Национальная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 22:41, реферат

Описание работы

Национальная экономика
Понятие национальной экономики
Цели национального экономического развития
Основные макроэкономические показатели
Индексы цен
Понятие национальной экономики

Файлы: 1 файл

Национальная экономика.doc

— 740.00 Кб (Скачать файл)

Надёжная бюджетная система  представляет одну из важнейших структур государства, поэтому для достижения главной цели государства – экономического благополучия и процветания его граждан, необходимо постоянно развивать и совершенствовать бюджетную систему государства.

Закономерен вывод о том, что  государственные финансы служат одним из важнейших механизмов, с  помощью которого осуществляется саморегуляция  социальных систем, согласование деятельности общественных групп. Они обладают мощным потенциалом как инструмент целесообразного воздействия государства на экономические и социальные условия жизни. Поэтому анализ моделей устройства государственных финансов в различные периоды становится необходимым условием понимания закономерностей самоорганизации общества.

 

Этапы стратегического развития бюджетно-налоговой  системы РФ можно представить  в виде четырех целенаправленных ступеней формирования новой бюджетно-налоговой  системы в рыночной экономике:

 

1 этап (1991–1993 гг.) – принятие закона  об основах налоговой системы  РФ, закона «Об основах бюджетного  устройства и бюджетного процесса  в РСФСР»;

 

2 этап (1994–1998 гг.) – внесение значительного  количества изменений и дополнений  в налоговое законодательство, что создавало нестабильность налогово-бюджетной системы;

 

3 этап (1998–2000 гг.) – введение в  действие Налогового и Бюджетного  кодексов РФ;

 

4 этап (2000–2011 гг.) – институциональные  преобразования в области эффективности  и результативности функционирования бюджетно-налоговой системы: проведение налоговой и бюджетной реформ.

 

 Анализ бюджетно-налоговой системыпоказывает,что  базисные принципы и способы  существования бюджетно-налоговой  системы подвергаются изменению  в следующих направлениях:

нарушается координация в управлении бюджетно-налоговой системой в силу уменьшения наглядности экономических  процессов (стирание экономических  и информационных границ);

объективный процесс накопления государственных  доходов подвержен принципу разомкнутого управления : проявляется невозможность учёта изменений, происходящих в экономике;

расходная часть бюджета в управлении требует ситуационного подхода, так как динамика изменений в  российской и мировой финансовой системе, перераспределение конкурентных преимуществ отстаёт от скорости развития изменений.

 

Основной теоретической концепцией развития бюджетно-налоговой системы  явилось: обеспечение выполнения и  создание условий для оптимизации  расходных обязательств Российской Федерации; поддержание макроэкономической и финансовой стабильности как основы устойчивого социально-экономического развития страны; формирование и функционирование эффективной налоговой системы; создание условий эффективного выполнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; оптимизация управления государственным долгом и финансовыми активами; обеспечение надёжности и прозрачности финансовой системы.

 

 Известные теоретические концепции  развития бюджетной и налоговой  систем не учитывают, что Россия вписалась в мировую экономику с неразвитой структурой экономики, с огромной долей импорта и, соответственно, с сильной зависимостью от фондового рынка, цен на сырьевые товары, что потребовало изменения теоретического подхода к исследованию бюджетно-налоговой системы.

 

Вторая группа проблем определяет взаимосвязь категорий и элементов  бюджетно-налоговой системы, включающих критерии формирования российской социально-ориентированной  модели развития и введение индикатора перераспределения инвестиционных товаров при регулирующем воздействии государства, направленном на повышение эффективности государственного регулирования, обеспечение сбалансированности доходов и расходов каждого сектора и гармонизацию налоговых отношений между деловой средой и федеральными органами власти.

 

 

 Российский экономический кризис  выявил такие проблемы в бюджетно-налоговой  системе как несовершенство качества  управления (корректировка государственного  бюджета происходит практически  помесячно), недостаточное взаимодействие сегментов финансового рынка, структурное несовершенство экономики приводящее к необходимости «ручного» управления на всех бюджетных уровнях. Действующая система бюджетно-налогового регулирования национальной экономики и применяемые государственные регуляторы в условиях чрезмерно высоких нефтегазовых доходов бюджета страны стали действенным механизмом экономической и социальной стабильности лишь в краткосрочном периоде.

 

 Прогнозируемые мероприятия  Министерства финансов РФ по  модернизации бюджетной и налоговой политики предполагают увеличение ненефтегазовых доходов (налоги, акцизы, таможенные пошлины) (рис. 1).

 

 Доля нефтегазовых доходов  в общем объёме доходов в  2009 г. составила 40,7%, в 2010 г. –  47,5%, и в 2011–2013 гг. – 46,2%. В структуре ВВП в 2010 г. нефтегазовые доходы составляют 8,3%, а ненефтегазовые доходы – 9,1% и прогнозируется повышение их доли до 9,5% в 2011 г.

 

 Предлагаемая в настоящее  время конструкция федерального  бюджета по существу означает  возврат к модели бюджета, основанной на постоянно увеличивающихся объёмах заимствований для финансирования дефицита бюджета, что в конечном итоге подрывает устойчивость бюджетной системы и усиливает зависимость государства от внешних факторов.

 

 

 Рис. 1. Структура доходов федерального  бюджета, млрд. руб.

 

 Анализ изменения структуры  доходов федерального бюджета  в 2008–2009 гг. и на период 2010–2011 гг. по сравнению с 2008 г. показывает, что, начиная с 2008 г. по 2011 г.  в доходах предусматривается  существенное увеличение доли  налогов на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, с 13,5% в 2008 г. до 17,8%, 19,62% и 20,73% соответственно в 2009 г., 2010 г. и до 2011 г. Внутри этой группы налогов более 90% приходится на налог на добавленную стоимость, причём, хотя и незначительно, но их доля за период 2009–2011 гг. по сравнению с 2008 г. увеличивается до 92,6% в 2011 г. против 91,07% в 2008 г., зато сокращается доля акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимой на территории Российской Федерации с 8,93% в 2008 г. до 7,0% в 2009 г., 7,1% в 2010 г. и 7,4% в 2011 г.

 

 Несмотря на меры, предпринимаемые  Федеральной налоговой службой  России совместно с правоохранительными  органами, ситуация продолжает ухудшаться. Нарастает доля возмещения НДС  экспортерам от общей суммы поступлений этого налога в бюджетную систему Российской Федерации. Схемы незаконного возмещения из бюджета НДС постоянно совершенствуются и комбинируются недобросовестными налогоплательщиками. Характерной чертой указанной категории преступлений в последнее время становится их организованность, тесная взаимосвязь с проявлениями коррупции в органах государственной власти.

 

 

 Дж.М. Кейнс. Общая теория занятости, процента и денег (General Theory of Employment, Interest and Money, 1936)

 

 Авт. Следует отметить, что во всех своих работах Дж.М. Кейнс, рассматривая экономические вопросы, указывает на влияние их на политическую жизнь в стране. Можно сказать, что политика для Кейнса – это первооснова, которую объясняет экономика.

 

 Смит  А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Эксмо, 2007.

 

 Авт.  Это доказано и на практике. По оценкам американских специалистов, государственное воздействие на  экономическую жизнь приводит  к падению темпов роста приблизительно  на 0,4% в год (Lipsey R., Steiner P., Purvis D. Economics. — N.Y., 1987, p. 422).

 

 Пушкарева  В.М. История мировой и русской  финансовой науки и политики. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 272 с. – С. 15.

 

 Tobin J. Supply – side economics: What is it? Will it work?- Economic outlook USA. – Ann Arbor, 1981, Vol.8, N3, p.51

 

 Пушкарева В.М.История финансовой мысли и политики налогов: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1998. – С. 189.

 

Финансы / Под ред. Г.Б. Поляка. – 3-е  изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – С. 55–57.

 

 Родионова В.М. Круглый стол: «Роль финансовой и банковских систем в инновационном развитии экономики» // Финансы. – 2008. – №6. – С.75–79.

 

 Разомкнутое управление в  процессе накопления доходной  части бюджета – это такое  управление, в котором отсутствует  основной принцип работающей экономической системы: нет обратной связи в системе принимаемых решений – решение принимается ради решения, или не выполняется. Результат не соответствует принимаемому решению (прим. автора).

 

Оценка выпадения налоговых  поступлений, в случае снижения ставки НДС с 18% до 12% (т.е. на 33,3%), показывает, что федеральный бюджет в этом случае недосчитывает 1,29 трлн руб. в 2010 г. и 1,5 трлн руб. в 2011 г., что составляет 2,18% ВВП в 2010 г. и 2,22% ВВП в 2011 г. Также необходимо учитывать, что собираемость НДС, который составлял в 2009 г. в целом по бюджетной системе 14% от всех налоговых поступлений, фактически извлекает из оборота в экономике денежные потоки в сумме 1176 млрд руб.

 

 Необходимо отметить, что развитие  российской экономики находится  на достаточно низком уровне, о чём свидетельствуют темпы экономического роста по основным индикаторам, приведенные на рис. 2.

 

 

 Рис. 2. Темпы экономического  роста по важнейшим параметрам, % к предыдущему году

 

 Таким образом, темпы прироста  ВВП позволяют судить о недостаточном наращивании экономического потенциала страны в краткосрочной перспективе. Основные предлагаемые в работе пути реформирования фискальной политики в современных условиях состоят в следующем:

установление дополнительных источников налоговых доходов;

реализация эффективных налоговых  механизмов стимулирования инвестиционной и инновационной предпринимательской  активности;

реструктуризация налоговой нагрузки с целью смягчения негативных социальных последствий в условиях посткризисной экономики.

 

В связи  с модернизацией экономики ускоряется развитие технологий, связанных с  производством жизненно необходимых  вещей: продукты, медикаменты, способы  возведения жилья, которое начинает расти темпами, превышающими темпы  роста населения. Это приводит к  росту ВВП на душу населения, а значит, и к росту душевого потребления.

 

 Основными  социальными расходами было в  2010 г. повышение пенсий и решение  проблем обеспечения участников  ВОВ жильем, в то же время  реальные расходы населения росли  невысокими темпами: в 2009 г. – 102,3%, в 2010 г. – 104,4%, и планируются такие же темпы прироста в 2011–2015 г. – 3,6–4,2%, что позволяет судить о вялотекущей тенденции. Исходя из того, что планируемая бюджетная политика в предстоящий период приоритетна в социальной сфере, должно быть усилено инвестирование в развитие образования и здравоохранения темпы прироста реальных доходов должны быть не менее 7–10% в год. По данным Всемирного банка, более 24% населения страны находятся за «чертой бедности», об этом же свидетельствует и крайне медленное снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума и разрыва в денежных доходах 10% наиболее высокодоходной и 10% наименее доходной части населения (коэффициент фондов).

 

 С 2012 г. Минфин России планирует  полностью перейти к бюджету в программном разрезе, т.е. федеральный бюджет будет составляться по новым правилам в соответствии с государственными и федеральными целевыми программами, охватывающими все направления деятельности правительства и бюджетный сектор. Намеченный переход к инновационному социально-ориентированному развитию требует опережающего развития социально значимых отраслей (здравоохранения, образования, культуры) – не на уровне поддержания существующих позиций, а в целях обеспечения качественного прорыва, что невозможно без существенного увеличения финансовых средств, направляемых в эти отрасли.

 

 В подобных  условиях необходимо формирование  социально-ориентированной модели  российской бюджетно-налоговой системы,  направленной на повышение эффективности  государственного регулирования и создание условия сбалансированности доходов и расходов каждого сектора за счет государственных бюджетных инвестиций.

 

 Автором  предлагается введение индикатора  перераспределения инвестиционных  товаров при регулирующем воздействии  государства в социально-значимые отрасли: здравоохранение, образование и культуру, а также в приоритетные инновационные секторы экономики. Введение такого показателя, позволит повысить социальную ответственность деловой среды и гармонизировать налоговые отношения при стимулирующем воздействии снижающейся налоговой нагрузки и налогового бремени на российские предприятия.

 

Третья  группа проблем включает авторский  механизм, базирующийся на перераспределении  управленческих усилий, финансовых ресурсов для корректировки стратегических планов в формировании доходной части бюджета, включающий институциональные структурные преобразования, функции перспективного планирования и прогнозирования, механизм бюджетного и налогового регулирования и инструменты финансового регулирования.

 

 С позиции  государственной экономической  политики существуют различные  модели макроэкономического регулирования:  модель согласования внутреннего  и внешнего равновесия Т. Свона,  модель Р. Манделла, модель Генберга-Свободы.  В то же время для достижения долгосрочного динамического равновесия бюджетно-налоговой системы в условиях экономического роста недостаточно использования таких макроэкономических инструментов воздействия на совокупный спрос, как уровень государственных расходов и налогов, объёмы денежной массы, величина номинального валютного курса.

 

 Исходя  из модели макроэкономической  системы (рис. 3) , автором показаны  современные тенденции развития  российской экономической системы  и формализована их взаимосвязь  на основе 13 ключевых показателей.

 

 

 

4. Уровень цен

 

2. Инвестиции

 

8. Занятость

 

9. Уровень жизни

 

6. Технологический процесс

 

3. Издержки

 

 производства

 

5. Денежная масса 

 

1. Объем 

 

 производства

 

7. Производительность труда

 

11. Внешний долг

 

12. Налоги

 

13. Бюджет

 

10. Социальные программы

  

 

 

 

Источник: составлено автором

 

 Рис. 3. Модель макроэкономической  системы

Информация о работе Национальная экономика