Национальная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 22:41, реферат

Описание работы

Национальная экономика
Понятие национальной экономики
Цели национального экономического развития
Основные макроэкономические показатели
Индексы цен
Понятие национальной экономики

Файлы: 1 файл

Национальная экономика.doc

— 740.00 Кб (Скачать файл)

 

 С учётом этого возможны  различные сценарии развития  бюджетно-налоговой системы:

сценарий 1 предполагает проведение жёсткой  бюджетной политики (расходы на социальные программы уменьшают уровень текущих инвестиций), в ней отсутствуют встроенные стабилизаторы (например, налоговая система), которые в периоды быстрого подъёма сглаживают инвестиционные колебания и тем самым спасают экономику от «перегрева»;

сценарий 2 предполагает периодические сжатия и разбухания объёма денежной массы, вслед за этим происходят серьёзные трудности с бюджетом, затем падает уровень жизни, и, наконец, входит в резонанс физический объём производства;

сценарий 3 показывает, что проводимая для удержания роста объёмов производства жёсткая бюджетная политика, направленная на обслуживание и погашение внешнего долга, вызывает очередные кризисы неплатежей и резкое сжатие объёма денежной массы;

 сценарий 4: бюджетный дефицит  не компенсируется ростом социальных издержек в натуральной форме (общественные фонды потребления), и сжатие бюджета неминуемо вызывает падение уровня жизни, после чего начинается резонанс по всем параметрам.

 

 Стрелка-штрих, означает ослабляющие  импульсы: рост значения параметра,  показанного вершиной, стоящей в «хвосте» стрелки, приводит к уменьшению значения параметра, показанного вершиной, стоящей в ее «острие».

 

Теоретическая и методологическая основа развития бюджетно-налоговой  системы должна строиться на связи  с макроэкономическими показателями страны. В работе основными макроэкономическими индикаторами в системе показателей оценки эффективности управления бюджетно-налоговой системой автором выбраны следующие (табл. 1).

 

 

Таблица 1

 

 Основные макроэкономические  индикаторы, влияющие на устойчивость бюджетно-налоговой системы

 

 Макроэкономические 

 

 показатели  

Индикаторы

Экономический

 

 

 рост 

Совокупные темпы роста

 

 Снижение темпов роста по  отдельным секторам экономики

 

 Индекс занятости

 

 Темп роста производства

 

 Налоговая эффективность

Платежный

 

 

 баланс 

Дефицит текущего счета

 

 Достаточность валютных резервов

 

 Внешний долг (с учетом срочной  структуры)

 

 Условия торговли

 

 Потоки капитала (по составу  и срокам)

Инфляция 

Волатильность инфляции

Процентные ставки

 

 

 и валютные курсы 

Волатильность процентных ставок и  валютных курсов

 

 Уровень реальной процентной  ставки на внутреннем рынке

 

 Устойчивость обменного курса

 

 Гарантии поддержания валютного  курса

Показатели роста объемов кредитования и стоимости активов 

Рост объемов кредитования

 

 Рост стоимости активов

Эффекты

 

 

 «заражения» 

Внешнеторговые каналы распространения  кризиса

 

 Корреляция в динамике финансовых  рынков

Чувствительность 

 

 

 к рыночному риску 

Риск изменения обменных курсов

 

 Риск изменения процентных  ставок

 

 Риск изменения цен на  сырьевые товары

 

 Риск изменения стоимости  финансовых инструментов

Основные

 

 

 характеристики

 

 финансового рынка 

Рыночная стоимость финансовых инструментов

 

 Индикаторы избыточной доходности

 

 Кредитные рейтинги

 

 Доходность государственных облигаций

Прочие факторы 

Направляемые государством кредиты  и инвестиции

 

 Использование государством  ресурсов банковской системы

 

 Совокупный объем задолженности  в экономике

 

 

Введение «пороговых» значений или отклонений более чем на 10% позволяет определить критерии макроэкономической ситуации, при которой необходимо менять систему управления бюджетно-налоговой системой и выявлять факторы финансового кризиса. Для этого предложен механизм формирования бюджетных поступлений, базирующийся на перераспределении управляющих воздействий, финансовых ресурсов для корректировки стратегических планов формирования доходной части бюджета, которые увязаны с макроэкономическими показателями (рис. 4).

 

 Данный механизм представляет  концептуальный процесс, в основу которого положены изменения институциональной структуры, стратегические приоритеты развития, реализация этих принципов и оценка результатов и контроля функционирования данного механизма. В долгосрочном периоде уровень национального дохода будет зависеть от структурных преобразований, вовлечения в производство новых ресурсов и повышения эффективности их использования, развития техники и технологии, повышения уровня квалификации рабочей силы, роста конкурентоспособности продукции отечественной промышленности на мировых рынках.

 

 

Бюджетная система

 

Налоговая система

 

Бюджетно-налоговая система

 

Министерство

 

 финансов РФ

 

Федеральное

 

 казначейство РФ

 

Федеральная

 

 налоговая служба РФ

 

Функции:

планирования;

прогнозирования;

финансового регулирования;

контроля.

 

Инструменты:

налоги;

бюджет;

финансовый план;

ставка рефинансирования;

валютный курс и др.

 

Макроэкономические индикаторы,

 

 влияющие на устойчивость 

 

 бюджетно-налоговой системы

 

Этап 1. Определение целевых приоритетов  стратегии развития системы и конечных

 

 прогнозных результатов по  макроэкономическим и макробюджетным  параметрам

 

Этап 2. Совершенствование принципов  государственного регулирования системы

 

Этап 3. Создание институциональной  среды на федеральном, региональном и 

 

 муниципальном уровнях, обеспечивающих эффективное функционирование

 

 бюджетно-налоговой системы  и стабильного развития экономики

 

Этап 4. Формирование механизма бюджетно-налогового процесса с учётом влияния 

 

 макроэкономических индикаторов  и разработка инструментария  управления

 

Этап 5. Контроль и стратегический аудит развития бюджетно-налоговой  системы 

 

 

 Рис. 4. Организационно-экономический  механизм и стратегические приоритеты

 

 развития бюджетно-налоговой  системы 

 

 Таким образом, в широком  понимании бюджетно-налоговая политика, реализуемая посредством данного механизма, представляет собой комплекс мер, действий, применяемых государством для установления и коррекций основных экономических, политических и социальных процессов, связанных с системой регулирования и распределения совокупности доходов и расходов государства; формирования принципов, форм и методов их действия; а также действий, обеспечивающих контроль и ответственность за нарушение законодательства, аккумуляцию и распределение налоговых поступлений между звеньями бюджетной системы.

 

 С нашей точки зрения целесообразно  реформирование налога на прибыль  по следующим направлениям:

введение дифференцированной прогрессивной  шкалы ступенчатых ставок налога на инвестируемую (нераспределяемую) прибыль  предприятий и организаций с учётом величины налогооблагаемой прибыли в диапазоне от 10% до 40%;

отказ от практики предоставления налоговых  льгот в виде отсрочки платежа  и реализация при расчёте налога на прибыль системы реальных вычетов  из налогооблагаемой базы существенной части затрат предприятия на капитальные вложения (до 50%) либо полного объёма затрат на НИОКР. Расходы на НИОКР, содержащиеся в утвержденном Правительством РФ перечне, следует вычитать с применением повышающего коэффициента 1,5;

предоставление предприятиям и организациям возможности вычета из налогооблагаемой базы всего объёма затрат на разработку и внедрение в производство нанотехнологий в течение первого года их выпуска с коэффициентом 2.

 

Акцизы и НДС имеют наибольшие темпы роста в структуре доходов, так планируется, что доля акцизов увеличится с 1,38% в 2009 г. до 4,02% в 2013 г., а доля НДС с 27,94% в 2009 г. до 33,85% в 2013 г. В то же время это налоги, имеют регрессивный характер, что может привести к реструктуризации налоговой нагрузки в сторону ужесточения налогового давления на низкодоходные слои населения и к негативным социальным последствиям. Использование же в отечественной налоговой практике пониженной 10% ставки налога для ряда категорий социально значимых товаров и услуг (продукты питания, детский ассортимент и т.п.), хотя официально и направлено на нивелирование регрессивности НДС, однако практически не решает данную задачу.

 

 Введение данных изменений  в налоговое законодательство  позволит увеличить отчисления  от налога на прибыль в федеральный бюджет, а также заинтересовать предприятия в увеличении вложений в модернизацию и расширение производства. Таким образом, может быть на деле реализована оптимизационная налоговая политика стимулирования инвестиционной и инновационной предпринимательской активности.

 

 Важной  мерой является создание стимулов  к увеличению доходной базы  региональных и местных бюджетов, в частности путём введения  налога на недвижимость и закрепления  его за региональным либо местным  бюджетом. Требует совершенствования  механизм предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальным образованиям путём объединения субсидий, имеющих узкоцелевую направленность, на осуществление программ модернизации соответствующей отрасли социальной сферы, осуществление данных мер требует их законодательного закрепления.

 

Четвертая группа проблем отражает необходимость  совершенствования бюджетно-налоговой  системы путём создания четырехсекторной модели развития экономики, включающей: материальный, фондосоздающий, потребительский и бюджетно-налоговый секторы, а также разработки инструментария в виде модели перераспределения налогового бремени, позволяющего снизить риски финансовой нестабильности и повысить собираемость налогов.

 

 Ключевой  основой формирования финансового потенциала является развитие экономики, которое позволяет прогнозировать бюджетный и налоговый потенциал. Современное состояние отражает уязвимость российской экономики от негативных внешних воздействий, преодоление которой возможно только в результате повышения инвестиционной активности и модернизации производства (табл. 2).

 

 Таблица  2

 

 Изменение  долей отдельных отраслей промышленности 

Секторы 

в % к итогу 

 

2008  

2009  

2010  

2011  

2012  

2013

 

Промышленность, всего  

100,0  

100,0  

100,0  

100,0  

100,0  

100,0

 

ТЭК  

40,1  

45,5  

43,7  

42,6  

41,3  

39,8

 

Потребительский комплекс, в т.ч.:  

12,1  

14,0  

13,5  

13,6  

13,6  

13,5

 

лёгкая  промышленность  

0,7  

0,8  

0,9  

0,9  

0,9  

0,9

 

пищевая промышленность  

11,4  

13,2  

12,7  

12,7  

12,7  

12,6

 

Секторы инвестиционного  комплекса, в т. ч.  

18,9  

15,8  

17,2  

18,0  

19,2  

20,7

 

машиностроение   

14,5  

12,6  

14,0  

14,8  

15,9  

17,3

 

Секторы промежуточного спроса, в т.ч.: 

27,0  

23,5  

24,1  

24,3  

24,4  

24,6

 

химический комплекс  

7,2  

6,5  

6,9  

6,9  

7,0  

7,0

 

металлургия  

14,1  

11,1  

11,4  

11,6  

11,7  

11,8

 

 

В работе предложена четырехсекторная модель экономики, которая напрямую позволяет отразить функционирование подразделений, производящих промежуточный продукт. В модель включены:

нулевой (материальный) сектор, производящий предметы труда;

первый (фондосоздающий) – средства труда;

второй (потребительский) – предметы потребления;

третий (бюджетно-налоговый) – налоги и поступления в бюджет.

 

Таким образом, в предлагаемую структуру  входят различные секторы экономики, за каждым из них закреплены основные производственные фонды, в то время  как труд и инвестиции могут свободно перемещаться между секторами . Производственные возможности каждого сектора заданы в форме линейно-однородных неоклассических производственных функций

 

,

 

 где      – соответственно  выпуск, основные производственные  фонды и число занятых в  j-м секторе.

 

Используя основные предположения  модели Солоу, получаем следующую четырехсекторную модель :

 

(число занятых) 

 

(распределение  занятых по секторам)

 

(динамика  фондов по секторам)

 

(выпуск  продукции по секторам)

 

(распределение  продукции фондосоздающего сектора);

 

(распределение  продукции материального сектора),

 

 где      – инвестиции в j-й сектор;

 

 – темп  прироста числа занятых;

 

 – коэффициенты  выбытия основных производственных  фондов по секторам;

 

 – коэффициенты  прямых материальных затрат по  секторам.

 

Независимо  от того, линейна или нелинейна  четырехсекторная модель, условия сбалансированности дохода и расходов каждого сектора в любой момент t записываются следующим образом (без явного учёта налогов):

 

 

 

,

 

 – соответственно цена продукции,  инвестиции и ставка заработной  платы и налоги в j-м секторе, j = 0, 1, 2, 3.

 

 Образование чистой товарной  продукции материального и фондосоздающего  секторов можно проследить на  рис. 5 ( ).

 

 

Х0

 

(материальный  сектор)

 

Х1

 

(фондосоздающий  сектор)

 

Х2

 

(потребительский  сектор)

 

 

 Рис. 5. Формирование  чистой товарной продукции материального и фондосоздающего секторов в экономике

 

 Введём  в модель в явном виде налоги. Основной принцип взимания налогов  с производителей – исчисление  в доле объёмов производства. Если обозначить ставку налога  с единицы продукции j-го сектора  через , то уравнения для цен примут форму

Информация о работе Национальная экономика