Мировой рынок услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что внешнеэкономические связи становятся все более заметной составной частью хозяйственной деятельности российских предприятий и организаций. Возрастает интерес в экономическом, производственном и научно-техническом сотрудничестве с партнерами их зарубежных стран.
Наряду с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей силы существует и взаимодействует с ними мировой рынок услуг. Специфическая особенность услуги как товара состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат определенной деятельности.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие мировой торговли услугами и ее значение 5
1.1. Мировая торговля услугами и ее значение 5
1.2. Характеристика и классификация услуг 7
1.3. Особенности торгово – посреднической деятельности на мировых рынках в современных условиях 11
Глава 2. Анализ выставочной деятельности на примере ВЦ «Пермская Ярмарка» 14
Глава 3. Россия на мировом рынке услуг 26
3.1. Роль и место России на мировом рынке услуг 26
3.2. Перспективы развития рынка услуг в условиях вступления в ВТО 29
Заключение 34
Список использованных источников и литературы 36

Файлы: 1 файл

Курсовая Мировой рынок услуг.docx

— 84.59 Кб (Скачать файл)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Студентки 3 курса

факультета экономики  и управления

Белодедовой Анастасий Валерьевны

на тему: Мировой рынок  услуг

 

 

 

Руководитель-консультант

_______________________

 

 

 

Защищена          Оценка                                                                      

«___» ________________ 2011 г.     _____ ___________

 

 

 

 

 

 

Москва 2011 г.

Содержание

 

 

Введение            3

Глава 1. Понятие  мировой торговли услугами и ее значение  5

1.1. Мировая торговля услугами и ее значение     5

1.2. Характеристика и классификация услуг     7

1.3. Особенности торгово – посреднической деятельности на мировых рынках в современных условиях       11

Глава 2. Анализ выставочной деятельности на примере ВЦ «Пермская Ярмарка»           14

Глава 3. Россия на мировом рынке услуг     26

3.1. Роль и место России  на мировом рынке услуг    26

3.2. Перспективы развития  рынка услуг в условиях вступления  в ВТО 29

Заключение          34

Список использованных источников и литературы   36

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Актуальность выбранной  темы обусловлена тем, что внешнеэкономические связи становятся все более заметной составной частью хозяйственной деятельности российских предприятий и организаций. Возрастает интерес в экономическом, производственном и научно-техническом сотрудничестве с партнерами их зарубежных стран.

Наряду с мировыми рынками  товаров, капиталов, рабочей силы существует и взаимодействует с ними мировой  рынок услуг. Специфическая особенность услуги как товара состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат определенной деятельности. Производство и купля-продажа услуг подчинены действию закона стоимости, и их обмен на товары в материально-вещественной форме или другие услуги производится в соответствии с количеством затраченного на их производство труда. Услуги на мировом рынке - это поступающие на внешний рынок услуги, т.е. потребительские стоимости.1

Одной из важнейших закономерностей  развития экономики во всем мире является взаимосвязь экономического роста и повышения роли услуг в национальной экономики. Это находит выражение в увеличении доли трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг. По международным данным статистики свыше 40% иностранных инвестиций вкладываются в развитие рынка сферы услуг, что подтверждает актуальность, интерес и видение перспективы развития данного сектора экономики.

Участие в международных  выставках и ярмарках является действенным  средством коммуникационной политики в международном маркетинге, стимулирующем  продажи товаров и услуг на зарубежных рынках, эффективным методом в конкурентной борьбе. Международные выставки и ярмарки организуются в различных странах. Особенно активно они проводятся в таких странах, как Германия, Англия, США, Франция, Италия, на долю которых падает около 2/3 всех проводимых выставок и ярмарок. При этом наблюдается увеличение числа международных выставок и ярмарок, расширение их выставочных площадей, рост специализации, повышение доли машин и оборудования в номенклатуре экспонируемых товаров, рост сумм заключаемых экспортно-импортных сделок. 
           Целью курсовой работы является изучение и анализ развития мирового рынка услуг, рассмотрение современных тенденций рынка услуг, предложение путей анализа организации выставочной деятельности на примере ВЦ «Пермская Ярмарка».

Постановка указанной  цели обусловила следующие задачи  
работы:

  • мировая торговля услугами и ее значение;
  • характеристика и классификация услуг;
  • роль и место России на мировом рынке услуг;
  • перспективы развития рынка услуг в России в условиях вступления России в ВТО.

Объектом исследования являются услуги на мировом рынке, их характеристика, классификация, особенности.

Информационной базой  работы послужили публикации российских и зарубежных авторов в научных  журналах, сборниках международных  организаций, учебных пособиях, а  также статьи на официальных сайтах. При написании курсовой работы использовалась учебная и периодическая литература отечественных авторов.

Данная работа состоит  из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложении.

 

 

 

Глава 1. Понятие  мировой торговли услугами и ее значение

1.1. Мировая торговля услугами и её значение

 

Услуги - это экономическая  деятельность, непосредственно удовлетворяющая  личные потребности членов общества, домашних хозяйств, потребности разного  рода предприятий, объединений, организаций, общественные потребности или потребности  общества в целом, не воплощенные  в материально-вещественной форме.

По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости  в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных  технологий. Несмотря на это на протяжении многих лет услуги практически не изучались теорией международной  экономики. Отчасти это было связано  со сложностью определения самого понятия  услуг, которых существует великое  множество. 2

Торговля услугами также  широко развита, как и международная  торговля товарами (в вещественном понимании этого слова). Международная торговля услугами имеет свою специфику:

  • неосязаемость;
  • невидимость;
  • неразрывность производства и потребления;
  • неоднородность и изменчивость качества;
  • неспособность услуг к хранению.

Именно в силу неосязаемости  и невидимости большинства услуг  торговлю ими иногда называют невидимым экспортом или импортом. Однако и в этом случае существует много исключений. Обычно услуги не имеют овеществленной формы, хотя ряд услуг приобретает ее в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации.

В отличие от товаров услуги производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. В связи  с этим требуется присутствие  за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг. В отличие  от операций с товарами они не подлежат таможенному контролю. Услуги могут  быть капиталоемкими и наукоемкими, иметь промышленный характер либо удовлетворять  личные потребности, могут быть неквалифицированными или требовать очень высокого уровня квалификации исполнителей. Не все виды услуг в отличие от товаров пригодны для широкого вовлечения в международный оборот, например коммунальные услуги. Сфера услуг, как  правило, в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства.

Все многообразие услуг в современной  развитой экономике можно сгруппировать  в несколько крупных, функционально  более или менее однородных подразделений  общей весьма разнородной структуры:

  1. транспорт:
    1. пассажирский (международная перевозка пассажиров всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг);
    2. грузовой (международная перевозка грузов);
    3. поездки: деловые и личные.
  2. связь (услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи между резидентами и нерезидентами);
  3. строительство;
  4. страхование;
  5. финансовые услуги;
  6. компьютерные и информационные услуги (например, консультации в области компьютерных программ, обслуживание компьютеров и т.д.)
  7. роялти и лицензионные платежи;
  8. другие бизнес – услуги:
  9. посреднические услуги;
  10. лизинг;
  11. прочие деловые, профессиональные и технические услуги (правовые, управленческие, бухгалтерские, рекламные и иные услуги, услуги по проектированию, картографии и т.д.);
    1. личные, культурные, рекреационные услуги:
  12. аудиовизуальные (производство фильмов, программ, дисков и т.д.);
  13. прочие (показ выставок, проведение мероприятий).
    1. правительственные услуги (поставка товаров в посольство, консульство, услуги, оказываемые международными организациями по сохранению мира). 3

На протяжении двух последних десятилетий сфера  услуг является одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. В наиболее общем виде оценить участие страны в мировой торговле услугами можно с помощью показателя ее доли в мировой торговле, которая, как правило, имеет максимальное значение у ведущих промышленно развитых стран. 4

1.2 Характеристика и  классификация услуг

 

Услуги как вид экономической  деятельности существуют давно. Понятие  «услуги» включает несколько десятков видов деятельности, продукция которых  может быть определена как услуга.

На сегодня в определениях услуги и ее свойств отсутствует  единство, и причин тому можно назвать  несколько:

1 Действия, которые можно  назвать услугами, многочисленны  и разнообразны, так же как  и объекты, на которые направлены  эти действия. Часто приобретение  товаров сопровождается сопутствующими  услугами, и почти каждое приобретение  услуг сопровождается сопутствующими  товарами.

2 Официальная статистика  объединяет эти действия в  один класс услуг. Исследователи  же ищут общее в тех явлениях, которые регистрирует официальная  статистика.

3 Сложность поиска определения  «услуги» заключается в том,  что исследователь услуг имеет  дело с гибким объектом, границы  которого меняются в зависимости  от желаний поставщика или  потребителя услуги. Материальный  товар достаточно легко может  стать услугой. 5

Одной из важнейших закономерностей  развития экономики во всем мире является взаимосвязь экономического роста  и повышения роли услуг в национальной экономике. Это находит выражение  в увеличении доли трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг.

В настоящее время роль услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна. Это связано с усложнением  производства, насыщением рынка товарами как повседневного, так и индивидуального  спроса, с быстрым ростом научно-технического прогресса, который ведет к нововведениям  в жизни общества. Все это невозможно без существования информационных, финансовых, транспортных, страховых и других видов услуг. Также услуги являются неотъемлемым составляющим торговли товарами (особенно технически сложными), т.к. сбыт товара требует все более развитой сети, которая состоит в основном из услуг, оказываемых во время реализации и услуг послепродажного обслуживания.

По мере интеграции экономики  страны в мировое экономическое  пространство происходит развитие импорта  и экспорта услуг, появление принципиально  новых технологических основ  функционирования целого ряда услуг, в  том числе информационных.

Происходит все большее  расширение основ воспроизводства  рыночных и нерыночных услуг. При  этом рыночные услуги отвоевывают все  более значительную для себя долю в общем объеме услуг.

Сфера услуг - сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство  разнообразных видов услуг, оказываемых  предприятиями, организациями, а также  физическими лицами. Возрастание  роли и влияния сферы услуг  на экономику вызвало необходимость  проведения исследований с целью  классификации услуг и выявления  уровней регулирования сферы  услуг. 6

В число услуг входят (по классификатору ООН) 160 видов услуг, разделенных на 12 основных разделов:

    1. деловые услуги — 46 отраслевых видов услуг;
    2. услуги связи — 25 видов;
    3. строительные и инжиниринговые услуги — 5 видов;
    4. дистрибьюторские услуги — 5 видов;
    5. общеобразовательные услуги — 5 видов;
    6. услуги по защите окружающей среды — 4 вида;
    7. финансовые услуги, включая страхование — 17 видов;
    8. услуги по охране здоровья и социальные услуги — 4 вида;
    9. туризм и путешествия — 4 вида;
    10. услуги в области организации досуга, культуры и спорта — 5 видов;
    11. транспортные услуги — 33 вида;
    12. прочие услуги.

К числу первых попыток  классификации услуг в маркетинге, идеи которых получили свое дальнейшее развитие, следует отнести работы Стентона и Джадда, опубликованные в 1964 году.

 Стентон дифференцирует услуги, оказываемые на коммерческой основе, на 10 групп, включающих:

  1. услуги по предоставлению жилья;
  2. обслуживание семей, ремонт жилища, уход за ландшафтом, уборка жилых помещений и др.);
  3. отдых и развлечения;
  4. индивидуальное санитарно-гигиеническое обслуживание (стирка, сухая чистка, косметические услуги и др.);
  5. медицинские и другие услуги здравоохранения;
  6. частное образование;
  7. услуги в области бизнеса и другие профессиональные услуги (правовые, бухгалтерские, консультационные и др.);
  8. страховые и финансовые услуги;
  9. транспортные услуги;
  10. услуги в области коммуникаций.

Информация о работе Мировой рынок услуг