Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 07:59, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является изучение институционально-экономических аспектов развития некоммерческого сектора экономики.
Для достижения поставленной цели исследования решались следующие основные задачи:
а) изучение специальной литературы по проблеме исследования;
б) выявление характеристик некоммерческих организаций в экономике ;
в) определение принципов и механизма управления некоммерческим сектором экономики в условиях неравновесной общественной системы.
Введение………………………………………………………………..2
Глава 1. Некоммерческие организации как субъект экономических отношений
1.1.Понятие и основные формы некоммерческих организаций…….4
1.2.Отношения собственности некоммерческих организаций……...8
1.3.Механизм хозяйствования некоммерческих структур………….11
1.4.Состав расходов некоммерческой организации…………………19
1.5.Налогообложение некоммерческих организаций……………….21
1.6.Особенности Третьего сектора с точки зрения экономической теории………………………………………………………………………....22
Глава 2. Модели взаимодействия Третьего сектора с государством и их применение в различных странах…………………………………………..27
2.1. Взаимодействие государства и Третьего сектора в странах Западной Европы…………………………………………………………….28
2.2. Взаимодействие государства и Третьего сектора в Центральной и Восточной Европе…………………………………………………………...31
2.3. Взаимодействие Третьего сектора с государством в России…34
2.4.Экономические основы функционирования некоммерческих организаций в сфере музыкального искусства……………………………36
Заключение……………………………………………………………44
Список литературы…………………………………………………...47
Одновременно с этим, резко возрастала потребность в грамотных профессиональных сотрудниках, как следствие, активно развивался процесс профессиональной подготовки, науки и техники. Государство уже не может справляться с возросшими потребностями общества, поэтому деятельность общественных организаций оказывалась крайне необходимой и существенной помощью государству.
Таким образом, к 1917 году в России функционировало уже более 11 040 общественных организаций (из них 8 000 городских), Третий сектор получил некоторую независимость от государства, и характер их взаимоотношений больше склонялся к «дуалированной» модели.
Однако с наступлением советского периода (с 1917 года) ситуация резко изменилась: гражданские институты превратились в часть государственной системы страны. Положение 1932 года почти на 60 лет узаконило государственное руководство общественными объединениями, превратив их в квази-государственные структуры призванными выполнять часть функций государства по обеспечению прав определенных категорий граждан или по реализации государственных программ в области досуга, здравоохранения, искусства и образования. Государство становилось единственным и самостоятельным действующим лицом в оказании социальных услуг обществу. Таким образом, до середины 80-х годов можно говорить о существовании модели «государство – доминант» в отношениях с третьим сектором.
С конца 80-х годов в России наблюдается процесс интенсивной институционализации «нового» российского Третьего сектора, характеризующийся двумя основными признаками:
Уже к концу 80-х в стране насчитывается несколько десятков экономических клубов, возникают сотни семейных клубов, групп милосердия и т.д. Динамика роста числа общественных объединений в России в период с 1991 по 1999 гг. представлена в таблице 2.
Таблица 2
Динамика роста числа общественных объединений в России (в тыс.) (Российский статистический ежегодник, 1999, с.273) | ||||||
Год |
Число общественных объединений |
Абсолютный прирост |
Коэффициент роста к предыдущему году |
Коэффициент роста по отношению к 1991 г. |
Темп роста (в %) к предыдущему году |
Темп прироста (в %) к предыдущему году |
1991 |
4,6 |
--- |
--- |
1,00 |
--- |
--- |
1992 |
14,0 |
9,4 |
3,04 |
3,04 |
304 |
204 |
1993 |
22,7 |
8,7 |
1,62 |
4,93 |
162 |
62 |
1994 |
31,4 |
8,7 |
1,38 |
6,83 |
138 |
38 |
1995 |
53,0 |
21,6 |
1,69 |
11,52 |
169 |
69 |
1996 |
95,0 |
42,0 |
1,79 |
20,65 |
179 |
79 |
1997 |
130,0 |
35,0 |
1,37 |
28,26 |
137 |
37 |
1998 |
158,0 |
28,0 |
1,22 |
34,35 |
122 |
22 |
1999 |
183,0 |
25,0 |
1,16 |
39,78 |
116 |
16 |
Таким образом, в период с 1991 по 1999 гг. число общественных объединений росло в среднем на 20 тысяч в год. За 8 лет число общественных объединений возросло в 40 раз, а наибольший прирост наблюдался в 1992 году (204 %). В 1996 году также наблюдался значительный прирост общественных объединений (79%), это в большей степени объясняется выходом в свет в 1995 году федерального закона "О некоммерческих организациях", официально закрепившим статус и права некоммерческих организаций в России.
2.4.Экономические основы функционирования некоммерческих организаций в сфере музыкального искусства
Ни для кого не является секретом тот факт, что термин «экономика музыкального искусства» до сих пор воспринимается многими людьми (в том числе и самими профессиональными музыкантами) как нечто странное и непонятное, а в целом ряде случаев — попросту абсурдное. В современном обществе все же преобладает точка зрения на искусство как на особую форму человеческой деятельности, находящуюся ««по ту сторону»...... рынка». Между тем, объективные реалии общественного развития, к сожалению, свидетельствуют о наивности и несостоятельности этих романтических стереотипов. Творческая деятельность субъектов искусства и культуры осуществляется в рамках определенной экономической системы и испытывает воздействие определенных экономических законов.
Современная наука выделяет несколько уровней творческих способностей людей. Первый из них — продуктивно-репродуктивная творческая способность, когда в процессе труда только повторяется либо копируется, и лишь в порядке исключения — создается, новое. Второй уровень — так называемая генеративная творческая способность, результатом которой является если не совершенно новое произведение, то оригинальная новая вариация. И, наконец, третий уровень — инновационная деятельность, заключающаяся в закономерном проявлении новизны.
Любая трудовая деятельность теоретически связана с раскрытием творческих способностей человека. Однако степень развития творческих моментов в различных трудовых процессах неодинакова. Без сомнения, в художественном творчестве композиторов и музыкантов, а также писателей, художников, архитекторов и иных творческих работников она наиболее высока.
Итак, творческая деятельность является одним из важнейших видов человеческой деятельности в сфере искусства. Ведь еще со времен В.И. Даля искусство «противополагалось природе как всякое дело рук человеческих, активное преображение действительности, как развитые навыком или учением творческие способности, как рукоделие, ремесло, художество, требующие большого умения, таланта и вкуса».
Творческую деятельность в сфере искусства можно определить как деятельность по созданию или интерпретации художественных ценностей, осуществляемую индивидуально либо коллективно субъектами, признанными или требующими признания в качестве творца (творческого работника). При этом важно отметить, что право собственности на результат творчества принадлежит творцу безраздельно. Отчуждение же результата творческого труда от его создателя может привести к негативным последствиям, выражающимся в потере творцами моральных и экономических стимулов к творчеству, что в конечном итоге станет тормозом культурного прогресса в обществе.
Отличие продуктов творческой деятельности от продуктов материального производства заключается прежде всего в том, что если ценность последних с течением времени, как правило, уменьшается, то творения великих авторов, созидающих в сфере искусства, с течением времени увеличиваются в цене. Так как человечеству необходимо много времени для того, чтобы определить истинную художественную ценность того или иного произведения искусства, а в современной культуре зачастую господствует диктат массового потребителя, изменчивый и подверженный моде, наиболее ценные продукты творческого труда требуют бережного и внимательного отношения со стороны общества.
Немаловажным представляется и тот факт, что творческому труду присуще специфическое свойство самоценности. Именно это, в первую очередь, отличает его от других видов культурной деятельности и утверждает его смыслом непосредственно сам творческий процесс.
Как известно, сфера искусства является широким полем деятельности современных некоммерческих организаций, ведь их определяющий признак — основная цель создания и деятельности — заключается в достижении общественных благ, таких как: социальные, благотворительные, культурные и т. п., а также в удовлетворении духовных и иных нематериальных потребностей общества.
Особенности некоммерческой деятельности довольно ярко, по нашему мнению, проявляются именно в сфере искусства. Это обусловлено тем, что, являясь важнейшей частью социально-культурного сектора сферы услуг, сфера искусства специализируется на духовном производстве, для которого в чистом виде непригодны экономические модели рыночной экономики, способные эффективно работать в сфере материального производства. Более того, коммерциализация искусства посредством прямого наложения на него рыночных отношений зачастую приводит к резкому снижению его качественного уровня и, как следствие, к вырождению духовного и нравственного потенциала общества. Таким образом, некоммерческий сектор сферы искусства интересен тем, что особенности некоммерческой деятельности в нем гармонично сочетаются со спецификой искусства и культуры: так же как цели создания и деятельности некоммерческих организаций прямо противоположны главному принципу рынка — максимизации прибыли, так и сама сфера искусства малопригодна для реализации этого принципа в чистом виде.
Проанализируем с экономической точки зрения существо и особенности «производственного» (т. е. творческого) цикла в некоммерческом секторе музыкального искусства.
Приступая к созданию музыки, композитор не всегда может задать некие результирующие параметры конечного продукта (объем, срок написания, сложность исполнения и т. п.), что является отличительной чертой творческой деятельности практически в любой сфере искусства.
Кроме того, невозможно заранее определить и смету затрат. Так, например, если под ресурсным обеспечением создания музыки понимать наличие музыкального инструмента, нотной бумаги и карандаша (в современных условиях — компьютера, оснащенного соответствующим программным обеспечением) и т. п., то вычислить сумму расходов на ресурсное обеспечение творческого процесса не составляет никакого труда. Однако, в действительности все намного сложнее. Как можно определить количество времени, необходимого для создания творческого замысла, и как дать ему материальную оценку? Как определить шкалу измерения степени таланта творца? А ведь все это ресурсы, необходимые для процесса творчества. Таким образом, величина затрат, необходимых для получения конечного результата, применительно к творческому процессу довольно сложно поддается количественному определению.
Вероятность остановки процесса создания творческого продукта на стадии «незавершенного производства» намного выше, чем в материальном производстве, и тогда незавершенное произведение, непригодное для потребления, станет бесполезным и, естественно, не будет востребовано. Между тем, например, незавершенные строительством объекты в материальном производстве своей ценности, как правило, не теряют. Более того, до недавнего времени они подвергались обязательной ежегодной переоценке, постепенно увеличивая свою балансовую стоимость (что, на наш взгляд, не способствовало в конечном итоге объективному отражению их стоимости).
Итогом творчества является момент завершения сочинения музыкального произведения композитором. Можно ли считать его окончательным этапом цикла «музыкального производства»? Ведь для того, чтобы стать потребляемым, музыкальное сочинение как продукт духовного производства должно пройти несколько стадий: от записанного на бумаге автором через расписанное на голоса или партии для различных инструментов, разученное исполнителями и, наконец, исполненное публично произведение (для сравнения — написанная художником картина как продукт творческого труда пригодна для потребления практически сразу после завершения работы автора). Помимо высокой степени затрат труда и времени, все вышеуказанные этапы требуют вложения огромного количества финансовых средств (оплата нотографических работ, помещений для репетиций, включая коммунальные расходы (свет, тепло и т. п.), труда исполнителей и др.). Кроме того, однажды исполненное музыкальное произведение чаще всего широкого общественного признания не получает. Как уже отмечалось ранее, истинная ценность произведения искусства определяется временем.
Поэтому за этапом освоения следует этап распространения, на котором происходит воплощение результата духовного творчества в какой-либо вещественной форме. Так, например, носителями результата музыкального творчества могут служить пластинки, аудио- или видеокассеты, лазерные диски, а также нотные сборники. При этом важно понимание различия истинной ценности самого музыкального произведения и его носителя, а также возможности или невозможности возникновения прав владения, пользования и т. п. ими у потребителя.
Однако, несмотря на реализацию благ музыкальной культуры посредством их сопровождения материально-вещественными объектами, важнейшая особенность духовного блага — неосязаемость — сохраняется. Полезный эффект блага, создаваемого музыкальным творчеством, определяется качеством и содержанием музыки как продукта нематериального производства, воспринимается через субъективные ощущения и эмоциональные переживания и выражается в степени духовного, морального и нравственного удовлетворения людей.
Многие ученые пытались оценить экономический результат потребления культурных благ как рост производительности общественного труда, обосновывая свою точку зрения тем, что приобщение к искусству и культуре способствует восстановлению физических сил людей, активизации их трудовой деятельности, проявлению творческого отношения к труду. Более того, пропагандировались концептуальные подходы к оценке полезности культурных благ в денежном выражении.
Однако наиболее объективной и разумной, по нашему мнению, является точка зрения, в соответствии с которой важнейшим полезным эффектом функционирования и развития искусства и культуры является социальный эффект, а именно создание предпосылок к дальнейшему развитию общества путем удовлетворения и развития его духовных потребностей. Вместе с тем, наряду с социальной общественной полезностью эффект от культурных услуг или благ может носить и индивидуальный характер.
Интересна позиция известного экономиста А.Я. Рубинштейна, согласно которой на услуги культуры и искусства формируется особый вид цен, которые складываются на особом рынке, где сопоставляются не индивидуальные, а «социальные полезности... ...услуг... ...Чем выше социальная полезность культурных услуг, тем больше может быть и уровень этих особых цен» . Индивидуальная же полезность формирует розничные цены на услуги культуры и искусства, уровень которых тем ниже, чем выше социальная полезность культурных услуг. Следовательно, чем выше социальная значимость и ценность культурного блага, тем меньше его розничная цена.
Нетрудно понять, что чисто экономический эффект анализируемого нами процесса музыкального творчества в итоге определить довольно сложно. Во-первых, величина затрат на этапы ресурсного обеспечения, непосредственно создания, освоения и распространения творческого продукта представляется немалой, но весьма относительной. Во-вторых, результат от приобщения к нему является величиной неопределенной в стоимостном выражении. И, несмотря на то что, как результаты труда, духовные блага соизмеримы с материальными, количественное определение их стоимости по сравнению с продуктами материального производства, как правило, обладает невысокой точностью.