Национальная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 22:41, реферат

Описание работы

Национальная экономика
Понятие национальной экономики
Цели национального экономического развития
Основные макроэкономические показатели
Индексы цен
Понятие национальной экономики

Файлы: 1 файл

Национальная экономика.doc

— 740.00 Кб (Скачать файл)

Сформирован организационно-экономический механизм бюджетно-налоговой системы, включающий в себя защиту национальных интересов  и контроль за уровнем финансовой стабильности, методику анализа стабильности. Предложена многоуровневая система проведения мониторинга и контроля эффективности её формирования, что позволит существенно снизить уязвимость экономики России от внешних негативных воздействий.

Предложена  стратегия развития бюджетно-налоговой  системы, заключающаяся в постановке стратегических целей и определении векторов направлений функционирования, ориентированная на совершенствование процессов контроля за формированием и распределением бюджета и внедрение стратегического аудита, что позволит сократить расходы на содержание государственного аппарата и повысит социальную ответственность государства. Предлагаемый автором концептуальный подход направлен на формирование бюджетно-налоговой политики, обеспечивающей модернизацию российской экономики, существенное ускорение темпов экономического роста, диверсификацию производства, усиление инновационной активности, повышение конкурентоспособности.

 

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в выработке и  обосновании рекомендаций по формированию эффективной бюджетно-налоговой системы и возможности их использования органами управления бюджетным процессом федерального, регионального и местного значения при подготовке нормативных правовых актов; действующими организациями бюджетного процесса любого уровня при разработке стратегии, развития и принятии текущих управленческих решений, формировании федеральных, региональных и местных бюджетных связей; учебными и научными организациями в ходе проведения исследований и совершенствования программ учебных курсов по проблемам бюджетного процесса и налогового планирования.

 

Практическая  значимость исследования заключается  в разработке положений и методических рекомендаций, позволяющих повысить эффективность деятельности федеральных  ведомств и уровень финансовой безопасности государства за счёт эффективной стратегии развития бюджетно-налоговой системы, применения прогрессивных методов и методик, механизмов управления в экономике и бюджетно-налоговой сфере. Практическая значимость результатов исследования подтверждена актами внедрения, полученными от Академии экономической безопасности МВД России, Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов, налоговых инспекций и др. Результаты диссертационного исследования нашли практическое применение в учебном процессе АЭБ МВД России и Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов РФ при чтении лекций, проведении семинарских и практических занятий по дисциплинам: «Организация и методы выявления экономических правонарушений», «Методика выявления налоговых правонарушений», «Финансы».

 

 Материалы  диссертации целесообразно также  использовать в практической  работе, направленной на совершенствование  нормативной правовой базы деятельности  контролирующих органов по управлению  бюджетно-налоговой системой.

 

Апробация результатов исследования. Результаты проведенного диссертационного исследования нашли отражение в ряде научно-исследовательских  работ, выполненных с участием автора: «Методы государственного управления бюджетно-налоговой безопасностью в России» (2004 г.), «Анализ эффективности бюджетной политики в Российской Федерации и её влияние на экономические процессы» (2005 г.), «Проблемы и перспективы контроля в сфере налогообложения доходов физических лиц» (2006 г.), «Концептуальные основы совершенствования налоговой системы России» (2007 г.), «Основные направления государственного финансового контроля в сфере социального страхования» (2009 г.).

 

 Выводы, предложения и рекомендации диссертационного  исследования нашли отражение  в докладах на различного рода  научных и научно-практических  конференциях, семинарах, круглых  столах международного, общероссийского  и ведомственного масштабов, в  том числе на:

научно-практической конференции «Опыт и проблемы функционирования федеральных органов  налоговой полиции в обеспечении  экономической безопасности страны» (2002);

III международном  научно-практическом семинаре «Проблемы  трансформации современной российской экономики: теория и практика организации и обеспечения управления» (2004);

Всероссийской научно-практической конференции  «Механизмы обеспечения экономической  безопасности крупнейших государственных  экономических и финансовых проектов России» (2009);

Межгосударственной научно-практической конференции «Основные направления  обеспечения экономической безопасности государств–участников Договора о  создании Союзного государства» (2009);

Международной научно-практической конференции, г. Москва, 17 декабря 2009 г. «Актуальные проблемы борьбы с организованной преступностью в сфере экономики» (2010).

 

Публикации. Основные положения и  выводы диссертационного исследования нашли отражение в 55 опубликованных научных работах общим объёмом 91,2 п.л., из них 21 публикация – в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России, в том числе в монографиях, журналах, сборниках научных статей.

 

Объём и структура диссертационной  работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Объём работы 350 страниц.

 

 

Введение

 

1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

 

 формирования бюджетно-налоговой  системы

 

1.1.   Экономическая сущность  бюджетно-налоговой системы

 

1.2.   Теоретические основы  построения бюджетно-налоговой системы

 

 1.3.   Функциональное содержание механизма формирования и использования бюджетных ресурсов и концепции развития бюджетно-налоговой системы

 

1.4.   Генезис методов и средств  оценки эффективности

 

 бюджетно-налоговой системы

 

2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

 

 В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

2.1.   Влияние бюджетно-налоговой  системы на макроэкономическое  состояние России 

 

2.2.   Факторы роста, определяющие  финансовую стабильность и устойчивость  бюджетно-налоговой системы 

 

2.3.   Анализ и оценка трансформации бюджетно-налоговой системы

 

 с точки зрения важнейших  экономических процессов, происходящих 

 

 в России и за рубежом

 

3. МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ  И 

 

 РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ  СИСТЕМЫ

 

3.1.   Методы формирования бюджетно-налоговой системы

 

3.2.   Методология анализа  сбалансированности и устойчивости  бюджетно-налоговой системы

 

3.3.   Формирование системы  показателей оценки эффективности  управления бюджетно-налоговой системой  на основе модели финансовой  устойчивости

 

4. МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

 

 в социально-ориентированной  экономикЕ

 

4.1.   Теоретико-методические  основы формирования бюджета

 

 социально-ориентированной российской  экономики 

 

4.2.   Основные направления  развития механизма управления

 

 бюджетно-налоговой системой

 

4.3.   Механизм контроля уровня  финансовой устойчивости 

 

 бюджетно-налоговой системы

 

5. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ  СИСТЕМЫ

 

5.1.   Создание стратегических  приоритетов развития 

 

 бюджетно-налоговой системы

 

5.2.   Организационно-методологические принципы повышения

 

 экономической  устойчивости бюджетно-налоговой  системы

 

5.3.   Проектирование инфраструктурных  сдвигов в 

 

 бюджетно-налоговой  системе

 

5.4.   Сценарное моделирование на различных  фазах развития бюджетно-налоговой системы

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

Заключение

 

Приложения 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ, ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И

 

 РЕЗУЛЬТАТЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ,

 

 ВЫНОСИМЫЕ  НА ЗАЩИТУ

 

 В диссертации  проанализированы и решены восемь  групп важнейших проблем, объединенных  целью и задачами исследования.

 

Первая  группа проблем включает научное  обоснование и доказательство необходимости  интеграции бюджетной и налоговой  системы, авторский подход к формированию которой основан на анализе российского  и зарубежного опыта становления  и развития бюджетных и налоговых систем, и представляет собой совокупность средств, мобилизованных в бюджетно-налоговый баланс с учетом влияния макроэкономических индикаторов.

 

 Макроэкономический  подход к формированию бюджетно-налоговой  системы акцентирует внимание  на обеспечении стабильности и сбалансированности национальной экономики. Бюджетно-налоговая система рассматривается также как одно из звеньев финансовой системы, являющееся экономической категорией, отражающей денежные отношения, возникающие между государством, с одной стороны, и гражданами и юридическими лицами, с другой, по поводу создания централизованного фонда налоговых поступлений государства и его использования на расширенное воспроизводство, повышение уровня жизни и удовлетворения общественных потребностей.

 

 Объединение данных звеньев  является необходимым и важным  процессом, позволяющим сформировать  единый подход к управлению  развитием национальной экономики.  Объективной необходимостью интеграции  бюджетной и налоговой системы  является то обстоятельство, что  оба этих звена существуют в неразрывном единстве следующих процессов:

политическом, так как бюджетно-налоговая  система предполагает поддержание  государственной власти, обеспечение  единства государственных интересов, интересов федерального центра и  интересов населения, которое проживает на территории региона страны, а также активное участие субъектов Федерации в формировании и реализации бюджетно-налоговой политики, включая межбюджетные отношения;

экономическом, так как действенная  бюджетно-налоговая система обеспечивает: распределение материальных благ для удовлетворения материальных потребностей государственного и частного сектора, тем самым обеспечивает поддержание основного средства сохранения государства – экономической стабильности;

социальном – это система, цель которой состоит в реализации таких задач государства в сфере социальной политики: сохранение нормальных взаимоотношений между членами общества, заключающихся в обеспечении определённого уровня безопасности жизни и собственности людей, обеспечение занятости и определённого жизненного уровня граждан.

 

С позиций макроэкономического  подхода функционирование бюджетно-налоговой  системы обеспечивает реализацию экономических  и социальных целей, к которым  относятся, в частности, сглаживание  колебаний экономического цикла, достижение стабильности темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение темпов инфляции, а инструментами реализации выступают государственные расходы и налоги. В рамках бюджетно-налоговой политики определяются виды налогов, размер их ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Одновременно устанавливается мера конфискационной или стимулирующей направленности, причём как налоговой системы в целом, так и отдельного налога.

 

 В бюджетно-налоговой системе  прогнозируются два типа показателей или переменных:

неконтролируемые переменные –  т.е. переменные, на которые планирующий  субъект не имеет никакого влияния; например, для государства в лице Правительства РФ таковыми являются мировые цены на некоторые виды ресурсов, показатели денежно-кредитной и бюджетной политики зарубежных государств;

частично контролируемые переменные – т.е. переменные, на которые планирующий  субъект в той или иной степени  способен оказать влияние; например, для Правительства РФ таковыми являются уровень инфляции, темпы роста (снижения) ВВП, уровень занятости.

 

Известно, что объекты, имеющие  общее основание связи, образуют общую линию связи. Таким образом, выявление сущности и исследование природы связи экономических, политических и социальных отношений, воплощённых в бюджетно-налоговой системе, представляет несомненный интерес в свете выявления условий существования самой бюджетно-налоговой системы.

 

 Бюджетно-налоговая система  является составляющей частью  финансовой системы, под которой  понимается совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих её осуществлению. В рамках бюджетно-налоговой системы государством определяются: источники формирования и приоритетные направления расходов государственного бюджета, источники финансирования бюджетного дефицита, допустимые пределы разбалансированности бюджета, принципы взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы. Таким образом, целями бюджетно-налоговой системы являются: сглаживание колебаний экономического цикла, стабилизация темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение темпов инфляции, а инструментами – государственные расходы и доходы как налоговые, так и неналоговые. В рамках бюджетно-налоговой системы должны определяться виды налогов, размер их ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов.

 

 При исследовании теоретических  основ формирования бюджетно-налоговой  системы следует указать на  ряд обязательных условий или методологических принципов, необходимых для определения сущности взаимосвязей между макроэкономическими динамическими процессами и показателями бюджетно-налоговой политики как важнейшего механизма государственного макроэкономического регулирования:

Связь бюджетно-налоговой политики с макроэкономическими процессами позволяет говорить о ней как  об одном из элементов макроэкономики. Как известно, макроэкономика является разделом науки об экономике как  едином целом, в отличие от микроэкономики – раздела экономической науки об отдельных рынках и субъектах хозяйствования (агентах).

Информация о работе Национальная экономика