Монополистическая конкуренция, место и роль в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение особенностей и значения монополистической конкуренции в современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение понятиям «конкуренция», «монополия»;
определить влияние конкуренции на поведение фирмы и на экономику в целом;
рассмотреть сущность и признаки монополистической конкуренции;
изучить проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 79.72 Кб (Скачать файл)

Следующим условием совершенной конкуренции является отсутствие барьеров при входе на рынок и выходе с него. Когда такие барьеры есть, продавцы (или покупатели) начинают вести себя как единая корпорация, даже если их много и все они — мелкие фирмы. В истории именно так действовали средневековые гильдии (цехи) купцов и ремесленников, когда по закону производить и продавать товары в городе мог только член гильдии (цеха).

Напротив, типичное для совершенной  конкуренции отсутствие барьеров или  свобода входить на рынок (в отрасль) и покидать его значит, что ресурсы  полностью мобильны и без проблем  перемещаются из одного вида деятельности в другой. Покупатели свободно меняют свои предпочтения при выборе товаров, а продавцы легко переключают  производство на выпуск более прибыльных продуктов.

Нет трудностей и с прекращением операций на рынке. Условия не вынуждают  никого оставаться в отрасли, если это  не соответствует его интересам. Другими словами, отсутствие барьеров означает абсолютную гибкость и адаптивность рынка совершенной конкуренции.

Последнее условие существования  рынка совершенной конкуренции  состоит в том, что информация о ценах, технологии и вероятной  прибыли свободно доступна для всех. У фирм есть возможность быстро и  рационально реагировать на изменившиеся условия рынка посредством перемещения  применяемых ресурсов. Не существует никаких коммерческих тайн, непредсказуемого развития событий, неожиданных действий конкурентов. То есть решения принимаются  фирмой в условиях полной определенности в отношении рыночной ситуации или, что тоже самое, при наличии совершенной информации о рынке.

Вышеперечисленные условия  фактически предопределяют, что при  совершенной конкуренции субъекты рынка не в состоянии оказывать  влияние на цены.

Оказывать же влияние на общую ситуацию, рыночные субъекты в условиях совершенной конкуренции могут только тогда, когда действуют в согласии. То есть тогда, когда какие-то внешние условия побуждают всех продавцов (или всех покупателей) отрасли принимать одинаковые решения. Фирмы, функционирующие в условиях совершенной конкуренции (их называют конкурентными), воспринимают сложившийся на рынке уровень равновесной цены как заданный, на который ни одна из фирм повлиять не может. Такие фирмы называют прайс-тэйкерами (от англ. price — цена, take — принимать) в отличие от фирм — прайс-мэйкеров (mаkе — делать), которые влияют на уровень рыночных цен.

 

2.3. Монополистическая конкуренция

 

           Общие черты несовершенной конкуренции

Подавляющее большинство  реальных рынков — это рынки несовершенной конкуренции. Свое название они получили в связи с тем, что конкуренция, а значит, и стихийные механизмы саморегуляции («невидимая рука» рынка) действуют на них несовершенно. В частности, часто нарушается принцип отсутствия в экономике излишков и дефицитов, который как раз и свидетельствует об эффективности, совершенстве рыночной системы. Коль скоро какие-то блага избыточны, а каких-то не хватает, уже нельзя утверждать, что все имеющиеся ресурсы экономики расходуются только на производство нужных благ в нужных количествах.

Предпосылками несовершенной  конкуренции являются:

  • значительная доля рынка у отдельных производителей;
  • наличие барьеров проникновения в отрасль;
  • неоднородность продуктов;
  • несовершенство (неадекватность) рыночной информации.

Каждый из этих факторов в отдельности и все они вместе способствуют отклонению рыночного равновесия от точки равенства спроса и предложения. Так, единственный производитель определенной продукции (монополист) или группа сговорившихся между собой крупных фирм (картель) в состоянии поддерживать завышенные цены, не рискуя потерять клиентов — тем просто больше негде взять этот продукт.

Как и в случае совершенной  конкуренции, на несовершенных рынках можно выделить главный критерий, позволяющий относить тот или  иной рынок к этой категории. Критерием  несовершенной конкуренции является понижение кривой спроса и цен  с ростом выпуска продукции фирмы. Часто используется и другая формулировка: критерием несовершенной конкуренции  является отрицательный наклон кривой спроса (D) на продукцию фирмы.

Таким образом, если в условиях совершенной конкуренции объем  выпуска продукции фирмы не влияет на уровень цен, то в условиях несовершенной  конкуренции такое влияние существует (наглядно это можно проследить на рис. 2.2).

Экономический смысл этой закономерности состоит в том, что  большие объемы продукции при  несовершенной конкуренции фирма  может реализовывать, только снижая цены. Или по-другому: поведение фирмы  значимо в масштабах отрасли.

Действительно, при совершенной  конкуренции цена остается одинаковой, сколько бы продукции не выпустила  фирма, потому что ее размеры пренебрежительно малы по сравнению с общей емкостью рынка. Удвоит ли, сохранит ли на прежнем  уровне или вовсе прекратит выпечку  хлеба мини-пекарня, общая ситуация на продовольственном рынке России никак не изменится и цена хлеба  сохранит свою величину.

Напротив, наличие связи  между объемами производства и уровнем  цен прямо указывает на значимость фирмы в масштабах рынка. Другой вопрос, что значимость фирме могут  придавать не только размеры, но и  другие факторы, в частности уникальность выпускаемой продукции. Но зависимость  между объемом выпуска и уровнем  цен наблюдается всегда, если это  действительно рынок несовершенной  конкуренции3.

          Основные черты рынка монополистической конкуренции

Монополистическая конкуренция - одна из форм несовершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция  представляет собой такую структуру  рынка, при которой большое число  фирм производит взаимозаменяемые товары и услуги.

Прежде всего обращает на себя внимание сам термин «монополистическая конкуренция». Он говорит о том, что в рамках данной рыночной структуры сочетаются черты, присущие монополии и совершенной конкуренции, являющихся антиподами. Монополистическую конкуренцию роднит с совершенной конкуренцией большое число продавцов, одновременно выступающих на рынке данного товара или услуги. Но они предлагают не одинаковую, а дифференцированную продукцию, т. е. различные взаимозаменяемые продукты, удовлетворяющие одну и ту же потребность (различные виды мыла, зубной пасты, модели одежды, учебники экономики и т.д.). Каждую разновидность продукции в относительно небольших размерах могут выпускать мелкие фирмы.

Используя свое положение  относительного монополиста, фирма  может позволить себе увеличить  цену на продукцию, что не может сделать  конкурентная фирма под угрозой  полной потери покупателей. В условиях предложения дифференцированной продукции  многие из покупателей все равно  не покинут рынок, так как продавец учитывает их индивидуальные потребности. В отличие от олигополиста, фирма, выступающая в условиях монополистической конкуренции, не учитывает ответную реакцию конкурентов на свои действия, так как в условиях большого числа фирм это сделать невозможно.

На рынке действует  множество фирм, причем среди них  либо вообще нет крупных, либо они  не имеют решающих преимуществ над мелкими и соседствуют с ними. Барьеры на пути проникновения на такой рынок сравнительно невысоки: чтобы открыть мастерскую по выпуску мягкой мебели или модную парикмахерскую, большие капиталы не нужны, да и конкурентам трудно помешать этому. Незатруднителен обычно и уход с рынка — всегда находятся покупатели, готовые купить небольшое дело.

Почему же при столь  либеральных условиях, господствующих на рынках описываемого типа, конкуренция  все же не является совершенной? Причина  кроется в разнообразии, дифференциации продукта.

Выпускаемый каждой фирмой товар чем-то отличается от изделий  других компаний. Любой из производителей занимает своеобразное положение «мини-монополиста» (единственного производителя конкретной узкой разновидности данного  продукта) и обладает определенной властью на рынке.

Каждая фирма, действующая  в условиях монополистической конкуренции, контролирует лишь небольшую долю всего  рынка соответствующего продукта. Однако дифференциация товара приводит к тому, что единый рынок распадается  на отдельные, сравнительно самостоятельные  части (их называют сегментами рынка). И на таком сегменте рынка доля даже маленькой фирмы может стать  очень большой.

Дифференциация продуктов  возникает из-за существования между  ними различий в качестве, сервисе, рекламе. Рассмотрим каждый из этих факторов дифференциации продуктов подробнее.

Прежде всего, подчеркнем, что качество не является одномерной характеристикой, т.е. не сводится только к оценке, плохой товар или хороший. Даже основные потребительские свойства самых простых продуктов удивительно разнообразны. Так, зубная паста должна: а) очищать зубы, б) дезинфицировать полость рта, в) укреплять эмаль зубов, г) укреплять десны, д) быть приятной на вкус, и т.д.

И все эти свойства лишь в порядке исключения могут быть гармонично объединены в одном товаре. Во многих случаях выигрыш в некотором  свойстве продукта неизбежно ведет  к проигрышу в другом. В этом примере введение в состав пасты эффективных моющих и дезинфицирующих веществ раздражает десны; лучшие в медицинском отношении пасты редко приятны на вкус. Поэтому уже выбор приоритетов в основных потребительских качествах открывает возможности для широкого разнообразия продуктов. И все они становятся, по-своему уникальны: одна паста лучше укрепляет десны, другая - вкуснее и т. д.

Основой для дифференциации могут служить также дополнительные потребительские свойства, т.е. те особенности  товара, которые влияют на легкость или удобство его использования (например, разные размеры расфасовки, отличия упаковок и пр.).

Важной качественной характеристикой  продукта является его местоположение. Для розничной торговли и многих видов услуг оно вообще имеет  решающее значение.

Наконец, основой дифференциации продуктов могут служить даже мнимые качественные различия между  ними.

Различия в сервисе  объединяют вторую (после качества) крупную группу факторов дифференциации товара. Дело в том, что для широкой  группы продуктов, в особенности  для технически сложных потребительских  товаров и многих товаров производственного  назначения, свойствен долговременный характер взаимоотношений продавца и покупателя.

Третья крупная группа факторов дифференциации продукта связана  с рекламой.

Во-первых, реклама помогает покупателю выбрать из огромного  числа предложенных на рынке товаров  именно тот, который наиболее полно  удовлетворит его потребности.

Во-вторых, она способствует формированию новых потребностей.

В-третьих, реклама создает  дифференциацию продуктов там, где  действительной разницы между ними нет.

Дифференциация продукта обеспечивает фирмам известные монополистические  преимущества. Но у ситуации есть и  еще одна интересная сторона. Ранее  мы говорили, что доступ в отрасль, в которой сложились условия  монополистической конкуренции, относительно свободен. Теперь уточним эту формулировку: выход на такой рынок не блокирован никакими иными барьерами, за исключением  препятствий, связанных с дифференциацией  продукта.

Иными словами, дифференциация продукта не только создает для фирмы  преимущества, но и помогает защитить их от конкурентов: не так-то легко точно  повторить тонкий вкус знаменитого  ликера или хотя бы найти равноценный  ответ на удачную рекламную кампанию. Поэтому фирмы сознательно создают  и поддерживают дифференциацию, тем  самым добиваясь для себя дополнительных прибылей и попутно (вне зависимости  от своей воли — вспомним принцип «невидимой руки») обеспечивая на рынке страны многообразие товаров.

           Роль неценовой конкуренции

Ни в одной другой рыночной структуре неценовая конкуренция  не играет такую важную роль, как в монополистической конкуренции.

Из двух основных видов  конкуренции - ценовой и неценовой - наши предприятия на крайне невыгодных для себя условиях оказались вовлечены в наиболее жесткую из них, а именно в ценовую конкуренцию. Фирмы, проводящие ценовую конкуренцию, стараются привлечь потребителя с помощью установления более низких, чем у соперника, цен. Соответственно сокращаются размеры прибыли, а если цена падает ниже издержек, то появляются и убытки. При этом отечественным предприятиям (особенно при попытках выхода на внешние рынки) часто приходится компенсировать за счет заниженных цен еще и отставание по качеству продукции.

Напротив, при неценовой  конкуренции фирмы стремятся  привлечь покупателя не понижением цен, а повышением потребительской ценности товара. Этого можно достичь очень  многими способами: улучшением качества товара, лучшим приспособлением его  к нуждам конкретной группы потребителей, созданием принципиально нового вида продукции, улучшением сервиса, активизацией рекламы и др. При этом базой  для неценовой конкуренции является дифференциация товара.

Информация о работе Монополистическая конкуренция, место и роль в экономике России