Модели рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 10:38, курсовая работа

Описание работы

В конце XX столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция как необходимое условие развития предпринимательской деятельности.
В годы плановой экономики в нашей стране конкуренции не уделяли должного внимания. Было объявлено о полном устранении конкуренции как пережитка капиталистической системы и замене ее бесконфликтным (с победителями и без побежденных) соцсоревнованием. Благодаря этому российская экономика превратилась в систему высокомонополизированных производств. Это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, и, в некоторых отраслях, к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок.

Содержание работы

Введение
1. Модели рынка. Совершенная и несовершенная конкуренция
1.1 Модели рынка
1.2 Совершенная и несовершенная конкуренция
2. Ценообразование на рынках совершенной и несовершенной конкуренции
2.1 Ценообразование в условиях совершенной конкуренции
2.2 Ценообразование в условиях несовершенной конкуренции
3. Эффективность функционирования рынка в условиях:
а) Совершенной конкуренции
б) Чистой монополии
в) Монополистической конкуренции
г) Олигополии. И её сравнительная оценка
Заключение
Литература
Приложение 1
Приложение 2

Файлы: 1 файл

Модели рынка.docx

— 65.47 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

                                        Федеральное агентство по образованию

 

ОРЛОВСКИЙ Государственный  ИНСТИТУТ Экономики и торговли

Факультет___________________________

Курс, группа _________________________

№ зачётной книжки __________________

Специальность_______________________

Кафедра _____________________________

КУРСОВАЯ РАБОТА

по  дисциплине ______________________________________________________

тема: _______________________________________________________________

____________________________________________________________________

Ф.И.О. ______________________________________________________________

 

 

Допущена к защите: _________________________________________________

Оценка работы: _____________________________________________________

 

Рецензент: __________________________________________________________

(Ф.И.О., ученое звание, степень)

____________________________________________________________________

 

 

 

ОРЕЛ – 2009 год

Содержание

Введение

1. Модели рынка. Совершенная и несовершенная конкуренция

1.1 Модели рынка

1.2 Совершенная и несовершенная конкуренция

2. Ценообразование на рынках совершенной и несовершенной конкуренции

2.1 Ценообразование в условиях совершенной конкуренции

2.2 Ценообразование в условиях несовершенной конкуренции

3. Эффективность функционирования  рынка в условиях:

а) Совершенной конкуренции

б) Чистой монополии 

в)  Монополистической  конкуренции

г) Олигополии. И её сравнительная  оценка

Заключение

Литература 

Приложение 1

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В конце XX столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция как необходимое  условие развития предпринимательской  деятельности.

В годы плановой экономики  в нашей стране конкуренции не уделяли должного внимания. Было объявлено  о полном устранении конкуренции  как пережитка капиталистической  системы и замене ее бесконфликтным (с победителями и без побежденных) соцсоревнованием. Благодаря этому  российская экономика превратилась в систему высокомонополизированных производств. Это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно  высокому уровню затрат, и, в некоторых  отраслях, к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических  разработок.

Сегодня понятно, что чем  ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы  оказываются подготовленными к  борьбе за рынки за рубежом, и тем  в более выгодном положении оказываются  потребители на внутреннем рынке  и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция  должна иметь такие потребительские  свойства, которыми бы она выгодно  отличалась от сходной продукции  конкурентов. Именно конкуренция превращает экономическую систему страны в  саморегулирующийся аппарат.

С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции  в экономической жизни общества значительно возросла. При этом поддержание  конкурентной среды в Российской Федерации, как и в развитых странах, в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования  экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роли в развитии рыночных отношений  является в настоящий момент важнейшей  задачей экономических исследований в нашей стране.

Одной из главных проблем  переходного периода российской экономики, не разрешенных до настоящего времени, является формирование конкурентных рынков в условиях спада производства и кризиса неплатежей, охвативших все отрасли промышленности и  регионы страны.

Неразрешенной остается проблема естественных монополий. В комплексе  образуя производственную инфраструктуру государства, они являются базой  для оживления и дальнейшего развития отечественной промышленности, развития реального сектора экономики. Поэтому задача обеспечения их финансовой устойчивости приобретает особую важность.

Проблемы совершенствования  конкуренции на российском рынке, повышения  конкурентоспособности российских товаров, борьбы с монополизмом являются крайне актуальными в современной  России.

Цель данной работы - рассмотреть  понятие конкуренции, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости  от уровня конкуренции на них, изучить  ценообразование на рынках совершенной  и не совершенной конкуренции, а так же рассмотреть эффективность функционирования рынка.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих  задач:

- изучение ценообразование на рынках совершенной и не совершенной конкуренции;

- определение эффективности функционирования  рынка в условиях:

а) Совершенной конкуренции

б) Чистой монополии 

в)  Монополистической  конкуренции

г) Олигополии.

- проведение сравнительного анализа моделей рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Модели рынка. Совершенная и несовершенная конкуренция

1.1 Модели рынка

Взаимодействие между  продавцами и покупателями, выступающими предъявителями предложения и спроса, происходит на рынке. Решения продавцов  и покупателей относительно цены, объемов производства, закупок товара будут существенно различаться  для разных типов (моделей) рынка. Вообще говоря, в зависимости от целей  экономического исследования могут  быть различные классификации рыночных структур.

По степени развития конкуренции  экономическая теория выделяет четыре основные модели рынка (в экономической  литературе их также называют видами рыночных структур):

совершенная (чистая) конкуренция

монополистическая конкуренция


олигополия

монополия

На рынке совершенной  конкуренции расщепление экономической  власти максимально и механизмы  конкуренции работают в полную силу. Здесь действует множество производителей, лишенных каких-либо рычагов навязывания  своей воли потребителям.

При несовершенной конкуренции  расщепление экономической власти ослаблено или вовсе отсутствует. Поэтому производитель приобретает  известную степень влияния на рынок.

Степень несовершенства рынка  зависит от разновидности несовершенной  конкуренции. В условиях монополистической  конкуренции она невелика и связана  только с умением производителя  выпускать особые, отличающиеся от конкурентных разновидности товаров. При олигополии несовершенство рынка  значительно и диктуется немногочисленностью  действующих на нем фирм. Наконец, монополия означает господство на рынке  только одного производителя.

Прежде всего, надо установить, по каким критериям различаются  рыночные структуры, которые сложились  в тех или иных отраслях. Исследования экономистов показали, что в основу определения того, к какому типу относится та или иная рыночная структура, должны быть положены следующие критерии:

количество фирм, представленных на рынке той продукции, которая  выпускается данной отраслью;

характер производимой продукции (стандартная или дифференцированная);

наличие или отсутствие барьеров на пути вхождения фирм в данную отрасль или выхода из нее;

Степень доступности экономической информации. ( см, Приложение 1 )

В одних отраслях, число  представленных на рынке фирм велико, в других имеется лишь несколько  крупных фирм. Так, в черной металлургии  России 31% продукции в 1997г. приходился на долю трех, а 56,6% — на долю восьми крупнейших предприятий отрасли. В  то же время в пищевой промышленности эти цифры составили соответственно 5,4% и 9%, т. е. большая часть продукции  выпускалась средними и мелкими  предприятиями. Очень велико число  представленных на рынке производителей в сельском хозяйстве.

Некоторые отрасли производят одинаковую, т. е. стандартизированную  продукцию (например, металл, древесина, зерно). В других случаях продукция  является дифференцированной (например, различные марки автомобилей  или различные виды стирального  порошка).

Каждая отрасль характеризуется  наличием или отсутствием барьеров на пути вхождения в нее: законодательных, технологических, финансовых и других. В одних случаях таких барьеров практически нет или же они  легкопреодолимы. Так, любой фермер может приступить к выращиванию  огурцов на своем участке земли  и продавать продукцию на рынке. В этом случае невелики и размеры  первоначального капитала. Они не выступают в качестве существенного  экономического барьера. Для того же чтобы организовать производство станков, необходим довольно значительный первоначальный капитал, что служит высоким барьером для вхождения в отрасль.

Наконец, в отдельных отраслях наблюдается различная степень  доступности экономической информации. Мелкий фермер не видит в своем  соседе-фермере конкурента, который  мог бы повлиять на реализацию его  продукции, так как на рынке выступает множество фермеров, производящих одинаковую продукцию, и каждый из них в отдельности не влияет на уровень цен. Поэтому соседи могут делиться своей технологией выращивания овощей. На рынках продуктов, которые производят несколько крупных фирм, они являются серьезными конкурентами и строго оберегают коммерческую тайну.

Все указанные признаки рыночных структур определяют характер ценообразования. Например, в сельском хозяйстве при  производстве зерна или овощей фермер не может контролировать цены на свою продукцию. Это предполагает условия  совершенной конкуренции. В условиях других трех рыночных структур фирма  в той или иной степени осуществляет контроль над ценами, оказывая полное или частичное влияние на их уровень. Эти рыночные структуры поэтому  обычно называют формами несовершенной  конкуренции.

 

1.2 Совершенная и несовершенная конкуренция

 

Основные черты рынка  совершенной конкуренции:

При совершенной конкуренции  ни продавцы, ни покупатели не влияют на рыночную ситуацию вследствие малости  и многочисленности всех субъектов  рынка. Иногда обе эти стороны  совершенной конкуренции объединяют, говоря об атомистической структуре  рынка. Это означает, что на рынке  действует большое число мелких продавцов и покупателей подобно  тому, как любая капля воды состоит  из гигантского числа крошечных  атомов.

При этом совершаемые потребителем покупки (или продавцом продажи) настолько малы по сравнению с  совокупным объемом рынка, что решение  понизить или повысить их объемы не создает ни излишков, ни дефицитов.

Для того чтобы конкуренция  была совершенной, предлагаемые фирмами  товары должны отвечать условию однородности продукции. Это значит, что продукция  фирм в представлении покупателей  гомогенна и неразличима, т.е. продукты разных предприятий совершенно взаимозаменяемы (являются полными товарами-субститутами). Экономический смысл этого положения  таков: товары столь похожи друг на друга, что даже малое повышение  цены одним производителем ведет к полному переключению спроса на продукцию других предприятий.

В этих условиях ни один покупатель не пожелает платить гипотетической фирме цену большую, чем он заплатит ее конкурентам. Ведь товары одинаковы, покупателям безразлично, у какой  фирмы их приобретать, и они, разумеется, останавливают свой выбор на самых  дешевых. То есть условие однородности продукции фактически означает, что  разница в ценах есть единственная причина, по которой покупатель может  предпочесть одного продавца другому. Вот почему в условиях совершенной  конкуренции нет никаких оснований  для существования неценовой  конкуренции.

Следующим условием совершенной  конкуренции является отсутствие барьеров при входе на рынок и выходе с него. Когда такие барьеры  есть, продавцы (или покупатели) начинают вести себя как единая корпорация, даже если их много и все они  — мелкие фирмы.

В наше время схожие процессы идут в криминализированных сферах бизнеса, что, к сожалению, можно  наблюдать на многих рынках крупных  городов России. Все продавцы соблюдают  известные неофициальные правила (в частности, удерживают цены не ниже некоторого уровня).

Напротив, типичное для совершенной  конкуренции отсутствие барьеров или  свобода входить на рынок (в отрасль) и покидать его значит, что ресурсы  полностью мобильны и без проблем  перемещаются из одного вида деятельности в другой. Покупатели свободно меняют свои предпочтения при выборе товаров, а продавцы легко переключают  производство на выпуск более прибыльных продуктов.

Нет трудностей и с прекращением операций на рынке. Условия не вынуждают  никого оставаться в отрасли, если это  не соответствует его интересам. Другими словами, отсутствие барьеров означает абсолютную гибкость и адаптивность рынка совершенной конкуренции.

Последнее условие существования  рынка совершенной конкуренции  состоит в том, что информация о ценах, технологии и вероятной  прибыли свободно доступна для всех. У фирм есть возможность быстро и  рационально реагировать на изменившиеся условия рынка посредством перемещения  применяемых ресурсов. Не существует никаких коммерческих тайн, непредсказуемого развития событий, неожиданных действий конкурентов. То есть решения принимаются  фирмой в условиях полной определенности в отношении рыночной ситуации или, что то же самое, при наличии совершенной информации о рынке.

Информация о работе Модели рынка