Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 22:41, реферат
Национальная экономика
Понятие национальной экономики
Цели национального экономического развития
Основные макроэкономические показатели
Индексы цен
Понятие национальной экономики
Импорт товаров под
Условиях значительного роста доходов предприятий и населения вырос за 2005 г. на 28,9%. Как и в прошлые годы, в российском импорте упрочнились позиции потребительских изделий при одновременном снижении удельного веса инвестиционных товаров. В 2006 году импорт растет быстрыми темпами. И, в первую очередь, средств производства, продовольствия и других потребительских товаров. Увеличению импорта способствует продолжающийся рост доходов населения. Кроме того, на увеличение импорта влияют хоть и небольшое, но ускорение роста промышленности и некоторое повышение обменного курса рубля, а также недостаточная конкурентоспособность российских производителей[7].
Прирост инвестиций в 2005 г. остался почти на прежнем уровне –
110,5% (110,9% в 2004 г.). При этом 51,3% направляется в сектор услуг, а не в промышленный сектор. В структуре инвестиций в 2005 г. наибольший рост зафиксирован в нефтяной промышленности 17,85, а также в обрабатывающей промышленности 17,1%. В 2005 году в экономику страны поступило прямых инвестиций на 18,1% больше, чем в предыдущем году, хотя абсолютный объем их прироста остается незначительным (6,6 млрд. дол.). что касается отраслевой структуры, то в 2005 г. 41,5% (16,8 млрд. дол.) приходилось на промышленность и 22,4% (14,3млрд. дол.) – на сектор оптово – розничной торговли и смежных услуг. В остальные секторы было направлено 23,1% (15,4 млрд. дол.) иностранных инвестиций. При этом чуть больше половины (8,06 млрд. дол.) инвестированных в промышленность средств приходилось на обрабатывающие производства, а 49% (8,06 млрд. дол.) – на отрасли добычи полезных ископаемых. В свою очередь, в обрабатывающей промышленности почти 50% приходится на металлургию, 88% инвестиций в добычу полезных ископаемых направлено в топливно-энергетический комплекс[8].
Современная экономическая ситуация характеризуется тем, что, с одной стороны, правительство России на протяжении 2004 г. стремилось минимизировать свое участие в управлении экономикой: сокращало долю государственных расходов
2.3 Проблемы экономического роста российской экономики
Россия развивается гораздо быстрее, чем наиболее развитые страны мира, что позволяет признать достигнутый темп роста удовлетворительным с точки зрения сокращения разрыва. Для сравнения, по данным за II второй квартал 2004 г. в развитых странах были зафиксированы следующие темпы роста: в США – 2,5%, в 25 странах ЕС – 3,6%, во Франции – 3,6%, в Германии – 1,9%, в Великобритании – 2,5%. Сопоставимыми с Россией темпами росли в 2004 г. только что вступившие в ЕС страны Центральной и восточной Европы (Чехия – 4,1%, Словакия – 5,4, Венгрия – 4, Эстония – 5,9). Большинство стран СНГ по темпам роста ВВП опережают Россию, но лишь в Казахстане и Азербайджане это можно объяснить влиянием высоких цен на нефть. Некоторое снижение темпов роста в 2004 г. не опровергает гипотезу о завершении восстановлении и переходе к инвестиционному росту, об этом говорят достаточно высокая инвестиционная активность, а также увеличение производительности труда. Проблемой является не столько опасения слишком резкого усиления “вертикали власти”, сколько неопределенность и непредсказуемость действий государственных органов, непонимание того, какова конечная точка политической революции и сроки ее достижения. Другой проблемой является оценка влияния внешнеэкономической конъюнктуры на темпы экономического роста. Экономический рост в 2004 г. был обусловлен высокими ценами на нефть и другие товары российского экспорта[9], то есть при снижении цен на нефть темп роста российского ВВП существенно сократится или даже сменится спадом. В российской экономике велика доля сырьевого сектора и поэтому необходимо экспортировать не сырье, а готовую продукцию.
Таким образом показатели российской экономики находятся не на том уровне на котором хотелось. Из данных приведенных выше было видно, что инвестиции главным образом направляются в добывающий сектор (ТЭК). Направления развития российской экономики мы рассмотрим в следующей главе.
Глава 3. Направления развития экономической политики российской экономики
Экономическое развитие России должно быть направлено, прежде всего, на повышение жизненного уровня населения, для этого необходим опережающий темп роста той части ВВП, которая используется на конечное потребление. Эта тенденция рассматривалась в последние 3 года. При росте ВВП за 2001 – 2003 гг. на 18% конечное потребление увеличилось за этот период на 22%, а его доля в ВВП - с 65,4% в 2000 г. до 68%. В разработанном прогнозе предполагалось, что к 2010 г. она поднимется до 70%. В этом случае при удвоении ВВП за 10 лет конечное потребление за данный период возрастет в 2, 14 раза, но среднегодовой темп роста конечного потребления необходимо повысить до 8,3% (против 6,9% в 2001 – 2003 гг.)
Важным направлением развития должно стать повышение инвестиционной активности. За 1990-е гг. объем инвестиций в российскую экономику сократился в 4 раза. Это существенно подорвало возможности экономического роста и привело одновременно к резкому сокращению инвестиционного спроса на внутреннем рынке. Сложившийся уровень инвестиций не позволяет обеспечить даже поддержание производственного аппарата России и обуславливает его быстрое физическое и моральное старение. При таком положении ни о каком повышении конкурентоспособности хозяйства говорить не приходится.
Для обеспечения ускоренного роста экономики доля инвестиций в основной капитал в общем объеме ВВП к 2010 г., по нашим оценкам, должна быть повышена не менее чем на 20%, тогда годовой объем инвестиций в экономику в 2010 г. по сравнению с 2000 г. увеличится в 2,7 раза. Это значит, что среднегодовые темпы прироста инвестиций в основной капитал должны возрасти с 8,3% в 2001 – 2003 гг. до 11,3% в 2004 – 2010 гг. Следует учитывать, что в результате экономического спада в 1990-е гг. экономика имела существенные резервы не использованных производственных мощностей, т.е. без роста инвестиций можно было повышать производство путем более полной загрузки мощностей[10]. Однако эти резервы в основном исчерпаны и требуют огромные инвестиции, что и было предусмотрено прогнозными расчетами. Но прогнозируемые масштабы их могут обеспечить необходимый экономический рост лишь при условии значительного повышения эффективности капиталовложений. По сравнению с 2001 – 2003 гг. прирост ВВП на 1 млн. инвестиций в основной капитал за 2004 – 2010 гг. должен быть повышен примерно в 1,2 раза. Непременным условием ускоренного роста является преодоление топливно – сырьевой ориентации промышленного производства. По расчетам, при общем росте промышленности за 2001 – 2010 гг. в 1, 75 раза опережающими темпами должны развиваться машиностроение и металлообработка (в 2,2 раза), химическая промышленность (в 1,95), промышленность стройматериалов (в 2 раза). В то же время прекратиться сложившийся в 2001 – 2003 гг. опережающий рост топливной промышленности, цветной металлургии, пищевой промышленности.
Еще дно из важнейших направлений развития – преодоление отставания в развитии электроэнергетики. С 1990 по 1998 г. выработка электроэнергии сократилось с 1082 до 827 млрд. кВт-ч, т.е. почти на четверть. После 1998 г. начался некоторый подъем. За 2001 – 2003 гг. продукция электроэнергетики выросла на 2,3% при росте всей промышленности за этот период на 17%. В 2003 г. выработка электроэнергии составила 915 млрд. кВт-ч, т.е. выла на 15% ниже, чем в 1990 г. Абсолютные размеры потребления ее в России сократилось в 2002 г. по сравнению с 1990 г. на 18%, в том числе в промышленности – на 26%, на транспорте – на 35, в сельском хозяйстве – на 38%. Это одно из проявлений технического регресса российской экономики.
По расчетам, до 2010 г. выработка электроэнергии должна возрасти в 1,4 раза, или до 1285 млрд. кВт-ч. Такой рост означает необходимость резкого повышения ее динамики. Потребление электроэнергии в расчете на единицу ВВП предполагалось сократить за 10 лет на 27%.
Другим направлением развития экономики России - являются внешнеэкономические связи. По прогнозным расчетам, к 2010 г. доля стран СНГ во внешне торговом обороте России должна возрасти не менее чем на 21%. Экспорт России в страны СНГ за 10 лет должен возрасти в 1,5 – 1,6 раза. В структуре его будет расти экспорт машин и оборудования (не менее чем в 1,5 раза) и по-прежнему значительное место будут занимать топливно – энергетические ресурсы. Более быстро, чем экспорт, будет расти импорт в Россию из стран СНГ (в 1,7 – 1,8 раза за 10 лет). По прогнозу, поставки из стран СНГ машиностроительной продукции за 10 лет увеличится в 2,3 раза, что является важным фактором роста машиностроения в странах Содружества. Опережающий рост импорта России из стран СНГ по сравнению с экспортом в эти страны позволит улучшить внешнеторговый баланс между Россией и странами Содружества. Если в 2000 г. положительное сальдо торгового баланса России со странами СНГ составляло 2 млрд. долл., а к 2002 г. – 5,4 млрд., то к 2010 г. оно прогнозируется в размере 1,1 – 1,2 млрд. долл.[11]
Также необходимо повысить долю оплаты труда наемных работников в ВВП с 40%, существующих сегодня по крайней мере до 50%, учитывая, что ни в одной развитой стране эта доля не составляет менее половины ВВП. Это позволит увеличить средний размер минимальной зарплаты и пенсии до реального прожиточного минимума. В структуре доходов населения должна быть существенно повышена доля социальных выплат. Сегодня в России она составляет 12%, тогда как в германии 23%, Швеции – 26, во Франции – 28%. При нормальной социальной политике к 2010 г. эту долю следовало бы повысить по крайней мере до 20% [12].
Таким образом, для решения задачи развития российской экономики к 2010 году необходима следующая динамика основных макроэкономических показателей: рост ВВП за 2001 – 2010 гг. должен составить 199, 9%, поэтому среднегодовой прирост должен составлять 7,8%. Конечное потребление – 213,9%, среднегодовой прирост 8,3%.[13] И инвестиций в основной капитал – 269,5%, среднегодовой прирост 11,3%. Опережающий рост конечного потребления и инвестиций в основной капитал по сравнению с общим ростом ВВП может быть достигнут лишь за счет значительного снижения в структуре использования ВВП доли чистого экспорта. Итоги всего вышесказанного мы подведем в заключении.
Заключение
Экономический рост в 2004 г. был обусловлен
высокими ценами на нефть и другие
товары российского экспорта, то есть
при снижении цен на нефть темп
роста российского ВВП
Список использованной литературы
1. Добрынин, А. Экономическая теория / А. Добрынин, Л. Тарасова. – СПб.: Питер, 2004. – 544 с.
2. Драчка, О. Куда идет Россия? / О. Драчка // МЭ и МО. – 2005. - №2. – с.58-62.
3. Ивантер, В. Заметки об экономической политике / В. Ивантер // Свободная мысль – XXI. – 2005. - №10. с. 36-45.
4. Клоцвог, Ф. О стратегии управляемого развития / Ф. Клоцвог. // Экономист. – 2004. - №9. – с.56-63.
5. Маевский,
В. Макроэкономические
6. Мау, В. Экономический обзор / В. Мау // Вопросы экономики. – 2006. - №2. – с.4-27.
7. Мау, В. Экономический рост: дискуссии, проблемы / В. Мау // Вопросы экономики. – 2005. - №1. – с. 4-27.
8. Цветков, В. Полная неопределенность при благоприятной конъюнктуре / В. Цветков // ЭКО. – 2006. - №5. – с.3-24.
9. Чернова,
Л. Экономическая политика
[1] Клоцвог Ф. О стратегии
[2] Цветков В. «Полная
[3] Примерно 633 млрд. дол. По обменному курсу, или 1,27 трлн. дол. По паритету покупательной способности
[4] Цветков В. «Полная неопределенность при благоприятной конъюнктуре» // ЭКО. – 2006. - №5. – с.22.
[5] Клоцвог Ф. О стратегии
[6] Мау В. «Экономический рост:
дискуссии, проблемы»//Вопросы
[7] негативное влияние на
[8] Цветков В. «Полная
[9] OECD. Accounting for Russia’s post-crisis growth/ http: // ideas.perec.org/poed/aeced 404.html.
[10] Клоцвог Ф. «О стратегии
управляемого развития»//
[11] Маевский В. «
[12] Ивантер В. «Заметки об экономической политике» // Свободная мысль – XXI. – 2005. - №10. – с.36.
[13] Чернова Л. «Экономическая политика России» // Э.Ж. – 2005. - №40. – с.14.
Макроэкономическая политика России
Содержание
Введение
Глава 1. Сущность макроэкономической политики
Макроэкономическая политика: ее цели, задачи, субъекты, объекты
Система национальных счетов
– инструмент