Мировой рынок услуг: тенденции развития и формы регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 13:05, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование международного рынка услуг в сфере внешнеэкономического регулирования и теоретической литературы по мировой экономике, для анализа вопроса о международной торговле услугами.
Исходя из поставленной цели работы ставились следующие задачи:
Рассмотреть сущность ,факторы и структуру международного рынка услуг;
Проанализировать основные виды услуг востребованных на международном рынке;
Изучить вопрос о перспективах развития международного рынка услуг в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………………….

1.Основные аспекты международного рынка услуг………………………………………

1.1.Экономическая сущность, факторы воздействия на рынок услуг……………….

1.2.Динамика и структура рынка услуг………………………………………………...

1.3.Особенности регулирования международного рынка услуг……………………..

1.4.Глобализация услуг. Современные тенденции развития рынка услуг…………

2.Основные виды услуг, востребованные на международном рынке…………………...

2.1.Туристические услуги……………………………………………………………….

2.2.Транспортные услуги………………………………………………………………..

2.3.Банковские и иные финансовые услуги……………………………………………

3.Перспективы развития международного рынка услуг в Республике Беларусь……….

Заключение…………………………………………………………………………………..

Список использованной литературы………………………………………………………

Файлы: 1 файл

MOYa_KURSOVAYa.doc

— 461.50 Кб (Скачать файл)

       В итоге, можно заключить, что целью белорусских  банковских учреждений на настоящий  момент является совершенствование  качества обслуживания, расширение  клиентской базы как внутри страны, так и за рубежом. Это стимулируется растущей конкуренцией и снятием ряда ограничений на деятельность в нашей стране иностранных кредитных организаций. Стараясь достичь этих целей отечественные банки стали действовать более активно и целенаправленно, многие стали внедрять новые технологии. Сейчас каждый из работающих на белорусском рынке банков предлагает около сотни различных услуг в области внешнеэкономической деятельности. В целом к тенденциям развития белорусского рынка банковских услуг можно отнести ориентацию на обслуживание предприятий, которые обеспечивают увеличение экспортного потенциала страны, работа с экспортными кредитными агентствами зарубежных стран, финансирования оборотного капитала с использованием линий международных финансовых организаций, предоставление гарантий с целью снижения рисков в сфере международной торговли. Тенденция комплексности и универсальности предоставления услуг также нашла свое отражение в деятельности белорусских банков, что выражается во внедрении персонального менеджмента, позволяющего предлагать клиенту не разрозненные банковские услуги, а комплексное решение всех вопросов. Однако с целью получения средств иностранного клиента необходимо внедрение новых технологий и банковских услуг, среди которых выделяется интернет-банкинг, консультационные услуги при обслуживании бизнеса клиентов, исследовательские, маркетинговые и посреднические услуги между производителями и потребителями товаров и услуг, а также участие белорусских банков в инвестиционной деятельности. Реализация перечисленных задач является одним из условий успешного развития отечественного рынка банковских услуг, противостояния возрастающей конкуренции иностранных банков как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

       В Республике Беларусь приоритетное значение в развитии услуг отдается транспорту. Выгодное геополитическое положение республики способствует развитию грузовых перевозок. Вместе с тем, доля белорусских перевозчиков на мировом рынке транспортных услуг уменьшается год от года. Выгодное местоположение Республики Беларусь, развитие внешнеторговых отношений с ЕС, а также потеря доли рынка побуждает к совершенствованию транспортной инфраструктуры и транспортных услуг, диктует и новые условия развития транспортного комплекса.

       Важнейшими  тенденциями развития комплекса  транспортных услуг являются: усиление  роли логистики и экспедиторской  деятельности в транспортном  процессе; комплексный подход в  организации перевозок, развитие  ТЛЦ; использование различных видов  транспорта в доставке одной партии товара; контейнеризация грузов; увеличение объемов контрейлерных перевозок. Несомненно, главную роль играет развитие транспортной логистики в республике. Прежде всего, логистика подразумевает слаженную и согласованную работу всех участников движения товара. А цель ее – экономия затрат. Нет экономии – нет и принципов логистики. В данном плане в Беларуси вопросов более чем достаточно – это и недостаточное информационное обеспечение и сервисное обслуживание, сложность таможенных процедур, проблемы создания и обустройства транспортных коридоров, размещение складов, в общем и целом  отсутствие хорошо налаженного механизма регулирования транспортного потока. Для Республики Беларусь, находящейся на перекрестке торговых путей между Европой и Россией, странами Балтии и Причерноморья, все более актуальной становится проблема не отстать от общих тенденций, не ослабить свои позиции на рынке международных перевозок грузов. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны. Наиболее крупным из решений стала принятая программа развития логистической системы Беларуси до 2015 года. Этой программой определенно создание 18 транспортно-логистических центров. Для формирования транспортно-логистических центров особое внимание уделяется трем основным аспектам: поиску потенциальных инвесторов и привлечению инвестиций в строительство и эксплуатацию логистических центров в ходе проведения международных выставок, конгрессов, форумов, семинаров транспортно-логистической тематики и встреч с инвесторами.

      Подводя итоги, хотелось бы отметить, что принимаемые меры по развитию и совершенствованию транспорта позволят обеспечить комплекс транспортных услуг более высокого качества, увеличение транзитных грузопотоков через территорию Беларуси, а также интеграцию Беларуси в европейскую транспортную систему. Предстоит еще большая работа по созданию надлежащих условий дорожного сервиса, поиску источников финансирования и механизмов реализации разработанных программ и мероприятий.

       Агротуризм — одно из модных и быстро развивающихся направлений в современном туризме. Получивший признание общественности в большинстве европейских стран во второй половине прошлого столетия, в Беларуси этот вид отдыха находится на начальной стадии развития. Однако уже сейчас становится понятно, что отпуск в белорусской деревне вызывает интерес как у жителей нашей страны, так и у иностранных граждан. Запах свежего сена, парного молока, чистый воздух... Это то, чего так порой не хватает горожанам. Поэтому агротуризм, который предполагает проживание в деревне, знакомство с местной культурой и бытом, является прекрасной альтернативой традиционным видам «пляжного» или экскурсионного туризма. Беларусь, пожалуй, единственная страна в Европе, где сельский туризм только начинает развиваться. В этом можно усмотреть и положительную сторону, так как существует возможность идти по уже проторенному пути, опираясь на опыт других стран и используя их модели развития.

        История сельского туризма, существовавшего в самопроизвольной форме, уходит в прошлое. В Беларуси, например, еще в XIX веке помещик Наркевич-Иодко лечил своих гостей свежим воздухом и кумысом. А в начале ХХ века доктор Жданович приглашал городских жителей на минеральные воды. Элементы агротуризма можно найти и в аренде дачных домиков, и в отдыхе в пансионатах и сельских гостиницах. Однако рассматривать сельский туризм как сектор современной туристической индустрии стало возможным только недавно, когда применение новых информационных технологий и приемов организации туристического бизнеса позволило увеличить объемы продаваемых услуг в некоторых европейских странах до индустриальных масштабов. Это хорошо видно на примерах Австрии (16% от общего количества сельских туристов в ЕС), Италии (13%), Франции (15%) и Испании (8%), где уровень организации агротуристического бизнеса позволяет рассматривать его как динамично растущий сектор современной туриндустрии.

    В последнее время сельский туризм становится популярным и в странах, соседствующих с Беларусью. Количество отдыхающих в сельских усадьбах Литвы в 2003 году выросло на 37%, а в Латвии - на 20%. Сейчас в Литве порядка 1.000 усадеб, предоставляющих услуги сельского туризма, в Латвии же около 300 аналогичных сельских домиков. Европейский опыт показывает, что создание структуры, которая бы сплачивала единомышленников, ускоряет развитие сельского туризма. Поэтому фермерские хозяйства, как правило, объединяются в ассоциации сельского туризма, задача которых состоит в том, чтобы категоризовать сельские туристические объекты в зависимости от уровня предоставляемых услуг и контролировать их соответствие требованиям ассоциаций. Эти организации также консультируют фермеров, которые хотят заниматься сельским туризмом, разработкой фирменного стиля и организацией связей с общественностью. Беларусь располагает значительным потенциалом для развития сельского туризма: заповедники, национальные парки, 10 тысяч озер, 20 тысяч рек, животное и растительное разнообразие. Немаловажным является и то, что агротуризм способен создать рабочие места в деревнях и воспрепятствовать оттоку местного населения в города, развить инфраструктуру деревень и укрепить социальные контакты, используя возможность культурного обмена. Говорить о том, что сельский туризм спасет белорусскую деревню, пока еще рано, но возможность такая реально существует. От государства требуется только обеспечить льготные правовые условия для развития «зеленого» туризма.

     Потребительский интерес— основа агротуризма. Предварительная оценка спроса на сельский туризм обещает большой рынок потенциальных покупателей. В первую очередь, это городское население крупных городов. Согласно исследованию ООН, 82% минчан хотели бы совершать путешествия на природу. Расширение Евросоюза отнюдь не способствует упрощению процедуры выезда за границу. Откинув проблемы с оформлением визы, транзита, поиском немалых денег, можно ничуть не хуже отдохнуть на родине. Кроме того, многие уже повидали мир и поняли, что у нас природа не хуже. Застрявшие в XIX веке белорусские деревни, несомненно, привлекают иностранцев, уставших от благ цивилизации. Традиционно для большинства граждан иных государств основное препятствие— языковой барьер, так как хозяева лишь единичных фермерских усадьб владеют иностранным языком. Кроме того, в Беларуси имеется ряд явных недостатков, делающих пребывание иностранного туриста некомфортным в нашей стране: проблемы визового режима, отсутствие при въезде системы «зеленого коридора», неразвитость туристической инфраструктуры... Сельский туризм имеет все шансы помочь белорусской деревне и развить положительный имидж нашей страны, незаметной пока на мировом туристическом рынке. Однако такие положительные перемены возможны лишь в том случае, если агротуризм станет полноправным сектором туристической отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

       В настоящее время роль услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна.

              При рассмотрении данной темы  можно сделать много выводов, например таких как :

  • Сфера услуг постоянно изменяется, наряду с традиционными отраслями сферы обслуживания постоянно возникают новые службы.
  • Присоединение к ГАТС позволяет многим странам эффективно использовать преимущества участия в глобальной экономике.
  • Оборот услуг практически невозможно регулировать таможенными пошлинами и акцизами, но услуги составляют уже более 20% от объёма международной торговли. Рассматриваются различные аспекты международной торговли услугами – субсидирование социальных услуг, регулирование миграции, влияние развития информационных технологий и т.д.
  • Мировой рынок услуг разбивается на более узкие рынки, так как услуги разнообразны и разнородны. В основе этого рынка лежит огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства – сфера услуг.
  • На развитие мирового рынка услуг большое влияние оказывает научно-техническая революция: появляются новые виды услуг, повышается качество обслуживания, снимаются технические барьеры в передаче некоторых услуг, что открывает для них мировой рынок.
  • Ускорение развития отраслей услуг, повышение технологического уровня и качественных показателей возможно также за счёт всемирного расширения контактов производителей по линии внешней торговли, иностранных инвестиций, корпоративных и иных связей в целях заимствования передовых технологий, опыта организации и управления, культуры деловых отношений. Это помогло бы ускорить развитие отраслей услуг и тем самым устранить или смягчить структурный дисбаланс и технологическое отставание, тормозящие модернизацию экономики страны.

       Тенденции  вхождения экономики Республики  Беларусь в МРТ свидетельствуют  о том, что, Беларусь, как и ранее, является своего рода сборочным цехом, перерабатывая сырьевые материалы в готовые продукты и полуфабрикаты. Это, с одной сторон, ставит её в зависимое положение от состояния спроса и цен на сырьевых рынках, а с другой – способствует развитию инвестиционного сотрудничества, стимулирует внедрение новейших технологий, выпуск конкурентоспособной продукции и д.р., но в то же время обусловливает зависимость экономики республики от спроса на её экспортные товары. Говоря о конкретно месте Республики Беларусь в мировой экономике, следует отметить, что это малая открытая экономика, которая в силу ограниченности ресурсной базы и ёмкости внутреннего рынка не может оказывать существенного влияния на мировую экономику, но которая в своём развитии зависит от развития  внешнеэкономических связей. Также надо отметить, что процесс открытия белорусской экономики ещё не завершён, а связи ещё далеки от абсолютной устойчивости. Необходимо создание условий, соответствующих функционированию реально открытой экономики, с целью активизации деятельности отечественных и иностранных предпринимателей; для продвижения товаров, услуг, капитала, трудовых ресурсов на мировые рынки; образования новых организационно-экономических форм международного сотрудничества; определения места отечественных предприятий в технологической цепочке ТНК; формирования корпоративных структур в банковской сфере и др.

       Тенденции вхождения экономики Республики Беларусь в МРТ свидетельствуют о том, что, Беларусь, как и ранее, является своего рода сборочным цехом, перерабатывая сырьевые материалы в готовые продукты и полуфабрикаты.

Говоря о конкретно месте Республики Беларусь в мировой экономике, следует отметить, что это малая открытая экономика, которая в силу ограниченности ресурсной базы и емкости внутреннего рынка не может оказывать существенного влияния на мировую экономику, но которая в своем развитии зависит от развития внешнеэкономических связей. Также надо отметить, что процесс открытия белорусской экономики еще не завершен, а связи еще далеки от абсолютной устойчивости. Необходимо создание условий, соответствующих функционированию реально открытой экономики, с целью активизации деятельности отечественных и иностранных предпринимателей; для продвижения товаров, услуг, капитала, трудовых ресурсов на мировые рынки; образования новых организационно-экономических форм международного сотрудничества; определения места отечественных предприятий в технологической цепочке ТНК; формирования корпоративных структур в банковской сфере и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  • Сфера услуг. Маркетинг / Хлебович Д.И.,2007г.
  • Маркетинг/ Миронова Н.А.,2005г.
  • .Мировая экономика и международные экономические отношения. Учебник для вузов,2003г.
  • Маркетинг сервисных услуг /Кулибанова В.В.,2006г.
  • Мировая экономика /Булатов А.С.,2007г.
  • Сфера услуг: Экономика: Сфера услуг в современном обществе: Сущность и классификация услуг: Рынок услуг и предпринимательство: Бизнес-план для малых предприятий сферы услуг: Мировой рынок услуг и др.Учебное пособие для вузов /Бурменко Т.Д. ,Даниленко Н.Н. 2008г.
  • Мировая экономика .Учебник/ Ломакин В.К. 3-е изд.2007г.
  • Мировая экономика . Финансы и статистика /Мовсесян А.Г. Огнивцев С.М. 2008г.
  • Международная торговля и мировые товарные рынки/ Руднева А.О. 2009г.
  • Мировая экономика /Спиридонов И.А. 2008г.
  • Мировой рынок информационных услуг /Спиридонов Э.С. 2010г.
  • Мировая экономика. Международные экономические отношения. Глобалистика. Учебник/    СуэтинА.А. 2008г.
  • Человеческий капитал и глобализация /Иванов Н. 2004
  • Мировой рынок услуг: факторы и масштабы развития//Белорусский экон. журнал 2009
  • Международная торговля на рынках услуг //Горизонты промышленной политики /Серебрянников П.И. URL:http://www.prompolit.ru
  • www.cbr.ru/statistics
  • www.consultant.ru
  • www.forex.ru
  • www.gks.ru
  • www.rubricon.com
  • www.rusimpex.ru
  • Мировая экономика. Учебное пособие для вузов /Николаева И.П. 2005г.
  • Мировая экономика. Учебник для студентов вузов /Щербанина Ю.А. 2-е изд.2007г.
  • Мировая экономика и международные экономические отношения /Симонов Ю.Ф. 2006г.
  • Мировая экономика и международные экономические отношения. Учебное пособие /Ширай В.И. 2003г.
  • Международное разделение производственного процесса меняет облик мировой экономики./ Шишков Ю. 2004г.
  • Белорусский национальный статистический комитет 2009 г.www.belstar.gov.by
  • Международная торговля: инструменты регулирования. 1999
  • Финансовое обеспечение агропромышленного комплекса в 2004г.//Белорусское сельское хозяйство. 2004
  • Экономика Республики Беларусь в системе мирохозяйственных связей. Учебное пособие/Министерство образования Республики Беларусь, Белорусский государственный экономический университет.2006г.
  • Рынок банковских услуг: конкуренция по качеству /Гамзунов А. 2004г.
  • Мировой рынок туризма/ Демко И. 2010
  • Эффективность транспортных услуг в современных условиях /Евсеев С.В.2006г.
  • Современные тенденции развития туризма в Беларуси/ Зубачев С.Н.-Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь 2007 г.
  • Тенденции развития рынка транспортных услуг/ Кучевский Н.//Белорусский журнал международного права и международных отношений
  • Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь нна 2008-2010годы;утв.постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21,12,2007 №1796 Минск 2010
  • О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Закон Республики Беларусь от 25,11,2004г. №347-3 2010г.
  • Об утверждении Комплексной программы развития сферы услуг в Республике Беларусь на 2006-2010 годы: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22,06,2006г. №786 2010г.
  • Об утверждении стратегии развития транзитного потенциала Республики Беларусь на 2011-2015 годы: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 09,08,2010г.№1181 2010г.
  • Туристический бизнес развивается, несмотря на кризис/Савельев С. 2009
  • Оценка и перспективы развития сферы бизнес- услуг в Беларуси/ Сивенков О.В. //Экономический бюллетень НИЭИ  Министерства экономики Республики Беларусь 2007 
  • Развитие сферы услуг как важнейшее направление трансформации отраслевой структуры экономики Республики Беларусь /Черемисина А.С. 2009

Информация о работе Мировой рынок услуг: тенденции развития и формы регулирования