Национальная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 22:41, реферат

Описание работы

Национальная экономика
Понятие национальной экономики
Цели национального экономического развития
Основные макроэкономические показатели
Индексы цен
Понятие национальной экономики

Файлы: 1 файл

Национальная экономика.doc

— 740.00 Кб (Скачать файл)

состояния устойчивости бюджетно-налоговой  системы являются функцией угроз;

изменения в бюджетно-налоговой  системе под действием угроз  распределяются неравномерно, некоторые  подсистемы, несмотря на происходящие изменения, способны к восстановлению, а некоторые не способны.

 

В работе выявлено и доказано, что  предельным равновесием бюджетно-налоговой  системы является такое состояние, при котором незначительное увеличение внешней нагрузки на экономическую  и финансовую системы приводит к  нарушению установившегося равновесия бюджетно-налоговой системы и вызывает потерю её устойчивости.

 

 Условия устойчивости бюджетно-налоговой  системы, являющиеся функцией  угроз, должны быть неизменяемы  для различных напряженных состояний  самой системы. Одним из способов представления таких функций предлагаем считать основные напряжения s1, s2 и s3. Таким образом, общая функциональная форма условия устойчивости бюджетно-налоговой системы может быть записана в виде:

 

f (s1, s2, s3) = 0.

 

 где      f – функция  устойчивости бюджетно-налоговой системы;

 

s1,2,3  – напряжения бюджетно-налоговой  системы.

 

В зависимости от величины внешней  нагрузки на бюджетно-налоговую систему  будем различать допредельное и  предельное состояние системы. Первое характеризуется вполне определенными изменениями в бюджетно-налоговой системе, происходящими из-за повышения уровня кризисных явлений или в результате временных изменений. Предельное состояние бюджетно-налоговой системы – это такое состояние, когда система находится на грани кризиса.

 

 Всю бюджетно-налоговую систему в работе предлагается разделить на две части: базисную (федеральный бюджет; бюджеты государственных внебюджетных фондов, бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов Российской Федерации и налоговая система) и вспомогательную (местные бюджеты). Основная часть системы содержит в себе те элементы, без которых функционирование бюджетно-налоговой системы невозможно. Вспомогательная подразумевает составляющие части системы, при отсутствии которых ещё возможно функционирование системы в пределах допустимых параметров. В зависимости от возможной величины последней можно говорить об устойчивости или неустойчивости бюджетно-налоговой системы.

 

 Состояние бюджетно-налоговой  системы, при котором изменения без заметного ослабления связей между её уровнями имеют высокие значения, будем называть устойчивым; состояние бюджетно-налоговой системы, при котором, наоборот, остаточные изменения под действиями угроз перед наступлением разрушения малы, но приводят к разрушению связей в уровнях системы, будем называть неустойчивым (рис. 7).

 

 

 Рис. 7. Изменения в бюджетно-налоговой  системе под действиями экономических  угроз

 

 Оба эти состояния могут  в различных внешних и внутренних  финансово-экономических условиях  проявляться в бюджетно-налоговой системе и не являются свойствами, которые должны быть приписаны бюджетно-налоговой системе.

 

 Дисбаланс внешних воздействий,  который принимает негативное  значение при влиянии на бюджетно-налоговую  систему, будем называть «угрозой». Как показано выше, существуют два этапа реакции бюджетно-налоговой системы на угрозу. Первый – устойчивая реакция, при которой происходит сворачивание и сокращение наименее значимых финансовых подсистем, без значительного ослабления связей между значимыми финансовыми подсистемами и значительного изменения финансово-экономических параметров. Второй этап – вступление в фазу неустойчивости, когда угроза имеет более масштабные негативные последствия, а именно: разрушение значимых подсистем, разрушение финансовых связей внутри системы. 

 

 

 Одобрена Указом Президента  РФ от 29 апреля 1996 г. №608.

 

 Экономическая безопасность  России: Общий курс: Учебник / Под  ред. В.К. Сенчагова. –2-е изд.  – М: Дело, 2005. – С. 82.

 

Проанализировав различные этапы  кризисных явлений в российской экономике с 1995 г. по 2009 г., приходим к выводам, иллюстрируемым на рис. 8–9. Введем обозначение: ? – величина угрозы для бюджетно-налоговой системы, ? – изменения в бюджетно-налоговой системе под действием угрозы. В начале устойчивого периода реакция бюджетно-налоговой системы на угрозы пропорциональна угрозам до значения ?s – предела устойчивости бюджетно-налоговой системы и образует на кривой в большей или меньшей степени выраженный участок (рис. 10, 11).

 

 

Рис. 9. Необратимые изменения

 

 в бюджетно-налоговой системе

 

Рис. 8. Сохранение устойчивого периода

 

 в бюджетно-налоговой системе

 

 до предела устойчивости

 

 

 

Рис. 10. Равномерное распределение

 

 нагрузки на бюджетно-налоговую  систему

 

Рис. 11. Зависимость между угрозами

 

 бюджетно-налоговой системы и изменениями

 

 

Таблица 4

 

 Индикаторы порога устойчивости  бюджетно-налоговой системы России 

1995 

1999 

2000 

2001 

2002 

2003 

2004 

2005 

2006 

2007 

2008 

2009

 

Внешние факторы

 

Глобализация 

 

 финансовой системы  

1,8 

1,9 

0,3 

2,4 

5,5 

7,5 

16,4 

7,7 

7,1 

12,8 

6,8

 

Интеграция 

14,1 

15,3 

14,5 

9,4 

10,9 

24,5 

26,9 

19,7 

28,7 

45,8 

21,7 

13,6

 

Внешняя конкуренция 

-1,1 

-1,6 

-1,9 

-1,5 

-1,4 

-1,5 

-1,6 

-1,6 

-1,6 

-1,4 

1,7 

н.д.

 

Мировые кризисы 

-17,2 

-8,3 

-45,3 

2,7 

11,6 

-5,9 

8,6 

-1,3 

11,3 

12,8 

1,1 

0,8

 

Внутренние факторы 

 

Динамика ВВП 

1,3 

1,8 

1,5 

1,2 

1,2 

1,2 

1,3 

1,3 

1,2 

1,2 

1,2 

0,9

 

Эффективность

 

 бюджетно-налоговой

 

 системы 

2,8 

4,6 

3,3 

3,0 

3,4 

3,3 

3,2 

3,3 

3,1 

2,7 

2,6 

4,0

 

Соответствие 

 

 экономической модели

 

 уровню развитых стран 

0,2 

0,2 

0,2 

0,2 

0,2 

0,2 

0,3 

0,3 

0,3 

0,3 

0,3 

н.д.

 

Неравномерность 

 

 социально-экономического   развития регионов 

н.д. 

0,1 

0,1 

0,1 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,1 

0,0 

н.д.

 

Углеводородная 

 

 специализация 

3,4 

4,5 

4,5 

5,8 

7,3 

22,4 

38,7 

32,0 

30,0 

24,0 

23,0 

н.д.

 

Налоговая нагрузка

 

 на экономику  

31,68 

37,7 

36,1 

36,9 

36,3 

38,0 

37,2 

37,6 

37,3 

37,6 

21,4

 

Реальная  налоговая 

 

 нагрузка 

0,3 

0,4 

0,4 

0,4 

0,5 

0,4 

0,5 

0,5 

0,6 

0,6 

0,6 

0,5

 

Индекс 

 

 потребительских цен 

117,8 

136,5 

120,2 

118,6 

115,1 

112,0 

111,3 

122,8 

112,1 

115,7 

110,5 

110,5

 

Реальная заработная плата 

0,182 

0,056 

0,035 

0,027 

0,020 

0,016 

0,013 

0,011 

0,009 

0,007 

0,005 

0,005

 

 

Как таковые пороговые значения (коэффициенты устойчивости) являются относительными, как показано выше (рис. 12), бюджетно-налоговая система в кризисных ситуациях будет испытывать напряжения, которые могут компенсироваться за счет дополнительных источников.

 

 

 

1. Эффективность бюджетно-налоговой системы  

 

2. Влияние углеводородной специализации

 

 на бюджетно-налоговую систему 

 

 

3. Глобализация  финансовой системы  

 

4. Реальная  налоговая нагрузка 

 

 

5. Влияние  мировых финансовых кризисов   

 

6. Неравномерность  развития регионов

 

 

Рис. 12. Коэффициенты устойчивости бюджетно-налоговой системы 

 

(данные  в графическом виде представлены  выборочно

 

 для  наглядности работоспособности  модели предельного равновесия  бюджетно-налоговой системы) 

 

Седьмая группа проблем основана на разработке организационно-экономического механизма финансовой защиты бюджетно-налоговой  системы, который включает механизм защиты национальных интересов и  контроля за уровнем финансовой стабильности бюджетно-налоговой системы и многоуровневой системы мониторинга и контроля за эффективностью формирования бюджетно-налоговой системы, позволяющих существенно снизить уязвимость экономики России от внешних негативных воздействий.

 

 Механизм финансовой защиты  национальных интересов бюджетно-налоговой системы должен быть направлен на:

защиту бюджетной, финансовой, налоговой  систем от недопустимого снижения экономического уровня безопасности, способного подорвать  макроэкономическую стабильность в  России;

достижение признанного в международной практике уровня безопасности бюджетной системы;

максимально возможное снижение риска  экономических угроз, связанных  с бюджетно-налоговой системой.

 

Учитывая накопленные знания в  области обеспечения экономической  безопасности, а также предложенные методы и модели оценки устойчивости бюджетно-налоговой системы, в диссертации обоснована методика системного анализа финансовой безопасности бюджетно-налоговой системы (САФБ).

 

 Методика САФБ нацелена на  детальный контроль реального  состояния бюджетно-налоговой системы, включая важные для финансовой безопасности бюджетно-налоговой системы результаты проверок, регламентов, организационных мероприятий в налоговой и бюджетной сфере, надёжности выполнения проверок и позволяет выявлять факторы, наиболее влияющие на финансовую безопасность государства.

 

 В зависимости от поставленных  целей САФБ, организационные мероприятия  предлагается разделить на 3 уровня:

 

1 уровень – определение точек  напряжения в бюджетно-налоговой  системе и коэффициента устойчивости  бюджетно-налоговой системы по всем направлениям, вызывающим опасения, на основании методики и модели представленной в теории предельного равновесия бюджетно-налоговой системы. Направления проверки изменения коэффициента устойчивости бюджетно-налоговой системы за счет универсальности представленной теории предельного равновесия можно проводить с любыми параметрами. Данные мероприятия предлагается проводить силами специальных служб финансово-экономического надзора или отдельными независимыми структурами.

 

2 уровень – определение вероятности выхода бюджетно-налоговой системы из неравновесного состояния на основании аналитических данных, полученных в результате проверок, проведенных на 1-м уровне. Данные мероприятия должны проводиться государственными бюджетными и налоговыми органами в соответствии с законодательством РФ.

 

3 уровень – определение возможных  негативных последствий при нарушении  работоспособности бюджетно-налоговой  системы и составление плана  минимизации финансовых угроз.  Данные мероприятия проводятся структурами безопасности бюджетно-налоговой системы совместно с бюджетными и налоговыми органами РФ.

 

 Такая трехуровневая аналитическая  система сохранения финансовой  безопасности бюджетно-налоговой  системы ориентирована на выявление  наиболее действенных организационных мер по повышению уровня обеспечения финансовой безопасности России с учетом рационального использования экономических ресурсов.

 

 Проведение системного анализа  будет способствовать:

обеспечению безопасности в области  финансовых интересов государства;

повышению надёжности управления системой движения денежных потоков от государства  к бюджетополучателям;

повышению прозрачности связи между  движением денежных ресурсов и той  функцией, которая эквивалентна соответствующему кассовому расходу денежных ресурсов;

повышению оценки соотношения денежных расходов и фактора времени.

 

В диссертации предложен алгоритм действий для проведения мониторинга  и контролябюджетно-налоговой системы, который представлен в таблице 5.

 

 Таблица 5

 

 Алгоритм контроля для  определения устойчивости бюджетно-налоговой системы

 

 Направление 

 

 исследования  

Этапы 

Мероприятия

 

Контроль элементов

 

 бюджетно-налоговой

 

 системы 

Анализ плановой документации

 

Оценка текущего состояния бюджетных  уровней и

 

 налоговых поступлений

 

Квалификация элементов бюджетно-налоговой  системы

 

Определение области изменений  элементов

 

 бюджетно-налоговой системы

 

Мониторинг 

 

 стабильности 

Причинный анализ изменений

 

Потенциальный анализ безопасности

 

Анализ внутренних и внешних угроз

 

Расчет предельного

 

 состояния бюджетно-налоговой  системы. Расчет коэффициента  устойчивости бюджетно-налоговой  системы 

Оценка устойчивости бюджетно-налоговой  системы 

 

 за период 10–15 лет по исследуемое  время

 

Расчет коэффициента устойчивости бюджетно-налоговой системы по различным странам на основании предложенной теории предельного равновесия бюджетно-налоговой системы  в целях использование опыта зарубежных стран

 

Управление 

10 

Организация и управление по результатам  анализа

 

11 

Составление и корректировка планов

 

(бюджета, законодательные меры)

 

12 

Оценка человеческого фактора 

 

 в вопросе выполнения поставленных  задач

 

13 

Моделирование и подготовка к критическим  ситуациям

 

 

Восьмая группа проблем включает разработку стратегии развития бюджетно-налоговой системы, заключающейся в постановке стратегических целей и определении векторов направлений функционирования и влияющих на совершенствование процессов контроля за формированием и распределением бюджета и внедрением стратегического аудита, что позволит сократить расходы на содержание государственного аппарата и повысит социальную ответственность государства. Предлагаемый автором концептуальный подход направлен на формирование бюджетно-налоговой политики, ориентированной на модернизацию российской экономики, существенное ускорение темпов экономического роста, диверсификацию производства, усиление инновационной активности, повышение конкурентоспособности, подъем жилищного строительства и преодоление бедности.

Информация о работе Национальная экономика