Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 10:38, курсовая работа
В конце XX столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция как необходимое условие развития предпринимательской деятельности.
В годы плановой экономики в нашей стране конкуренции не уделяли должного внимания. Было объявлено о полном устранении конкуренции как пережитка капиталистической системы и замене ее бесконфликтным (с победителями и без побежденных) соцсоревнованием. Благодаря этому российская экономика превратилась в систему высокомонополизированных производств. Это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, и, в некоторых отраслях, к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок.
Введение
1. Модели рынка. Совершенная и несовершенная конкуренция
1.1 Модели рынка
1.2 Совершенная и несовершенная конкуренция
2. Ценообразование на рынках совершенной и несовершенной конкуренции
2.1 Ценообразование в условиях совершенной конкуренции
2.2 Ценообразование в условиях несовершенной конкуренции
3. Эффективность функционирования рынка в условиях:
а) Совершенной конкуренции
б) Чистой монополии
в) Монополистической конкуренции
г) Олигополии. И её сравнительная оценка
Заключение
Литература
Приложение 1
Приложение 2
В завершении следует заметить,
что модель рынка совершенной
конкуренции служит эталоном эффективности
распределения и использования
ресурсов. Совершенная конкуренция
предполагает такой уровень организации
экономики, при котором общество
извлекает максимум полезности из имеющихся
ресурсов и технологий, а чью-либо
долю в получении результата уже
невозможно увеличивать, не сократив другую.
Общество находится на грани полезности
– возможности. Ресурсы эффективно
распределяются как в сфере
производства, так и в сфере
потребления. Участвующие в производстве
фирмы выпускают набор
Определяя основные достоинства совершенно конкурентной рыночной модели, следует обратить внимание и на её слабые стороны.
В конкурентной рыночной системе отсутствуют мотивы оптимального распределения доходов. Распределяя ресурсы, конкурентная модель не допускает побочных издержек и выгод или производства общественных благ. Отрасль с чистой конкуренцией может мешать применению лучшей производственной техники и способствовать медленному темпу технического прогресса. Совершенно конкурентная система не обеспечивает ни широкого диапазона выбора продуктов, ни условий для разработки новых продуктов.
2.2 Ценообразование на монополизированном рынке.
Если на рынке существуют
продавцы или покупатели, которые
способны воздействовать на рыночную
цену, то такая конкуренция уже
имеет форму несовершенной
Монополия – тип структуры рынка, который характеризуется следующими чертами:
На рынке присутствует
единственный производитель, продающий
свою продукцию множеству
Нет близких знаменателей продукта монополиста;
Барьеры входа на рынок столь существенны, что приток новых фирм невозможен.
Барьеры для входа в отрасль могут возникнуть вследствие различных причин:
Исключительные права, получаемые от правительства, примером может служить разрешение на установку кабельного телевидения одной фирме и т.д.,
Имеющиеся патенты и авторские права, которые могут обеспечивать монопольные позиции лишь на ограниченное число лет;
Контроль со стороны монополиста всего предложения, какого – либо производственного ресурса, примером может служить алмазная компания De Beers, которая контролирует 85% реализуемых алмазов и т.д.;
Необходимость осуществления
больших одновременных вложений
в основной капитал, которые в
случае выхода из отрасли нельзя вернуть,
так как это часто затраты
на создание специализированного
Высокие транспортные
расходы, способствующие
В отличие от совершенного конкурента, монополист сам устанавливает не только количество предлагаемой продукции, но и цену, выбирая точку на кривой отраслевой спроса.
Спрос на продукт монополиста.
Поскольку монопольное предприятие сосредоточило в своих руках весь выпуск продукции, кривая спроса предприятия совпадает с кривой спроса отрасли, и монополист стоит перед выбором: ограничить ли объём продаж для поддержания высокой цены или снизить цену в целях увеличения объёма реализации (рис.3.)
P D
A
P1
F B
P2
0
Q1 Q2 Q
Рис.3
Площадь P1AQ1O – валовой доход от реализации Q1 объёма продаж; P2DQ2O – валовой доход от реализации Q2 объёма продаж. С увеличением объёма производства с Q1 до Q2 валовой доход возрастает на величину площади FBQ2Q1 и одновременно уменьшается на P1AFP2.
Таким образом, при определении, как установить объём выпуска, монополист должен иметь в виду, что по мере расширения своего производства он не только что-то приобретает (стоимость дополнительно выпущенной продукции), но и что-то теряет (часть стоимости прежнего объёма производства из-за снижения цены).
В условиях совершенной конкуренции это также имеет место: по мере расширения производства в отрасли цена снижается. Но при этом каждый производитель в отдельности не может предотвратить снижение цены, он может только увеличить выпуск и при сложившейся цене получить доход, прежде чем цена снизится в очередной раз.
Монополист самостоятельно устанавливает объём и цену, поэтому, чтобы не допустить превышение потерь от снижения цены над приростом дохода от реализации дополнительной продукции, он каждый раз должен сравнивать при расширении производства общий доход от реализации «n» единиц продукции с общим доходом от реализации «n+1» единиц продукции, то есть он следует за величиной предельной выручки. Для монополиста величина предельной выручки меньше цены продукции, и поэтому линия величина предельной выручки лежит ниже D, причем линия предельной выручки в два раза круче линии спроса.
3. Эффективность функционирования рынка в условиях:
а) Совершенной конкуренции
Совершенная (чистая) конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах, а так же образует следующие функции:
1. Объём производства
отдельной фирмы является
2. Реализуемые каждым
производителем товары
3. Покупатели хорошо
4. Продавцы действуют независимо друг от друга;
5. Доступ на рынок никем и ничем не ограничен.
Последнее условие предполагает
возможность каждому гражданину
стать свободным
б) Чистой монополии
Монополистический рынок является полной противоположностью совершенно конкурентному рынку. Для покупателей существует только один источник предложения - монополист.
Понятно, что, как и совершенная конкуренция, чистая монополия является некой абстракцией. Во- первых, практически не существует продуктов не имеющих заменителей. Во- вторых, редко когда на национальном (или мировом) рынке есть только один продавец. Хотя на более замкнутых рынках, к примеру, в маленьком городке, мы можем наблюдать явление чистой монополии. Например, в таком городе может быть только один врач - стоматолог. Необходимо отметить, что, как правило, деятельность таких монополий регламентируется муниципальными властями и правительственными организациями.
Рыночная структура указывает
на число покупателей и продавцов
на рынке, на их доли в общем количестве
покупаемого и продаваемого товара,
степень стандартизации товара, а
также легкость входа на рынок
и выхода из рынка. Чистая монополия
и совершенная конкуренция
Прибыли , получаемые продавцами
на рынке, служат как сигнал для предпринимателей
о том , стоит ли выходить на данный
рынок или нет. Естественно, что
высокая экономическая прибыль,
получаемая монополистом, привлечет
на рынок потенциальных производителей
данного товара . Поддержание чистой
монополии, следовательно, требует
наличия условий, которые предотвращают
конкуренцию новых продавцов
с монополистом.
Большинство монополий являются естественными
и подлежат регуляции со стороны
государства. То есть, коммунальные службы
могут некоторым образом
Максимизирующая прибыли
Если регулирующая комиссия пытается достичь эффективного распределения ресурсов, ей придется установить верхний потолок цен. Максимальная цена, которую сможет установить монополист, должна быть равна его предельным издержкам. Таким образом, регулирующий орган может добиться имитации в отрасли ситуации совершенной конкуренции. Так как делая незаконным установление цены, превышающей верхний потолок, он лишает монополиста ограничивать свой выпуск, тем самым повышая цены на рынке.
Равенство цены и предельных издержек, которое будет достигнуто в монополизированной отрасли благодаря деятельности регулирующего органа, указывает на то, что в отрасли будет достигнуто эффективное распределение ресурсов для этого ресурса или услуги. Цена, при которой возможно достижения эффективного распределения ресурсов, называется общественно оптимальной ценой.
Но есть один минус назначения общественно оптимальной цены, а именно превышение спроса над предложением, то есть появление дефицита. Установление верхнего потолка цен, препятствует фирме назначать монопольную цену. Она вынуждена принять предельную цену как данное. Теперь монополия начинает вести себя, как если бы она работала на совершенно конкурентном рынке. Она сможет продавать по предельной цене столько, сколько пожелает.
Естественно, со стороны монополии возникает вопрос об издержках после введения общественно оптимальной цены. Возможна ситуация, когда цена, которая равняется предельным издержкам, будет так низка, что не сможет покрыть издержки монополии. Тогда фирма будет нести убытки, что в свою очередь заставит ее уйти с рынка.
Принятие такой цены означает для монополиста, что в краткосрочном периоде он будет нести убытки, а в долгосрочном - ему грозит банкротство.
Из данной ситуации для регулирующего органа есть три возможных выхода:
- покрывать издержки монополиста, субсидируя его;
-оправдать ценовую дискриминацию со стороны монополиста;
-установить другую, более высокую цену.
Как правило, регулирующие органы отступают в некоторой степени от цели достижения эффективного распределения ресурсов и идут именно по - третьему пути. Цена, устанавливаемая в таком случае называется ценой, обеспечивающей справедливую прибыль.
в) Монополистической конкуренции
Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продать дифференцированный продукт на рынке ,где возможно появление новых продавцов.
Для
рынка с монополистической
1.Товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами.
Продукт каждого продавца обладает исключительными качествами и характеристиками, которые служат тому, чтобы некоторые покупатели предпочли его товар товару конкурирующей фирме. Дифференциация товара означает, что предмет, продаваемый на рынке не является стандартизированным. Это может происходить из-за действительных качественных отличий между продуктами или из-за предполагаемых отличий, которые проистекают из различий в рекламе ,престиже торговой марки или “имидже” ,связанным с обладанием этим товаром.
2.На рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками.
При монополистической конкуренции размеры рыночных долей фирм в общем превосходят 1% ,т.е. процент, который существовал бы при совершенной конкуренции. В типичном случае на фирму приходится от 1% до 10 % продаж на рынке в течение года.
3.Продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают, какую установить цену на свои товары или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж.
Эта особенность является следствием все же относительно большого числа продавцов на рынке с монополистической конкуренцией т.е. если отдельный продавец сократит цену ,то вероятно, что прирост объема продаж произойдет не за счет одной фирмы, а за счет многих. Как следствие , маловероятно , что какой-нибудь отдельный конкурент принесет достаточно значительные потери своей доли на рынке из-за уменьшение продажной цены какой-нибудь отдельной фирмы. Следовательно ,у конкурентов нет причин, чтобы отреагировать на это изменением своей политики ,поскольку решение одной из фирм не воздействует в значительной степени на их возможности извлекать прибыли. Фирма знает это и следовательно, не учитывает какой-либо возможной реакции конкурентов, когда выбирает свою цену или цель по продажам.