Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 10:38, курсовая работа
В конце XX столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция как необходимое условие развития предпринимательской деятельности.
В годы плановой экономики в нашей стране конкуренции не уделяли должного внимания. Было объявлено о полном устранении конкуренции как пережитка капиталистической системы и замене ее бесконфликтным (с победителями и без побежденных) соцсоревнованием. Благодаря этому российская экономика превратилась в систему высокомонополизированных производств. Это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, и, в некоторых отраслях, к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок.
Введение
1. Модели рынка. Совершенная и несовершенная конкуренция
1.1 Модели рынка
1.2 Совершенная и несовершенная конкуренция
2. Ценообразование на рынках совершенной и несовершенной конкуренции
2.1 Ценообразование в условиях совершенной конкуренции
2.2 Ценообразование в условиях несовершенной конкуренции
3. Эффективность функционирования рынка в условиях:
а) Совершенной конкуренции
б) Чистой монополии
в) Монополистической конкуренции
г) Олигополии. И её сравнительная оценка
Заключение
Литература
Приложение 1
Приложение 2
Министерство образования и науки РФ
ОРЛОВСКИЙ Государственный ИНСТИТУТ Экономики и торговли
№ зачётной книжки __________________
тема: ______________________________
______________________________
Ф.И.О. ______________________________
Допущена к защите: ______________________________
Оценка работы: ______________________________
Рецензент: ______________________________
(Ф.И.О., ученое звание, степень)
______________________________
ОРЕЛ – 2009 год
Содержание
Введение
1. Модели рынка. Совершенная и несовершенная конкуренция
1.1 Модели рынка
1.2 Совершенная и несовершенная конкуренция
2. Ценообразование на рынках совершенной и несовершенной конкуренции
2.1 Ценообразование в условиях совершенной конкуренции
2.2 Ценообразование в условиях несовершенной конкуренции
3. Эффективность
а) Совершенной конкуренции
б) Чистой монополии
в) Монополистической конкуренции
г) Олигополии. И её сравнительная оценка
Заключение
Литература
Приложение 1
Приложение 2
Введение
В конце XX столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция как необходимое условие развития предпринимательской деятельности.
В годы плановой экономики
в нашей стране конкуренции не
уделяли должного внимания. Было объявлено
о полном устранении конкуренции
как пережитка
Сегодня понятно, что чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции конкурентов. Именно конкуренция превращает экономическую систему страны в саморегулирующийся аппарат.
С переходом России на рыночные
методы хозяйствования роль конкуренции
в экономической жизни общества
значительно возросла. При этом поддержание
конкурентной среды в Российской
Федерации, как и в развитых странах,
в настоящее время, стало важной
задачей государственного регулирования
экономики. А значит, изучение конкуренции,
ее роли в развитии рыночных отношений
является в настоящий момент важнейшей
задачей экономических
Одной из главных проблем переходного периода российской экономики, не разрешенных до настоящего времени, является формирование конкурентных рынков в условиях спада производства и кризиса неплатежей, охвативших все отрасли промышленности и регионы страны.
Неразрешенной остается проблема естественных монополий. В комплексе образуя производственную инфраструктуру государства, они являются базой для оживления и дальнейшего развития отечественной промышленности, развития реального сектора экономики. Поэтому задача обеспечения их финансовой устойчивости приобретает особую важность.
Проблемы совершенствования
конкуренции на российском рынке, повышения
конкурентоспособности
Цель данной работы - рассмотреть понятие конкуренции, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них, изучить ценообразование на рынках совершенной и не совершенной конкуренции, а так же рассмотреть эффективность функционирования рынка.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучение ценообразование на рынках совершенной и не совершенной конкуренции;
- определение эффективности функционирования рынка в условиях:
а) Совершенной конкуренции
б) Чистой монополии
в) Монополистической конкуренции
г) Олигополии.
- проведение сравнительного анализа моделей рынка.
1. Модели рынка. Совершенная и несовершенная конкуренция
1.1 Модели рынка
Взаимодействие между
продавцами и покупателями, выступающими
предъявителями предложения и спроса,
происходит на рынке. Решения продавцов
и покупателей относительно цены,
объемов производства, закупок товара
будут существенно различаться
для разных типов (моделей) рынка. Вообще
говоря, в зависимости от целей
экономического исследования могут
быть различные классификации
По степени развития конкуренции экономическая теория выделяет четыре основные модели рынка (в экономической литературе их также называют видами рыночных структур):
совершенная (чистая) конкуренция
монополистическая конкуренция
олигополия
монополия
На рынке совершенной
конкуренции расщепление
При несовершенной конкуренции
расщепление экономической
Степень несовершенства рынка
зависит от разновидности несовершенной
конкуренции. В условиях монополистической
конкуренции она невелика и связана
только с умением производителя
выпускать особые, отличающиеся от
конкурентных разновидности товаров.
При олигополии несовершенство рынка
значительно и диктуется
Прежде всего, надо установить, по каким критериям различаются рыночные структуры, которые сложились в тех или иных отраслях. Исследования экономистов показали, что в основу определения того, к какому типу относится та или иная рыночная структура, должны быть положены следующие критерии:
количество фирм, представленных на рынке той продукции, которая выпускается данной отраслью;
характер производимой продукции
(стандартная или
наличие или отсутствие барьеров на пути вхождения фирм в данную отрасль или выхода из нее;
Степень доступности экономической информации. ( см, Приложение 1 )
В одних отраслях, число
представленных на рынке фирм велико,
в других имеется лишь несколько
крупных фирм. Так, в черной металлургии
России 31% продукции в 1997г. приходился
на долю трех, а 56,6% — на долю восьми
крупнейших предприятий отрасли. В
то же время в пищевой промышленности
эти цифры составили
Некоторые отрасли производят одинаковую, т. е. стандартизированную продукцию (например, металл, древесина, зерно). В других случаях продукция является дифференцированной (например, различные марки автомобилей или различные виды стирального порошка).
Каждая отрасль
Наконец, в отдельных отраслях
наблюдается различная степень
доступности экономической
Все указанные признаки рыночных структур определяют характер ценообразования. Например, в сельском хозяйстве при производстве зерна или овощей фермер не может контролировать цены на свою продукцию. Это предполагает условия совершенной конкуренции. В условиях других трех рыночных структур фирма в той или иной степени осуществляет контроль над ценами, оказывая полное или частичное влияние на их уровень. Эти рыночные структуры поэтому обычно называют формами несовершенной конкуренции.
1.2 Совершенная и несовершенная конкуренция
Основные черты рынка совершенной конкуренции:
При совершенной конкуренции
ни продавцы, ни покупатели не влияют на
рыночную ситуацию вследствие малости
и многочисленности всех субъектов
рынка. Иногда обе эти стороны
совершенной конкуренции
При этом совершаемые потребителем покупки (или продавцом продажи) настолько малы по сравнению с совокупным объемом рынка, что решение понизить или повысить их объемы не создает ни излишков, ни дефицитов.
Для того чтобы конкуренция
была совершенной, предлагаемые фирмами
товары должны отвечать условию однородности
продукции. Это значит, что продукция
фирм в представлении покупателей
гомогенна и неразличима, т.е. продукты
разных предприятий совершенно взаимозаменяемы
(являются полными товарами-субститутами)
В этих условиях ни один покупатель
не пожелает платить гипотетической
фирме цену большую, чем он заплатит
ее конкурентам. Ведь товары одинаковы,
покупателям безразлично, у какой
фирмы их приобретать, и они, разумеется,
останавливают свой выбор на самых
дешевых. То есть условие однородности
продукции фактически означает, что
разница в ценах есть единственная
причина, по которой покупатель может
предпочесть одного продавца другому.
Вот почему в условиях совершенной
конкуренции нет никаких
Следующим условием совершенной конкуренции является отсутствие барьеров при входе на рынок и выходе с него. Когда такие барьеры есть, продавцы (или покупатели) начинают вести себя как единая корпорация, даже если их много и все они — мелкие фирмы.
В наше время схожие процессы
идут в криминализированных сферах
бизнеса, что, к сожалению, можно
наблюдать на многих рынках крупных
городов России. Все продавцы соблюдают
известные неофициальные
Напротив, типичное для совершенной конкуренции отсутствие барьеров или свобода входить на рынок (в отрасль) и покидать его значит, что ресурсы полностью мобильны и без проблем перемещаются из одного вида деятельности в другой. Покупатели свободно меняют свои предпочтения при выборе товаров, а продавцы легко переключают производство на выпуск более прибыльных продуктов.
Нет трудностей и с прекращением операций на рынке. Условия не вынуждают никого оставаться в отрасли, если это не соответствует его интересам. Другими словами, отсутствие барьеров означает абсолютную гибкость и адаптивность рынка совершенной конкуренции.
Последнее условие существования
рынка совершенной конкуренции
состоит в том, что информация
о ценах, технологии и вероятной
прибыли свободно доступна для всех.
У фирм есть возможность быстро и
рационально реагировать на изменившиеся
условия рынка посредством