Монополистическая конкуренция, место и роль в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение особенностей и значения монополистической конкуренции в современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение понятиям «конкуренция», «монополия»;
определить влияние конкуренции на поведение фирмы и на экономику в целом;
рассмотреть сущность и признаки монополистической конкуренции;
изучить проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 79.72 Кб (Скачать файл)

В одних отраслях, число  представленных на рынке фирм велико, в других имеется лишь несколько  крупных фирм. Так, в черной металлургии  России 31% продукции приходился на долю трех, а 56,6% — на долю восьми крупнейших предприятий отрасли. В то же время в пищевой промышленности эти цифры составили соответственно 5,4% и 9%, т. е. большая часть продукции выпускалась средними и мелкими предприятиями1. Очень велико число представленных на рынке производителей в сельском хозяйстве.

Некоторые отрасли производят одинаковую, т. е. стандартизированную продукцию (например, металл, древесина, зерно). В других случаях продукция является дифференцированной (например, различные марки автомобилей или различные виды стирального порошка).

Каждая отрасль характеризуется  наличием или отсутствием барьеров на пути вхождения в нее: законодательных, технологических, финансовых и других. В одних случаях таких барьеров практически нет или же они  легко преодолимы. Так, любой фермер может приступить к выращиванию  огурцов на своем участке земли  и продавать продукцию на рынке. В этом случае невелики и размеры  первоначального капитала. Они не выступают в качестве существенного  экономического барьера. Для того же чтобы организовать производство станков, необходим довольно значительный первоначальный капитал, что служит высоким барьером для вхождения в отрасль.

Наконец, в отдельных отраслях наблюдается различная степень  доступности экономической информации. Мелкий фермер не видит в своем  соседе-фермере конкурента, который  мог бы повлиять на реализацию его  продукции, так как на рынке выступает  множество фермеров, производящих одинаковую продукцию, и каждый из них в отдельности  не влияет на уровень цен. Поэтому  соседи могут делиться своей технологией  выращивания овощей. На рынках продуктов, которые производят несколько крупных  фирм, они являются серьезными конкурентами и строго оберегают коммерческую тайну.

Все указанные признаки рыночных структур определяют характер ценообразования. Например, в сельском хозяйстве при  производстве зерна или овощей фермер не может контролировать цены на свою продукцию. Это предполагает условия  совершенной конкуренции. В условиях других трех рыночных структур фирма  в той или иной степени осуществляет контроль над ценами, оказывая полное или частичное влияние на их уровень. Эти рыночные структуры, поэтому  обычно называют формами несовершенной  конкуренции.

ГЛАВА 2. МЕСТО И РОЛЬ КОНКУРЕНЦИИ  В СОВРЕМЕННОМ ХОЗЯЙСТВЕННОМ  МЕХАНИЗМЕ

 

2.1. Роль конкуренции в рыночном хозяйстве

 

Рыночное противоборство – мощная сила с многофункциональным  назначением. Эта сила способна изменять соотношение спроса и предложения, уровень рыночной цены, структуру  и последствия развития рынка. Рассмотрим важнейшие направления действия закона конкуренции.

Первое направление: конкуренция  способствует установлению равновесной  цены.

Как нам известно, рыночная цена может устанавливаться на уровне, значительно превышающим точку  равновесия. В этом случае предложение  товаров превышает их спрос. Поэтому  на рынке образуется зона избытка  производственных благ (на рисунке 2.1 зона С2 – Р – П2).

 

                                                                                  


                                                                                  

                                                                 

 

                                                                                                            

 

 

 

 

Рисунок 2.1. Цена и выпуск продукции  в условиях конкуренции

 

В сложившихся условиях обостряется  ситуация на фронте противоборства продавцов. Все они стремятся продать  свои продукты подороже. Однако, когда соперничество между ними обостряется, то побеждает (удаётся больше реализовать) тот, кто сбывает товары подешевле, чтобы стимулировать спрос. Возникает своеобразная цепная реакция: сначала какая-то часть продавцов, а затем и все вынуждены снизить цены. Цена начинает движение к точке равновесия.

Результат конкуренции среди  товаровладельцев таков. После массового  уменьшения цены, продукты раскупаются, а зона их перепроизводства исчезает. На уровне равновесной цены спрос и предложения достигают сбалансированности.

На рынке возможен и  прямо противоположный случай: рыночная цена опускается ниже равновесной точки. Тогда спрос превышает предложение  и, естественно, возникает зона нехватки товаров (на рисунке 2.1 зона П1 – Р – С1).

В данной ситуации очень  напряжённой становится обстановка на фронте противоборства покупателей. Последние всегда стремятся приобрести вещи по меньшей цене. Когда же между  ними разгорается острая борьба, то побеждает (покупает больше) тот, кто  предложил более высокую цену. Возникает другая цепная реакция: отдельные  лица, а затем и все покупатели вынуждены приобретать товар  по более высокой цене. Цена продвигается к точке равновесия с иной стороны.

Итог соперничества покупателей  вполне предсказуем. Вздорожание цен  способствует появлению товаров  на прилавках магазинов. А производители  становятся более заинтересованы в расширении выпуска продукции повышенного спроса. Зона товарного дефицита перестаёт существовать. При достижении равновесной цены, опять сбалансированы спрос и предложение.

Стало быть, конкуренция  – сильное средство уравнения  спроса и предложения и достижения равновесной цены.

Второе направление: конкуренция  поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров.

Благодаря конкуренции в  любой отрасли производства в  каждый данный момент на рынке устанавливается  общая (равная) цена на однородные продукты, обладающие одинаковым качеством. Это  заставляет всех товаропроизводителей следовать единой линии хозяйственного поведения, или, как говорится, руководствоваться общими "правилами игры". В них отражаются те требования общественно нормального хозяйствования, которые предписывают объективные экономические законы.

Уровень равновесной цены выступает для товаропроизводителей как норматив рационального хозяйствования. При нарушении такого норматива  предприятие, установившее, допустим, очень высокую цену на свою продукцию  ради получения большего дохода, может  оказаться в тупиковой ситуации. Спрос на дорогостоящие товары упадёт, они не будут раскупаться. Тогда  придётся снижать цены или даже прибегать  к распродаже изделий по низким ценам  и теперь из-за этого убытки.

Так конкуренция даёт наглядный  урок всем, кто не учитывает общественно  нормальные условия производства и  реализации товаров.

Третье направление: рыночное соперничество стимулирует научно-технический  прогресс и повышение эффективности  производства.

Как было установлено, конкуренция  ведёт к уравнению рыночных цен. В таких условиях большой доход  может получить лишь тот товаропроизводитель, который затрачивает меньше ресурсов на единицу продукции. Он создаёт  товары с низкой индивидуальной ценой, а реализует их по более высокой  рыночной цене.

Если повнимательнее присмотреться к конкурентам, то среди них можно заметить смелых предпринимателей, которые, рискуя своим имуществом, делают своего рода открытия большого хозяйственного значения. Они изобретают и внедряют новинки техники и технологии, находят более эффективные формы организации труда и производства, способы экономного использования ресурсов. Тем самым для всех прокладывается дорога к научно-техническому и экономическому прогрессу. Лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек сделал важное обобщение: "Общества, полагающиеся на конкуренцию… успешнее других достигают своих целей. Вот вывод,… замечательно подтверждённый всей историей цивилизации. Конкуренция… показывает, как можно эффективнее производить вещи…"2.

Четвёртое направление: противоборство агентов рынка усиливает их социально-экономическое  расслоение.

В конкуренции участвуют  товаропроизводители, имеющие неодинаковую экономическую силу. Естественно, что  не выдерживают суровое испытание  на прочность, как правило, многие мелкие предприятия. Они не имеют достаточного количества денег, современных средств производства и других хозяйственных ресурсов. Конкуренции свойственна тенденция к углублению сначала неравенства, а затем и пропасти между мелкими и крупными собственниками.

В современных условиях в  развитых странах имеется множество  мелких предпринимателей, создающих  свои крошечные предприятия (семейные магазины и фермы, бензоколонки и  т.п.). Однако подавляющая часть из них не в состоянии продолжительное  время нормально существовать и  выдержать конкуренцию с более  крупными предприятиями. К тому же постоянно  растёт тот минимум денежных средств, который позволяет быть конкурентоспособным.

Рыночное соперничество  порождает не только неудачников, но и счастливых соперников, преумножающих  своё богатство. Они расширяют хозяйство, нанимая на работу тех, кто отчуждён от средств производства.

Пятое направление: конкуренция  способствует продвижению рыночного  хозяйства к монополии.

Не по чьему-то умыслу, а  стихийно и объективно соперничество  продавцов и покупателей существенно  меняет всю структуру рыночного  пространства. Эти структурные перемены обусловлены следующими обстоятельствами:

 

  1. Конкуренция устраняет с рыночной арены все остальные и неэффективные хозяйства. Эта санация (оздоровление) экономики сопровождается обычно некоторым сокращением численности хозяйственных субъектов, особенно заметным в ряде отраслей.
  2. Рыночное соперничество, как известно, укрепляет позиции крупного производства. Один промышленный гигант по объёму выпуска продукции можно сопоставить с суммарной производственной мощностью нескольких сотен и даже тысяч мелких предприятий. Поэтому рыночное хозяйство быстрее всего увеличивается за счёт абсолютного и относительного усиления роли крупных собственников.
  3. Главный фронт сражения на рыночном поприще проходит между армиями продавцов и армией покупателей, стоящих на противоположных позициях в отношении уровня цены. Какая же армия может уверенно выиграть сражение? Разумеется, та, которая больше сплочена и в итоге может навязать противнику свою цену. Выходит – как это ни покажется парадоксальным – победу в крупном конкурентном сражении может дать монополистическое объединение противоборствующих сил.

Значит, объективная логика развития рынка такова, что свободная  конкуренция сама порождает монополию, то есть движение идёт от оного противоположного состояния рынка, указанного на рисунке 2.1, к совершенно другому.

 

2.2. Основные черты рынка совершенной конкуренции

 

Следует иметь в виду, что упомянутые выше черты совершенной  конкуренции не присущи ни одной  из отраслей в полной мере. В чистом виде условия совершенной конкуренции  не встречаются в реальной действительности, т. е. совершенная конкуренция — не что иное, как модель идеальной рыночной экономики. Подобные модели, отражающие явления в «стерильно чистом» виде, служат важным инструментом экономического анализа. Отдельные отрасли могут лишь в той или иной степени приближаться к модели.

При совершенной конкуренции  ни продавцы, ни покупатели не влияют на рыночную ситуацию вследствие малости  и многочисленности всех субъектов  рынка. Иногда обе эти стороны  совершенной конкуренции объединяют, говоря об атомистической структуре  рынка. Это означает, что на рынке  действует большое число мелких продавцов и покупателей подобно  тому, как любая капля воды состоит  из гигантского числа крошечных  атомов.

При этом совершаемые потребителем покупки (или продавцом продажи) настолько малы по сравнению с  совокупным объемом рынка, что решение  понизить или повысить их объемы не создает ни излишков, ни дефицитов. Совокупный размер спроса и предложения  попросту «не замечает» столь  мелких изменений.

Для того чтобы конкуренция  была совершенной, предлагаемые фирмами  товары должны отвечать условию однородности продукции. Это значит, что продукция  фирм в представлении покупателей  гомогенна и неразличима, т.е. продукты разных предприятий совершенно взаимозаменяемы (являются полными товарами-субститутами). Экономический смысл этого положения таков: товары столь похожи друг на друга, что даже малое повышение цены одним производителем ведет к полному переключению спроса на продукцию других предприятий.

В этих условиях ни один покупатель не пожелает платить гипотетической фирме цену большую, чем он заплатит ее конкурентам. Ведь товары одинаковы, покупателям безразлично, у какой  фирмы их приобретать, и они, разумеется, останавливают свой выбор на самых дешевых. То есть условие однородности продукции фактически означает, что разница в ценах есть единственная причина, по которой покупатель может предпочесть одного продавца другому. Вот почему в условиях совершенной конкуренции нет никаких оснований для существования неценовой конкуренции.

Информация о работе Монополистическая конкуренция, место и роль в экономике России