Монополистическая конкуренция, место и роль в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение особенностей и значения монополистической конкуренции в современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение понятиям «конкуренция», «монополия»;
определить влияние конкуренции на поведение фирмы и на экономику в целом;
рассмотреть сущность и признаки монополистической конкуренции;
изучить проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 79.72 Кб (Скачать файл)

Таким образом, разрушение естественных монополий недопустимо, но это не значит, что государство не должно вмешиваться в их деятельность, напротив, оно должно регулировать деятельность естественных монополий, чтобы избежать злоупотреблений с их стороны.

 

3.3. Принципы антимонопольной политики

Монополия сопряжена с  целым букетом резко отрицательных  последствий для экономики страны: недопроизводство, завышенные цены, неэффективное  производство. Клиента фирмы-монополиста  вынужден мириться с высокими ценами, соглашаться с плохим качеством продукции, ее устарелостью, отсутствием сервиса и другими проявлениями пренебрежения интересами потребителя. Еще более опасно то, что монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка.

Всевластию же монополиста  в силу непреодолимости барьеров на пути в отрасль ничто не грозит даже в длительном плане. Самостоятельно рынок не в силах разрешить  эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. Не случайно, в наше время нет  ни одной развитой страны (и Россия в этом смысле не составляет исключения), где бы отсутствовало специальное антимонопольное законодательство и не было бы специального органа власти для надзора за его исполнением.

Вместе с тем проведение антимонопольной политики сопряжено  с рядом объективных трудностей. Как уже отмечалось, для отраслей, в которых возможно установление монополистической структуры, характерен большой оптимальный размер предприятия, т.е. минимум средних долгосрочных издержек достигается при очень больших объемах производства. Малое производство в потенциально монополистических отраслях крайне неэффективно. Собирая автомобили на крошечных предприятиях нельзя добиться столь же низких издержек, как на сборочном конвейере АвтоВАЗа.

И это далеко не частный  случай. Можно говорить о невозможности, превращения монополизированной отрасли  в отрасль совершенной конкуренции  как об общем правиле. Преобразованиям  такого рода препятствует положительный  эффект масштаба. Даже если государство  настоит на своем и вопреки  росту издержек будет принудительно  насаждать мелкое производство, искусственно сформированные карликовые предприятия  окажутся неконкурентоспособными в  международном плане. Рано или поздно их задавят иностранные гиганты.

В силу названных причин прямое дробление фирм-монополистов в развитых рыночных экономиках встречается  достаточно редко. Обычная цель антимонопольной политики - не столько борьба с монополистами как таковыми, сколько ограничение монополистических злоупотреблений.

Особенно остро вопрос стоит относительно естественных монополий. Их высокая экономическая эффективность  делает абсолютно недопустимым их дробление. Как монополисты, данные структуры  пытаются решать свои проблемы прежде всего за счет повышения тарифов и цен. Последствия этого для экономики страны - самые разрушающие. Увеличиваются издержки производства в других отраслях, разрастаются неплатежи, парализуются межрегиональные связи.

При этом естественный характер монопольного положения хотя и создает возможности для эффективной работы, отнюдь не гарантирует, что эти возможности будут на практике реализованы. Действительно, теоретически РАО «ЕЭС России» может иметь более низкие издержки, чем несколько конкурирующих электроэнергетических фирм. Но где гарантии того, что оно хочет удерживать их на минимальном уровне, а, скажем, не станет увеличивать расходы высшего руководства фирмы.

Основной путь борьбы с  негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном  контроле за ценообразованием на естественно-монопольные товары и за объемом их производства (скажем, путем определения круга потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию).

Кроме регулирования цен  определенную пользу - особенно в нашей стране - может принести и реформирование структуры естественных монополий. Дело в том, что в России в рамках единой корпорации часто объединяется как производство естественно-монопольных благ, так и производство таких благ, которые эффективней изготовлять в конкурентных условиях. Это объединение носит, как правило, характер вертикальной интеграции. В результате образуется монополист-гигант, представляющий целую сферу национальной экономики.

В отличие от естественной, искусственная (или предпринимательская) монополия складывается в тех отраслях, где единственный производитель не обладает повышенной эффективностью по сравнению с несколькими конкурирующими фирмами. Установление монополистического типа рынка поэтому не является неизбежным для такой отрасли, хотя на практике может и сложиться, если будущему монополисту удастся устранить конкурентов.

Употребление термина "искусственная  монополия" в экономической и  юридической литературе обладает следующей  особенностью: этим понятием объединяют и достаточно редко встречающееся  на рынке господство единственного  монополиста, и более распространенную ситуацию преобладания на нем нескольких в той или иной мере сотрудничающих фирм, т. е. речь сразу идет о чистой монополии и о двух разновидностях олигополии - картеле и картелеподобной структуре рынка. Такое расширенное толкование термина "монополия" оправдано тем, что во всех перечисленных случаях доминирующие на рынке фирмы в той или иной мере способны действовать как единое целое, т. е. проявляют признаки монополистического господства на рынке.

В случае искусственного монополизма  основным направлением антимонопольной  политики  является противодействие  формированию таких монополий, а  порой и разрушение уже сложившихся. Для этого государство использует широкий спектр санкций: это и  предупредительные меры (например, запрет слияния крупных фирм), и  разнообразные, причем часто очень  крупные, штрафы за ненадлежащее поведение  на рынке (например, за попытку сговора  с конкурентами), и прямая демонополизация, т. е. принудительное раздробление монополиста  на несколько независимых фирм.

Первый в истории России законодательный акт, регламентирующий порядок конкурентного поведения  фирм в условиях рыночного хозяйства  и содержащий "правила" игры" для конкурентов, был принят в  марте 1991 г. Это закон РФ "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках". В 1995 г. в текст Закона были внесены изменения и дополнения.

Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Министерство по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства. Его права и возможности достаточно широки, а статус соответствует положению  аналогичных органов в других странах с рыночной экономикой.

В соответствии с новой  трактовкой Закона безусловным монополистом может считаться предприятие, контролирующее 65% и более товарного рынка. Предприятие, контролирующее 35-65% рынка, тоже может  быть признано монополистом, но для  этого антимонопольные органы должны доказать, что имеет место "доминирующее положение" хозяйствующего субъекта на рынке, изучив конкретную рыночную ситуацию7.

«Доминирующее положение» дает фирме возможность оказывать  решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим  субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Установлен перечень акций, которые  трактуются как злоупотребление  доминирующим положением. К ним отнесены изъятие товаров из обращения  в целях создания дефицита, навязывание  условий, невыгодных контрагенту или  не относящихся к предмету договора, создание препятствий к доступу  на рынок конкурентов, нарушение  установленного порядка ценообразования. В качестве соглашений хозяйствующих  субъектов, ограничивающих конкуренцию, признаются сговоры о ценах на товары и услуги, о ценах на аукционах  и торгах, о разделе рынка, об ограничении  доступа к рынку.

Законом установлен государственный  контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, а также за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей участия в уставном капитале предприятия, принудительном разделении хозяйствующих субъектов. Предусмотрена ответственность предприятий и должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства.

Какую политику проводит государство  по отношению к естественным монополиям? В данном случае возникает противоречие. С одной стороны, фирмы - естественные монополисты, как любые монополисты, устанавливают высокие монопольные цены, сокращая объем производства продукции, и получают сверхприбыли. С другой стороны, как указывалось выше, конкуренция в отраслях с естественной монополией экономически неэффективна. Поэтому государство, сохраняя естественные монополии, принимает меры к ограничению их отрицательных последствий для общества, прежде всего контролируя цены на их продукцию.

Значительное внимание уделяется  борьбе с ограничивающей конкуренцию  практикой местных властей. В  условиях нестабильной экономической  ситуации в стране региональные власти часто пытаются незаконными методами поддержать свои предприятия. Например, под тем или иным предлогом  запретить ввоз конкурирующих товаров  из других областей. Это создает  местным производителям монопольное  положение, что, естественно, вызывает протесты Министерства по антимонопольной  политике. Впрочем, как и в других областях современной российской экономики  и политики, центральные власти, несмотря на юридическую справедливость своих требований, далеко не всегда оказываются в силах одолеть  сопротивление местных властей.

В целом система антимонопольного регулирования в России находится  пока в стадии становления и требует  радикального совершенствования.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современных условиях конкуренция  выступает ключевой категорией рыночных отношений. Она является основой  или точкой отсчета в понимании  способа функционирования рынка, показывая, как конкурентные фирмы, движимые мотивом  прибыли, отвечают на изменения цен  на их продукцию и используемые факторы  производства8. Положительные черты конкуренции очевидны. При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Т. о. производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.

Проблема конкурентоспособности  российских товаров остается острой и по сей день, поэтому необходима продуманная, грамотная политика государства, направленная на контроль за ввозом товаров и содействие отечественному производителю.

И, тем не менее, выход  из тяжелого финансового положения  может быть лишь на пути создания конкурентоспособного производства, ориентированного на нужды  потребителей. И в этом смысле, конкуренция  является не дестабилизирующим фактором, а условием выживания отечественного производства.

Нельзя отрицать и положительные  моменты, которые привнесла конкуренция  в нашу экономику. Теория совершенной  конкуренции не так далека от российской реальности, как можно подумать. Этому способствует развитие малого бизнеса в нашей стране, которое, несмотря на все трудности, стремительно набирает обороты.

Особую проблему представляют собой естественные монополии. То и  дело в российской прессе появляются сообщения о веерных отключениях  электроэнергии, неплатежах, конфликтах между монополистами и потребителями. Пожалуй, нет другой такой страны, где естественные монополии играли бы столь же важную роль, как в  России, потому что нет страны, сопоставимой с Россией по площади территорий и численности населения, проживающего в сложных климатических условиях. Высокая эффективность естественных монополий делает невозможным их дробление. Основной путь борьбы с негативными  сторонами естественных монополий  состоит в государственном контроле за ценообразованием на естественно-монопольные товары и за объемом их производства.

Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных  органов, правильное поведение которых  способствует стабилизации всей экономики  в целом9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Гукасьян, Г.М.   Экономическая теория : ключевые вопросы : учебное пособие / Г.М. Гукасьян. - 2-е изд., перераб. и доп. -  М. : ИНФРА-М, 2009. - 224 с. - (Вопрос-ответ). Гриф МО.
  2. Залозная Г.М. Повышение конкуренции российской экономики // Современная конкуренция. - 20010. - № 5. - С.12-16
  3. Ивашковский С.Н. Микроэкономика: учеб. - М.: Дело, 2002. - 416 с.
  4. Копылов М. Конкурентная политика и конкурентная среда в РФ // Современная конкуренция. - 20010. - №5. - С.14-18.
  5. Курс экономики. Учебник. / Под ред. Б. А. Райзберга. – М. : ИНФРА – М, 2009. 672 с.
  6. Лукьянов С. Входные барьеры: важнейший инструмент политики ограничения конкуренции на российских рынках // Современная конкуренция. - 2011. - № 1.
  7. Лымарь Е.Н. Особенности рынков монополистической конкуренции в региональном аспекте // Вестник Челябинского университета. - 2009. - №2. - С.71-76.
  8. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 13-го изд. Т. 2. - М.- 2011. 974 с.
  9. Максимов С.В. На страже честной конкуренции // Современная конкуренция. - 2009. - №5. - С.70-81.
  10. Марков М.В. Микроэкономика. – С-Пб, 2010. 446 с.
  11. Меркулова Ю. Особенности российского отраслевого монополизма // Общество и экономика. - 2011. - № 4/5.
  12. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям./ Под редакцией Грязновой А.Г. и Юданова А.Ю. - М.: ИТД "КноРус", 2008. 618 с.
  13. Николаева Л.А., Черная И.П.Экономическая теория: учебник. - М.: КНОРУС, 2009.
  14. Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория: учебник. - М.: Эксмо, 2011. - 448 с.
  15. Экономика предприятия. /Под ред. проф. Горфинкеля В.Я., проф. Швандара В.А. – М., «Банки и биржи», 2010. 742 с.
  16. Экономика. Учебник./Под. ред. Архипова А.И., Нестеренко А.Н., Большакова А.К.. - М.: "ПРОСПЕКТ", 2011. 792 с.
  17. Экономическая теория. Учебник / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. – Спб. : ПИТЕР, 2009. 448 с.

Информация о работе Монополистическая конкуренция, место и роль в экономике России