Модели взаимодействия Третьего сектора с государством и их применение в различных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 07:59, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является изучение институционально-экономических аспектов развития некоммерческого сектора экономики.
Для достижения поставленной цели исследования решались следующие основные задачи:
а) изучение специальной литературы по проблеме исследования;
б) выявление характеристик некоммерческих организаций в экономике ;
в) определение принципов и механизма управления некоммерческим сектором экономики в условиях неравновесной общественной системы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..2
Глава 1. Некоммерческие организации как субъект экономических отношений
1.1.Понятие и основные формы некоммерческих организаций…….4
1.2.Отношения собственности некоммерческих организаций……...8
1.3.Механизм хозяйствования некоммерческих структур………….11
1.4.Состав расходов некоммерческой организации…………………19
1.5.Налогообложение некоммерческих организаций……………….21
1.6.Особенности Третьего сектора с точки зрения экономической теории………………………………………………………………………....22
Глава 2. Модели взаимодействия Третьего сектора с государством и их применение в различных странах…………………………………………..27
2.1. Взаимодействие государства и Третьего сектора в странах Западной Европы…………………………………………………………….28
2.2. Взаимодействие государства и Третьего сектора в Центральной и Восточной Европе…………………………………………………………...31
2.3. Взаимодействие Третьего сектора с государством в России…34
2.4.Экономические основы функционирования некоммерческих организаций в сфере музыкального искусства……………………………36
Заключение……………………………………………………………44
Список литературы…………………………………………………...47

Файлы: 1 файл

Курсовик некоммерческие организации.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

Доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации, включают поступления от сдачи в аренду помещений, оборудования, земельных участков и др.

Средства поступают в некоммерческие организации в денежной форме, в виде поставок оборудования, сырья, материалов, выполнения работ, оказания услуг (техническая помощь, консалтинг, менеджмент, маркетинг, подготовка и переподготовка персонала, юридические услуги и др.).

Источники формирования дохода некоммерческой организации зависят от формы собственности, вида создаваемых благ, характера их предоставления потребителям.

Статистическая информация показывает, что многие негосударственные некоммерческие организации за рубежом являются «бюджетными» организациями, так как получают значительные средства от государства. Это характерно особенно для некоммерческих организаций, занятых в сфере образования, здравоохранения, науки, социального обеспечения и др. Например, в сфере здравоохранения на долю средств государственного бюджета приходится около 60 процентов совокупного дохода негосударственных некоммерческих организаций. В сфере социальных услуг этот источник составляет более 50 процентов.

Добровольные пожертвования, целевые поступления имеют существенное значение для развития некоммерческих организаций, созданных и функционирующих в благотворительных целях, целях оказания содействия и развития. В такого рода некоммерческих организациях добровольные пожертвования, целевые поступления составляют более 30 процентов годового дохода.

Взносы участников, доход от платной реализации товаров и услуг, собственности и прав образуют около 70 процентов доходов некоммерческих организаций сферы культуры и досуга, более половины дохода образовательных, благотворительных организаций.

1.4.Состав расходов некоммерческой организации.

Функционирование некоммерческой организации связано с осуществлением определенных расходов.9 Их можно подразделить на следующие виды:

-расходы по выполнению основной  уставной деятельности (административно-хозяйственные  расходы и расходы по выполнению  программ и мероприятий, на которые получены средства целевых поступлений);

-расходы, связанные с предпринимательской  деятельностью;

-средства, переданные в результате  внутрихозяйственных расчетов;

-потери и списания.

Распределение расходов некоммерческой организации зависит от формы собственности, ведения предпринимательской деятельности, целевых программ и мероприятий.

Некоммерческие организации в зависимости от целей функционирования, особенностей финансирования и затрат в мировой практике подразделяются на рыночных и нерыночных производителей.

К рыночным некоммерческим организациям относятся:

-некоммерческие организации, занятые  рыночным производством;

-некоммерческие организации, обслуживающие  коммерческие предприятия.

К некоммерческим организациям, занятым рыночным производством, относятся организации, реализующие свою продукцию по рыночным ценам. Рыночными некоммерческими организациями являются многие школы, колледжи, университеты, клиники, больницы и т. д. Все они представляют продукцию потребителям, как правило, по достаточно высоким ценам. В их основе находятся производственные затраты.

Некоммерческие организации рыночного типа не являются благотворительными организациями, так как их основной целью является предоставление экономических благ высокого качества в области образования, здравоохранения, социального обеспечения и др. Дополнительные источники финансирования, связанные со статусом некоммерческой организации, используются в основном для того, чтобы несколько снизить высокую плату, которую они вынуждены устанавливать на основе соответствующего уровня затрат.

Некоммерческие организации, обслуживающие коммерческие предприятия, создаются ассоциациями предпринимателей, интересам которых они призваны содействовать. К ним относятся торговые палаты, сельскохозяйственные, производственные или торговые ассоциации, организации предпринимателей, исследовательские или испытательные лаборатории и т. д

Некоммерческие организации, занятые нерыночным производством, - организации, предоставляющие продукцию другим институционным единицам бесплатно или по ценам, которые не являются экономически важными. Такого рода некоммерческие организации не в состоянии получать финансовую выручку. Поэтому основным источником их финансирования являются регулярные взносы учредителей, добровольные пожертвования физических и юридических лиц, трансферты и др.

Некоммерческие организации, занятые нерыночным производством, могут быть разделены на две основные группы:

-некоммерческие организации, контролируемые  и в основном финансируемые  правительством;

-некоммерческие организации, представляющие  нерыночные блага домашним хозяйствам, финансируемые в основном за счет домашних хозяйств, корпораций и нерезидентов

Некоммерческие организации, контролируемые и в основном финансируемые правительством относятся к сектору общего государственного управления независимо от того, какого рода институционные единицы извлекают пользу из их деятельности.

К некоммерческим организациям, обслуживающим домашние хозяйства, относятся организации, предоставляющие блага домашним хозяйствам бесплатно или по ценам, которые не являются экономически важными.

Ресурсы таких некоммерческих организаций создаются в основном за счет денежных средств и материальных ценностей, поступающих от населения, предприятий, правительства, а также аналогичных зарубежных организаций.

1.5.Налогообложение некоммерческих организаций

В России налоговый статус некоммерческой организации во многом зависит от ведения или отсутствия предпринимательской деятельности.10

 Если некоммерческая организация  осуществляет только основную, уставную  деятельность, то она имеет право  на льготы при уплате налогов. Вместе с тем это не означает, что некоммерческая организация полностью освобождена от уплаты всех налогов.11 В случае ведения предпринимательской деятельности некоммерческая организация обязана уплачивать налог на прибыль и налог на добавочную стоимость, а также другие налоги и сборы.12 Однако и в этом случае предусмотрены льготы как для отдельных некоммерческих организаций, так и по отдельным видам их деятельности.

Ряд существенных налоговых льгот предоставляется некоммерческим организациям федеральным законодательством. Эти льготы действуют на всей территории России. Кроме этого, на местном уровне и уровне субъекта федерации, как правило, предоставляются дополнительные льготы в части налогов, поступающих в их бюджет. Часто при этом налоговые льготы на уровне субъекта федерации или местном уровне довольно значительны.

1.6.Особенности Третьего сектора с точки зрения экономической теории

Из теории общественного сектора известно, что государство призвано функционировать только в условиях несостоятельности рынка (провалов рынка), то есть при ограниченной конкуренции, внешних эффектах и неполноте информации.

Одной из задач государства является повышение аллокационной эффективности в условиях несостоятельности рынка, то есть таких изменений в ходе экономических процессов, которое повышает уровень благосостояния одних индивидов, если при этом не допускается снижение уровня благосостояния ни одного из других. Другой задачей государства является обеспечение справедливого (с точки зрения общества) перераспределения доходов или имущества.

Таким образом, государство призвано обеспечивать оптимальное распределение ресурсов (или аллокационную эффективность) для удовлетворения потребностей своих граждан в общественных благах в случаях, когда существует несостоятельность (или провалы) рынка.

Однако наряду с несостоятельностью рынка имеет место и несостоятельность государства (или провалы государства), когда неэффективно используются государственные ресурсы для достижения тех или иных результатов. То есть действия государства, направленные на преодоление провалов рынка в свою очередь могут также обернуться неоправданными потерями. Это происходит потому, что «общественный сектор представляет собой, прежде всего, особую сферу деятельности людей, у каждого из которых имеются собственные интересы и предпочтения» и любые экономические решения в конечном итоге также принимаются людьми, максимизирующими значения своих функций полезности.13 Политические решения и механизм их принятия определяют основу стратегии развития общественного сектора, при этом сами политические решения не всегда соответствуют принципам экономической эффективности и справедливости.

В таких случаях необходимо вмешательство Третьего лица, способного функционировать в условиях несостоятельности рынка и одновременно компенсировать в той или иной степени несостоятельность государства. Этим лицом и призван выступать Третий сектор, ставя свой целью решение проблем, связанных с невозможностью государства обеспечить эффективное распределение ресурсов для удовлетворения потребностей общества в общественных благах. Таким образом, стремясь к своей цели, Третий сектор способствует повышению аллокационной эффективности.14

Приведем наглядный пример. Государственный детский сад привлекает наемную рабочую силу для осуществления воспитательной и образовательной работы с детьми. Семьи, в которых есть маленькие дети, могут отдать своих детей в государственный детский сад, или заниматься с ними самостоятельно. Разумеется, для родителей предпочтительнее посвящать больше времени своим детям, чем отдавать их на воспитание чужим людям, однако большую часть времени они работают и не имеют этой возможности.

Но если бы несколько семей с маленькими детьми, заботясь о воспитании и досуге малышей, могли бы объединиться, поделив ответственность между собой, они могли бы достичь большей эффективности, создав тем самым группу или общество взаимопомощи. Более эффективное распределение имеющихся в наличии возможностей (или ресурсов) заключалось бы, в частности, в том, что родители каждой из объединившихся семей доверяли бы своих детей более надежным людям, имея одновременно возможность принимать собственное участие в воспитании своих детей. Таким образом, создание такого рода группы взаимопомощи повышает аллокационную эффективность в процессе достижения желаемого для родителей результата.

Принимая во внимание главное отличие государства от других субъектов рыночного хозяйства, а именно право действия на основе принуждения в рамках закона (посредством налогообложения, например), можно говорить о неэффективности, которое порождает само принуждение как таковое. Логично было бы предположить, что существование добровольных мер для осуществления различных экономических процессов способно оказать более эффективное воздействие на достижение того или иного результата. Более того (из этого, в частности, исходит теория общественного сектора), всякое принуждение и в особенности принудительное перераспределение ресурсов целесообразно ограничивать. Поэтому, если возможно найти альтернативу принудительным действиям государства в виде добровольных мер достижения одной и той же преследуемой цели, это могло бы стать более эффективным способом ее достижения.

Приведем пример. Государство законно изымает часть доходов граждан и организаций в виде налогов для последующего распределение изъятых средств на производство общественных благ, финансирования обороны, науки, здравоохранения и т.д., в том числе для распределения части средств на развитие культуры и искусства. Альтернативно действиям государства создается общественное объединение - общество кинематографистов, учрежденное по инициативе людей занятых в кинематографе и заинтересованных в продвижении и развитии этого вида искусства.

И государство, и данное общественное объединение имеют одинаковые цели, однако методы их достижения различны. В отличие от государства, общество кинематографистов будет привлекать ресурсы для осуществления своей деятельности на добровольной основе.

 

Как известно из теории общественного сектора, в задачи государства также входит обеспечение справедливого (с точки зрения общества) перераспределения доходов или имущества. Политика распределения – важное направление деятельности любого государства, перераспределительные процессы осуществляются государством на основе принуждения с помощью трансфертных платежей, то есть безвозмездной передачи части дохода или имущества индивида (или организации) в распоряжение других лиц.

Одновременно с этим, трансферты могут существовать и добровольно, приобретая характер пожертвований. Например, в противовес принудительным распределительным мерам государства могут создаваться благотворительные фонды (например, в помощь детям-сиротам, инвалидам войны, ветеранам). В этом случае процесс перераспределения происходит добровольно (так как в нем участвуют только заинтересованные лица) и может включать в себя не только непосредственное перечисление денежных средств, но и различные бесплатные услуги, безвозмездную передачу имущества, продовольствия и т.д.  15

Помимо роли альтернативы государству, которую играет Третий сектор в экономических процессах, можно заключить следующее: Третий сектор способен привлекать и перераспределять средства на добровольной основе. Это отличает Третий сектор от государственного и дает ему некоторое преимущество. По многим причинам люди больше доверяют себе и своим возможностям (которые они реально оценивают), чем обещаниям и действиям государства. Как было показано выше, государство отнюдь не идеально, и в тех случаях, когда приходится сталкиваться с его несостоятельностью, или невозможностью действовать эффективно целесообразнее создать своими силами общественное объединение (как в случае с обществом кинематографистов), группу взаимопомощи (как в случае с воспитанием детей) или открыть благотворительный фонд в помощь и поддержку тем, кого по разным причинам не способно поддержать государство. Таким образом, существование Третьего сектора вполне себя оправдывает.

Информация о работе Модели взаимодействия Третьего сектора с государством и их применение в различных странах