В рамках авторской концепции предлагается
разрешение этого противоречия за счет
включения в кейнсианскую модель
экономического поведения институциональных
элементов, позволяющих обеспечить стабильность
ожиданий экономических субъектов.
5. Сформулированы наиболее существенные
различия сформировавшихся в
процессе исторической эволюции
экономической науки, альтернативных
представлений о макроэкономическом равновесии
– вальрасианского и кейнсианского. Вальрасианское
понятие макроэкономического равновесия
базируется на теории общего равновесия
и понимается как одновременное равновесие
на всех рынках, обеспечивающее достижение
оптимума, то есть реализации оптимальных
планов всех экономических субъектов.
Кейсианское понятие макроэкономического
равновесия, в противовес вальрасианскому,
представляет собой неоптимальное устойчивое
состояние, возникающее как результат
отказа экономических субъектов от реализации
своих оптимальных планов и адаптации
к взаимным ограничениям. Это фундаментальное
различие рассматривается как основа
всех теоретико-методологических противоречий
современной макроэкономической теории,
а также теории и практики государственного
макроэкономического регулирования.
6. На основе комплексного анализа
современных макроэкономических
концепций выявлена закономерность,
заключающаяся в том, что теоретические
расхождения между ними объясняются
главным образом приверженностью
их авторов разным (вальрасианским или
кейнсианским) представлениям о макроэкономическом
равновесии. Это проявляется в разногласиях
внутри кейнсианского направления, где
представители кейнсианско-неоклассического
синтеза пытаются совместить кейнсианскую
теорию с равновесием вальрасианского
типа, а представители неокейнсианства
отстаивают чисто кейнсианские представления
о равновесии. А также в разногласиях между
кейнсианством и неоклассической теорией,
выдвинувшей монетаризм и концепцию рациональных
ожиданий для защиты чисто вальрасианской
версии макроэкономического равновесия.
Эти теоретические противоречия рассматриваются
в качестве основы расхождения в практических
рекомендациях в сфере макроэкономической
политики, выдвигаемых этими теоретическими
направлениями.
7. Доказан концептуальный характер
противоречий между вальрасианским
и кейнсианским концепциями макроэкономического
равновесия, что подтверждено на
основе комплексного анализа
ведущих макроэкономических моделей,
а также теорий «открытой
экономики» и экономического роста. Сделан
вывод, что теоретическая архитектура
и практические следствия моделей «открытой
экономики» (моделей А. Манделла, Д. М. Флеминга,
Р. Дорнбуша и др.) и моделей экономического
роста (моделей Р. Солоу, Р. Харрода и Е.
Домара, Н. Калдора и др.) существенно зависят
от того, на основе какой концепции макроэкономического
равновесия (вальрасианской или кейнсианской)
они основаны.
8. На основе сравнительной оценки
применимости вальрасианской и
кейнсианской концепции макроэкономического
равновесия к анализу макроэкономических
процессов в современной российской экономике,
обоснован вывод о том, что кейнсианское
понятие равновесия в большей степени
соответствует российским экономическим
реалиям и может быть использовано для
анализа макроэкономических процессов
в современной экономике России.
ТОРЕФЕРАТЫ ПО ВСЕМ ТЕМАМ >>
АВТОРЕФЕРАТЫ ПО ЭКОНОМИКЕ
Методология управления бюджетно-налоговой
системой России в условиях изменения
макроэкономической среды
Автореферат докторской диссертации
по экономике СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ ДОКУМЕНТА
МИНАКОВ АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ СИСТЕМОЙ
РОССИИ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ
Специальность 08.00.10 – Финансы, денежное
обращение и кредит
Автореферат
диссертации на соискание
ученой степени
доктора экономических наук
Москва – 2011
Диссертация выполнена на
кафедре «Финансы и кредит»
Всероссийской государственной
налоговой академии Министерства
финансов Российской Федерации.
Научный консультант:
доктор экономических наук,
член-корреспондент РАЕН
Рыкова Инна Николаевна
Официальные оппоненты: доктор экономических
наук, профессор
Рогова Ольга Леонидовна
доктор экономических наук, профессор
Зуев Валерий Михайлович
доктор экономических наук, профессор
Мусаев Расул Абдуллаевич
Ведущая организация:
Российский экономический университет
им. Г.В. Плеханова
Защита состоится « 14 »
июня 2011 г. в 1200 часов на
заседании совета по защите докторских
и кандидатских диссертаций Д 226.003.01 при
Всероссийской государственной налоговой
академии Министерства финансов Российской
Федерации по адресу: 109456, Москва, 4-й Вешняковский
пр-д, д. 4, ауд. 113.
С диссертацией можно ознакомиться
в научной библиотеке Всероссийской
государственной налоговой академии Министерства
финансов Российской Федерации.
Автореферат разослан «
» мая 2011 г.
Ученый секретарь
совета по защите
докторских и кандидатских
диссертаций,
кандидат экономических наук,
доцент
В.М. Смирнов
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы диссертационного
исследования.
Стратегические приоритеты
развития и формирования механизма
управления бюджетно-налоговой системы
должны стать первоочередными
при разработке концептуальных программ
управления российской экономикой. Важным
постулатом служит проведение эффективной
макроэкономической политики, направленной
на обеспечение финансовой стабильности,
сбалансированности бюджетно-налоговой
системы государства. Стимулирование
экономического роста России связано
с факторами макроэкономического регулирования,
которые формируются на основе мировых
индикаторов и показателей состояния
государственного бюджета, прозрачности
и гибкости механизма управления налоговой
системой, инвестиционного климата и привлекательности,
развития финансового и реального секторов
экономики.
В условиях финансовой неустойчивости
экономических процессов в России
и в целом в мире, а также
глобализации мировой экономики
обозначилась совокупность взаимосвязанных
проблем в области управления бюджетно-налоговой
системой. Во-первых, это проблемы в сфере
функционирования бюджетно-налоговой
системы как пускового механизма поддержания
макроэкономической и финансовой стабильности
социально-экономического развития страны.
Во-вторых, требуют переосмысления и уточнения
теоретические и методологические подходы
к формированию экономической политики,
институциональных преобразований и необходимых
элементов бюджетно-налоговой системы,
влияющих на устойчивость национальной
экономики. В-третьих, в современных условиях
продолжает проявляться неопределенность
при решении ряда экономических задач
в области доходных и расходных статей
бюджета в органах финансового и налогового
контроля. В-четвёртых, требуется разработка
комплексных государственных мер по обеспечению
выхода экономики страны из зоны опасности,
в том числе - прогнозных параметров финансовой
безопасности бюджетно-налоговой системы.
Целью макроэкономической политики
является устойчивый экономический
рост, справедливое распределение доходов,
стабильность цен, гарантированная занятость,
обеспечение экономической безопасности.
В то же время имеется потребность государства
в краткосрочных инструментах стабилизации,
воздействующих на совокупный спрос, таких
как уровень внутреннего кредитования,
процентные ставки и ставки налогообложения,
общий уровень государственных расходов,
валютный курс. В условиях долгосрочного
развития экономики, при структурной модернизации
выделяются следующие меры макроэкономической
политики: определение сферы государственных
инвестиций, регулирование финансовой
системы (структуры налогов, соотношения
между федеральными и местными финансами,
современная промышленная политика), принятие
мер, непосредственно влияющих на цены
товаров отечественного производства
и их конкурентоспособность, а также режим
внешней торговли. В условиях открытой
экономики внешнее и внутреннее равновесие
имеет важнейшее макроэкономическое значение
и должно входить в число приоритетных
целей государственной экономической
политики.
Исходя из оценки перспективных
макроэкономических и бюджетных
параметров, приходится отмечать, что
отдельные из них существенно
ниже уровня, заложенного в долгосрочной
Концепции социально-экономического
развития России. В этой связи очевидна
актуальность данного исследования в
свете разработки методологических основ
формирования эффективной бюджетно-налоговой
системы с учётом изменяющейся макроэкономической
среды.
Степень разработанности проблемы
определена спецификой и сложностью
предмета исследования. Изучению проблем
управления как бюджетной, так и налоговой
системы уделяется достаточно большое
внимание и в России, и в других странах.
Значительный вклад в исследование
сущности, структуры и характера
бюджетной системы внесли такие
российские учёные-экономисты, как Б.И.
Алехин, С.А. Агапцов, А.М. Бабич, Н.Т. Белуха,
М.М. Вышегородцев, В.В. Ковалев,
А.В. Молчанов, Г.Д. Поляк, М.В.
Романовский, Л.И. Сергеев, П.В.
Черноморд.
Вопросы налоговой системы
отражены в работах А.В. Брызгалина,
А.Я. Быстрякова, Н.А. Башкайкиной, С.А. Володина,
Л.И. Гончаренко, И.В. Горского, В.В. Гусева,
Ю.А. Данилевского, В.А. Жукова, В.М. Зуева,
Л.С. Кириной,
В.Г. Князева, Р.А. Мусаева,
А.Л. Овсянникова, В.Г. Панскова,
Н.Д. Погосяна, Т.М. Мезенцева, С.П.
Опенышева, Л.П. Павловой, В.И. Рыбина, М.В.
Романовского, В.М. Родионовой, С.Н. Рябухина,
В.М. Шлейникова, Л.Я. Хорина и др.
Представляет интерес и литература
в области теории и методологии
бюджетного планирования и контроля,
включающая труды зарубежных авторов:
L.R. Jones, R.W. Smith, T.D. Lynch, I.S. Rubin, J. Kim, С. Morris,
S.R.Mauro, J. Pope, K. Poole, L.Radnofsky, S. Rose-Ackermans , F. Thompson.
Основы построения современных
бюджетно-налоговых систем в различных
странах, нашли отражение в работах
Дж. М. Кейнса, А. Вагнера, Э. Аткинсона,
П. Самуэльсона, Дж. Стиглица,
В.Г. Князева, В.В. Седова, В.Г.
Панскова, Е. Ясина.
К основным классическим
налоговым теориям относятся:
теория общественного, или публичного
договора (Б. Спиноза, Г. Гроция,
Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищев); атомистическая
теория (Ш.Л. Монтескье, С.П. де Вобан, С.Ю.
Витте); теория наслаждения и удобств (Ж.
Симон де Сисмонди); теория страхования
(теория налога как страхового взноса)
(В. Петти, Д.Р. Мак-Куллох, А. Тьер); теория
коллективной (общественной) потребности
(Ф. Нитти,
А.И. Буковецкий, П.В. Микеладзе,
С.С. Саидзе, М.И. Виверов); теория
налога как общественной жертвы
(Б.Г. Мильгаузен).
Дж.М. Кейнс попытался теоретически
обосновать необходимость и возможность,
с помощью политики стимулирования совокупного
спроса, решить проблему занятости и увеличения
доходов государства . Поэтому по Кейнсу
приближение развития экономики к условиям
полной занятости может быть достигнуто
с помощью специальных мер государственного
регулирования, важнейшим направлением
которого является бюджетно-налоговая
(фискальная) политика . А. Смит и Д. Риккардо
обосновывали идею о невмешательстве
государства в социально-экономические
процессы . Чрезмерное государственное
вмешательство вело к подрыву рынка, нарушению
действия его естественных (присущих человеческой
природе) законов .
Впервые упоминание об эффективности
бюджетно-налоговой политики касается
1929–1933 гг., когда Великая депрессия
поставила правительства перед
необходимостью достижения нового
качества бюджетно-налоговой политики,
которая могла бы служить методом
макроэкономической стабилизации,
чтобы после Второй мировой войны встроить
государственные финансы в систему государственного
регулирования экономики .
Консервативное содержание
управления финансовой и бюджетно-налоговой
системой в целом, характерное
для начала 80-х гг. XX в., состояло
в том, что «государственное вмешательство,
какими бы добрыми намерениями оно ни
руководствовалось, приносит не добро,
а зло» . В научных теориях, разработанных
А. Вагнером, находится теория коллективных
потребностей, а в вопросах налогообложения
на первую позицию он поставил принцип
достаточности и эластичности. Другими
словами, перед бюджетно-налоговой системой
была поставлена задача сбалансирования
интересов государства и налогоплательщиков,
что и в современных условиях представляется
ключевой проблемой при формировании
бюджетно-налоговой системы государства
.
Г. Поляк отмечает, что с
помощью бюджетно-налоговой системы
государство осуществляет распределительные
и перераспределительные меры
по организации и использованию
финансовых ресурсов с целью обеспечения
роста валового внутреннего продукта
и повышения благосостояния всех членов
общества . В рамках бюджетно-налоговой
системы государством определяются: источники
формирования и приоритетные направления
расходов государственного бюджета, источники
финансирования бюджетного дефицита,
допустимые пределы разбалансированности
бюджета, основы взаимоотношений между
отдельными звеньями бюджетно-налоговой
системы. В. Родионова подчеркивает взаимосвязь
бюджетно-налоговой системы с финансовой,
структура и принципы формирования которой
зависят от государственного устройства
.
Изменения экономической системы,
происходящие в современной России,
влекут за собой трансформацию
всех ее субъектов, в том
числе и государства, поэтому
бюджетно-налоговая система, в основе
которой находятся общегосударственные
интересы, имеет первостепенное значение
в свете выявления сущности государственного
управления финансами.
Несмотря на наличие определенного
теоретического базиса в исследуемом
вопросе, можно констатировать
недостаточность фундаментальных научных
работ в области управления бюджетно-налоговой
системой, рассматриваемой в её полноте
и целостности. В связи с этим возникает
необходимость в совершенствовании методов
управления бюджетно-налоговой системой,
а также в разработке эффективных и перспективных
форм управления бюджетно-налоговой системой.