Мировой рынок услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что внешнеэкономические связи становятся все более заметной составной частью хозяйственной деятельности российских предприятий и организаций. Возрастает интерес в экономическом, производственном и научно-техническом сотрудничестве с партнерами их зарубежных стран.
Наряду с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей силы существует и взаимодействует с ними мировой рынок услуг. Специфическая особенность услуги как товара состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат определенной деятельности.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие мировой торговли услугами и ее значение 5
1.1. Мировая торговля услугами и ее значение 5
1.2. Характеристика и классификация услуг 7
1.3. Особенности торгово – посреднической деятельности на мировых рынках в современных условиях 11
Глава 2. Анализ выставочной деятельности на примере ВЦ «Пермская Ярмарка» 14
Глава 3. Россия на мировом рынке услуг 26
3.1. Роль и место России на мировом рынке услуг 26
3.2. Перспективы развития рынка услуг в условиях вступления в ВТО 29
Заключение 34
Список использованных источников и литературы 36

Файлы: 1 файл

Курсовая Мировой рынок услуг.docx

— 84.59 Кб (Скачать файл)

В процессе выработки обязательств по доступу иностранных поставщиков  услуг необходимо найти баланс между  интересами по защите своего внутреннего  рынка и потребностью в иностранных  инвестициях для создания современной  инфраструктуры; между преимуществами, которые получают российские поставщики на внешних рынках в результате присоединения  к ВТО, и степенью активности иностранцев  на территории РФ.

Все еще остается проблема соответствия международного метода статистического  учета услуг системе статистике, принятой в России. В отличие от ВТО в российской статистике производство материальных и нематериальных благ объединено, учет ведется по «списку», включающему следующие позиции:

  • транспорт и связь;
  • торговля, общественное питание, МТС и сбыт, заготовки;
  • информационно-вычислительное обслуживание;
  • сфера операций с недвижимостью;
  • ЖКХ, непроизводственные виды бытового обслуживания;
  • здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение;
  • образование, культура и искусство;
  • наука и научное обслуживание;
  • кредитование, финансы, страхование, пенсионное обеспечение;
  • аппарат управления, организация управления, кооперация и общественные организации. 21

На современном этапе  позиция России на международном  рынке услуг не слишком обнадеживающая. Россия хотя и входит в число ведущих 30 стран – участниц международной  торговли услугами, выступает в качестве нетто-импортера. Нетто-экспортером  на мировом рынке Россия остается в сфере транспортных услуг. Как  свидетельствует мировой опыт, при  проведении экономических преобразований необходимо уделять большое внимание развитию системы транспортных коммуникаций. В настоящее время Россия по степени развития основных видов транспорта существенно отстает от мирового уровня. Импорт же транспортных услуг повышается, что свидетельствует о тенденции к вытеснению с рынка российских транспортных фирм. В России транспортные расходы на единицу произведенной продукции в 6 раз больше, чем в США и в 4,5 раза больше, чем в Китае, хотя транспортные масштабы этих стран соизмеримы с российскими. Производительность труда на отечественном транспорте вполовину ниже, чем в США. Поскольку стоимость транспортировки и уровень производительности труда оказывают существенное влияние на себестоимость продукции, такое положение не может не сказаться на конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке. 22

Туризм как наиболее динамично  развивающаяся сфера услуг занимает первое место в отраслевой структуре  российской торговли услугами. На него приходится более 50% ее объема. Но поскольку  в настоящее выезд отечественных  граждан за рубеж существенно  превосходит въездной поток, туризм является и крупнейшей расходной  статьей российского баланса  услуг.

В последнее время наблюдается  благоприятная динамика отраслей услуг  в российской экономике, быстрое  формирование целого ряда услуг, прежде всего телекоммуникаций, кредитно-финансовых, деловых, расширение торговли.23

Конкурентоспособность России проявляется  главным образом в области  услуг связи (в основном за счет космических  разработок) и в сфере еще имеющихся  научно-технических разработок (в  торговле ройалти и лицензиями). Однако в то же время Россия отстает от западных стран на 15 – 20 лет. В условиях становления многоукладной экономики и развития рыночных отношений в стране происходят существенные изменения в сфере услуг. Значительно возрастают объемы услуг, специфически присущих рыночной экономике (банковских, финансовых, риэлторских, страховых, юридических). Страхованию в России отводилась второстепенная роль. Объем страхового обеспечения в расчете на душу населения в России остается чисто символической величиной. В структуре российской торговли услугами почти отсутствует экспорт маркетинговых, управленческих, аудиторских, консультационных, компьютерных и ряда подобных сравнительно новых видов услуг. В международном обмене услугами основным для России, в отличие от большинства развитых стран, является внешнеторговый канал – трансграничная торговля. Однако в импорте услуг существенная доля приходится на второй канал – торговлю услугами филиалов иностранных компаний, находящихся на российской территории. В России представлены филиалы многих компаний – мировых лидеров в различных отраслях услуг, опыт которых в существенной степени влияет на формирование рыночных отношений в нашей стране.

Улучшение ситуации в сфере  услуг в России во многом зависит  от иностранных вложений. Наибольший интерес для зарубежных инвесторов представляют такие отрасли деловых  услуг, как посредничество и консалтинг, а из ряда потребительских услуг  – общественное питание, торговля, гостиничная индустрия. Заметная активность наблюдается в области рекламы  и образовательных услуг. 24

3.2 Перспективы развития  рынка услуг в России в условиях  вступления России в ВТО

 

Продолжительный процесс вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию близок к завершению. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных специалистов доказали, что присоединение к этой организации сулит России существенные выгоды и стимулы для расширения и улучшения структуры экспорта и импорта. Как представляется, ведущая роль в этом процессе принадлежит государству, которое должно эффективно содействовать обеспечению интересов национальных производителей и экспортеров. Отметим, что при присоединении к ВТО страна-кандидат принимает на себя обязательства в двух основных сферах. Во-первых, это-приведение национального законодательства и практики его применения в соответствии с нормами и правилами ВТО. Во-вторых, - согласование в ходе переговоров индивидуальных обязательств-условий либерализации доступа на рынок товаров и услуг. Последствия принятия обязательств будут носить как качественный характер, например изменение законодательства, так и количественный, например, динамика и соотношение производства импорта, которые могут быть оценены статистически. Исследования специалистов привели достаточно к противоречивым результатам. Все они могут быть сведены к двум сценариям. 25

Катастрофический сценарий основывается на том, что Россия в  силу сложившихся исторических, социокультурных, географических и других особенностей на данном этапе развития не обладает необходимыми конкурентными преимуществами для завоевания и поддержания технологического лидерства, то есть не является глобально конкурентоспособной. Вступление в ВТО не сможет сделать российскую экономику инвестиционно более привлекательной, чем, например, экономики стран Латинской Америки и быстро растущие азиатские рынки. Сырьевая специализация России в международном разделении труда не только не снизится, но будет возрастать, усиливая зависимость страны от конъюнктуры мировых сырьевых рынков. Дальнейшее развитие экспортоориентированных отраслей будет происходить за счет сокращения перерабатывающих производств, что усилит уже проявляющиеся симптомы «голландской болезни». Массированный рост импорта и повышение тарифов на энергоносители приведет к закрытию предприятий многих отраслей, окончательному подрыву сельского хозяйства, масштабной безработице. Потеря Социальной стабильности ослабит государственность и усилит тенденции к экономической и политической дезинтеграции страны.

Большинство сторонников  оптимистического сценария считает, что если применение принципов национального режима и режима наибольшего благоприятствования и приведет к некоторому обострению иностранной конкуренции на внутреннем рынке, то компенсирующим эффектом станет повышение транспарентности в бизнесе, возросший уровень предсказуемости действий властей и устранение неоправданных ограничений на рынке. Изменение законодательства может стать фактором повышения конкурентоспособности российских предприятий за счет устранения излишних ограничений, формирования здоровой конкурентной среды с равными и недискриминационными условиями ведения предпринимательской деятельности, а также повышения транспарентности законодательства и мер регулирования.26

Следование нормам и правилам ВТО относительно доступа на рынок  товаров и услуг не создаст  существенных негативных экономических  последствий. Как считает приверженцы  второго сценария, практически для  всех отраслей условия присоединения  или неприсоединения к ВТО  не являются ключевым фактором для  динамики соотношения импорта и  собственного производства.

Можно полагать, что решение  нашего правительства о присоединении  нашей страны к ВТО базировалось на идее достаточной устойчивости народного  хозяйства к такому рычагу экономического регулирования, как условия доступа  на рынок иностранных товаров. Основные тенденции развития экономики, согласно этой идее, будут определяться не факторами, связанными с присоединением или неприсоединением России к ВТО, а общим ходом экономического развития.27

Переговоры по доступу  на рынок услуг имеют своей целью согласование условий доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на российский рынок. К настоящему времени подписаны протоколы по доступу на рынок услуг со всеми (28) членами РГ, с которыми проводились двусторонние переговоры: Австралия, Бразилия, Болгария, Канада, Чили, Китай, Доминиканская республика, Гондурас, ЕС, Эквадор, Египет, Венгрия, Индия, Япония, Корея, Мексика, Новая Зеландия, Норвегия, Панама, Парагвай, Сингапур, Швейцария, Тайвань, Таиланд, Турция, Уругвай, США, Венесуэла. Наиболее сложно переговоры продвигались по таким чувствительным секторам сферы услуг как финансовые и «энергетические» услуги, доступ на российский рынок которых представляет особый коммерческий интерес для ведущих стран-членов ВТО. Кроме того, некоторые страны были весьма заинтересованы в улучшении условий доступа на российский рынок поставщиков услуг, являющихся физическими лицами (Индия, Канада, Швейцария). По итогам завершившихся переговоров Россия согласилась принять обязательства примерно по 116 секторам услуг из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО. В некоторых случаях позиция России предусматривает более жесткие условия работы иностранных поставщиков услуг на российском рынке по сравнению с условиями, предусмотренными действующим законодательством (например, услуги, связанные с энергетикой, часть транспортных услуг, часть медицинских услуг и пр.). В июле и октябре 2006 г. были проведены серии интенсивных консультаций с американской делегацией, по итогам которых 19 ноября 2006г. в рамках форума АТЭС, с США были подписаны протоколы о завершении двусторонних переговоров по доступу на рынки товаров и услуг. [34] Наиболее заметно иностранное присутствие (49% объема услуг) в так называемых «рыночных услугах» (в т.ч. реклама, аудит, менеджмент), что закономерно ввиду их прежнего отсутствия в России. Однако российский бизнес накопил в этой сфере определенный потенциал конкурентоспособности и может противостоять дальнейшему сужению емкости отечественного рынка. Сложная ситуация складывается на рынках финансовых услуг, российские провайдеры которых требуют для себя специальной защиты, хотя иностранный банковский капитал пока неактивен в освоении этого российского рынка. В то же время в перспективе ситуация может измениться. Что же касается отечественного страхования, то оно в его нынешнем не сложившимся виде может быть подорвано конкуренцией по правилам ВТО. В целом возможные выгоды и потери от присоединения к ВТО в сфере услуг балансируются, и ситуация на рынке будет зависеть от того, как быстро обретут конкурентоспособность отечественные провайдеры. 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На протяжении двух последних  десятилетий наблюдается тенденция  повышения роли услуг в экономике  стран мира.

Что же касается России, то ее позиция на мировом рынке услуг  в настоящее время не очень  устойчива: она входит в тридцатку  крупных стран – участниц международной  торговли услугами, но продолжает оставаться нетто-импортером услуг. На Россию приходится 1,4% мирового импорта услуг и 1,0% мирового экспорта. Но все же не стоит говорить, что состояние сферы услуг в России «безнадежно». Сфера эта действительно молодая, получившая развитие в основном в последнее десятилетие. Но во главе компаний этой отрасли в отличие от промышленности и сельского хозяйства стоят, как правило, динамичные, инициативные специалисты с широкими зарубежными связями, легко усваивающие все новое, понимающие уровень конкурентоспособности своей фирмы на отечественном и мировом рынках, потребность в протекционистской защите.

С каждым годом в нашей  стране увеличивается количество выставок, следовательно, и начинает улучшаться их качество. На каждой выставке организаторы пытаются завлечь посетителей, что  приводит к созданию здоровой конкурентной атмосферы. В результате повышается общий уровень организации и  проведения такого рода мероприятий.

Анализируя отрасль выставочно-ярмарочной деятельности, я пришла к выводу, что пока еще у нас в стране организация и проведение выставок стоит не на самом высоком уровне, но развивается громадными темпами. Выставочная деятельность хорошо развивается  в тех отраслях, которые занимают ведущую роль на рынках страны и зарубежья, таких как компьютерные технологии, автомобилестроение и т.д.

Выставки один из основных элементов в системе маркетинговых  коммуникаций, т.к. благодаря им происходит не только знакомство с новыми товарами, услугами, но и осуществляется обмен опытом, грамотное установление цены на продукцию, проводится политика сбыта и рекламы.

С появлением Интернета, связь  между устроителями выставок, экспонентами и потенциальными посетителями стала  лёгкой и доступной, т.к. на сайтах выставочных  компаний можно найти подробную  информацию о предстоящей выставке, о количестве участников, а при надобности – задать интересующий вопрос по данной теме.

Самый эффективный способ продвижения продукта и достижения успеха предприятием – это умелое сочетание выставочной и рекламной  деятельности. Поэтому, отдел маркетинга – важное звено на предприятии, без  которого трудно представить полноценную  работу фирмы в XXI веке.

Информация о работе Мировой рынок услуг