Национальная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 22:41, реферат

Описание работы

Национальная экономика
Понятие национальной экономики
Цели национального экономического развития
Основные макроэкономические показатели
Индексы цен
Понятие национальной экономики

Файлы: 1 файл

Национальная экономика.doc

— 740.00 Кб (Скачать файл)

 

 Эффективным механизмом контроля  должен стать стратегический  аудит за бюджетными расходами,  направляемыми на федеральные  целевые программы и модернизацию  экономики, 

 

 Исследование федеральных бюджетов, программ и стратегий социально-экономического развития, проведённое в диссертационной работе выявило несовершенство механизма бюджетного планирования, проявляющееся в замедленном переходе Министерства финансов РФ на программно-целевое бюджетирование, формирование долгосрочных целевых программ развития социально-ориентированной экономики. Зачастую при планировании бюджетных расходов основным ключевым показателем становится их минимизация, что по мнению автора, подменяет целевые ориентиры, нарушает социальную ответственность государства и приоритетность модернизации экономики и финансирование инновационной деятельности.

 

 Существенным элементом в  механизме управления бюджетно-налоговой  системой должен стать процесс  централизации управления бюджетным и налоговым планированием на основе автоматизации всех уровней управления. Количественное увеличение органов власти имеет свои ограничения. Существующий громоздкий аппарат неэффективен не только с точки зрения необходимых на его содержание затрат, но и в силу того, что число вероятных ошибок растёт по экспоненте с увеличением количества исполнителей.

 

Основные компоненты «нового» управления: внедрение в практику функционирования органов исполнительной власти и  государственных организаций элементов предпринимательства, предоставление большей свободы в осуществлении собственной политики в условиях «единых» бюджетов с агрегированной классификацией расходов, применение гибкой системы оплаты и самостоятельные кадровые решения.

 

 Однако за годы реформ произошло не только увеличение числа чиновников, но и расширение органов государственного управления при низких качественных параметрах и архаичной структуре управления. В результате проявилась разбалансированность управляющей системы и обратной связи ввиду несовершенства информационного пространства бюджетно-налоговой системы (потеря информации, ошибки в представляемой информации по налогам и бюджетным ассигнованиям, непрозрачность предоставляемой информации). Слабость обратной связи привела к снижению устойчивости всей системы. В бюджетно-налоговой системе слабость обратной связи вызвана как подавлением со стороны управляющих структур, так и несовершенством информации, проходящей в режиме обратной связи. Очевидно, что несовершенство информации или ее отсутствие ведёт к потере представления о реальном положении элементов бюджетно-налоговой системы и возможности нарастания рассогласования.

 

В выводах и предложениях обобщены итоги диссертационного исследования и представлены рекомендации по эффективному управлению бюджетно-налоговой системой и обеспечению финансовой безопасности России.

 

 На наш взгляд, причины недостаточно  эффективного управления развитием  бюджетно-налоговой системы и  достижением социально-экономической  стабильности в стране заключаются  в следующем:

Не сформулирована основная стратегическая цель развития бюджетно-налоговой системы  как неотъемлемой части государственного управления, а именно – формирование бюджетной политики, позволяющей  повысить уровень жизни населения. Все остальные цели: повышение доходной базы бюджета, повышение конкурентоспособности страны и другие должны исходить из основной цели государственного управления.

Соотношение между принципом единства бюджетной системы и принципом  самостоятельности бюджетов, образующих систему, сложилось не в пользу децентрализации управления. Способами эффективного решения бюджетных проблем, являющихся основой преодоления последствий экономического и социального кризиса российского общества и государства, признаны способы централизованного управления. Принцип единства бюджетной системы приобрёл довлеющий характер.

Бюджетная политика влияет на экономическую  ситуацию со значительным запаздыванием; поэтому к тому времени, когда  воздействие тех или иных мер  становится ощутимым, ситуация в экономике и в обществе нередко успевает серьёзным образом измениться.

Не учитывается тот факт, что  экономике страны и обществу в  целом свойственна высокая степень  неопределённости, вследствие чего весьма трудно предсказать последствия  тех или иных управляющих воздействий. Поэтому даже при достижении финансовой или макроэкономической стабильности может отсутствовать социально-экономическая стабильность в более широком смысле, которая, в свою очередь, существенным образом зависит от структуры доходов и расходов государственного бюджета.

Модель предельного равновесия бюджетно-налоговой системы отражает объективно существующие отношения  и связи между бюджетно-налоговой  системой, макроэкономическими показателями, финансовыми показателями экономики  страны. Предложенные теоретические положения построены на основе законов логики и эксперименте, который проверяется практикой. Теоретические утверждения подтверждены расчётными данными, позволяют определять коэффициент устойчивости бюджетно-налоговой системы на основе доступной информации. Теория носит универсальный характер, в силу чего оценка экономической устойчивости и безопасности возможна на основе финансовых показателей макро-, микроэкономических систем.

Россия преодолела последствия  системного политического и социально-экономического кризиса конца XX в. – остановила падение уровня и качества жизни российских граждан, сохранила суверенитет и территориальную целостность, восстановила возможности по наращиванию своей конкурентоспособности и отстаиванию национальных интересов в качестве ключевого субъекта формирующихся многополярных международных отношений. В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области управления бюджетно-налоговой системой.

 

 

Основные результаты

 

 диссертационного исследования

 

 опубликованы в следующих  работах автора

 

Монографии

Суслов Д.А., Минаков А.В. Анализ управления бюджетной системой России в начале XXI века: Монография. – М.: ИГ «Юрист», 2004. – 164 с. (11,6 п.л., в т.ч.  автор. –  9,8 п.л.)

Минаков А.В. Эффективное управление бюджетно-налоговой системой как важнейшее условие повышения экономической безопасности России: Монография. – М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2005. – 164 с. (7,68 п.л.)

Минаков А.В. Методы выявления налоговых  преступлений и правонарушений. –  М.: ИНИОН РАН, 2006. – 340 С. (21,9 п.л.).

Минаков А.В. Методология управления бюджетно-налоговой системой России в условиях изменяющейся макроэкономики: Монография. – М.: Издательство Дашков, 2011. – 350 с. (21,7 п.л.)

 

Статьи в рецензируемых научных  изданиях,

 

 рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ

Минаков А.В. Собираемость налогов  как критерий бюджетно-налоговой  безопасности //Экономический анализ. – 2003. – №6. (0,67 п.л.).

Минаков А.В. Макроэкономические индикаторы бюджетно-налоговой безопасности //Экономический анализ. – 2003. – № 11.(0,74 п.л.).

Минаков А.В. Иностранный опыт управления бюджетно-налоговой безопасностью //Экономический анализ. – 2003. – №12. (0,59 п.л.).

Минаков А.В. Совершенствование проверочной  деятельности Федеральной службы по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями МВД России с целью повышения эффективности бюджетно-налоговой сферы // Финансы и кредит, 2003. – №23. (0,91 п.л.).

Минаков А.В. Налоговая нагрузка и  ее связь с экономической безопасностью //Экономический анализ. – 2003. – № 9. (0,58 п.л.).

Минаков А.В. Уровень собираемости налогов как критерий экономической  безопасности государства // Аналитический  журнал «Налоги». – М., ИД «Юридический журнал ВК». – 2003. – № 2. (0,74 п.л.).

 Минаков А.В. Государственное  воздействие на собираемость налогов // Аналитический журнал «Налоги». – М., ИД «Юридический журнал ВК». 2004. № 1. (0,72 п.л.).

Минаков А.В. Актуальные проблемы дивидендной  политики России // Региональная экономика: теория и практика. – 2004. – №6(9). (0,81 п.л.).

Минаков А.В. Модели анализа и прогнозирования  налоговой базы и налоговых поступлений // Экономический анализ. – 2005. –  №10(43). (0,63 п.л.).

Минаков А.В. Концептуальный подход к  организации противодействия высокому уровню теневой экономики в РФ // Национальные интересы приоритеты и безопасность. – 2005. – №1. (0,78 п.л.).

Минаков А.В. Использование методов  программно-целевого бюджетирования в  России // Финансы и кредит. – 2005. – №18(186). (0,82 п.л.).

 Минаков А.В. Анализ контрольной  работы налоговых органов и пути совершенствования налогового администрирования // Аналитический журнал «Налоги». – М., ИД «Юридический журнал ВК», 2005. – № 2. (0,79 п.л.).

Минаков А.В., Столяров С.Е. Выявление  правонарушений, связанных с незаконным возмещением НДС по экспорту в целях обеспечения экономической безопасности // Национальные интересы приоритеты и безопасность, 2006. – №1(4) (1,3 п.л. автор. – 0,8 п.л.).

Минаков А.В. Сафохина Е.А. Анализ схем уклонения от уплаты единого социального  налога и методика их выявления правоохранительными органами // Федеральный научно-практический журнал «Налоги». – М., ЗАО «Издательская группа «Юрист», 2007. – № 2. (0,49 п.л.), из них автора 0,3 п.л.

Минаков А.В. Направления совершенствования  контроля по реализации государственных программ и проектов // Вестник АЭБ МВД России. – М.: АЭБ МВД России, 2009. – №10. (0,6 п.л.).

Минаков А.В. Ковалевич М.К. Проблемы управления и организации бюджетного планирования в Российской Федерации // Национальные интересы: приоритеты и  безопасность, 2010. – № 35. (0,5 п.л.), из них автора 0,25 п.л.

Минаков А.В. Проблемы управления и  организации бюджетного планирования в РФ // Национальные интересы: приоритеты и безопасность.  2011. – № 5. (0,5 п.л.).

Минаков А.В. Функциональное содержание и подходы к определению бюджетно-налоговой системы // Финансовая аналитика: проблемы и решения, 2011. – № 10 (52). – 1,0 п.л.

 Минаков А.В. Основы управления  бюджетно-налоговой системой России // Национальные интересы приоритеты  и безопасность. – 2011. – № 9 (102). (0,8 п.л.).

Минаков А.В. Применение теории предельного  равновесия бюджетно-налоговой системы  как необходимое условие обеспечения  экономической безопасности страны // Национальные интересы приоритеты и  безопасность. 2011. – № 13 (106). (0,8 п.л.).

Минаков А.В. Системные проблемы управления бюджетно-налоговой системой при обеспечении экономической безопасности страны // Национальные интересы приоритеты и безопасность. – 2011. – № 12(105).

 

 

(0,8 п.л.).

 

Статьи в  других  журналах

Минаков А.В. Возможности применения рентного подхода к налогообложению // Совершенствование системы народнохозяйственного учета в России: Сборник научных трудов, – М., 2002. (0,62 п.л.).

Минаков А.В. Налоговые правонарушения в социальной сфере и их влияние  на экономическую безопасность страны // Опыт и проблемы функционирования федеральных органов налоговой полиции в обеспечении экономической безопасности страны: Материалы научно-практической конференции. – М.: АНП ФСНП России, 2002. (0,41 п.л.).

Минаков А.В. Микроэкономические индикаторы бюджетно-налоговой безопасности // Научные труды. – М.: Московский экономико-лингвистический институт.  – 2003. – № 2. (0,72 п.л.).

Минаков А.В. Уклонение от уплаты налогов  с использованием оффшорных зон //Вестник Академии налоговой полиции: Выпуск 3. – М., 2003. (0,63 п.л.).

Минаков А.В. Социально-экономические  условия и предпосылки повышения  уровня экономической безопасности в России // Научные доклады конференции  «Неделя науки – 2003» Сибайский  институт БашГУ: Ч.2 – Сибай, 2004. –189 с. (0,6 п.л.).

Минаков А.В. Экономические классификации  в изучении эффективности управления государственным имуществом //Проблемы трансформации современной российской экономики: теория и практика организации  и обеспечения управления. Материалы III международного научно-практического семинара. – М.: МЭСИ, 2004. (0,4 п.л.).

Минаков А.В. Механизм управления безубыточностью  производства на предприятии // Вестник  Государственного комитета Российской Федерации по строительству и  жилищно-коммунальному комплексу. –  М.: ИД «Декспресс». – 2004. – №1 (октябрь). (0,49 п.л.).

Минаков А.В. Управление инвестиционными  процессами на предприятии //Вестник  Государственного комитета Российской Федерации по строительству и  жилищно-коммунальному комплексу. –  М.: ИД «Декспресс», 2004. – №2 (ноябрь). (0,61 п.л.).

Минаков А.В. Систематизирование экономических  показателей предприятия в целях  управления //Вестник Государственного комитета Российской Федерации по строительству  и жилищно-коммунальному комплексу. – М., ИД «Декспресс», 2004. – №5 (февраль). (0,74 п.л.).

Минаков А.В. Влияние налогов на экономическую безопасность страны // Национальная безопасность России: проблемы, особенности, перспективы. Материалы III Межвузовской научной конференции  студентов и аспирантов. – М.: МИЭМП (Московский институт экономики, менеджмента и права). 2005, (0,41 п.л.).

Минаков А.В. Возможности применения современных методов оценки имущества  в налогообложении // Механизмы подрыва  финансирования и экономических  основ терроризма как условия  создания эффективной системы экономической безопасности Российской Федерации: Материалы VIII Межвузовской научной конференции слушателей. – М.: АЭБ МВД России, 2005. (0,44 п.л.).

Минаков А.В. Опыт Германии в организации  взаимодействия фискальных служб в  целях обеспечения экономической безопасности //Вестник научной информации. – М.: ИМЭПИ РАН, 2005, –№ 2. (0,81 п.л.).

Информация о работе Национальная экономика