Национальная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 22:41, реферат

Описание работы

Национальная экономика
Понятие национальной экономики
Цели национального экономического развития
Основные макроэкономические показатели
Индексы цен
Понятие национальной экономики

Файлы: 1 файл

Национальная экономика.doc

— 740.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 а их  решения будут иметь вид:

 

 

 

 

 В итоге  уравнение баланса платёжеспособного  спроса и предложения имеет  вид: 

 

 

 Составлено по материалам  Российской академии наук. Институт  экономики Центр финансовых исследований.

 

 Колемаев  В.А. Математическая экономика:  Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1998. – С. 61.

 

 Индекс t опущен, но предполагается по  умолчанию, ресурсы используются  полностью

 

 

 где  первое слагаемое в правой  части – совокупный доход работников  материальной сферы, а второе – совокупный доход «бюджетников» (пенсии, пособия, заработная плата лиц, занятых в непроизводственной сфере).

 

 Для  того, чтобы управлять движением  инвестиционных потоков в направлении  оптимального распределения продукции  фондосоздающего сектора, целесообразно следующим образом устанавливать налоговые льготы:

 

 

( – средний  налог на одного занятого; Т  – общий объём налоговых поступлений), т.е. устанавливать налоговые  льготы для тех секторов, доля  инвестиций в которые ниже  оптимальной.

 

 Согласно авторской позиции данный концептуальный подход к экономическому решению задачи приближается к технологическому оптимуму.

 

 Недостаточная  эффективность государственного  регулирования в сфере бюджетно-налоговой  системы (сокращение доходных  статей бюджета), снижение темпов экономического роста, появление дефицита торгового и платёжного баланса могут привести к замедлению перехода к инновационному развитию, последующему накоплению социальных проблем в стране.

 

Пятая группа проблем основана на разработке методического инструментария оценки стабильности бюджетно-налоговой системы, в которой определены наиболее вероятные угрозы финансовой безопасности России, предложена схема стратегических целей обеспечения финансовой стабильности, определены основные стратегические риски и угрозы на долгосрочную перспективу, проведено ранжирование факторов угроз по источникам воздействия, а также предложены условия обеспечения финансовой безопасности России.

 

 В диссертации  показано, что Государственная стратегия  экономической безопасности Российской Федерации  в отношении предотвращения угроз финансовой безопасности России в целом, и бюджетно-налоговой системы в частности, не выполняется. Выявление возможных угроз безопасности и выработка мер по их предотвращению носят прямо противоположный характер. Наиболее вероятными угрозами финансовой безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, в работе названы следующие:

Увеличение  имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведёт к нарушению социального мира и общественного согласия; расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своём будущем людей; увеличение доли бедных слоёв населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность.

Нарушение диверсификации российской экономики, обусловленное такими факторами, как: усиление топливно-сырьевой направленности экономики; отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи; низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий; свёртывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего, в машиностроении; разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и подрыв научно-технического потенциала России.

Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов и разбалансированность экономики страны, что требует установления  баланса материальных, трудовых и финансовых ресурсов,  а также баланса цен и затрат, зарплат и цен, фонда оплаты труда и валового производства товаров потребления, так как дефицит и перепроизводство является следствием дисбаланса.

 

Таким образом, угрозы финансовой безопасности, влияющие на бюджетно-налоговую систему, не только не предотвращаются, но и углубляются. По нашему мнению, стабильность бюджетно-налоговой системы – это такое состояние финансовой системы, при котором государство может в определенных пределах гарантировать общеэкономические условия функционирования государственных учреждений власти и рыночных институтов.

 

 Финансовая  безопасность бюджетно-налоговой  системы – это совокупность  всех элементов и процессов  данной системы, функционирование которых является устойчивым при наличии отрицательных внешних (мировых) и внутренних (внутристрановых) факторов. Устойчивым положением бюджетно-налоговой системы будем считать такое положение, при котором изменения частей или всей системы согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал развития бюджетной и налоговой систем.

 

 Стратегическими целями обеспечения  финансовой безопасности (рис. 6) являются  вхождение России в среднесрочной  перспективе в число пяти стран-лидеров по объёму валового внутреннего продукта, а также достижение необходимого уровня национальной безопасности в экономической и технологической сферах. Обеспечение стабильности за счёт экономического роста достигается путём развития национальной инновационной системы, повышения производительности труда, освоения новых ресурсных источников, модернизации приоритетных секторов национальной экономики, совершенствования банковской системы, финансового сектора услуг и межбюджетных отношений в Российской Федерации.

 

 

Приоритетные направления 

 

 развития экономики России

 

Вхождение в мировые лидеры

 

 по объёму ВВП

 

Цель

 

Цель

 

Развитие инновационной сферы

 

Освоение новых источников

 

 ресурсов

 

Модернизация приоритетных секторов национальной

 

 экономики

 

Совершенствование

 

 банковской системы

 

Совершенствование

 

 финансовой системы

 

Национальная безопасность

 

Финансовая безопасность

 

Бюджетно-налоговая система

 

Бюджетно-налоговая политика

 

Бюджетный процесс

 

Межбюджетные отношения

 

Налоговое администрирование

 

 

 Рис. 6. Схема стратегических целей обеспечения финансовой безопасности России

 

 Основными стратегическими  рисками и угрозами финансовой  безопасности на долгосрочную  перспективу являются сохранение  экспортно-сырьевой модели развития  национальной экономики, снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры, потеря контроля над национальными ресурсами, ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики, неравномерное развитие регионов и прогрессирующая недостаточность трудовых ресурсов, низкая устойчивость и незащищенность национальной финансовой системы, сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, а также незаконной миграции.

 

 Состояние экономики, отвечающее требованиям финансовой безопасности Российской Федерации, должно характеризоваться определенными качественными критериями и параметрами (пороговыми значениями), обеспечивающими приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, военно-политическую стабильность общества, целостность государства, возможность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз. Автором предложена классификация угроз безопасности бюджетно-налоговой системы по источникам воздействия факторов и методика их оценки (табл. 3).

 

 Таблица 3

 

 Схема расчёта показателей  и оценка влияния факторов,

 

 определяющих уровень финансовой  безопасности и стабильности  бюджетно-налоговой системы 

 

 Показатели  

Методика расчета 

Источник воздействия

 

 факторов

 

Федеральный 

Региональный 

Местный

 

Внешние

 

Глобализация 

 

 финансовой системы 

Е1 = Активы за границей / ВВП  

В 

С 

Н

 

Интеграция 

Е2 = Прямые инвестиции за границу / ВВП 

С 

С 

С

 

Внешняя  конкуренция 

Е3=Экспорт / Импорт 

В 

В 

С

 

Мировые кризисы 

Е4 = портфельные инвестиции (обязательства) / ВВП  

В 

В 

В

 

Внутренние 

 

Динамика ВВП 

Е5= Индекс ВВП 

В 

С 

С

 

Эффективность бюджетно-налоговой  системы 

Е6 = Расходы на конечное потребление / Валовое накопление 

В 

С 

С

 

Соответствие уровню развития развитых стран 

Е7 = ППС России/ППС США 

В 

С 

С

 

Возрастание неравномерности социально-экономического

 

 развития регионов 

Е8 = Индекс отношения регионального  продукта

 

 крупнейшего региона на душу  населения к саму слабому

 

(Москва / Ингушская республика) 

С 

В 

С

 

Углеводородная 

 

 специализация 

Е9 = Доля НДПИ в налоговых доходах (сборов и платежей

 

 за пользование природными  ресурсами), % 

В 

С 

С

 

Налоговая нагрузка

 

 на экономику 

Е10 = Доля налогов в ВВП, % 

С 

В 

В

 

Масштабы мошенничества

 

 в финансовой сфере  

В 

В 

В

 

Отсутствие налоговых льгот  и  преференций  

В 

В 

В

 

Средний уровень налоговой нагрузки в стране 

Е11= Чистые налоги / Валовая прибыль 

С 

В 

В

 

Структурные диспропорции экономики  

В 

С 

Н

 

Имущественная дифференциация населения  

С 

С 

В

 

Уровень бедности 

Е13 = Цены / Оплата труда 

С 

В 

В

 

Внешние заимствования  

В 

С 

Н

 

Доля внутреннего 

 

 производства  

В 

В 

С

 

Индекс 

 

 потребительских цен 

Е12 = Индекс потребительских цен, % 

С 

С 

В

 

Контроль коррупции  

В 

В 

В

 

Налоговая дисциплина  

В 

В 

В

 

Примечание: 

высокий уровень 

В 

 

средний уровень 

С 

 

низкий уровень 

Н 

 

 

Негативное воздействие на обеспечение  финансовой безопасности бюджетно-налоговой  системы способно привести к дефициту топливно-энергетических, водных и биологических ресурсов, принятию дискриминационных мер и усилению недобросовестной конкуренции в отношении России, а также кризисным явлениям в мировой финансово-банковской системе. Для обеспечения стабильности бюджетно-налоговой системы основные усилия должны быть сосредоточены на развитии науки, технологий, совершенствовании национальных инвестиционных и финансовых институтов.

 

 Угрозы нарушения устойчивости, связанные с диспропорцией в  уровнях развития субъектов Российской Федерации, предотвращаются путём проведения рациональной государственной межбюджетной политики, направленной на улучшение координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления в области государственного финансирования.

 

 Одним из главных направлений  обеспечения финансовой безопасности  на долгосрочную перспективу  становится энергетическая безопасность. Необходимыми условиями обеспечения  национальной энергетической безопасности  являются многостороннее взаимодействие в интересах формирования отвечающих принципам Всемирной торговой организации рынков энергоресурсов, разработка и международный обмен перспективными энергосберегающими технологиями, а также использование экологически чистых, альтернативных источников энергии.

 

 По мнению большинства исследователей  феномена финансовой безопасности, индикаторы характеризуют предельные  значения, игнорирование которых  «препятствует нормальному развитию  экономики и социальной сферы  и приводит к формированию  разрушительных тенденций в области производства и уровня жизни населения» . Однако российская действительность опровергает обоснованность такого подхода. На протяжении уже почти 20 лет подавляющее большинство показателей-индикаторов выходит за всякие допустимые пределы, что требует более детального анализа данного механизма.

 

Шестая группа проблем основана на необходимости разработки модели предельного равновесия бюджетно-налоговой  системы, выявляющей кризисные состояния  с учетом существующих и потенциальных  факторов, а также обосновании показателя коэффициента устойчивости, который определяет нагрузку на формирование бюджетно-финансового потенциала. Предлагаемая экономическая модель позволяет создавать финансовые ресурсы, достаточные для улучшения жизни населения, определять приоритеты развития инновационных высокотехнологичных отраслей и способствовать увеличению налоговых поступлений в зависимости от структуры диверсифицированной экономики по секторам.

 

 Эффективность управления бюджетно-налоговой  системой выражается не только в увеличении нужного объёма доходов и пропорционального распределения этих доходов в соответствии с потребностями государства, но и в удержании баланса бюджетно-налоговой системы в состоянии определенного равновесия при негативных условиях, возникающих под действием угроз. Таким образом, для эффективного функционирования бюджетно-налоговой системы необходимо определить уровень предельных нагрузок и места их распределения.

 

 В качестве причин неравномерности,  возникающих в бюджетно-налоговой  системе, выявлены следующие:

уровни бюджетной и налоговой  систем не одинаковы к восприятию внешних и внутренних угроз;

угрозы бюджетно-налоговой системы  создают напряжения в функционировании самой системы, вызывающие в экономической  системе страны неравномерные изменения;

Информация о работе Национальная экономика