Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 07:59, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является изучение институционально-экономических аспектов развития некоммерческого сектора экономики.
Для достижения поставленной цели исследования решались следующие основные задачи:
а) изучение специальной литературы по проблеме исследования;
б) выявление характеристик некоммерческих организаций в экономике ;
в) определение принципов и механизма управления некоммерческим сектором экономики в условиях неравновесной общественной системы.
Введение………………………………………………………………..2
Глава 1. Некоммерческие организации как субъект экономических отношений
1.1.Понятие и основные формы некоммерческих организаций…….4
1.2.Отношения собственности некоммерческих организаций……...8
1.3.Механизм хозяйствования некоммерческих структур………….11
1.4.Состав расходов некоммерческой организации…………………19
1.5.Налогообложение некоммерческих организаций……………….21
1.6.Особенности Третьего сектора с точки зрения экономической теории………………………………………………………………………....22
Глава 2. Модели взаимодействия Третьего сектора с государством и их применение в различных странах…………………………………………..27
2.1. Взаимодействие государства и Третьего сектора в странах Западной Европы…………………………………………………………….28
2.2. Взаимодействие государства и Третьего сектора в Центральной и Восточной Европе…………………………………………………………...31
2.3. Взаимодействие Третьего сектора с государством в России…34
2.4.Экономические основы функционирования некоммерческих организаций в сфере музыкального искусства……………………………36
Заключение……………………………………………………………44
Список литературы…………………………………………………...47
Таким образом, можно сделать вывод о том, что результаты творческой деятельности наиболее трудно поддаются объективной экономической оценке. Как справедливо отмечено в учебнике «Экономика сферы платных услуг» под ред. профессора Е.Н. Жильцова: «Здесь остается применить систему морально-этических оценочных критериев. Но они трудно совместимы с денежными оценками». Это, наряду со многими другими факторами, описанными выше, затрудняет попытки распространения на некоммерческий сектор сферы искусства чисто рыночных отношений.
Вместе с тем, как показала длительная практика полного огосударствления экономики, в том числе и ее социально-культурного сектора, в советский период, полноценное раскрытие и развитие творческого потенциала нации невозможно и в условиях жесткой государственной диктатуры.
Думается, что залогом выживания и дальнейшего развития отечественного некоммерческого сектора сферы искусства может стать создание для него некой специфической экономической модели, сочетающей как рыночные, так и внерыночные механизмы регулирования. Что касается последнего, то здесь, по нашему мнению, ключевая роль принадлежит государству.
Заключение
Итак, как было показано выше, роль Третьего сектора в экономических процессах и общественном благосостоянии заключается в том что:
Мы также заключили, что Третий сектор способен выполнять функцию альтернативы государству в тех случаях, когда государство действует неэффективно, либо функционировать независимо от него.
Зададимся вопросом о том, какова же оптимальная структура взаимодействия государства и Третьего сектора в области построения и осуществления социальной политики. С одной стороны, поскольку Третий сектор может выступать как альтернатива государству в эффективном распределении ресурсов, а также привлекать средства для осуществления своей деятельности, государство и Третий сектор могут действовать независимо друг от друга, следуя «дуалированной» модели (см. главу 2).
С другой стороны, было бы эффективнее разделить ряд функций между государством и третьим сектором соответственно их приоритетам, поскольку цели, которые преследует государство в своей политике пересекаются с целями, ради которых создаются организации Третьего сектора. Следовательно, действовать одновременно на одном и том же участке существующих проблем нецелесообразно с точки зрения эффективности использования ресурсов.
Таким образом, возможны два варианта разделения функций распределения ресурсов (то есть непосредственной деятельности в той или иной области) и финансирования:
Какой из вариантов будет доминировать, во многом зависит от тех экономических, политических, исторических и культурных условий, при которых складывается на данном временном этапе государство.
Не смотря на то, что одна из значительных функций государства заключается в мобилизации средств, в высокоразвитых странах мира эта роль государства имеет тенденцию к снижению, поскольку высокий уровень жизни и дохода населения позволяет третьему сектору привлекать значительные средства для своего развития и функционирования. Поэтому первый вариант разделения функций между государством и третьим сектором больше характерен для высокоразвитых стран.
В российских условиях на текущем этапе экономического развития ситуация складывается в пользу второго варианта. В большей мере, это объясняется затруднительными возможностями самофинансирования Третьего сектора и несовершенством законодательной системы в области взаимоотношений государства и Третьего сектора, с одной стороны. С другой стороны, в силу культурных традиций и особенностей менталитета русское общество редко остается равнодушным к нуждам слабых и незащищенных. Привыкшая к трудностям выживания, общественная инициатива в России всегда имела и имеет определенные перспективы.
В частности, сегодня перспективы развития российского Третьего сектора опираются на изменения в налоговом законодательстве (увеличение налоговых льгот для организаций Третьего сектора), а также на активное привлечение Третьего сектора в разработку и реализацию новых социально- экономических программ.
Процесс перехода к модели сотрудничества и партнерства между государством и ННО начался в России сравнительно недавно. Сам термин «социальное партнерство» появился в 90-х годах, обозначая новый этап развития социально-экономических отношений. Таким образом, в России, так же как и в странах Европы, происходит переход к модели сотрудничества и партнерства во взаимоотношениях государства и Третьего сектора.
Итак, взаимоотношения государства и Третьего сектора можно представить в виде четырех основных моделей: «государство – доминант», «Третий сектор – доминант», «дуалированная» модель и модель сотрудничества и партнерства. История становления взаимоотношений государства и Третьего сектора в странах Европы и России показывает разнообразие и сложность построения таких отношений.
Однако к концу XX столетия можно говорить о возрастающей роли Третьего сектора в общественном благосостоянии и переходе к модели сотрудничества и партнерства между государством и третьим сектором, в которой государство, как правило, отвечает за финансирование, а Третий сектор за распределение ресурсов. Таким образом, Третий сектор и государство становятся реальными партнерами на пути к созданию эффективной социальной политики благосостояния в обществе.
Список литературы:
1.Андреев С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов.- М.: Финпресс, 2002;
2.Аузан А., Тамбовцев В. Экономическое значение гражданского общества// Вопросы экономики. 2005. № 5.
3.Гамольский П.Ю. Некоммерческие организации: бухгалтерский учет и налогообложение в 2006 году.-М.: Бухгалтерский учет, 2006;
4.Егоров Е.В. Экономика общественного сектора: курс лекций.- М.: МГУ, ТЕИС,2006;
5.Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций.- М.: МГУ,2006;
6.Парахина В.Н, Панасенко С.В. Принципы и методы управления некоммерческими организациями.- Невинномысск: Невинномысский институт экономики, управления и права, 2007;
7.Пшизова С.Н. Финансирование политического рынка: теоретические аспекты практических проблем// Полис.2002. № 1, 2;
8.Помпеев Ю.А. Экономика социально-культурной сферы/ Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств. — Спб., 2003. С.4.
9.Рубинштейн А.Я. К теории цен, дотаций и ренты // Экономика культуры: проблемы интенсификации. 1986. С. 40.
10.Шекова Е.Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций: учебник.- СПб.: Изд-во «Лань», 2004;
11.Якобсон Л.И. Эффективность и качество работы в непроизводственной сфере.- М.: Экономика, 2004;
12.Якобсон Л.И. Механизм хозяйствования в отраслях социально-культурного обслуживания.-М.: МГУ,2004;
13.Якобсон Л.И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере.-М.: Экономика,2006.
1Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций.- М.: МГУ,2006 , с.41
2 Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций.- М.: МГУ,2006 , с.41
3 Там же
4 Савченко П.”Статус некоммерческих организаций”\\Экономист.1999г С.87
5 См. там же.
6 Уткин Р.В.”Организационно-правовые формы и виды некоммерческих организаций. \\Бюл. Министерства юстиции РФ. №5. 2002г. С62-63
7 Федорова Е.В.”Особенности реализации собственных основных средств некоммерческой организацией” \\ Бухгалтерский учет. №12 1998г. С99-101
8 Шиткина И.С.” Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций” \\Гражданин и право. №4 2002г С62
9 Кудрявцева Г.А.”предпринимательская деятельность некоммерческих организаций: проблемы правоприменения: правоприменительная практика” \\Юридический мир №3 2002г. С58-59
10 Маккальская М. Л., Пирожкова Н.А. \\Некоммерческие организации в России: Создание, права, налоги, учет, отчетность. М.: Изд. «Дело и Сервис»,2000. С38
11 Суворов А.В”О налогообложении некоммерческих организаций” \\Бухгалтерский учет. №20 2000г. С22-23
12 Токарев И. “уплата налогов некоммерческими организациями” \\Бухгалтерское приложение. №30 2001г.С5-6
13 Якобсон Л.И. Эффективность и качество работы в непроизводственной сфере.- М.: Экономика, 2004 С.86
14 Там же
15 Аузан А., Тамбовцев В. Экономическое значение гражданского общества// Вопросы экономики. 2005. № 5.
16 Аузан А., Тамбовцев В. Экономическое значение гражданского общества// Вопросы экономики. 2005. № 5.