Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 13:05, курсовая работа
Целью работы является исследование международного рынка услуг в сфере внешнеэкономического регулирования и теоретической литературы по мировой экономике, для анализа вопроса о международной торговле услугами.
Исходя из поставленной цели работы ставились следующие задачи:
Рассмотреть сущность ,факторы и структуру международного рынка услуг;
Проанализировать основные виды услуг востребованных на международном рынке;
Изучить вопрос о перспективах развития международного рынка услуг в Республике Беларусь.
Введение …………………………………………………………………………………….
1.Основные аспекты международного рынка услуг………………………………………
1.1.Экономическая сущность, факторы воздействия на рынок услуг……………….
1.2.Динамика и структура рынка услуг………………………………………………...
1.3.Особенности регулирования международного рынка услуг……………………..
1.4.Глобализация услуг. Современные тенденции развития рынка услуг…………
2.Основные виды услуг, востребованные на международном рынке…………………...
2.1.Туристические услуги……………………………………………………………….
2.2.Транспортные услуги………………………………………………………………..
2.3.Банковские и иные финансовые услуги……………………………………………
3.Перспективы развития международного рынка услуг в Республике Беларусь……….
Заключение…………………………………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………………………………
На мировом рынке услуг преобладают развитые страны. На них приходится около 70% мирового экспорта и примерно такая же доля мирового импорта услуг.
Доля стран с переходной экономикой в мировом экспорте услуг составляет около 4%.Эти страны располагают значительными возможностями для развития туризма, транзита, морских перевозок, инженерно-консультационных и строительных услуг.
Инженерно-технические услуги - это комплекс услуг коммерческого характера по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, обслуживанию строительства и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных и других объектов. Объектами инжиниринга в первую очередь являются вновь разрабатываемые проекты. Среди сделок типа купли-продажи услуг видное место занимают арендные отношения. Международная аренда - это сдача внаем машин и оборудования иностранному контрагенту. Этот процесс представляет собой одну из форм кредитования экспорта без передачи права собственности на товар арендатору.
К сделкам по купле-продаже услуг относятся и туристические услуги. В настоящее время международный туризм получил широкое распространение и стал высокодоходной отраслью экономик многих стран мира.
Услуги, поступающие на внешний рынок, образуют мировой рынок услуг. Он в свою очередь состоит из ряда более узких рынков: лицензий и ноу-хау, инжиниринговых услуг, услуг транспорта и связи, туристических услуг и др.
В основе мирового рынка услуг лежит такая важнейшая часть мирового хозяйства, как сфера услуг, удельный вес которой в экономике ведущих стран Запада превышает удельный вес сферы материального производства.
Международная торговля услугами, в отличие от торговли товарами, где велика роль торгового посредничества, основана на прямых контактах между производителями и потребителями.
Можно структурировать все отличия товара и услуги в таблице «Отличия товара и услуг в международной торговле»
Отличия товара и услуг в международной торговле
Отличительные параметры |
Товар |
Услуга |
Перемещение через таможенную границу |
Обязательно |
Не обязательно |
Таможенный контроль |
Проходят |
Не проходят |
Область регулирования |
На границе |
Внутри страны в соответствии с положениями внутреннего законодательства |
Правовая государственная защищенность от иностранной конкуренции |
Хуже защищена сфера материального производства и торговли товарами |
Лучше защищен рынок услуг |
Унификация подхода к регулированию ввоза и вывоза |
Проще |
Сложнее |
Степень однородности для проведения классификаций |
В общей степени однороден |
Неоднородны отсюда трудности классификации |
Роль посредников |
Может быть существенной |
Уменьшается, так как услуги базируются на прямых контактах производителя и потребителя |
Могут являться предметом торговли |
Все товары |
Исключаются услуги, поступающие в личное потребление |
Международная торговля услугами тесно взаимосвязана с торговлей товарами и во все большей степени влияет на нее. Также тесно сопрягается с международным движением капитала и перемещением рабочей силы.
Причины, стимулирующие быстрый рост мирового рынка услуг, следующие:
На современном этапе международная торговля услугами характеризуется следующими особенностями:
Термин «международная торговля услугами» охватывает международный обмен многими видами услуг, каждая из которых обладает конкретными особенностями.
Рассмотрим мировую торговлю услугами по категориям в таблице «Мировая торговля услугами по категориям»
Мировая торговля услугами по категориям
Объем, млрд.долл. США |
Доля от общего объема услуг, % | |||||
2010 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Экспорт | ||||||
Всего коммерческие услуги |
3350 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Транспортные услуги |
700 |
23,4 |
23,3 |
22,9 |
23,7 |
20,9 |
Поездки |
870 |
32,1 |
27,7 |
25,7 |
25,1 |
26,0 |
Другие коммерческие услуги |
1780 |
44,5 |
49,0 |
51,4 |
51,1 |
53,1 |
Импорт | ||||||
Всего коммерческие услуги |
3145 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Транспортные услуги |
835 |
28,7 |
29,1 |
29,0 |
30,0 |
26,6 |
Поездки |
790 |
29,8 |
27,1 |
25,6 |
24,4 |
25,1 |
Другие коммерческие услуги |
1520 |
41,5 |
43,8 |
45,4 |
45,5 |
48,3 |
Источник: данные ВТО 2006-2010гг. |
Мировая статистика свидетельствует о том, что мировая торговля услугами является одним из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства, что видно из данных таблицы
1.2.Динамика и структура рынка услуг
Динамика сферы услуг складывалась при довольно заметных отраслевых различиях в ее темпах, что порождало непрерывные изменения в общей структуре, заметно ускорившиеся в последней четверти прошлого века. По темпам роста во всех странах устойчиво лидирует комплекс деловых и профессиональных услуг, представленный службами маркетинга, рекламы, менеджмента, лизинга, научных исследований, а также информационно-компьютерными, консультационными, аудиторско-бухгалтерскими услугами и т.д. Быстрее всего растут объемы информационно-компьютерных услуг, использование которых ускоряет процессы информатизации и компьютеризации хозяйства. Стремительно прогрессируют и консультационные услуги по разработке и предоставлению фирмам научных решений в виде информации, экспертизы, рекомендаций по самым разным аспектам бизнеса- производственным, финансовым, управленческим. В последние годы консультанты все чаще непосредственно участвуют по контрактам в управлении фирмами или их подразделениями, в маркетинговых исследованиях, программах повышения эффективности. В число лидеров по динамическим показателям входит и ряд очень популярных в предпринимательской среде нетехнических видов бизнес- услуг -по подбору персонала, связям с общественностью, поддержанию на фирмах нормального психологического и социального климата.
К быстрорастущему ядру
Долгое время услуги, согласно Международной стандартной классификации, принятой ООН, относились к "неторгуемым" товарам, т.е. товарам, которые потребляются в той же стране, где они и производятся. По мере развития НТП, интернационализации хозяйственной жизни часть услуг была вовлечена в мирохозяйственный оборот и появился термин "торгуемые услуги", которые по рекомендации МВФ отражаются в платежном балансе страны.
В настоящее время насчитывается более 600 видов мировых услуг, которые охватывают сферы деятельности, в том числе:
Экспорт услуг оценивался в 51,3 млрд. долларов, или на 30% выше показателя предыдущего года. Положительная динамика, как и годом ранее, наблюдалась во всех без исключения отраслях.
Высокие темпы роста сохранили международные операции, связанные с поездками: экспорт услуг по данной статье вырос на 24% .
Из диаграммы видно, что несколько замедлился относительно предыдущего года прирост объема оказанных услуг связи (17%), лицензионных платежей (14%), а также финансовых услуг (12%).
Структура услуг, предоставленных внешним потребителям, стала более диверсифицированной. Если в 2003 году на долю операций, не относящихся к транспорту и поездкам, приходилось 28% совокупного экспорта, то в 2006 году – уже 41%, а в 2010 году этот показатель составил 47%.
Импорт услуг по сравнению с 2008 годом увеличился на 29% до 76,4 млрд. долларов США. При этом высокие темпы прироста зарегистрированы по всем категориям.
Структура импорта услуг.
Видно, что доминирующее положение в импорте сохранили услуги, оказываемые гражданам во время их пребывания на территории иностранных государств, регистрируемые в платежном балансе по статье «Поездки». Расходы по этой статье достигли 24,9 млрд. долларов США, что на 12% выше показателя предыдущего года. Наряду с этим удельный вес данной категории услуг продолжал снижаться: если в 2001-2005 годах он достигал 45-48%, то в 2006 году уменьшился до 41%, а в 2010 году – до 33%.
Географическая структура торговли услугами складывалась следующим образом:
Структура мирового экспорта услуг 2010 г. (в % к итогу).
Структура мирового импорта 2010 г. (в % к итогу).
Можно сделать вывод, что объем услуг, оказанных странам дальнего зарубежья, увеличившись на 28% относительно 2008 года, приблизился к 40,1 млрд. долларов, что составило 78% совокупного экспорта. Свыше половины операций приходилось на страны Европейского Союза (20,7 млрд. долларов), традиционно крупными потребителями услуг оставались также страны АТЭС (7,1 млрд. долларов).
Глобализация мировой экономики, включая валютно-финансовую сферу, научно-техническая революция привлекли внимание к такому феномену, как международная торговля услугами. Долгое время предоставление услуг воспринималось как нечто сопутствующее традиционной торговле товарами. Однако национальные исследования, появившиеся в ряде стран в начале 80-х годов, однозначно свидетельствовали о возрастающей самостоятельной роли сферы услуг в экономике (телекоммуникации, банковское и страховое дело, перевозки, туризм) и ее значительном экспортном потенциале. По оценкам, в настоящее время в стоимостном выражении около 20% мировой торговли и 60% производства приходится на сферу услуг. Между тем отсутствие общепризнанных правил в международной торговле услугами привело к значительному разнобою в национальных нормативных документах, системах статистической отчетности, в количественных и качественных оценках и др. Все это, очевидно, стало тормозом на пути международного обмена услугами. Поэтому безусловно понадобилось создание ГАТС, вступившего в силу 1 января 1995года.
ГАТС -
второе главное приложение к
Соглашению об образовании ВТО,
содержащее важнейшие принципы,
которые составляют основу
ГАТС состоит из 3 блоков, содержит 35 статей, объединенных в 6 разделов, и 4 приложения.
В первом
блоке излагаются взаимные
Второй
и третий блоки содержат
Информация о работе Мировой рынок услуг: тенденции развития и формы регулирования