Монополистическая конкуренция, место и роль в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение особенностей и значения монополистической конкуренции в современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение понятиям «конкуренция», «монополия»;
определить влияние конкуренции на поведение фирмы и на экономику в целом;
рассмотреть сущность и признаки монополистической конкуренции;
изучить проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 79.72 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

В конце XX столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция как необходимое условие развития предпринимательской деятельности.

В годы плановой экономики  в нашей стране конкуренции не уделяли должного внимания. Было объявлено  о полном устранении конкуренции  как пережитка капиталистической  системы и замене ее бесконфликтным (с победителями и без побежденных) соцсоревнованием. Благодаря этому российская экономика превратилась в систему высокомонополизированных производств. Это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, и, в некоторых отраслях, к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок.

Сегодня мы понимаем, что  чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными  к борьбе за рынки за рубежом, и  тем в более выгодном положении  оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная  продукция должна иметь такие  потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной  продукции конкурентов. Именно конкуренция  превращает экономическую систему  страны в саморегулирующийся аппарат, недаром Адам Смит назвал ее "невидимой  рукой рынка".

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренция (лат. concurro – сталкиваться, состязаться). Конкуренция это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объёмов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. В соперничестве на рынках речь идёт о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба это динамический (ускоряющий движение) процесс обеспечения рынка товарами. В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например: качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.

 Конкуренция понуждает  предпринимателей к эффективным  действиям на рынке, заставляя  их предлагать потребителям более  широкий ассортимент товаров  и услуг по более низким  ценам и лучшего качества.

Проблема конкуренции  и монополии в условиях процесса глобализации становится наиболее обсуждаемой  в научных кругах, поскольку тенденция  к глобализации не может не выдвигать  новых требований к изучению данного  вопроса. Это и обуславливает актуальность выбранной темы. Ведь существует множество форм функционирования предприятия: монополия, олигополия, чистая конкуренция, монополистическая конкуренция. Одной из наиболее интересных форм является монополистическая конкуренция, которая сочетает в себе элементы конкуренции и монополии.

Объектом курсовой работы является монополистическая конкуренция.

Целью  работы является изучение особенностей и значения монополистической конкуренции в современных условиях.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. дать определение понятиям «конкуренция», «монополия»;
  2. определить влияние конкуренции  на поведение фирмы и на экономику в целом;
  3. рассмотреть сущность и признаки монополистической конкуренции;
  4. изучить проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы.

 

  1. КОНКУРЕНЦИЯ, ЕЁ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ. ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ

 

    1. Понятие конкуренции и её роль в экономике

 

Наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степень  развития на нем конкурентных отношений. Этимологически слово конкуренция восходит к латинскому concurrentia, означающему столкновение, состязание.

Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка. Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм регулирования пропорций общественного производства. Она порождается объективными условиями: хозяйственной обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос.

Конкуренция выполняет в  рыночной экономике важнейшую функцию - она принуждает производителей учитывать  интересы потребителя, а значит, и  интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества  товаров отбирает только те, которые  нужны потребителям. Именно их удается  продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Другими  словами, вне конкурентной среды  индивидуум удовлетворяет свои интересы, не считаясь с чужими. В условиях же конкуренции единственным способом реализации собственного интереса становится учет интересов других лиц. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы что? как? для кого производить?

Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция может превратиться в разрушительную силу для экономики. Для обуздания ее и удержания на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет "правила игры" соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции.

Исторически конкуренция  возникла в условиях простого товарного  производства. Каждый мелкий производитель  в процессе конкуренции стремился  создать для себя наиболее выгодные условия производства, и сбыта  товаров в ущерб остальным  участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний  цен на производимые ими товары и  обостряется конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая  конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает  как важное средство развития производства и существует в различных формах.

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Виды конкуренции

Схема 1.1

По методам осуществления  конкуренцию можно подразделить на: ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и  средние фирмы, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую  прибыль. Крупные предприятия могут  себе позволить на некоторое время  вообще отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешевой продукции  разорить конкурентов и вытеснить  их с рынка. Такой метод вытеснения конкурентов с рынка (метод конкурентной борьбы) известен также под названием  «война цен».

В последнее время снова  возродился интерес к ценовой  конкуренции в связи с внедрением технологий, позволяющих экономить  ресурсы и, следовательно, снижать  себестоимость.

Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более  высокого качества, с большей надежностью  и сроками службы, на использовании  методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.

По отраслевой принадлежности различают внутри- и межотраслевую  конкуренцию.

Внутриотраслевая конкуренция — конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.

Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные объективные факторы, ее величина в различных отраслях различна. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой нормой прибыли.

Конкуренцию также подразделяют на: совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).

Для совершенной конкуренции  характерна свобода, от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное  ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего  влияния на условия реализации товаров.

Монополистическая конкуренция  отличается главным образом тем, что монополии имеют возможности  влиять на условия реализации товаров.

 

    1. Типы рыночных структур

 

Развитие конкурентных отношений  тесно связано с силой экономической  власти фирмы над рынком. Чем слабее конкуренция на рынке, тем сильнее  диктат производителя, и наоборот, чем  больше производителей данного товара, тем больше возможность у потребителя  выбрать товар, который в наибольшей степени соответствует его потребностям и бюджету.

По степени развития конкурентности различают рынки совершенной конкуренции и рынки несовершенной конкуренции, которые в свою очередь, подразделяются на рынки монополии, олигополии и монополистической конкуренции. Итак, существует четыре основных типа рынка:

1) рынок совершенной конкуренции,  при котором на каждую фирму  приходится небольшая часть рынка;

2) рынок монополистической  конкуренции, который характеризуется  сочетанием монополии и конкуренции;

3) рынок олигополии, на  котором небольшое число фирм-продавцов  взаимодействуют с множеством  покупателей;

4) рынок монополии, характеризующийся  наличием в отрасли одной фирмы. 

На рынке совершенной  конкуренции функционирует множество  мелких производителей, у которых  в силу их многочисленности, нет  возможности навязывания своей  воли потребителям. На рынках несовершенной  конкуренции степень несовершенства, то есть возможности диктовать свои условия потребителю, зависит от разновидности рынка. В условиях монополистической конкуренции  она относительно невелика, в условиях олигополии значительна, а в условиях монополии – почти полная.

Прежде всего, надо установить, по каким критериям различаются  рыночные структуры, которые сложились  в тех или иных отраслях. Исследования экономистов показали, что в основу определения того, к какому типу относится та или иная рыночная структура, должны быть положены следующие критерии:

- количество фирм, представленных  на рынке той продукции, которая  выпускается данной отраслью;

- характер производимой  продукции (стандартная или дифференцированная);

- наличие или отсутствие  барьеров на пути вхождения  фирм в данную отрасль или  выхода из нее;

- степень доступности экономической информации.

В таблице 1.1. приведены характеристики каждого из типов рыночных структур по пяти основным чертам.

                                                                                   Таблица 1.1.                                                                                                          Характерные черты основных моделей рынка

Характерная черта

Совершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция

монополистическая конкуренция

олигополия

монополия

Число фирм в отрасли

Очень много

Много

Несколько

Одна

Тип товара

Одинаковые изделия

Разная продукция сходного назначения (взаимозаменяемая)

Одинаковые или различные  изделия

Уникальный товар, не имеющий  заменителей

Доля рынка

Очень небольшая

Небольшая

Значительная

Контролирует 100% продаж

Возможность влиять на цены товаров

Отсутствует

Существует в узких  рамках

Большая

Максимальная

Барьеры для входа в  отрасль

Отсутствуют

Существуют, и сравнительно легко преодолеть

Существуют, и преодолеть их трудно

Существуют, и преодолеть их часто невозможно

Примеры

Рынки сельскохозяй-ственной продукции, товарная биржа, валютные рынки

Розничная торговля, производство одежды, обуви, книг и т.д.

Металлургиче-ская, автомобильная, бумажная промышленность, бытовые приборы и т.д.

Естественные монополии (газо-, электро-, водоснабжение, железнодорож-ные перевозки)

Информация о работе Монополистическая конкуренция, место и роль в экономике России