Модели рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 10:38, курсовая работа

Описание работы

В конце XX столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция как необходимое условие развития предпринимательской деятельности.
В годы плановой экономики в нашей стране конкуренции не уделяли должного внимания. Было объявлено о полном устранении конкуренции как пережитка капиталистической системы и замене ее бесконфликтным (с победителями и без побежденных) соцсоревнованием. Благодаря этому российская экономика превратилась в систему высокомонополизированных производств. Это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, и, в некоторых отраслях, к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок.

Содержание работы

Введение
1. Модели рынка. Совершенная и несовершенная конкуренция
1.1 Модели рынка
1.2 Совершенная и несовершенная конкуренция
2. Ценообразование на рынках совершенной и несовершенной конкуренции
2.1 Ценообразование в условиях совершенной конкуренции
2.2 Ценообразование в условиях несовершенной конкуренции
3. Эффективность функционирования рынка в условиях:
а) Совершенной конкуренции
б) Чистой монополии
в) Монополистической конкуренции
г) Олигополии. И её сравнительная оценка
Заключение
Литература
Приложение 1
Приложение 2

Файлы: 1 файл

Модели рынка.docx

— 65.47 Кб (Скачать файл)

4.На  рынке есть условия для свободного  входа и выхода.

 

При монополистической конкуренции  легко основать фирму или покинуть рынок. Выгодная коньюктура на рынке  с монополистической конкуренцией привлечет новых продавцов. Однако вход на рынок  не настолько легок, как он был при совершенной конкуренции, поскольку новые продавцы часто испытывают трудности со своими новыми для покупателей торговыми марками и услугами. Следовательно, уже существующие фирмы с устоявшейся репутацией могут сохранять свое преимущество над новыми производителями. Монополистическая  конкуренция похожа на ситуацию  монополии, поскольку отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Она также похожа на совершенную конкуренцию т.к.  каждый товар продается многими фирмами, и на рынке существует свободный вход и выход.

 

Хотя на рынке с монополистической  конкуренцией товар каждого продавца уникален, между различными видами продуктов можно найти достаточно сходства, чтобы объединить продавцов в широкие категории, похожие на отрасль.

Товарная  группа  представляет собой несколько близко связанных ,но не идентичных товаров, которые удовлетворяют одну и ту же потребность покупателей. В каждой товарной группе продавцов можно рассматривать как конкурирующие фирмы в пределах отрасли. Хотя есть проблемы с определением границ отраслей, т.е. при определении отрасли надо сделать ряд допущений, и принять ряд соответствующих решений. Однако при описании отрасли может оказаться полезной  оценка перекрестной эластичности спроса на товары соперничающих фирм, т.к. в отрасли с монополистической конкуренцией перекрестная эластичность  спроса на товары соперничающих фирм должна быть положительной и относительно большой, что означает, что товары конкурирующих фирм являются, друг для друга очень хорошими заменителями, таким образом, если фирма поднимет цену выше конкурентной, то она может ожидать потери значительного объема продаж в пользу конкурентов.

Обычно на рынках с наибольшей монополистической  конкуренцией на четыре крупнейшие фирмы  приходится  25% общих внутренних поставок, а на восемь крупнейших фирм - менее 50%.

 

 

 

 

 

 

г) Олигополии. И  её сравнительная оценка

 

     Наряду с монополистической  конкуренцией, существенное место  среди  рыночных структур в  современной экономике занимает  олигополия или структура,  характеризуемая наличием на  рынке  нескольких продавцов. Иными словами, к олигополистическим структурам можно отнести такие рынки, на которых сосредотачивается от 2 до 24 продавцов. Если  два продавца-это дуаполия или частный случай олигополии, ибо это уже не монополия,  то верхней предел условно  ограничиваем 24 хозяйственными субъектами, так как с числа 25 условно начинается отсчет структур монополистической конкуренции.

 

Олигополия характеризуется следующими признаками:

 

- Экономия от масштабов производства: технико-экономические характеристики отрасли могут быть таковы, что минимальный уровень издержек на единицу продукции может быть достигнут фирмой при очень высоком объеме производства и сбыта продукции. Этот объем бывает столь велик, что способен удовлетворить значительную часть существующего рыночного спроса на данную продукцию. Таким образом, при цене, покрывающей лишь минимум возможных издержек, достаточно будет всего нескольких компаний, чтобы обеспечить весь имеющийся спрос. Как показано это на рис.5, если средние издержки меняются в соответствии с кривой АТС, а минимум издержек достигается фирмой при объеме продаж Q0, будет достаточно лишь 2-3 компаний, чтобы при цене Р0 удовлетворить весь рыночный спрос Q1. В такой ситуации уровень рыночной концентрации будет очень высоким.

 

- Взаимозависимость фирм на рынке: фирма в олигополии, так же как и в монополии, может свободно устанавливать цены на свою продукцию. Но, в отличие от монополии, она старается этого не делать, поскольку последствия ее решения могут быть самыми разными в зависимости от реакции других фирм - участников рынка.

 

- Жесткость цен неценовая конкуренция: эта неопределенность кривой спроса приводит к принципиально новому виду конкуренции в условиях олигополии. Крупные фирмы, не являющиеся признанными лидерами на рынке, пытаются избегать ценовой конкуренции и ее крайней формы - войны цен. На смену ценовой приходит неценовая конкуренция, направленная на увеличение доли рынка. В условиях олигополии борьба за долю на рынке - ядро конкурентной борьбы.

- Слияния и поглощения: одним из важнейших способов увеличить свою долю рынка являются слияния и поглощения. Они способны значительно поднять рыночную конкуренцию в отрасли.

 

- Стремление к сговору: сговор с другими компаниями относительно уровня цен и объема производства является фактором увеличения контроля над рынком. Эта стратегия обычно является выгодной для всех участников сговора. Однако достижение соглашения - весьма трудная задача. Существует ряд условий, которые облегчают прямой сговор: высокие барьеры для входа новых фирм на рынок; небольшое количество фирм на рынке; высокая степень однородности продукции; растущий спрос на отраслевую продукцию; особенности законодательства. Одним из видов неявного сговора, позволяющим координировать действия фирм, является практика ценового лидерства, когда крупная компания первой меняет цену, а все остальные следуют за ней.

 

- Барьеры для вхождения новых фирм на рынок:   высокие барьеры для новых фирм также поддерживают значительный уровень рыночной концентрации  и сохранении олигополии. Они принимают разную форму: экономии на масштабах производства, экономии на издержках вследствие накопленного опыта, известности товара, проведенной рекламной компании, сложности товара, множественности моделей товара, капитала ёмкости и т.д. Все эти барьеры затрудняют вступление новых производителей на рынок и поддерживают высокий уровень рыночной концентрации.

 

 

Рассмотрим конкретный пример олигополии и её негативные последствия - раздел и контроль нефтяного рынка странами ОПЕК. Он позволит нам не только проиллюстрировать важнейшие аспекты деятельности картелей, но и сделать более общие выводы о последствиях любого вида группового контроля над отраслью.

В 1960 году крупнейшие нефтедобывающие  страны мира объединились в ОПЕК (Организацию стран - экспортеров нефти). Их целью являлось достижение соглашения о ценах и объемах производства нефти, то есть фактически - соглашения о создании картеля. Однако вплоть до 1973 года ОПЕК не могла действовать как картель, поскольку на нефтяном рынке существовало множество стран и компаний, добывающих нефть на арабской земле. Ослабление этих компаний стало важным шагом на пути создания эффективного картеля: с 1969 по 1973 гг. концессии на добычу нефти в арабских странах стали постепенно отменяться.

В 1973 году в связи с арабо-израильской  войной члены ОПЕК на несколько месяцев ввели эмбарго (запрет) на экспорт ближневосточной нефти в США и другие симпатизировавшие Израилю страны, что привело к росту нефтяных цен.

После окончания срока эмбарго  члены ОПЕК ограничили общий объем  производства нефти, введя квоты на выпуск нефти для каждого участника. В результате этих действий ОПЕК произошел громадный скачок цен на нефть: с 2 долларов США за баррель накануне введения эмбарго до 11,25 долларов после него. Повышение цен повлекло за собой резкое увеличение прибыли стран ОПЕК и падение реальных доходов в странах-импортерах нефти.

Вместе с тем оно вызвало  к жизни и долгосрочные факторы, препятствующие дальнейшему росту богатства этих стран. Высокие цены и высокие прибыли, полученные картелем ОПЕК, привели к быстрому росту предложения нефти со стороны стран, не входящих в ОПЕК. Если в 1973 году на долю ОПЕК приходилось более 70% мирового производства нефти, то в 1979 году его доля была уже меньше 60%, а в 1985 году составляла всего 30%. Нефтяные поступления с Северного моря, из Мексики, Советского Союза, США и Канады постепенно заполнили тот “вакуум”, который образовался после ограничения производства странами ОПЕК. Высокие цены сделали рентабельной разработку многих ранее убыточных месторождений, и мировая добыча нефти стала возрастать.

Одновременно с ростом предложения  произошло снижение спроса на нефть  и нефтепродукты. Первоначально  это выражалось в простой экономии энергоресурсов. Со временем снижение потребления энергии стало весьма ощутимым. Было введено в эксплуатацию новое, менее энергоемкое оборудование, а вместо нефтепродуктов стали использоваться другие виды энергоносителей. Потребители также стали покупать новые, более компактные и более экономичные автомобили. Домовладельцы начали переходить с мазута на более дешевые виды топлива - газ, например. Интенсифицировались исследования и разработки новых технологий, использующих солнечную энергию и энергию моря. Все это привело к значительному сокращению спроса на нефть.

Снижение спроса и увеличение предложения  нефти не позволяло ОПЕК и далее  взвинчивать цену. Более того, поддержание  прежней цены стало возможным  лишь путем дальнейшего снижения производства и экспорта нефти членами  картеля. Это привело к падению  доходов ОПЕК и возникновению серьезных разногласий между участниками картеля: некоторые из них стали превышать установленные квоты на производство нефти и снижать цену ниже уровня, установленного картелем.

Дальнейшее падение спроса и  рост предложения нефти другими  странами заставили ОПЕК 14 марта 1983 года впервые за 23-летнюю историю своего существования снизить цену с 34 до 29 долларов за баррель. В декабре 1985 года страны ОПЕК оказались не в состоянии достичь соглашения по вопросу о квотах. Квоты были отменены, а каждый член картеля стал самостоятельно принимать решения об объемах производства. Это привело к дальнейшему падению цен. К началу 90-х годов цена сырой нефти была ниже 9 долларов за баррель. Ее относительная цена (по отношению к среднему индексу цен всех других товаров) находилась на уровне начала 70-х годов.

Рассмотрение конкретного примера  ОПЕК позволяет сделать более  общие выводы о деятельности как картеля, так и олигополии в целом.

Первый вывод.

Ограничение объема производства ниже того уровня, который существовал бы при совершенной конкуренции, в краткосрочной перспективе может привести к громадному увеличению прибыли участников олигополии.

Это означает, что у фирм-участников олигополии всегда существуют мощные стимулы для координации своей  деятельности с целью реализации возможностей по контролю над рынком.

Второй вывод.

Сговор и ограничение предложения  оказываются особенно успешными  в случае: высокой рыночной концентрации предложения товара (в 1973 году на долю ОПЕК приходилось более 70% мирового предложения нефти); быстрого роста спроса на него; низкой эластичности спроса и предложения товара; высоких барьеров для вступления на рынок.

Третий вывод.

Контролировать рынок со временем становится все труднее и труднее.

Это связано с тем, что, по мере того как новые компании, привлеченные высокой прибылью, преодолевают барьеры для вхождения в отрасль, предложение на рынке увеличивается. Одновременно снижается и спрос, так как растет экономия, а также появляются новые заменители данной продукции.

Четвертый вывод.

Компании, контролирующие рынок, всегда будут сталкиваться с проблемой выбора между увеличением прибыли в течение короткого и длительного периодов.

Чем ближе устанавливаемые цены к уровню монопольных цен, тем  выше и прибыль в течение короткого  периода времени. Однако в долгосрочной перспективе это усиливает ответную реакцию рынка: появляется больше новых производителей аналогичной продукции, возникает больше товаров-заменителей.

Пятый вывод.

Искусственное ограничение объема производства с помощью соглашения между несколькими фирмами достаточно трудно поддерживать в течение длительного периода.

Это особенно верно в тех случаях, когда снижающийся спрос и  растущая конкуренция со стороны новых производителей ведут к падению доли рынка, принадлежащей участникам олигополии.

 

 

 

Заключение

В самом общем виде рынок –  это система экономических отношений, которые складываются в процессе производства, обращения и распределения  товаров, а так же движение денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только производственные продукты, но и те продукты, которые  не являются результатом труда (земля, лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в  обществе охвачены куплей-продажей. Рынок  представляет сферу обмена, в которой  осуществляется связь производителей и потребителей, производства и потребления. Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует  его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обмена рынок  является главным каналом сбыта  и закупок товаров и услуг. Для распределения он является тем  механизмом, который определяет размеры  доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для потребления  рынок – это тот канал, через  который потребителю поступает  основная часть необходимых ему  потребительских благ. Рынок –  это то место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором  рыночной экономики.

 

Рынок выполняет различные функции, которые определяются стоящими перед  ним задачами. Рыночный механизм призван  найти ответы на три главных вопроса:

 

1. Что надо производить, то  есть какие товары и услуги  должны быть предложены потребителям?

 

2. Как производить, то есть  какой из способов изготовления  следует применить?

 

3. Для кого следует эти товары  и услуги производить, то есть  кто может претендовать на  их получение в свою собственность?

 

Для решения этих вопросов рынок  выполняет ряд функций, через  которые он решает центральные проблемы экономики. Но функции рынка ограничены.

Решением тех социально-экономических  проблем общества, в которых рынок  бессилен, занимается государство. Оно  призвано не только контролировать сферы  общественной жизни, которые лежат  за пределами действия рынка

(социальная сфера, государственное  управление и правопорядок, обороноспособность  страны), но и следить за работой  самого рыночного механизма. Государственное  регулирование распространяет свое  влияние на самые разные сферы экономики, экономической жизни. В условиях рыночной экономики даже при наличии многочисленных видов и способов государственного регулирования он носит довольно ограниченный характер. У компаний, предпринимателей, граждан сохраняются значительные возможности самоуправления, сохраняются зоны управленческих воздействий, не затрагиваемые государственным регулированием.

Информация о работе Модели рынка