Необходимость государственного вмешательства
в макроэкономическую политику
Отношение к государственному
вмешательству в рыночную экономику было
различным на разных этапах ее становления
и развития. В период формирования рыночных
отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая
тогда экономическая доктрина - меркантилизм
- основывалась на признании безусловной
необходимости государственного регулирования
для развития в стране торговли и промышленности.
С развитием рыночных отношений набравший
силу класс предпринимателей начал рассматривать
государственное вмешательство и связанные
с этим ограничения как помеху в своей
деятельности. Появившиеся идеи экономического
либерализма, которые впервые наиболее
полно обосновал А. Смит в своем “Исследовании
о природе и причинах богатства народов”,
нашли большое число поклонников. Согласно
А. Смиту, рыночная система способна к
саморегулированию, в основе которого
лежит личный интерес, связанный со стремлением
к прибыли. Он выступает как главная побудительная
сила экономического развития. Одной из
идей учения А. Смита была идея о том, что
экономика будет функционировать эффективнее,
если исключить ее регулирование государством.
А. Смит считал, что, поскольку главным
регулятором выступает рынок, следовательно,
рынку должна быть предоставлена полная
свобода. При этом последователи А. Смита,
которых относят к так называемой классической
школе, исходили из тезиса о необходимости
выполнения государством традиционных
функций, понимая, что есть сферы, которые
находятся вне пределов досягаемости
рыночного конкурентного механизма. Это,
прежде всего, касается так называемых
общественных товаров, т.е. товаров и услуг,
которые потребляются коллективно (национальная
оборона, образование, транспортная система,
здравоохранение и т.д.) Очевидно, что государство
должно брать на себя заботу об их производстве
и организовывать совместную оплату гражданами
этой продукции.
К числу проблем, которые
не решает рыночный конкурентный
механизм, относятся внешние, или
побочные эффекты. Механизм рынка
часто не реагирует на явления,
которые стали настоящей бедой
для человечества. Внешние, или
побочные, эффекты можно регулировать,
опираясь на прямой контроль государства,
т.е. государство должно оценивать возникающие
проблемы с точки зрения общественных
перспектив. Экономическая практика подтвердила,
что существуют ситуации, так называемое
фиаско рынка, когда рыночная координация
не обеспечивает эффективного использования
ресурсов. Фиаско рынка проявляется не
только в ситуациях, связанных с внешними
эффектами и общественными благами. Важнейшая
причина - это свойственная рынку тенденция
к монополизации. В этих условиях для обеспечения
конкуренции, как условия наиболее полного
выявления регулирующих функций рынка,
стали жизненно необходимыми выработка
антимонопольного законодательства и
его применение государством. Кроме того,
вне рыночного регулирования находятся
проблемы справедливости и равенства.
Рыночное распределение, справедливое
с точки зрения законов рынка, приводит
к неравенству доходов и социальной незащищенности.
При этом следует иметь в виду, что когда
рыночное распределение не устраивает
большинство населения, это чревато серьезными
социальными конфликтами. Важный этап
в теоретическом осознании роли государства
в рыночной экономике был связан с именем
выдающегося английского экономиста Дж.
М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе “кейнсианской
революции” доказали невозможность самоисцеления
экономического спада, необходимость
государственной политики как средства,
способного уравновешивать совокупный
спрос и совокупное предложение, выводить
экономику из кризисного состояния, способствовать
ее дальнейшей стабилизации. В практическом
плане экономическую политику, отражающую
идеи Кейнса, когда через соответствующий
кредитно-денежный и финансовый инструментарий
регулировался совокупный спрос, проводило
большинство развитых стран мира после
второй мировой войны. Считается, что она
во многом способствовала смягчению циклических
колебаний экономики этих стран. Развитие
рыночной экономики во второй половине
XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию
расширения масштабов деятельности государства
и усиления его роли в экономике. При этом
общепризнанно, что наибольшая экономическая
эффективность достигается в условиях
действия конкурентного рыночного механизма.
Цель государства в рыночной экономике
не корректировать рыночный механизм,
а создавать условия его свободного функционирования:
конкуренция должна обеспечиваться везде,
где возможно, регулирующее воздействие
государства - везде, где необходимо. Экономические
функции государства Многообразие задач,
которые стоят перед государством в рыночной
экономике определяют выполняемые государством
экономические функции. Для решения задач,
стоящих перед государством в процессе
выполнения этих функций в распоряжении
государства имеется ряд инструментов,
к важнейшим из которых относятся: фискальная
и денежная политика; социальная политика
и политика регулирования доходов; внешнеэкономическая
политика; и другие.
К фискальной политике относят
деятельность государства по
распоряжению бюджетными средствами.
Одна сторона этой деятельности
связана со сбором средств
через систему налогообложения,
а другая - с расходованием этих средств.
За счет бюджетных средств государство
выполняет свои общественные функции,
такие как: оборона, национальная безопасность,
образование, здравоохранение, фундаментальные
научные исследования, решение экологических
проблем, социальные проблемы и т.д.
Фискальная политика - важный
инструмент для достижения макроэкономической
стабилизации экономики. Манипулируя
государственными расходами и
налогами, можно стимулировать деловую
активность, воздействовать на
безработицу и инфляцию. Неправильная
фискальная политика государства может
приводить к серьезным отрицательным
последствиям для всей национальной экономики.
Не менее важной по значимости
является денежная политика. Регулируя
денежную массу, государство
может влиять на цены, инвестиционные
проекты и потребление населения, объем
национального производства, инфляцию
и темпы экономического роста. Денежная
политика, как и фискальная, может служить
средством стабилизации, но может и отрицательно
воздействовать на экономику. Без отлаженной
денежной политики борьба с инфляцией
невозможна. Любое государство проводит
определенную социальную политику. Функцию
перераспределения доходов государство
выполняет через государственную налоговую
систему, а также через различные социальные
программы по государственной помощи
малоимущим, проводя определенную политику
в сфере занятости, образования, культуры,
медицины, и т.д. Государственное регулирование
внешнеэкономической деятельности, также
является одним из важнейших инструментов
государственного регулирования. Государство
осуществляет торговое и валютное регулирование,
использует квотирование, таможенные
пошлины, субсидии, налоги и т.д. Манипулируя
таможенными пошлинами, государство может
оказывать косвенную поддержку национальному
производству, регулируя валютные курсы
- оказывать влияние на экспорт и импорт
и т.д. Все инструменты проведения экономической
политики тесно взаимосвязаны. При принятии
решений в одной сфере необходимо учитывать
их влияние на другие. Так, изменения в
государственных расходах и налогах, требует
соответствующего изменения денежной
массы. Изменения в фискальной и денежной
политике повлияют на инвестиции, занятость,
уровень доходов, объем национального
производства и размеры чистого экспорта.
Важно подчеркнуть, что ни один из инструментов
экономической политики не действует
изолированно от других.
Таким образом, из сущности
макроэкономической политики видно,
что основной целью макроэкономической
политики является решение проблем
национальной экономики. Объектами
государственного регулирования экономики
- являются сферы, отрасли, регионы, а также
ситуации, явления и условия социально-экономической
жизни страны. Государство использует
множество инструментов экономической
политики (денежная, фискальная, социальная
и др. политики) и ни один из инструментов
не действует отдельно и изолировано от
других.
Глава 2. Макроэкономическая политика
в России 2.1 Задачи макроэкономической
политики России
Одной из основных задач
современной макроэкономической
политики России является удвоение
ВВП. Решение задачи удвоения ВВП России
за десятилетний период требует качественного
изменения общего курса страны. Ускоренный
рост российской экономики должен сопровождаться
существенными изменениями в ее структуре.
Общая задача удвоения ВВП предъявляет
неодинаковые требования к секторам и
отраслям экономики. Эти различия определяются,
с одной стороны, изменениями макроэкономической
структуры экономики, а с другой – основными
тенденциями научно -технического прогресса.
По производству ВВП на душу населения
Россия отстает от развитых стран мира:
в 5 раз от США, в 3 – Испании, в 2 – Чехии
и Кореи и находится на уровне Болгарии,
Латвии, Македонии, Турции. При удвоении
ВВП Россия к 2010 г. выйдет по данному показателю
на современный уровень Чехии и Кореи
и превзойдет современный уровень таких
стран, как Венгрия и Словакия1. Проведенные
исследования показывают, что задача удвоения
ВВП предъявляет высокие требования к
ускорению роста основных отраслей реального
сектора экономики, в особенности таких
как электроэнергетика, химическая промышленность,
машиностроение и другие. Необходимо существенное
изменение в структуре производства и
внешнеэкономических связей России. Все
это вряд ли возможно без принципиального
повышения активной роли государства
в экономике. Только целенаправленная
политика государства, опираясь на новую
социально-экономическую стратегию, обеспечит
экономический рост и структурные сдвиги.
Во внешнеэкономической политике следует
обратить внимание на активизацию политики
России в отношении со странами СНГ. В
институциональной политике необходимы
меры, обеспечивающие расширение государственного
сектора экономики. Следует решить вопрос
о национализации естественных монополий,
национализации крупных предприятий,
виноватых в неуплате налогов, задержке
заработной платы, а также предприятий,
владельцы которых не сумели обеспечить
эффективное использование приватизированных
средств производства.
Другой немаловажной задачей
является снижение уровня инфляции.
Индекс цен на потребительские
товары и услуги в 2005году составил 112,7%
против 110,9% в 2004 г. и 112% в 2003 г. нынешнюю
инфляцию в России определяют:
Опережающий рост цен производителей
на базовые товары и продукцию
сельского хозяйства в 2003 –
2004 гг.;
«рост инфляционных ожиданий
со стороны населения вследствие превышения
целевых показателей инфляции в 2004 г.,
особенно по товарам первой необходимости,
отчасти, подогреваемый СМИ»;
сохранение высоких цен на
нефть и ряд других товаров
в 2005 г. (и в связи с этим
приток валюты в страну);
протекционистские меры по
отношению к продукции сельского
хозяйства (сохранение режима
пошлин и квот на те товары
на которые существует дефицит
предложения);
рост непроцентных расходов
федерального бюджета, связанный
с увеличением заработной платы
работников бюджетной сферы, денежного
довольствия военнослужащих, пенсий.
Правительство и ЦБ РФ
немного исказили истинную причину
инфляции.
Действительно из-за резкого
увеличения объемов продаж энергоносителей
количество денег, поступающих
в экономику, стремительно увеличивается.
Но это – мировая коньюктура, которая
не зависит от действий правительства.
Основная причина инфляции, главный фактор
ее устойчивости – это рост цен производителей
– 118,2% в 2005 г. (в 2004 г. – 122,2%), в первую очередь
естественных, отраслевых и локальных
монополий, а не монетарные факторы. Основной
вклад в увеличение инфляции внесли отрасли
связанные с добычей полезных ископаемых
– 156%. В топливно – энергетическом цены
выросли на 57,4%, нефть подорожала на 67,8%.
В то время как цены в обрабатывающей промышленности
возросли всего на 7,7%.2 Правительство заверяет,
что увеличение зарплат, пенсий, социальных
выплат подстегивает инфляцию. Простое
следствие – сдерживать доходы населения
на прежнем уровне или сократить. По данным
Росстата, темпы роста располагаемых денежных
доходов снизилось с 120% в 2000 г. до 108,8% в
2005 г.при этом правительство продолжает
делать радужные прогнозы. Глава Минфина
еще раз подтвердил, что в планах на 3 года
– довести инфляцию до 4-5%. Поскольку признаков
уменьшения инфляции не наблюдается, то
можно предположить что в 2006 г. она будет
расти. Инфляция составляет в 2006 г. – 12%.
Сегодня правительство делает многое,
но реально темпы инфляции не снижаются.
Еще одной задачей развития
экономики является проблема занятости.
Переход от централизованной
системы хозяйствования к рыночной
обусловливает возникновение деформации
в сфере социально-трудовых отношений
и обострение проблем занятости.
Только государственное регулирование
социально-экономических процессов,
в том числе и занятости населения, может
приблизить общество к реализации стратегических
целей реформ. Структурная перестройка
экономики России привела к высвобождению
работников из материальной и нематериальной
сфер экономики, и тем самым, появлению
явной безработицы. Увеличивается и скрытая
безработица (за счет лиц, самостоятельно
ищущих работу, находящихся в частично
оплачиваемых или полностью неоплачиваемых
отпусках, работающих не по своему желанию
неполный рабочий день или неделю и т.д.).
в настоящее время потенциальный уровень
безработицы с учетом ее скрытой формы
составляет от 17 до 20% экономически активного
населения. Несмотря на рост масштабов
безработицы вследствие как действия
объективных факторов, так и недостаточной
гибкости формирующегося рынка труда
потребности в рабочей силе отдельных
предприятий не удовлетворяются полностью
за счет местных трудовых ресурсов. Формой
реализации государственной политики
занятости на всех уровнях управления
являются федеральная, территориальная
и местные (городские, районные) программы.
Федеральные программы имеют, как правило,
региональный аспект, но в региональных
программах содействия занятости населения
даже не упоминаются федеральные и иные
региональные программы, не говоря уже
об отражении показателей движения рабочих
мест. В настоящее время перед разработчиками
программ всех уровней остро стоит проблема
увязки показателей движения рабочих
мест и рабочей силы, используемых в программах
с учетом параметров важнейших отраслевых,
межотраслевых, региональных и межрегиональных
программ. Основными задачами программы
по борьбе с безработицей являются:
обеспечение правовых, экономических
и организационных условий для
создания и сохранения рабочих
мест.
Развития кадрового потенциала
в различных отраслях экономики
и регионах России регулирование складывающегося
национального рынка труда и повышение
конкурентоспособности отечественной
рабочей силы
формирование эффективной структуры
занятости населения повышение
качества создаваемых рабочих
мест развитие профессиональной и территориальной
мобильной рабочей силы
создание благоприятных условий
для повышения уровня жизни
за счет стимулирования трудовой
активности населения, усиления
роли и ответственности участников
социально-трудовых отношений в
сфере занятости населения
предотвращение роста неполной
занятости и массовой безработицы
развитие системы общественных
работ.
В числе наиболее уязвимых
с точки зрения перспектив
трудоустройства по специальности
оказались лица, ранее занятые
преимущественно умственным трудом, служащие
среднего звена управления, инженерно-технические
и научные сотрудники НИИ и КБ при ВПК,
представители редких профессий и специальностей
бюджетной сферы. Они составили резерв
невостребованной на трудовых рынках
высококвалифицированной рабочей силы.
В основе государственной системы занятости
лежит сеть служб и фондов занятости различных
уровней. На федеральном уровне - это Государственный
Фонд занятости населения (ГФЗН), в каждом
из субъектов Федерации существуют региональные
или республиканские фонды и службы занятости,
а в городах и населенных пунктах, а также
в крупных сельских пунктах существую
местные службы занятости. Структурные
подразделения федеральной службы занятости
подчиняются соответствующим вышестоящим
органам и органам исполнительной власти.
Функции, права, обязанности службы занятости
нацелены на проведение мероприятий по
ее увеличению. Органы службы занятости
на безвозмездной основе предоставляют
органам государственной статистики,
налоговым органам и получают от них сведения,
необходимые для выполнения своих функций.
Службы занятости имеют право запрашивать
на безвозмездной основе у органов исполнительной
власти, у предприятий, организаций, учреждений
все сведения, необходимые для разработки
программ занятости. Органы служб занятости
на основе прогнозов экономического развития
с участием работодателей и представителей
трудящихся разрабатывают программы занятости,
которые после согласования утверждаются
представителями соответствующих органов
власти. Органы исполнительной и представительной
власти вместе со службами занятости контролируют
реализацию принятых программ.