Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 07:59, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является изучение институционально-экономических аспектов развития некоммерческого сектора экономики.
Для достижения поставленной цели исследования решались следующие основные задачи:
а) изучение специальной литературы по проблеме исследования;
б) выявление характеристик некоммерческих организаций в экономике ;
в) определение принципов и механизма управления некоммерческим сектором экономики в условиях неравновесной общественной системы.
Введение………………………………………………………………..2
Глава 1. Некоммерческие организации как субъект экономических отношений
1.1.Понятие и основные формы некоммерческих организаций…….4
1.2.Отношения собственности некоммерческих организаций……...8
1.3.Механизм хозяйствования некоммерческих структур………….11
1.4.Состав расходов некоммерческой организации…………………19
1.5.Налогообложение некоммерческих организаций……………….21
1.6.Особенности Третьего сектора с точки зрения экономической теории………………………………………………………………………....22
Глава 2. Модели взаимодействия Третьего сектора с государством и их применение в различных странах…………………………………………..27
2.1. Взаимодействие государства и Третьего сектора в странах Западной Европы…………………………………………………………….28
2.2. Взаимодействие государства и Третьего сектора в Центральной и Восточной Европе…………………………………………………………...31
2.3. Взаимодействие Третьего сектора с государством в России…34
2.4.Экономические основы функционирования некоммерческих организаций в сфере музыкального искусства……………………………36
Заключение……………………………………………………………44
Список литературы…………………………………………………...47
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Некоммерческие организации как субъект экономических отношений
1.1.Понятие и основные формы некоммерческих организаций…….4
1.2.Отношения собственности
1.3.Механизм хозяйствования некоммерческих структур………….11
1.4.Состав расходов
1.5.Налогообложение
1.6.Особенности Третьего
Глава 2. Модели взаимодействия Третьего сектора с государством и их применение в различных странах…………………………………………..27
2.1. Взаимодействие государства
и Третьего сектора в странах
Западной Европы………………………………………
2.2. Взаимодействие государства и Третьего
сектора в Центральной и Восточной Европе…………………………………………………………..
2.3. Взаимодействие Третьего
2.4.Экономические основы
Заключение……………………………………………………
Список литературы………………………………………………….
Введение
Сложившаяся за последние 200-300 лет демократическая форма государственного управления, основанная в экономическом плане на рыночной конкуренции, погоне за прибылью и антагонизме собственников факторов общественного производства, стала испытывать кризис еще 100 лет назад. Попытки выйти из него через государственное регулирование экономики на время увенчались успехом лишь в отдельных странах, где учитывались национальные особенности и возникли национальные модели смешанной экономики. Однако это пока не решает глобальную проблему смены одного способа производства другим без социальных потрясений. Происходящие сейчас процессы глобализации усиливают неравенство в доходах между самыми развитыми и отсталыми странами, что делает цивилизацию еще более неустойчивой.
Требуется новая парадигма в социальных науках, чтобы перейти к новому общественному устройству в передовых странах и новому состоянию динамического равновесия общественной системы в целом. Важнейшее место в этой парадигме, призванной разрешить или по меньшей мере сгладить обострившиеся противоречия, должна занять теория и практика некоммерческого сектора, поскольку экономическое значение этого сектора особенно в развитых странах мира возрастает с каждым годом и он постепенно занимает все большую нишу, ранее занимаемую государственными учреждениями и коммерческими организациями.
Современный некоммерческий сектор экономики призван разрешить важнейшую задачу - сбалансировать интересы частного, корпоративного и общественного (государственного и национального) характера, которые имеют по преимуществу экономическую природу. Экономическая система некоммерческого сектора объективно участвует в межсекторных обменных процессах, являющихся результатом агрегирования индивидуальных, групповых или совокупных экономических действий, выражающих соответствующие уровни экономических интересов. Она призвана обеспечивать ресурсами и специфическим продуктом удовлетворение духовных, социальных, политических интересов и интересов безопасности общества, обусловленных функционированием соответствующих локализованных подсистем.
Значительная литература на Западе посвящена новым социальным движениям, массовым некоммерческим объединениям, возникшим в мире во второй половине ХХ в. Значительный интерес к некоммерческому сектору в связи с проблемой формирования гражданского общества в СССР появился во второй половине 80-х-начале 90-х гг. ХХ в.
Одной из немногих разработанных научных концепций, в которой делаются попытки объяснить экономическими мотивами неэкономические действия людей в сфере общественной жизни, является «теория общественного выбора» как составная часть «неоинституционализма».
Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является изучение институционально-экономических аспектов развития некоммерческого сектора экономики.
Для достижения поставленной цели исследования решались следующие основные задачи:
а) изучение специальной литературы по проблеме исследования;
б) выявление характеристик некоммерческих организаций в экономике ;
в) определение принципов и механизма управления некоммерческим сектором экономики в условиях неравновесной общественной системы.
Объект исследования – некоммерческие организации.
Предмет исследования- процесс функционирования некоммерческих организаций .
Теоретической основой исследования послужили труды экономистов и социологов, а также решения органов государственной власти и местного самоуправления, международные правовые акты по вопросам развития некоммерческого сектора и, прежде всего, его экономической основы.
Глава 1. Некоммерческие организации как субъект экономических отношений
1.1.Понятие и основные
формы некоммерческих
На практике, для собирательного обозначения некоммерческих организаций широко используется термин «Третий сектор». При этом предполагается, что первыми двумя секторами экономики являются государственный и коммерческий (или частнопредпринимательский)1. При данном разграничении секторов оказываются существенными два фактора: во-первых, коммерческая или некоммерческая направленность основной деятельности и, во-вторых, взаимоотношение с государством.
Основным отличительным признаком таких организаций (по Гражданскому Кодексу РФ) является то, что (в отличие от коммерческих организаций) они не ставят основной целью своей деятельности извлечение прибыли и распределение ее среди участников. При этом некоммерческие организации могут получать прибыль, но в отличие от коммерческих структур, они направляют ее на развитие своей деятельности, а не распределяют среди участников. Второй отличительный признак некоммерческих организаций заключается в том, что имущество этих организаций не находится в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» такие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, а также в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан. Целями некоммерческих организаций также могут быть защита прав и законных интересов граждан и организаций, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи, а также другие цели, направленные на достижение общественных благ.
Российское законодательство (Статья 50 ГК РФ, Федеральный закон «О некоммерческих организациях») определяет ряд форм некоммерческих организаций:
Данный перечень не является исчерпывающим, так как новые формы некоммерческих организаций могут вводиться федеральными законами. Такие формы уже существуют на сегодняшний день, например, торгово-промышленные палаты, финансовые союзы и т.д.
К числу основных признаков, которые определяют организационно-правовую форму некоммерческих организаций, относятся такие как:
По первому признаку некоммерческие организации можно различать на:
В соответствии с законодательством, форма некоммерческой организации может предусматривать ограничение на число ее учредителей.
По второму признаку некоммерческие организации подразделяются на:
Выбор формы некоммерческой организации, основанной на членстве, предполагает желание учредителей реально участвовать в ее работе и, прежде всего, в управлении ее деятельностью2.
С точки зрения целей деятельности некоммерческой организации имеет смысл различать организации, деятельность которых ориентирована на обслуживание ее участников (внутренние цели), и организации, деятельность которых не имеет такой ориентации (внешние цели)3.
Таблица 1
Характеристика форм некоммерческих организаций
Используемые в таблице условные обозначения:
ЮЛ – юридические лица;
ФЛ – физические лица;
ЮЛ и ФЛ – некоммерческая организация может утверждаться как только физическими, так и только юридическими лицами, а также совместно юридическими и физическими лицами;
+(00) – в качестве
учредителей некоммерческой
+,- - организация может как иметь, так и не иметь членов;
+(в) – возможен
возврат имущества (его стоимости)
в пределах стоимости
Таким образом, можно заключить, что, например, такая форма некоммерческой организации как фонд может образовываться как физическими, так и юридическими лицами, а также совместно юридическими и физическими лицами. При этом учредители не имеют имущественных прав и членства, а сам фонд может преследовать по законодательству только внешние цели.
Итак, некоммерческими организациями признаются организации, не ставящие в качестве основной своей цели получение прибыли и распределение ее среди участников. Для совокупности некоммерческих организаций иногда используют понятие «Третий сектор».
В Федеральном законе «О некоммерческих организациях» приводятся семь основных организационно-правовых форм некоммерческих организаций (фонд, общественные и религиозные объединения, учреждения, ассоциации и союзы, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, потребительский кооператив). Эти формы определяются по четырем ключевым признакам, а именно по составу и числу учредителей организации, по имущественным правам учредителей организации, по наличию или отсутствию членства и характеру целей организации.
В нашей работе мы будем использовать два понятия: негосударственные некоммерческие организации (далее ННО) и Третий сектор как обобщающее понятие всех некоммерческих организаций.
1.2.Отношения собственности некоммерческих организаций
В собственности некоммерческих организаций может находиться любое имущество. Некоммерческая организация может иметь в собственности или в оперативном управлении: здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги, земельные участки, другие объекты собственности.
В странах рыночной экономики некоммерческие организации в зависимости от формы собственности могут быть подразделены на государственные, муниципальные и частные организации.
К государственным некоммерческим организациям относятся организации, имущество которых принадлежит на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), ее субъектам - республикам, краям, областям и т. д. (собственность субъекта Российской Федерации). К государственным некоммерческим организациям относятся органы государственного управления, крупнейшие образовательные, научные, медицинские, культурные, информационные центры, библиотеки, музеи.
Муниципальные некоммерческие организации включают общеобразовательные школы, детские сады, поликлиники, отделы социального обеспечения и др.
К муниципальной собственности относится имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также муниципальным образованиям. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.
Государственные и муниципальные некоммерческие организации имеют свои преимущества и недостатки. К первым относится центральное регулирование процесса производства и распределения с соответствующим выделением необходимых ресурсов. Этим создаются предпосылки равных возможностей в сфере потребления общественных благ. Ко вторым -- неизбежная ограниченность средств, направляемых государством на создание общественных благ, и особенно в переходной экономике, отсутствие экономических стимулов для эффективной работы, бюрократический стиль управления и т.д.
К частным некоммерческим организациям относятся организации, основанные на различных формах негосударственной собственности, по отношению к ним часто используется термин «негосударственные некоммерческие организации».
Основные признаки негосударственных некоммерческих организаций: