Мировой рынок услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что внешнеэкономические связи становятся все более заметной составной частью хозяйственной деятельности российских предприятий и организаций. Возрастает интерес в экономическом, производственном и научно-техническом сотрудничестве с партнерами их зарубежных стран.
Наряду с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей силы существует и взаимодействует с ними мировой рынок услуг. Специфическая особенность услуги как товара состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат определенной деятельности.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие мировой торговли услугами и ее значение 5
1.1. Мировая торговля услугами и ее значение 5
1.2. Характеристика и классификация услуг 7
1.3. Особенности торгово – посреднической деятельности на мировых рынках в современных условиях 11
Глава 2. Анализ выставочной деятельности на примере ВЦ «Пермская Ярмарка» 14
Глава 3. Россия на мировом рынке услуг 26
3.1. Роль и место России на мировом рынке услуг 26
3.2. Перспективы развития рынка услуг в условиях вступления в ВТО 29
Заключение 34
Список использованных источников и литературы 36

Файлы: 1 файл

Курсовая Мировой рынок услуг.docx

— 84.59 Кб (Скачать файл)

Выставочно-ярмарочная деятельность, этот важный инструмент формирования рынка, развития отраслей и регионов, не будет эффективно работать без  участия государства в решении  выставочных проблем. Остановимся  лишь на некоторых из них:

  1. Выставочный бизнес в стране развивается при отсутствии современной законодательной и нормативной базы.
  2. Возрастание стоимости выставочных услуг при невысоком сервисе, приводит к тому, что многие выставки больше напоминают оптовые магазины, с преобладанием посредников, торгующих импортным ширпотребом. Это происходит потому, что из-за рубежа на выставки в Россию приезжают в основном посредники, дилеры зарубежных фирм, которым легче не завозить технологические новинки, а торговать со стендов ранее завезенной и растаможенной продукцией со своих складов.
  3. Во всех странах государственную поддержку получают те предприятия и отрасли, для которых определена приоритетность развития. Эта поддержка должна быть и в России, в т.ч. через выставочную сферу (дотации, налоговые льготы для предприятий - участников и организаторов мероприятий, стимулирование инвестиций в эти проекты). Направления совершенствования нормативной правовой базы в области выставочно-ярмарочной деятельности.14

На настоящем этапе  одной из главных задач в области  регулирования выставочно-ярмарочной деятельности является установление целесообразности разработки единого основополагающего  нормативного правового акта в данной области, а также, в случае признания  такой целесообразности, определение  конкретного нормативного содержания данного акта.

В случае принятия решения  о разработке единого нормативного правового акта, с учетом международного опыта правового регулирования  в указанной области, в качестве основных целей указанного нормативного правового акта следовало бы предусмотреть  упорядочение регулирования выставочно-ярмарочной деятельности, функционирования организаций, ответственных за проведение выставочных  мероприятий.

Однако достижение указанных  целей вполне может быть обеспечено путем разработки и принятия нескольких специальных нормативных правовых актов в области выставочно-ярмарочной деятельности с учетом наличия регулирования  отдельных вопросов актами общего значения (Гражданским кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации  и др.).15

Анализ существующей в Российской Федерации ситуации в области  регулирования отношений, связанных  с организацией и проведением  выставочно-ярмарочных мероприятий, и  зарубежного опыта позволяют  выделить следующие направления, по которым в целях обеспечения  надлежащего регулирования выставочно-ярмарочной деятельности следовало бы разработать  соответствующие нормативные правовые акты:

а) Об упорядочении деятельности в области организации  и проведения выставок и ярмарок  в Российской Федерации.

Этот нормативный  правовой акт должен урегулировать, такие вопросы:

  1. определение основных понятий в области выставочно-ярмарочной деятельности (торговые ярмарки, торговые выставки и др.);
  2. функции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере выставочно-ярмарочной деятельности (в части координации деятельности других федеральных органов исполнительной власти, а также в процессе взаимодействия с субъектами выставочно-ярмарочной деятельности);
  3. разделение компетенции в сфере выставочно-ярмарочной деятельности между специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  4. порядок осуществления государственной финансовой поддержки выставочно-ярмарочной деятельности, в том числе, в форме технической помощи, с целью активизации такой деятельности, а также источники выделения такой поддержки;
  5. процедуру предоставления финансово-экономической отчетности организаторами выставок и ярмарок (сметы и балансы организованных выставок, сведения о количестве экспонентов и посетителей);
  6. создание и функционирование организационного комитета выставочно-ярмарочных мероприятий.

б) Об общих  правилах проведения выставок и ярмарок  в Российской Федерации.

Этот нормативный  правовой акт мог бы содержать  такие положения:

  1. требования к организациям, участвующим в выставочно-ярмарочных мероприятиях, в том числе, в отношении порядка оформления их участия (подача заявления по утвержденной форме и в установленный срок, своевременное предоставление спецификаций товаров, планируемых для экспозиции и др.);
  2. процедура и критерии допуска к участию и исключения экспонентов;
  3. права, обязанности и функции администраций выставок и ярмарок в связи с организацией и управлением проведения указанных мероприятий;
  4. специфические требования, предъявляемые к выставочно-ярмарочным мероприятиям, включая требования к экспонируемым товарам, а также к ответственности и контролю со стороны организаторов выставок (требования к месту проведения ярмарок, наличию внутреннего регламента участия экспонентов; соответствие товаров теме и направлению ярмарки, требования в отношении возможности экспонирования товаров, представляющих угрозу или неудобство для участников выставки);
  5. порядок организации национальных дней во время проведения ярмарок;
  6. процедура решения спорных вопросов, возникающих как между участниками выставки, так и между участниками и организаторами выставки.

в) Об упорядочении процедур присвоения выставочно-ярмарочным мероприятиям официального статуса, составления  календаря выставок, имеющих официальный  статус, и выдачи разрешений на проведение таких выставок.

В данном нормативном правовом акте можно было бы определить:

  1. органы (как на федеральном уровне – для выставок федерального значения, так и на уровне субъектов Российской Федерации – для выставок, регионального и местного значения), в чью компетенцию входит признание квалификации выставочных мероприятий, принятие решений о выдаче разрешений на их проведение, а также составление ежегодного календаря выставочных мероприятий разного уровня, имеющих официальный статус;
  2. порядок предоставления заявки о признании квалификации уровня выставки, а также заявки на получение разрешения для ее проведения;
  3. меры по обеспечению рационального распределения и координации сроков проведения выставочных мероприятий, имеющих официальный статус, в целях нормального составления и соблюдения календарного графика.16

Следует иметь в виду, что, исходя из близкого характера регулируемых вопросов, отдельные из вышеперечисленных  нормативных правовых актов (разработка которых представляется целесообразной для обеспечения надлежащего  правового регулирования в области  выставочно-ярмарочной деятельности) могут быть объединены в один нормативный  правовой акт. Так, например, положения, предусматривающие упорядочение процедур присвоения международной квалификации выставочным мероприятиям, составления  календаря выставок, имеющих официальный  статус, и выдачи разрешений на проведение таких выставок, могли бы стать  частью нормативного правового акта «Об упорядочении деятельности в  области организации и проведения выставок и ярмарок в Российской Федерации».

Одним из направлений в  области разработки мер по обеспечению  надлежащего регулирования выставочно-ярмарочной деятельности является анализ наиболее существенных препятствий, возникающих  в деятельности организаций, связанной  с проведением и участием в  выставочно-ярмарочных мероприятиях. Необходимо установление возможных  законодательных и административных путей устранения таких препятствий. В этой связи представляется полезным провести изучение и обобщение соответствующего опыта зарубежных стран в сфере  правового регулирования вопросов, требующих приоритетного урегулирования применительно к российским реалиям  в данной области.

Необходимость совершенствования  нормативной правовой базы в области  выставочно-ярмарочной деятельности, как путем внесения соответствующих  изменений и дополнений в действующие  акты, так и посредством разработки и принятия новых документов правового  характера в настоящее время  не вызывает сомнения. 17

Основной вопрос состоит  в выборе формы осуществления  указанного совершенствования: либо с помощью разработки единого основополагающего нормативного правового акта в данной сфере и на его основе нескольких специальных актов, развивающих положения общего акта (в том числе, и на региональном уровне), либо только путем создания комплекса специальных нормативных правовых актов, каждый из которых будет регулировать отдельные вопросы, прямо затрагивающие проблематику выставочно-ярмарочной деятельности.

В настоящее время стоит  задача повышения качества и статуса  выставок, продвижение отечественной  продукции на рынки наших стран, содействие через выставки развитию торговых и экономических связей. В сфере повышения качества выставок активно работает Российский союз выставок и ярмарок (РСВЯ), Комитет Союза  по добровольной сертификации выставочных  мероприятий. Создана и действует  Коллегия экспертов в сфере выставочной  деятельности, члены которой привлекаются к проведению экспертизы на присвоение выставкам Знака РСВЯ – символа  высокого качества мероприятия. Сегодня  Знаком Союза отмечены 209 выставочных мероприятий.

Строительство выставочных  комплексов – обоснованная необходимость  для развития экономики регионов. Сегодня суммарная площадь выставочных  центров – 406 тыс. кв.м. (закрытая). Но только 41% выставок проводятся в специализированных выставочных центрах, остальные  – в спортивных комплексах, гостиницах, Дворцах культуры и других площадях. Инфраструктура существующих выставочных  центров нуждается в модернизации. Более 64% владельцев выставочных комплексов проводят или планируют их модернизацию. В настоящее время выставочная  деятельность, благодаря наличию  собственной материально-технической  базы, инфраструктуры и квалифицированных  кадров, способна формировать значительные финансовые потоки и обеспечивать поступления  финансовых средств в бюджеты всех уровней. Важным аспектом этой деятельности является ее социально-экономическая направленность, выражающаяся в создании новых рабочих мест.

Одним из необходимых условий  успешного развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации, по опыту Москвы, Санкт-Петербурга, Нижегородской, Новосибирской, Самарской  областей, Краснодарского края должно стать активное подключение к  этой работе органов исполнительной власти всех субъектов Федерации  с использованием возможностей региональных торгово-промышленных палат, межрегиональных  и отраслевых ассоциаций и союзов.18

Подавляющее большинство  выставочных комплексов не отвечает мировым стандартам. Значительный физический и моральный износ материально-технической  базы выставочной деятельности, отсутствие выставочных площадей соответствующего качества являются препятствием для  организации полномасштабных выставочных  мероприятий на уровне современных  требований. Необходима реконструкция  и модернизация устаревшей материально-технической  базы и инфраструктуры выставочной  отрасли.

Проведение научных исследований в области выставочной деятельности позволило бы разработать методики экономического анализа выставочно-ярмарочной деятельности и оценки эффективности  участия российских организаций  в выставках и ярмарках в Российской Федерации и за рубежом; создать  систему статистического учета  выставочно-ярмарочной деятельности; прогнозировать развитие в долгосрочной перспективе этого сегмента рынка.

Необходимо также создание интегрированной информационной системы  обеспечения выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации; подготовка кадров и повышение квалификации специалистов в этой области. 19

Глава 3. Россия на мировом рынке услуг

3.1 Роль и место России  на мировом рынке услуг

 

В процессе перехода российской экономики на рыночные основы и ее интеграции в мировое хозяйство  следует учитывать активную роль сферы услуг, а так же все аспекты  ее развития за рубежом (технические, структурные, организационные, управленческие, количественные и качественные). Первостепенная наша задача – ускорить развитие сферы  услуг.

В отдельных отраслях наблюдается  довольно устойчивый рост объемов ВВП. В производстве рыночных услуг такая  тенденция была характерна для отраслей, специализирующихся на операциях с  недвижимым имуществом, в коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка, жилищном хозяйстве, в сфере  финансов, кредита и страхования  и др. Реальный прирост объемов  ВВП в отраслях производства нерыночных услуг наблюдается только в жилищном строительстве.

Немаловажен для России и  огромный потенциал отраслей услуг  в решении проблемы занятости. Несмотря на инерционный характер процессов, связанных с изменениями в  структуре занятости населения, в экономике России, тем не менее, наблюдалась выраженная тенденция  роста доли занятых в сфере  услуг. 20

В настоящее время Россия находится в процессе присоединения  к ВТО, и переговоры по торговле услугами составляют самый трудный, завершающий  этап на пути этого присоединения. Речь идет о международных сделках, охватывающих самые разнообразные сферы деятельности – оптовую и розничную торговлю, банковское дело, страхование, аудит, транспорт  и телекоммуникации, строительство  и инжиниринг, здравоохранение и туризм и т.д.

Информация о работе Мировой рынок услуг