через министерство исследований и технологий. Проекты министерства утверждаются в бундестаге, предварительно проходя экспертизу в парламентской комиссии по научным исследованиям и технике. Доля расходов бюджета на науку и образование невелика по сравнению с социальными выплатами, субсидиями на экономику и затратами на управление. Основной упор в финансировании НИОКР делается на частный сектор [13, с.47].

Финансирование  социальных затрат. Одна из целей бюджетной политики- смягчение социального неравенства в обществе. Решается она как характером налогообложения, так и трансфертами из бюджета семьям с детьми и нуждающимся группам населения.

Собранные в госбюджете средства распределяются по различным сферам, обеспечивая функционирование всех аспектов общественной системы. При  формировании бюджетных расходов важным параметром является их структура, как  функциональная, по отраслям экономики, так и народно-хозяйственная –удельные  веса блоков расходов в текущих и  капитальных расходах. Поскольку  бюджет выступает материальной базой  государственного регулирования, то особое значение имеют не традиционные узаконенные  конституцией статьи расходов, удовлетворяющие  общественные потребности, а те, которые  индуцируют хозяйственную активность частного бизнеса. Это прежде всего капитальные расходы госбюджета: финансирование государственных капиталовложений; инвестиционные кредиты и субсидии экономике, т.е. те расходы, на которые идут «сбережения» госбюджета (его денежные накопления как разница между доходами бюджета и текущими расходами) или средства, полученные путем дефицитного финансирования [12, с.81].

Таким образом, государственный  бюджет- это не только наука, но и  сложный инструментарий воздействия  на экономику страны и на определенные хозяйственные процессы. Регулирующий аспект бюджетной политики ФРГ играет весьма важную роль. Бюджет активно используется для воздействия на производство и прежде всего на инвестиционный процесс.

С помощью налоговой и  амортизационной политики государство  оказывает массированное влияние  на накопление капитала в частном  секторе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ  ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ  РАСХОДОВ  В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Изменение условий хозяйствования, вызванное повышением цен на поставляемые  Беларусь энергоносители, не могло  не оказать серьезного влияния на исполнение бюджета страны в 2010 году. Новые экономические реалии потребовали от правительства, Министерства финансов комплексной, напряженной работы, направленной на то, чтобы не допустить снижения государственных доходов, упорядочив при этом расходы.

Оценивая в целом результаты исполнения бюджетов всех уровней в 2010 году, а также состояние государственных финансов и уровень экономической безопасности страны, можно с уверенностью сказать, что налогово-бюджетная политика, которая реализовывается в Беларуси, оправдывает себя.

Обеспечивается своевременное  финансирование расходов, проводится кропотливая работа по привлечению  внутренних и внешних займов, многое делается в вопросах совершенствования  методологии финансов, перестройки  механизмов исполнения бюджета. Кроме  того, субъектам хозяйствования реального  сектора оказывается прямая бюджетная  поддержка, что в комплексе с  другими мерами способствует экономическому развитию республики.

Наибольший удельный вес  составляют расходы, направленные на решение социальных задач. Так, в 2010 году на эти цели было выделено почти 25 трлн. Рублей, или 53% общих расходов консолидированного бюджета [18, с.25].

Выделение таких средств  позволило обеспечить текущее содержание учреждений социальной сферы и укрепление их материальной базы, направить значительные ресурсы на улучшение благосостояния населения, повышение заработной платы, стипендий, пенсий и пособий, выполнение государственных программ, направленных на улучшение демографической ситуации в республике.

Средняя заработная плата  работников бюджетной сферы в декабре 2010 года составила 709,3 тыс. рублей, что эквивалентно 329,4 доллара. Повышены стипендии учащейся молодежи на 8%, что позволило довести их размер в среднем до 120,0 тыс. рублей в высших учебных заведениях и 90,0 тыс. рублей в средних специальных. Пенсии по возрасту выросли на 17,9% составив в среднем за месяц 305,3 тыс. рублей [19, с.29].

В 2011 году расходы государственного бюджета также носят ярко выраженную социальную направленность. В Республике Беларусь продолжается целенаправленная политика по повышению роста реального содержания денежных доходов населения и заработной платы, снижению дифференциации уровней доходов и малообеспеченности.

В 2011 году сохраняется тенденции высоких темпов роста денежных доходов населения: за пять месяцев 2011 г. они увеличились по сравнению с соответствующим периодом 2010 г. на 27% и составили 27,9 трлн руб., рост реальных денежных доходов населения должен составить 109-110%. Вместе с тем, по оценке. Ожидается перевыполнение данного показателя- рост реальных денежных доходов населения на 2011 г. достигнет 112%. Среднемесячные денежные доходы на душу населения в январе-мае 2008 г. составили 576,5 тыс. руб. (на 11,8% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года) и превысили минимальный потребительский бюджет в 1,8, бюджет прожиточного минимума- в 2,8 раза [19, с.23]. Положительная динамика показателей доходов населения в последние годы отражает процесс восстановления уровня жизни, снизившегося в годы трансформационных преобразований. Наибольший рост доходов населения обеспечен за счет повышения оплаты труда и увеличения размеров социальных трансфертов, доля которых в структуре денежных доходов в январе-мае 201 г. составила соответственно 58 и 21,3%. Однако следует отметить, что наметилось их незначительное снижение в структуре денежных доходов: доля оплаты труда в общей сумме денежных доходов населения по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года снизилась на 1п.п., доля трансфертов населению- на 0,1 п.п. Рост денежных доходов сопровождался снижением уровня малообеспеченности. Доля населения со среднедушевными располагаемыми ресурсами ниже бюджета прожиточного минимума в 1 квартале текущего года составила 7,3%, что ниже аналогичного за 2010 г. на 0,4 п.п. Вместе с тем в группе наименее обеспеченных граждан по-прежнему остаются семьи с детьми, жители сельской местности и малых городских поселений.

 Номинальная начисленная  среднемесячная заработная плата  работников в Республике Беларусь в январе-мае 2011 г. увеличилась в сравнении с соответствующим периодом предыдущего года на 23,4% и составила 802,4 тыс. руб. В бюджетном секторе экономики темпы роста заработной платы были ниже и составили 114,6% по отношению к январю-маю 2010 г. В анализируемом периоде номинальная заработная плата работников в ряде важнейших отраслей была значительно ниже среднереспубликанских значений: в сельском хозяйстве – на 37,6%; в социальном обеспечении- на 34,2; образовании- на 22: в здравоохранении- на 20%. В  то же время в таких отраслях, как банковский сектор, управление, наука, строительство и промышленность в целом заработная плата превышала среденереспубликанский уровень [19, с.24].

Реальная заработная плата  в среднем по республике увеличилась за январь-май 2011 г. к соответствующему периоду 2010 г. на 8,3%. Имеются все предпосылки выполнения прогнозного значения роста реальной заработной платы в 2011 г.-109,5% [19, с.24].

Наряду с ярко выраженной социальной направленностью государственный  бюджет принимает активное участие  в реализации экономической политики государства.

Так, в 2010 году значительные средства были выделены  на финансирование Государственной программы возрождения и развития села. Фактически на выполнение мероприятий данной программы в 2010 году было использовано 7,5 трлн. рублей бюджетных средств, что на 25% больше, чем предусматривалось первоначально. В том числе на развитие социальной сферы села было направлено 3,1 трлн. рублей, агропромышленного комплекса- 4,4 трлн. рублей [18, с.26].

 Государственная поддержка,  оказанная юридическим лицам,  оценивается в сумме около  2 трлн. рублей. В частности, в течение  года по решению президента  страны ряд предприятий и организаций  были освобождены от уплаты  налогов на общую сумму 632 млрд. рублей. Финансовая помощь, оказанная  из республиканского бюджета  субъектам хозяйствования, составила  165 млрд. рублей.

Кроме того, предприятиям и  организациям предоставлены налоговые  кредиты, отсрочки, рассрочки уплаты платежей в бюджет на сумму 52 млрд. рублей.

На уровне местных бюджетов налоговые освобождения, объемы бюджетных  ссуд и займов составили около 550 млрд. рублей [18, с.26].

На необходимом уровне осуществляется финансирование расходов на жилищное строительство, расходов, связанных с ликвидацией последствий  аварии на Чернобыльской АЭС, а также  на научную, научно-техническую и  инновационную деятельность. Значительные средства направляются на реализацию государственных программ.

В целом государственные  программы, предусмотренные в законе о бюджете на 2011 год, профинансированы в сумме 5,8 трлн. рублей, или 98,7% годового плана. Государственные заказчики в основном осваивают выделенные на финансирование программ бюджетные ассигнования. Вместе с тем по отдельным программам уровень исполнения плана ниже среднего.

Государственная инвестиционная программа в 2011 году профинансирована в сумму около 1,5 трлн.рублей, или 99,9% плана. За год из 546 объектов инвестиционной программы введено в эксплуатацию 232 объекта (включая пусковые комплексы).

Кроме того, в течение 2011 года из республиканского бюджета оказывалась финансовая помощь бюджетам регионов, которая в итоге составила около 6 трлн. рублей, или 99,5% годового плана. В том числе из фонда финансовой поддержки административно- территориальных единиц выделено 3,9 трлн. рублей, или 100% годового плана.

Подводя итоги исполнения бюджета в 2011 году отметим, что, несмотря на положительные результаты, достигнутые не только Министерством финансов, но, главное всей экономикой Беларуси, успокаиваться никак нельзя. Перед республиканским бюджетом стоит еще достаточно много проблем, от своевременности решения которых зависит успешное выполнение бюджетных показателей.

Бюджет 2012 года сформирован и утвержден в соответствии с целями и задачами Программы социально-экономического развития страны на 2011-2015 годы и обеспечивает преемственность направлений бюджетной политики. Его характерной чертой является еще более активное участие в реализации поставленных перед экономикой задач.

Как известно, в рамках осуществления  Программы инновационного развития на 2011-2015 годы запланировано создание 100 новых предприятий, 386 современных производств [7].Программой развития регионов, малых и средних городских поселений на 2011-2015 годы предусматривается реализация около 100 инвестиционных проектов в 187 малых и средних городах. Программа возрождения села на 2011-2015 годы направлена на его приоритетное социально-экономическое развитие, повышение эффективности работы агропромышленного комплекса [6]. В реализации этих планов бюджет 2008 года призван сыграть немаловажную роль.

Существенным источником дополнительных инвестиций в развитие белорусских субъектов хозяйствования должны стать средства в общей  сумме около 1 трлн. рублей, которые  остаются в распоряжении предприятий  в результате принятых мер по упрощению  и совершенствованию системы  налогообложения, а также снижению уровня налоговой нагрузки. В частности, отменен один из «оборотных» налогов- налог с пользователей автомобильных  дорог. При этом в расходах сохраняется  формирование государственного целевого дорожного бюджетного фонда. Отменены местные сборы с пользователей по трем объектам обложения (за осуществление торговли, строительства объектов на территории соответствующих административно-территориальных единиц и размещение наружной рекламы на иностранном языке). Также отменены отчисления в государственный целевой бюджетный фонд развития строительной науки. Реализуется система мер по упрощению взимания налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, экологического и подоходного налогов, госпошлины и арендной платы за землю.

Информация о работе Мировая экономика