Мировой рынок услуг: тенденции развития и формы регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 13:05, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование международного рынка услуг в сфере внешнеэкономического регулирования и теоретической литературы по мировой экономике, для анализа вопроса о международной торговле услугами.
Исходя из поставленной цели работы ставились следующие задачи:
Рассмотреть сущность ,факторы и структуру международного рынка услуг;
Проанализировать основные виды услуг востребованных на международном рынке;
Изучить вопрос о перспективах развития международного рынка услуг в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………………….

1.Основные аспекты международного рынка услуг………………………………………

1.1.Экономическая сущность, факторы воздействия на рынок услуг……………….

1.2.Динамика и структура рынка услуг………………………………………………...

1.3.Особенности регулирования международного рынка услуг……………………..

1.4.Глобализация услуг. Современные тенденции развития рынка услуг…………

2.Основные виды услуг, востребованные на международном рынке…………………...

2.1.Туристические услуги……………………………………………………………….

2.2.Транспортные услуги………………………………………………………………..

2.3.Банковские и иные финансовые услуги……………………………………………

3.Перспективы развития международного рынка услуг в Республике Беларусь……….

Заключение…………………………………………………………………………………..

Список использованной литературы………………………………………………………

Файлы: 1 файл

MOYa_KURSOVAYa.doc

— 461.50 Кб (Скачать файл)

       Приложения  ГАТС являются неотъемлемой частью  и касаются отдельных видов  услуг и связанных с ними  вопросов: движения рабочей силы, временные меры по изъятиям  из секторов финансовых услуг, телекоммуникаций, услуг воздушного транспорта.

       Приложения  и принципы, сформированные в  ГАТС, рассматриваются в качестве  будущей основы формирования  не только международной системы  регулирования рынка услуг, но  и национальных систем регулирования  поставки услуг.

       Специфика  данного документа заключается  в том, что он касается не  только традиционных торговых  барьеров, но и инвестиций в  сферу услуг, и определяет основные  обязанности членов ВТО.

       В дополнение  к Соглашению уже страны - члены  ВТО подписали соглашение о либерализации рынка финансовых услуг (Женева, 1997 г.), которое вступило в силу в марте 1999г. после ратификации. Оно предусматривает поэтапное снятие национальных ограничений на трансграничные потоки капиталов и действия иностранных компаний на внутренних рынках. Фактически, это открывает западным финансовым фирмам доступ на рынки развивающихся стран.

       Отраслевое  регулирование международной торговли  услугами осуществляется также  в глобальном масштабе, что связано  с глобальным производством и потреблением этих услуг. В отличие от ГАТС организации, регулирующие такие услуги, носят специализированный характер. Например, гражданские авиационные перевозки регулирует Организация международной гражданской авиации (ИКАО), иностранный туризм - Всемирная туристическая организация (ВТО), морские перевозки - Международная морская организация (ИМО).

       На  региональном уровне международная  торговля услугами регулируется  в рамках экономических интеграционных  группировок, в которых снимаются  ограничения на взаимную торговлю услугами и могут вводиться ограничения на такую торговлю с третьими странами.

                         

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Глобализация услуг. Современные  тенденции развития рынка услуг.

     Одной из  важных сторон долговременной эволюции сферы услуг является вовлечение ее отраслей в систему мирохозяйственных связей. Этот процесс, довольно медленный на протяжении большей части прошлого века, в последние 1,5-2 десятилетия получает сильнейшее ускорение. Открытию мировых рынков перед услугами немало способствовали, многосторонне стимулируя их рыночную экспансию, уже упомянутые факторы: либерализация экономики и научно-технический прогресс. Особое значение для услуг имела политика либерализации внешнеэкономических отношений, реализуемая как во многих странах, так и в рамках международных экономических объединений и организаций, прежде всего ВТО, ОЭСР, ЕЭС.

       Не  менее сильным ускорителем интеграции  услуг в мировое хозяйственное  пространство послужила научно-техническая революция и в первую очередь ИКТ. С позиций глобализации услуг принципиальное значение имеет такой результат новых технологий, как делокализация производства услуг, в результате чего многие услуги отрываются от национальной почвы, приобретают способность участвовать в торговых сделках на внешних рынках.

       С конца  прошлого века процесс глобализации  услуг получает новое мощное  ускорение с появлением Интернета. На его основе формируется  радикально новая модель массового  потребления услуг.

       В новых условиях стремительно прогрессировали мобильные виды связи, ряд отраслей транспорта (прежде всего авиационный), финансовый сектор (увеличивалось число компаний, в том числе за счет вхождения на рынок мелких и средних фирм, расширялся набор услуг, существенно снижались цены на них). Технологические и институциональные сдвиги в рассматриваемых отраслях не только стимулировали трансграничную и другие формы торговли услугами, но и служили катализатором общего процесса глобализации, подводя под него более технологически продвинутую и экономически эффективную инфраструктуру.

       Эффект  рассмотренных и некоторых других  факторов не ограничивается отрывом  целого ряда услуг от национальной  почвы, появлением большого количества  новых сервисов высокого класса, значительным снижением издержек и цен, повышением качества услуг. На многих рынках по существу складывается новая торговая среда, формируются новые модели и механизмы реализации.

       Мощный  прорыв услуг на внешние рынки  раздвигает рамки глобализации. Это происходит не только в результате стремительного увеличения числа участников рынка, возрастания объемов и разнообразия услуг и т.д., но и радикального изменения их функций. Если прежде услуги выполняли в основном вспомогательную роль, опосредуя движение товарной массы, то сегодня подавляющая часть выступает во внешнеэкономическом обороте в качестве самостоятельных объектов.

       Глобальный  рынок услуг повторяет путь, пройденных  рынком товаров и развивается по тем же основным направлениям. Глубоко вросли в мировое хозяйство транспорт, коммуникации, финансовые отрасли, образуя его инфраструктуру и поставляя на рынки самостоятельный продукт. Активно глобализируются деловые и профессиональные услуги, прежде всего наукоемкие - информационные, компьютерные, консалтинговые, инженерно-строительные и ряд других. Намного прочнее укоренены в национальную почву социально-культурные, бытовые, юридические, ряд рекреационных услуг. В целом же, несмотря на впечатляющий прогресс, по уровню глобализации сектор услуг продолжает уступать материальной сфере.

       Одна  из причин лежит в сохранении  для многих из них территориальной  привязанности производства, его  совпадении во времени с процессом  потребления. Еще более важным  фактором является специфика  хозяйственной среды — сравнительно высокий уровень ограничений свободы предпринимательства в ряде отраслей. В одних он мотивируется необходимостью защиты потребителей от монополизма, обмана, мошенничества производителей, соблюдения прав личности, в других — целями обеспечения национальной безопасности, сохранения национальной и культурной идентичности.

       Для  сферы услуг, кроме того, характерны  существенные межстрановые различия  в принципах и практике организации  хозяйственной деятельности. На  рынке услуг сохраняются многочисленные перегородки и барьеры, и в отличие от рынка товаров он далек от полной либерализации. Хотя в последнее время в услугах активно вводятся общеевропейские нормы и стандарты, реализация соответствующих директив и других документов идет, по свидетельству экспертов, достаточно трудно и медленно.

       Высокие  входные барьеры для производителей, слабая конкуренция и более  сильные монопольные тенденции  сдерживают развитие отраслей  услуг и их интеграцию в  мировое хозяйственное пространство. В этой связи либерализация рынков услуг выдвинулась во многих странах и их объединения в число первоочередных целей экономической политики.

       С позиций  мирохозяйственного развития особенно  важна интенсификация обмена  нематериальными ценностями, рост  масштабов и ускорение международной диффузии научного знания, передовых технологий, производственного опыта, организационно-управленческих моделей. Немалые выгоды от глобализации получают потребители услуг, поскольку расширяются возможности выбора, под давлением конкуренции снижаются цены, улучшается качество сервиса, появляется множество его новых видов. Глобализации услуг оказывает существенное воздействие на гуманитарный прогресс: с расширением доступа потребителей к высококачественным услугам образования, здравоохранения, культуры, рекреации повышается качество жизни населения, идет взаимообогащение культур разных народов и т.д. В ходе международной экспансии услуг создаются условия для сокращения глубокого разрыва между развитыми и развивающимися странами по ключевым показателям экономического и социального развития.

       В ряду  негативных последствий глобализации  услуг отмечаются угроза вестернизации  и американизации образа жизни, утверждение чуждых тем или  иным народам жизненных стандартов  и стереотипов поведения, загрязнение Интернета асоциальным содержанием, высокая концентрация обмена наиболее ценными нематериальными услугами в небольшой группе стран и ряд других.

       В целом  же в общественном мнении все  более утверждается оценка глобализации  услуг как одного из проявлений  поступательного движения производительных  сил, остановить которое невозможно. На первый план в мировой  политике и экономике выдвигается  непростая задача максимизации в масштабах планеты выгод глобализации и сведения к минимуму ее негативных последствий.

       За  прошедшие сто лет сама сфера  услуг кардинально преобразилась. В начале XX века круг предоставляемых  услуг был ограничен, а в общей  структуре преобладали торговля, транспорт, бытовые услуги и крупный массив домашней прислуги. Ныне насчитывается более 160 видов услуг (по классификации ВТО) - от научных исследований до ремонтных услуг, от образования до обслуживания престарелых и инвалидов, и на первый план выдвинулись отрасли, основанные на использовании сложного, интеллектуального труда.

       Важнейшая  закономерность эволюции сферы  услуг заключается в том, что  она развивается не в изоляции  от материального производства  в интеграции этих видов деятельности, и от глубины интеграции многом зависит эффективность современного хозяйства. Рост взаимодействия и взаимопроникновения вещной продукции и услуг идет нескольким направлениям. В промышленности умножаются трудо-функции, выраженные в форме услуги, неуклонно увеличивается численность инженерно-технического, административного и другого персонала и степень его участия в производстве вещного продукта. По мере роста производства товаров и услуг многократно разветвляются ,усложняются межотраслевые связи этих секторов: в услугах повышаются уровень и качество материального оснащения и обеспечения, вещном производстве расходы на услуги становятся все более крупной статьей общих производственных издержек. В последние десятилетия XX в. взаимосвязь двух типов хозяйственной деятельности поднимается на новую ступень: в новых технологиях универсального применения услуги и вещный продукт практически неразделимы.

       Динамику  сферы услуг определяет ряд  долговременных основополагающих  факторов экономического характера. Формирование в системе общественного разделения труда самостоятельных звеньев, специализирующихся на производстве услуг потребительского назначения, вызвано требованиями закона возвышения потребностей. В составе потребительских расходов населения увеличивается доля расходов на услуги  и особенно быстро на услуги высокого класса.

       Еще  более динамично росли потребности  в услугах со стороны производства, и расходы такого рода стали  во всех отраслях крупной статьей  общих издержек бизнеса. Традиционные виды затрат на сырье, материалы, транспорт и связь всюду существенно дополняются расходами на маркетинг, рекламу, менеджмент, информационно-компьютерные услуги, консалтинг разного профиля, страхование, услуги по связям с общественностью и т. д.

       Стимулирующее влияние на услуги базовых экономических факторов весомо дополнялось в тот или иной период рядом других - социальных, структурных. Дополнительные потребности в услугах, прежде всего бытовых и социальных, порождал непрерывный процесс урбанизации. В результате систематического перемещения населения в города подрывался принцип самообеспечения, самодостаточности, свойственный сельскому образу жизни, а функции, ранее выполнявшиеся в рамках домашнего хозяйства, передавались специализированным структурам общественного производства.

       Сильно подтолкнуло динамику услуг и массовое вовлечение женщин в производство. С этим обстоятельством прямо связано развертывание системы общественного питания, услуг прачечных и химчисток, учреждений дошкольного воспитания детей и других услуг. Крупный по размерам и разнообразный по назначению комплекс услуг вызвала к жизни массовая автомобилизация: ускоренно развивался автомобильный транспорт, территории западных стран покрылись сетью станций автосервиса, бензоколонок, паркингов, мотелей и других предприятий, обслуживающих широкий круг потребностей автомобилистов (кафетерии, кинотеатры и т. д.).

       Глубочайшее и многоплановое воздействие на сферу услуг оказала крупномасштабная структурно-технологическая перестройка материального производства в развитых странах. Также Мировой экономический кризис 2008-2010 гг., с наибольшей силой поразивший традиционные отрасли промышленности, по существу знаменовал собой переход от индустриальной модели к постиндустриальной, во главе которой стоят высокотехнологичные отрасли промышленности и сфера услуг. На этой волне особенно энергично стали выдвигаться на передовые позиции в хозяйственной структуре «продвинутые», наукоинтенсивные виды услуг.

       В кризисной ситуации к тому же резко возросли потребности промышленных компаний в высококачественных деловых услугах, способствующих решению многочисленных проблем реструктуризации,  организационно-управленческих, структурных, внедрения технологических инноваций и повышения эффективности.

       В последние два десятилетия на мировом рынке услуг четко проявились следующие тенденции в развитии его отдельных сегментов.

       Снизилась доля фрахта и других транспортных услуг (с 21,9% в 1990-хг одах до 18,7% в 2010 г.), что связано с уменьшением удельного веса сырья в международной торговле.

       Увеличилась доля туризма в экспорте услуг, что обусловлено ростом доходов населения, совершенствованием средств транспорта, развитием инфраструктуры туризма (с 43,2% до 65% в 2000-2010 гг.).

Информация о работе Мировой рынок услуг: тенденции развития и формы регулирования