Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 22:41, реферат
Национальная экономика
Понятие национальной экономики
Цели национального экономического развития
Основные макроэкономические показатели
Индексы цен
Понятие национальной экономики
состояния устойчивости бюджетно-налоговой системы являются функцией угроз;
изменения в бюджетно-налоговой системе под действием угроз распределяются неравномерно, некоторые подсистемы, несмотря на происходящие изменения, способны к восстановлению, а некоторые не способны.
В работе выявлено и доказано, что
предельным равновесием бюджетно-
Условия устойчивости
f (s1, s2, s3) = 0.
где f – функция устойчивости бюджетно-налоговой системы;
s1,2,3 – напряжения бюджетно-
В зависимости от величины внешней нагрузки на бюджетно-налоговую систему будем различать допредельное и предельное состояние системы. Первое характеризуется вполне определенными изменениями в бюджетно-налоговой системе, происходящими из-за повышения уровня кризисных явлений или в результате временных изменений. Предельное состояние бюджетно-налоговой системы – это такое состояние, когда система находится на грани кризиса.
Всю бюджетно-налоговую систему в работе предлагается разделить на две части: базисную (федеральный бюджет; бюджеты государственных внебюджетных фондов, бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов Российской Федерации и налоговая система) и вспомогательную (местные бюджеты). Основная часть системы содержит в себе те элементы, без которых функционирование бюджетно-налоговой системы невозможно. Вспомогательная подразумевает составляющие части системы, при отсутствии которых ещё возможно функционирование системы в пределах допустимых параметров. В зависимости от возможной величины последней можно говорить об устойчивости или неустойчивости бюджетно-налоговой системы.
Состояние бюджетно-налоговой системы, при котором изменения без заметного ослабления связей между её уровнями имеют высокие значения, будем называть устойчивым; состояние бюджетно-налоговой системы, при котором, наоборот, остаточные изменения под действиями угроз перед наступлением разрушения малы, но приводят к разрушению связей в уровнях системы, будем называть неустойчивым (рис. 7).
Рис. 7. Изменения в бюджетно-
Оба эти состояния могут
в различных внешних и
Дисбаланс внешних
Одобрена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. №608.
Экономическая безопасность
России: Общий курс: Учебник / Под
ред. В.К. Сенчагова. –2-е изд.
Проанализировав различные этапы кризисных явлений в российской экономике с 1995 г. по 2009 г., приходим к выводам, иллюстрируемым на рис. 8–9. Введем обозначение: ? – величина угрозы для бюджетно-налоговой системы, ? – изменения в бюджетно-налоговой системе под действием угрозы. В начале устойчивого периода реакция бюджетно-налоговой системы на угрозы пропорциональна угрозам до значения ?s – предела устойчивости бюджетно-налоговой системы и образует на кривой в большей или меньшей степени выраженный участок (рис. 10, 11).
Рис. 9. Необратимые изменения
в бюджетно-налоговой системе
Рис. 8. Сохранение устойчивого периода
в бюджетно-налоговой системе
до предела устойчивости
Рис. 10. Равномерное распределение
нагрузки на бюджетно-
Рис. 11. Зависимость между угрозами
бюджетно-налоговой системы и изменениями
Таблица 4
Индикаторы порога
1995
1999
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
Внешние факторы
Глобализация
финансовой системы
1,8
1,9
0,3
2,4
5,5
7,5
16,4
7,7
7,1
12,8
6,8
Интеграция
14,1
15,3
14,5
9,4
10,9
24,5
26,9
19,7
28,7
45,8
21,7
13,6
Внешняя конкуренция
-1,1
-1,6
-1,9
-1,5
-1,4
-1,5
-1,6
-1,6
-1,6
-1,4
1,7
н.д.
Мировые кризисы
-17,2
-8,3
-45,3
2,7
11,6
-5,9
8,6
-1,3
11,3
12,8
1,1
0,8
Внутренние факторы
Динамика ВВП
1,3
1,8
1,5
1,2
1,2
1,2
1,3
1,3
1,2
1,2
1,2
0,9
Эффективность
бюджетно-налоговой
системы
2,8
4,6
3,3
3,0
3,4
3,3
3,2
3,3
3,1
2,7
2,6
4,0
Соответствие
экономической модели
уровню развитых стран
0,2
0,2
0,2
0,2
0,2
0,2
0,3
0,3
0,3
0,3
0,3
н.д.
Неравномерность
социально-экономического развития регионов
н.д.
0,1
0,1
0,1
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,1
0,0
н.д.
Углеводородная
специализация
3,4
4,5
4,5
5,8
7,3
22,4
38,7
32,0
30,0
24,0
23,0
н.д.
Налоговая нагрузка
на экономику
31,68
37,7
36,1
36,9
36,3
38,0
37,2
37,6
37,3
37,6
21,4
Реальная налоговая
нагрузка
0,3
0,4
0,4
0,4
0,5
0,4
0,5
0,5
0,6
0,6
0,6
0,5
Индекс
потребительских цен
117,8
136,5
120,2
118,6
115,1
112,0
111,3
122,8
112,1
115,7
110,5
110,5
Реальная заработная плата
0,182
0,056
0,035
0,027
0,020
0,016
0,013
0,011
0,009
0,007
0,005
0,005
Как таковые пороговые значения (коэффициенты устойчивости) являются относительными, как показано выше (рис. 12), бюджетно-налоговая система в кризисных ситуациях будет испытывать напряжения, которые могут компенсироваться за счет дополнительных источников.
1. Эффективность бюджетно-налоговой системы
2. Влияние углеводородной
на бюджетно-налоговую
3. Глобализация финансовой системы
4. Реальная налоговая нагрузка
5. Влияние мировых финансовых кризисов
6. Неравномерность развития регионов
Рис. 12. Коэффициенты устойчивости бюджетно-налоговой системы
(данные
в графическом виде
для наглядности работоспособности модели предельного равновесия бюджетно-налоговой системы)
Седьмая группа проблем основана на разработке организационно-экономического механизма финансовой защиты бюджетно-налоговой системы, который включает механизм защиты национальных интересов и контроля за уровнем финансовой стабильности бюджетно-налоговой системы и многоуровневой системы мониторинга и контроля за эффективностью формирования бюджетно-налоговой системы, позволяющих существенно снизить уязвимость экономики России от внешних негативных воздействий.
Механизм финансовой защиты национальных интересов бюджетно-налоговой системы должен быть направлен на:
защиту бюджетной, финансовой, налоговой систем от недопустимого снижения экономического уровня безопасности, способного подорвать макроэкономическую стабильность в России;
достижение признанного в между
максимально возможное снижение риска экономических угроз, связанных с бюджетно-налоговой системой.
Учитывая накопленные знания в
области обеспечения
Методика САФБ нацелена на детальный контроль реального состояния бюджетно-налоговой системы, включая важные для финансовой безопасности бюджетно-налоговой системы результаты проверок, регламентов, организационных мероприятий в налоговой и бюджетной сфере, надёжности выполнения проверок и позволяет выявлять факторы, наиболее влияющие на финансовую безопасность государства.
В зависимости от
1 уровень – определение точек
напряжения в бюджетно-
2 уровень – определение вероятности выхода бюджетно-налоговой системы из неравновесного состояния на основании аналитических данных, полученных в результате проверок, проведенных на 1-м уровне. Данные мероприятия должны проводиться государственными бюджетными и налоговыми органами в соответствии с законодательством РФ.
3 уровень – определение
Такая трехуровневая
Проведение системного
обеспечению безопасности в области финансовых интересов государства;
повышению надёжности управления системой движения денежных потоков от государства к бюджетополучателям;
повышению прозрачности связи между движением денежных ресурсов и той функцией, которая эквивалентна соответствующему кассовому расходу денежных ресурсов;
повышению оценки соотношения денежных расходов и фактора времени.
В диссертации предложен алгоритм
действий для проведения мониторинга
и контролябюджетно-налоговой
Таблица 5
Алгоритм контроля для определения устойчивости бюджетно-налоговой системы
Направление
исследования
Этапы
Мероприятия
Контроль элементов
бюджетно-налоговой
системы
1
Анализ плановой документации
2
Оценка текущего состояния бюджетных уровней и
налоговых поступлений
3
Квалификация элементов
4
Определение области изменений элементов
бюджетно-налоговой системы
Мониторинг
стабильности
5
Причинный анализ изменений
6
Потенциальный анализ безопасности
7
Анализ внутренних и внешних угроз
Расчет предельного
состояния бюджетно-налоговой
системы. Расчет коэффициента
устойчивости бюджетно-
8
Оценка устойчивости бюджетно-налоговой системы
за период 10–15 лет по исследуемое время
9
Расчет коэффициента устойчивости бюджетно-налоговой системы по различным странам на основании предложенной теории предельного равновесия бюджетно-налоговой системы в целях использование опыта зарубежных стран
Управление
10
Организация и управление по результатам анализа
11
Составление и корректировка планов
(бюджета, законодательные
12
Оценка человеческого фактора
в вопросе выполнения
13
Моделирование и подготовка к критическим ситуациям
Восьмая группа проблем включает разработку стратегии развития бюджетно-налоговой системы, заключающейся в постановке стратегических целей и определении векторов направлений функционирования и влияющих на совершенствование процессов контроля за формированием и распределением бюджета и внедрением стратегического аудита, что позволит сократить расходы на содержание государственного аппарата и повысит социальную ответственность государства. Предлагаемый автором концептуальный подход направлен на формирование бюджетно-налоговой политики, ориентированной на модернизацию российской экономики, существенное ускорение темпов экономического роста, диверсификацию производства, усиление инновационной активности, повышение конкурентоспособности, подъем жилищного строительства и преодоление бедности.