Мировой рынок услуг: тенденции развития и формы регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 13:05, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование международного рынка услуг в сфере внешнеэкономического регулирования и теоретической литературы по мировой экономике, для анализа вопроса о международной торговле услугами.
Исходя из поставленной цели работы ставились следующие задачи:
Рассмотреть сущность ,факторы и структуру международного рынка услуг;
Проанализировать основные виды услуг востребованных на международном рынке;
Изучить вопрос о перспективах развития международного рынка услуг в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………………….

1.Основные аспекты международного рынка услуг………………………………………

1.1.Экономическая сущность, факторы воздействия на рынок услуг……………….

1.2.Динамика и структура рынка услуг………………………………………………...

1.3.Особенности регулирования международного рынка услуг……………………..

1.4.Глобализация услуг. Современные тенденции развития рынка услуг…………

2.Основные виды услуг, востребованные на международном рынке…………………...

2.1.Туристические услуги……………………………………………………………….

2.2.Транспортные услуги………………………………………………………………..

2.3.Банковские и иные финансовые услуги……………………………………………

3.Перспективы развития международного рынка услуг в Республике Беларусь……….

Заключение…………………………………………………………………………………..

Список использованной литературы………………………………………………………

Файлы: 1 файл

MOYa_KURSOVAYa.doc

— 461.50 Кб (Скачать файл)

       На мировом рынке услуг преобладают развитые страны. На них приходится около 70% мирового экспорта и примерно такая же доля мирового импорта услуг.

Доля стран с переходной экономикой в мировом экспорте услуг составляет около 4%.Эти страны располагают значительными возможностями для развития туризма, транзита, морских перевозок, инженерно-консультационных и строительных услуг.

       Инженерно-технические услуги - это комплекс услуг коммерческого характера по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, обслуживанию строительства и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных и других объектов. Объектами инжиниринга в первую очередь являются вновь разрабатываемые проекты. Среди сделок типа купли-продажи услуг видное место занимают арендные отношения. Международная аренда - это сдача внаем машин и оборудования иностранному контрагенту. Этот процесс представляет собой одну из форм кредитования экспорта без передачи права собственности на товар арендатору.

       К сделкам по купле-продаже услуг относятся и туристические услуги. В настоящее время международный туризм получил широкое распространение и стал высокодоходной отраслью экономик многих стран мира.

       Услуги, поступающие на внешний рынок, образуют мировой рынок услуг. Он в свою очередь состоит из ряда более узких рынков: лицензий и ноу-хау, инжиниринговых услуг, услуг транспорта и связи, туристических услуг и др.

       В основе мирового рынка услуг лежит такая важнейшая часть мирового хозяйства, как сфера услуг, удельный вес которой в экономике ведущих стран Запада превышает удельный вес сферы материального производства.

       Международная торговля услугами, в отличие от торговли товарами, где велика роль торгового посредничества, основана на прямых контактах между производителями и потребителями.

       Можно структурировать все отличия товара и услуги в таблице «Отличия товара и услуг в международной торговле»

 

Отличия товара и услуг в международной торговле

Отличительные параметры

Товар

Услуга

Перемещение через таможенную границу

Обязательно

Не обязательно

Таможенный контроль

Проходят

Не проходят

Область регулирования

На границе

Внутри страны в соответствии с положениями внутреннего законодательства

Правовая государственная защищенность от иностранной конкуренции

Хуже защищена сфера материального производства и торговли товарами

Лучше защищен рынок услуг

Унификация подхода к регулированию ввоза и вывоза

Проще

Сложнее

Степень однородности для проведения классификаций

В общей степени однороден

Неоднородны отсюда трудности классификации

Роль посредников

Может быть существенной

Уменьшается, так как услуги базируются на прямых контактах производителя и потребителя

Могут являться предметом торговли

Все товары

Исключаются услуги, поступающие в личное потребление


      

      Международная торговля услугами тесно взаимосвязана с торговлей товарами и во все большей степени влияет на нее. Также тесно сопрягается с международным движением капитала и перемещением рабочей силы.

     Причины, стимулирующие быстрый рост мирового рынка услуг, следующие:

  • высокий уровень жизни, повышающие спрос на услуги;
  • развитие всех видов транспорта, стимулирующих международную мобильность, как предпринимателей, так и населения;
  • новые формы связи, позволяющие заменить личные контакты продавцов и покупателей;
  • ускорившийся процесс расширения и углубления международного разделения труда, ведущий к образованию новых видов деятельности, прежде всего, в непроизводственной сфере.

       На современном этапе международная торговля услугами характеризуется следующими особенностями:

  • снизилась доля фрахта и других транспортных услуг, что связано с уменьшением удельного веса сырья в международной торговле;
  • увеличивается доля туризма в экспорте услуг, что обусловлено ростом доходов населения, совершенствованием средств транспорта, развитием инфраструктуры туризма;
  • наиболее динамично развивающимся сегментом мирового рынка услуг стал сегмент «особые частные услуги», в состав которого входят финансовые и разнообразные бизнеc-услуги;
  • происходит сокращение доли официальных или правительственных услуг;

       Термин «международная торговля услугами» охватывает международный обмен многими видами услуг, каждая из которых обладает конкретными особенностями.

       Рассмотрим мировую торговлю услугами по категориям в таблице «Мировая торговля услугами по категориям»

 

Мировая торговля услугами по категориям

 

Объем, млрд.долл. США

Доля от общего объема услуг, %

 

2010

2006

2007

2008

2009

2010

Экспорт

Всего коммерческие услуги

3350

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Транспортные услуги

700

23,4

23,3

22,9

23,7

20,9

Поездки

870

32,1

27,7

25,7

25,1

26,0

Другие коммерческие услуги

1780

44,5

49,0

51,4

51,1

53,1

Импорт

Всего коммерческие услуги

3145

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Транспортные услуги

835

28,7

29,1

29,0

30,0

26,6

Поездки

790

29,8

27,1

25,6

24,4

25,1

Другие коммерческие услуги

1520

41,5

43,8

45,4

45,5

48,3

Источник: данные ВТО 2006-2010гг.


 

Мировая статистика свидетельствует о том, что мировая торговля услугами является одним из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства, что видно из данных таблицы

                       

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Динамика и структура рынка услуг

       Динамика сферы услуг складывалась при довольно заметных отраслевых различиях в ее темпах, что порождало непрерывные изменения в общей структуре, заметно ускорившиеся в последней четверти прошлого века. По темпам роста во всех странах устойчиво лидирует комплекс деловых и профессиональных услуг, представленный службами маркетинга, рекламы, менеджмента, лизинга, научных исследований, а также информационно-компьютерными, консультационными, аудиторско-бухгалтерскими услугами и т.д. Быстрее всего растут объемы информационно-компьютерных услуг, использование которых ускоряет процессы информатизации и компьютеризации хозяйства. Стремительно прогрессируют и консультационные услуги по разработке и предоставлению фирмам научных решений в виде информации, экспертизы, рекомендаций по самым разным аспектам бизнеса- производственным, финансовым, управленческим. В последние годы консультанты все чаще непосредственно участвуют по контрактам в управлении фирмами или их подразделениями, в маркетинговых исследованиях, программах повышения эффективности. В число лидеров по динамическим показателям входит и ряд очень популярных в предпринимательской среде нетехнических видов бизнес- услуг -по подбору персонала, связям с общественностью, поддержанию на фирмах нормального психологического и социального климата.

       К быстрорастущему ядру рассматриваемой  сферы относятся также услуги  телекоммуникаций и кредитно-финансовых учреждений. Опираясь на новые технологии и результаты либерализации рынков, эти отрасли вышли в последние десятилетия на новый виток развития и ныне играют решающую роль в технологическом прогрессе общества и глобализации экономики. Сравнительно высокие темпы роста отличают группу социальных услуг. Здесь лидирует обслуживание категорий населения, нуждающихся в посторонней поддержке и помощи (инвалиды, престарелые, неблагополучные семьи), но по объемам услуг эта отрасль серьезно уступает другим. Высокие позиции занимает и сфера образования. К услугам этой отрасли постиндустриальное общество предъявляет все более высокие требования, диктуемые переходом к системе непрерывного образования, общим повышением места и роли образования в системе жизненных ценностей современного человека. Высокие темпы роста в течение длительного времени неизменно сохраняют и различные виды деятельности по обслуживанию свободного времени населения, его культурных и социальных запросов. Устойчиво увеличиваются масштабы туризма, в том числе международного, как и множества других форм активного отдыха, а также услуг киноиндустрии, видео - и аудиобизнеса.

       Долгое  время услуги, согласно Международной  стандартной классификации, принятой  ООН, относились к "неторгуемым" товарам, т.е. товарам, которые потребляются в той же стране, где они и производятся. По мере развития НТП, интернационализации хозяйственной жизни часть услуг была вовлечена в мирохозяйственный оборот и появился термин "торгуемые услуги", которые по рекомендации МВФ отражаются в платежном балансе страны.

     В настоящее время  насчитывается более 600 видов мировых  услуг, которые охватывают сферы  деятельности, в том числе:

  • производство;
  • международная торговля;
  • международное движение капиталов;
  • транспорт и связь;
  • перемещение людей через границы.

       Экспорт услуг оценивался в 51,3 млрд. долларов, или на 30% выше показателя предыдущего года. Положительная динамика, как и годом ранее, наблюдалась во всех без исключения отраслях.

       Высокие темпы роста сохранили международные операции, связанные с поездками: экспорт услуг по данной статье вырос на 24% .

                                     Структура экспорта услуг

   Из диаграммы видно, что несколько замедлился относительно предыдущего года прирост объема оказанных услуг связи (17%), лицензионных платежей (14%), а также финансовых услуг (12%).

Структура услуг, предоставленных внешним потребителям, стала более диверсифицированной. Если в 2003 году на долю операций, не относящихся к транспорту и поездкам, приходилось 28% совокупного экспорта, то в 2006 году – уже 41%, а в 2010 году этот показатель составил 47%.

Импорт услуг по сравнению с 2008 годом увеличился на 29% до 76,4 млрд. долларов США. При этом высокие темпы прироста зарегистрированы по всем категориям.

Структура импорта услуг.

 

       Видно, что доминирующее положение в импорте сохранили услуги, оказываемые гражданам во время их пребывания на территории иностранных государств, регистрируемые в платежном балансе по статье «Поездки». Расходы по этой статье достигли 24,9 млрд. долларов США, что на 12% выше показателя предыдущего года. Наряду с этим удельный вес данной категории услуг продолжал снижаться: если в 2001-2005 годах он достигал 45-48%, то в 2006 году уменьшился до 41%, а в 2010 году – до 33%.

       Географическая структура торговли услугами складывалась следующим образом:

Структура мирового экспорта услуг 2010 г. (в % к итогу).

 

 Структура мирового импорта 2010 г. (в % к итогу).

 

 

Можно сделать вывод, что объем услуг, оказанных странам дальнего зарубежья, увеличившись на 28% относительно 2008 года, приблизился к 40,1 млрд. долларов, что составило 78% совокупного экспорта. Свыше половины операций приходилось на страны Европейского Союза (20,7 млрд. долларов), традиционно крупными потребителями услуг оставались также страны АТЭС (7,1 млрд. долларов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Особенности регулирования международного  рынка услуг

       Глобализация  мировой экономики, включая валютно-финансовую сферу, научно-техническая революция привлекли внимание к такому феномену, как международная торговля услугами. Долгое время предоставление услуг воспринималось как нечто сопутствующее традиционной торговле товарами. Однако национальные исследования, появившиеся в ряде стран в начале 80-х годов, однозначно свидетельствовали о возрастающей самостоятельной роли сферы услуг в экономике (телекоммуникации, банковское и страховое дело, перевозки, туризм) и ее значительном экспортном потенциале. По оценкам, в настоящее время в стоимостном выражении около 20% мировой торговли и 60% производства приходится на сферу услуг. Между тем отсутствие общепризнанных правил в международной торговле услугами привело к значительному разнобою в национальных нормативных документах, системах статистической отчетности, в количественных и качественных оценках и др. Все это, очевидно, стало тормозом на пути международного обмена услугами. Поэтому безусловно понадобилось создание ГАТС, вступившего в силу 1 января 1995года.

       ГАТС - второе главное приложение к  Соглашению об образовании ВТО, содержащее важнейшие принципы, которые составляют основу регулирования  международной торговли услугами. До этого не существовало международных  торговых правил, регулирующих сферу услуг. Каждая страна защищала свои интересы, руководствуясь собственными правилами и нормами.

       ГАТС  состоит из 3 блоков, содержит 35 статей, объединенных в 6 разделов, и 4 приложения.

       В первом  блоке излагаются взаимные обязательства стран-членов в сфере торговли услугами - предоставление режима наибольшего благоприятствования в отношении поставщиков услуг.

       Второй  и третий блоки содержат соответственно  списки начальных взаимоуступок  по доступу на рынки услуг  и приложения о специальном статусе отдельных секторов услуг.

Информация о работе Мировой рынок услуг: тенденции развития и формы регулирования