Монополистическая конкуренция, место и роль в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение особенностей и значения монополистической конкуренции в современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение понятиям «конкуренция», «монополия»;
определить влияние конкуренции на поведение фирмы и на экономику в целом;
рассмотреть сущность и признаки монополистической конкуренции;
изучить проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 79.72 Кб (Скачать файл)

Вплоть до послевоенного  периода из двух видов конкуренции  во всем мире заметно преобладал ценовой. В настоящее время, однако, ситуация изменилась, и на первые роли вышла  неценовая конкуренция. Это связано  с рядом преимуществ, которые  этот вид конкуренции обеспечивает проводящим ее фирмам.

Во-первых, ценовые схватки  оказались невыгодными для всех участников борьбы, причем особенно губительны они для мелких и средних фирм (а именно таковыми в сравнении  с западными гигантами в своем  большинстве являются российские предприятия.) Дело в том, что, чем крупнее фирма, тем более значительными финансовыми  ресурсами она обладает и тем  дольше может продавать товары по заниженным ценам. Ценовая война  в этих условиях бьет по самым уязвимым местам ослабленной кризисом отечественной  промышленности.

Во-вторых, в условиях современной  высокоразвитой экономики усложнились  запросы потребителей. Рынок начал  благожелательно принимать многочисленные и разнообразные вариации товаров, стало возможным привлекать потребителей повышенным качеством, особыми свойствами товара или услуги и т.п. Особые свойства товара часто важнее ценовой привлекательности. То есть удачная дифференциация товара часто является способом ухода от всякой конкуренции вообще, ухода в совершенно свободную рыночную нишу.

В-третьих, затраты на неценовую  конкуренцию при правильном подходе  обходятся фирме дешевле, чем  расходы на конкуренцию ценовую. Действительно, снижение цен ниже оптимального уровня всегда ведет к уменьшению прибыли, причем к уменьшению тем  более сильному, чем больше сокращение цен. Взаимосвязь же между мерами неценовой конкуренции и прибылью куда сложнее. Хороший рекламный ролик может стоить столько же, сколько и плохой. Преимущество первого над вторым вполне может быть достигнуто не за счет дорогостоящих технических приемов съемки, а за счет интересной идеи фильма, большей его доходчивости и т.д. То же самое касается улучшений товара: небольшое и потому недорогое изменение конструкции, если оно хорошо задумано, может сделать товар гораздо более удобным для потребителя. В итоге рост конкурентоспособности будет достигнут без больших издержек4.

Из сказанного, разумеется, не следует, что неценовая конкуренция  осуществима вообще без затрат — хорошая реклама или высокое качество продукта тоже стоят немалых денег. Но поле деятельности у фирмы, бесспорно, шире, чем при конкуренции ценовой. Всегда есть надежда победить конкурента с помощью лучших идей. Скажем, используя преимущества российской инженерной школы и огромного научного потенциала страны.

Наконец, в-четвертых, ценовая  конкуренция в наше время в  большинстве стран, включая и  Россию, ограничена законом. Снижение цен не должно доходить до уровня демпинга, т.е. цена не может опускаться ниже себестоимости.

 

 

ГЛАВА 3. МОНОПОЛИЯ. МОНОПОЛИЗМ В РОССИИ

 

3.1. Основные черты монополии

 

Монополия — наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Собственно говоря, в условиях монополизации рынка само существование конкуренции может быть признано лишь с большими оговорками. Ведь конкуренция предполагает разделение экономической власти, наличие у потребителя выбора. Именно поэтому начинается состязание между производителями за спрос потребителя, возникает стремление наилучшим образом удовлетворить его запросы. В условиях же монополии потребителям противостоит единый производитель-гигант. Хочет или не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться на его ценовые условия и т.д.

Всевластию монополиста  помогает уникальность (незаменимость) продукции последнего. Может ли житель Москвы или Владивостока добровольно  отказаться от услуг монопольного поставщика электроэнергии, чем-то ее, заменив  в домашнем хозяйстве? Способны ли угольные предприятия Кузбасса перевозить свою продукцию без помощи железной дороги? Отрицательный ответ на подобные вопросы очевиден, также как и  то, что подобное положение позволяет  монополисту диктовать свои условия  с позиции силы.

Укрепляет власть монополиста  над рынком и полнота имеющейся  у него информации. Обслуживая всех потребителей отрасли, он точно знает  объем рынка, может оперативно и  с абсолютной точностью отслеживать  изменения объемов продаж и, уж конечно, в деталях осведомлен о ценах, которые сам же и устанавливает.

Понятно, что сочетание  всех этих обстоятельств создает  для монополиста исключительно  выгодную обстановку и благоприятные  предпосылки для получения сверхприбылей. Очевидно, однако, и то, что эти  преимущества мгновенно улетучились бы, появись в отрасли хотя бы еще один производитель-конкурент. Монополисту немедленно пришлось бы перейти от диктата по отношению к потребителю к скрупулезному учету потребностей и интересов последнего.

Нынешнее поколение россиян, на своем опыте испытавшее крах государственного монополизма, без труда найдет массу  бытовых примеров подобных перемен. Черствый хлеб, например, еще недавно  безраздельно господствовавший в булочных, мгновенно стал редкостью, после  того как монопольная система  снабжения сменилась конкуренцией массы независимых пекарен.

Именно поэтому монополистическая  структура рынка там, где она  существует, защищена целой системой практически непреодолимых барьеров на пути вторжения в отрасль независимых  конкурентов. Основными барьерами, существующими в монополистической  отрасли, являются:

  1. преимущества крупного производства (вплоть до естественной монополии);
  2. легальные барьеры (монопольное владение источниками сырья, землей, правами на научно-технические достижения, санкционированные государством исключительные права);
  3. нечестная конкуренция.

Рассмотрим подробнее  эти виды барьеров.

Как и на олигополистическом рынке, в монополизированной отрасли  эффективны лишь крупные предприятия. Шансы на возникновение монополии  существуют лишь там, где размеры  создают крупные преимущества в  издержках. Это положение теории многократно проверено практическим опытом.

Дело в том, что высокие  прибыли монополистов всегда были предметом  зависти мелких компаний. В истории  многих стран зафиксированы попытки  мелких фирм под тем или иным названием  создать картель (ассоциацию, объединение, комиссию по стандартам и т.п., т. к. официально картели запрещены в большинстве стран) и объединенными усилиями диктовать свои условия поставщикам и потребителям.

В современной России, например, такие шаги предпринимали импортеры  чая и производители соков. Исход  этих попыток, однако, всегда был неутешителен для их организаторов. Поскольку  издержки у этой организации не были ниже, чем у мелких производителей, ничто не мешало новым, независимым  фирмам вступать в отрасль и успешно  конкурировать с картелем, а недовольным  участникам самого объединения (такие  обязательно появлялись) спокойно и  безнаказанно покидать его.

Другое дело - отрасли, где  крупные предприятия имеют более  низкие издержки, чем конкуренты. Это  создает высокий барьер перед  всеми желающими проникнуть в  отрасль, а при благоприятных для фирм-лидеров обстоятельствах и позволяет им полностью монополизировать рынок.

Кроме экономических барьеров монополию обычно защищают барьеры  правовые (легальные), причем нередко  именно они играют решающую роль.

Самым распространенным источником легальных барьеров являются права  собственности. Если в собственности  некой фирмы оказываются, например, уникальные источники сырья, земли  с особыми свойствами и т.п., это  автоматически создает предпосылки  для монополии. Важно лишь, чтобы  производимый с использованием названных  природных ресурсов продукт и  сам был уникальным и незаменимым.

Легальной защитой пользуются и права интеллектуальной собственности. Так, надлежащим образом оформленное  и зарегистрированное изобретение (подтверждающий это документ называется патентом) дает его владельцу монопольное  право на производство соответствующей  продукции в течение определенного  времени. Владелец патента может  единолично осуществлять свое монопольное  право, а может за вознаграждение в полном или частичном объеме предоставлять его другим лицам. Скажем, может продать лицензию на производство, и сбыт запатентованной продукции в определенной стране на условиях уплаты известного процента цены с каждой проданной единицы товара.

Напротив, отсутствие патента  лишает изобретателя всяких привилегий. Так проявляется правовая природа  данного барьера: есть патент — есть право, нет патента — нет и прав. Для нашей страны это обстоятельство имеет огромное значение, поскольку практически все изобретения советской эпохи не защищены международными патентами и вплоть до настоящего времени используются иностранцами бесплатно.

С проявлениями нечестной  конкуренции государство борется  самым жестким образом. Дело в  том, что крупный производитель  в борьбе с более мелкими конкурентами обладает массой преимуществ, фактически сводящихся к применению грубой силы. Такими методами можно заставить  банк приостановить кредитование конкурентов, железные дороги — транспортировку их грузов (это проделал когда-то Джон Д. Рокфеллер) и т.п. Появляется возможность вытеснить конкурента и установить монополию даже там, где честным путем она никогда бы не сложилась.

Важной разновидностью нечестной  конкуренции является демпинг — умышленная продажа продукции ниже себестоимости с целью вытеснения конкурента. Крупная фирма — потенциальный монополист —  имеет большие финансовые резервы. Поэтому она способна долго торговать себе в убыток по заниженным ценам, вынуждая к тем же действиям конкурента. Когда последний не выдержит и разорится, монополист вновь поднимет цены и компенсирует свои убытки.

Социалистическая экономика  представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие  не было вполне автономно, а являлось составной частью общегосударственной  супер структуры. При этом удовлетворение потребности всей страны в том или ином виде продукта часто поручалось всего одному -двум заводам. Так, в конце 80-х годов более 1100 предприятий были полными монополистами в производстве своей продукции. Еще чаще встречалась ситуация, когда число производителей по всей гигантской стране не превышало 2-3 заводов. Всего из 327 товарных групп, выпускавшихся промышленностью страны, 290 (89%) было подвержено сильной монополизации5.

Таким образом, если в странах  с рыночной экономикой монополизация  обычно проходила путем организационного объединения первоначально независимых  компаний, то социалистический монополизм базировался на сознательном создании только одного производителя (или очень  узкой группы производителей).

Начало рыночных реформ в  нашей стране привело к резкому  усилению монополистических тенденций. Отчасти это было связано с  распадом СССР и ослаблением экономических  связей между бывшими союзными республиками. К прежним монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являвшиеся единственными производителями  в рамках всего Союза, но ставшие  таковыми на сократившейся территории.

Однако гораздо большее  значение имело изменение условий  хозяйствования. Благодаря им резко усилились последствия монополизации и ее влияние на экономику. Дело в том, что превращение российских заводов в частные предприятия создало мощный стимул для получения монопольных прибылей. А свобода установления цен и выбора объемов производства дали в руки фирм средства достижения этой цели. Все три важнейших последствия монополизации (занижение производства, завышение цен, получение монопольных сверхприбылей), до той поры сдерживавшиеся социалистическим государством, вырвались наружу. При этом старый порок советских монопольных производителей — неэффективность — сохранился везде, где осталась монополия. Усиление проявлений монополизма, в свою очередь, негативно повлияло на общий ход реформ в стране6.

3.2. Естественные монополии

 

В некоторых отраслях без  всяких ограничений действует правило: чем больше масштаб производства, тем ниже издержки. Это создает  предпосылки для укрепления в  такой отрасли одного единственного  производителя. Подобное состояние  рынка является монополией - ситуацией, чреватой рядом крупных проблем  для хозяйства. В данном случае, однако, монополия возникает вследствие естественных причин: технологические  особенности производства таковы, что  единственный производитель обслуживает  рынок более эффективно, чем это  способны сделать несколько конкурирующих  фирм. Такую монополию экономисты называют естественной, или технологической. Ее классическим примером являются различные  виды инфраструктуры.

Важен и макроэкономический аспект проблемы. Инфраструктурные сети, являющиеся естественными монополиями, обеспечивают взаимосвязь экономических  субъектов и целостность национальной хозяйственной системы. Не даром  говорят. что в современной России экономическое единство страны не в последнюю очередь определяется едиными железными дорогами, общим электро- и газоснабжением.

Информация о работе Монополистическая конкуренция, место и роль в экономике России