Введение
Налоги являются необходимым
звеном экономических отношений в обществе
с момента возникновения государства.
Развитие и изменение форм государственного
устройства всегда сопровождаются преобразованием
налоговой системы. С помощью налогов
определяются взаимоотношения предпринимателей,
предприятий всех форм собственности
с государственными и местными бюджетами,
с банками, а также с вышестоящими организациями.
Актуальность данной работы
состоит в том, что на сегодняшний день
одной из самых острых проблем нашей экономики
является нехватка финансовых ресурсов.
Сейчас наиболее приемлемым способом
решения данной проблемы может быть налоговое
регулирование. Это - система особых мероприятий
в области налогообложения, направленных
на вмешательство государства в рыночную
экономику в соответствии с принятой правительством
концепцией экономического роста. Налоговое
регулирование охватывает всю экономику
в целом.
Вопросы, связанные с формированием
и развитием налогов, их роль и место в
экономической системе общества вызвали
значительный интерес экономистов. Основы
научного анализа этих проблем заложены
в трудах А. Смита, У. Петти. Свой вклад
в изучение развития и функционирования
налоговой и фискальной политики внесли
А. Лаффер, Р. Манделл, Г. Штейн, Й. Шумпетер,
Р. Лукас и другие.
Целью
работы является изучение теоретических
аспектов налоговой и фискальной политики
их зарождение, а также определение основных
направлений и механизма реализации налоговой
политики в Российской Федерации.
В данной работе рассматривается
действие современной налоговой системы
РФ и фискальной политики государства,
их проблемы и пути преодоления, определяются
основные налоги, собираемые на территории
России, их сущность и функции.
Для достижения цели, поставлены
следующие задачи:
- дать представление «налоговая
система»;
- рассмотреть характеристики,
функции налоговой системы;
- ознакомить с принципами налоговой
системы Российской Федерации;
- рассмотреть какие изменения
ждут налоговую систему Российской Федерации в будущем;
- раскрыть особенности фискальной
политики в современной России.
Предметом курсовой работы
выступают вопросы, связанные с поиском
увеличения налоговых доходов государства
в современных условиях.
Объектами исследования являются
бюджеты РФ различных уровней.
Теоретической базой исследования
являются, в первую очередь, законодательные
и другие нормативно-правовые акты, регулирующие
деятельность налоговых органов РФ, а
так же научные труды отечественных авторов
по функционированию системы налоговых
органов.
1.Теоритические аспекты налогов и налоговой
системы
- Сущность, функции и виды налогов.
В течение длительного времени
налогообложение развивалось как практическая
отрасль. Большое влияние в этом направлении
оказывали такие объективные и субъективные
факторы, как войны, стихийные бедствия,
желания государя.
Однако постепенно работы философов
и экономистов о налогах, их природе, возможностях
использования, взаимосвязи со стадиями
производства, обращения, распределения
и потребления стали приобретать стройный,
систематизированный вид.
Одним из первых систематизированные
начала учения о налогах изложил английский
экономист Уильям Петти (1623-1687).
Главный его труд — «Трактат
о налогах и сборах» (1662), в котором он рассмотрел
виды государственных расходов и раскрыл
причины, приводящие к их увеличению. Интересными
представляются его рассуждения о том,
как ослабить недовольства налогоплательщиков.
Он писал, что как бы ни был велик налог,
но, если он ложится пропорционально на
всех, никто не теряет из-за него какого-либо
богатства.
До сегодняшнего дня не потеряли
актуальности высказывания У. Петти об
акцизах, заключавшиеся в следующем:
- налог чрезвычайно легко платить
тому, кто довольствуется предметами естественной
необходимости;
- налог располагает к бережливости,
что является естественным способом обогащения народа;
- никто не уплачивает дважды
за одну и ту же вещь, поскольку ничто не
может быть потреблено более одного раза;
4)при таком способе обложения
можно всегда иметь превосходные сведения
о богатстве, росте, промысле и силе страны.
Большой вклад в развитие теории
налогов внес шотландский экономист Адам
Смит (1723-1790), основоположник классической
политической экономии. Главная его заслуга
заключается в том, что он выработал фундаментальные
принципы налогообложения: равенства
и справедливости, удобства, определенности
и экономичности; утверждал, что налоги
признак не рабства, а свободы.[3]
Перечисленные принципы налогообложения
не утратили своего значения в современных
условиях. Государство на каждом этапе
своего развития с учетом экономического
состояния строит свои налоговые системы,
отбирая принципы, которые наиболее актуальны
для конкретных экономических условий.
[2]
Исторически возникновение
налогов относится к периоду разделения
общества на социальные группы и появления
государства. Налоги представляют собой
один из основных методов мобилизации
государственных доходов. В условиях частной
собственности и рыночных отношений налоги
становятся главным методом сбора доходов
в государственные бюджеты. Как часть
распределительных отношений общества,
налоги всегда отражают закономерности
производства. Смена общественно-экономических
формаций, изменения функций и роли государства
влияют на конкретные формы налогов изъятий.
При феодализме доминировали различного
рода натуральные сборы и повинности населения.
С расширением централизованных государств
постепенно возрастает роль денежных
налогов в формировании государственной
казны.
В широком смысле под налогом
понимается взимаемый на основе государственного
принуждения и не носящий характер наказания
или компенсации обязательный безвозмездный
платеж.
Налоги являются теми платежами,
которые осуществляются безвозмездно,
т.е. их уплата не устанавливает каких-либо
конкретных обязанностей государства
по отношению к лицу, вносящему эти платежи.
Таким образом, к налогам не следует относить
платежи, обязанность по уплате которых
возникает в связи с заключением плательщиками
с государством, государственными органами
либо иными представителями государства
каких-либо договоров. К налогам также
не относятся платежи обязательного характера,
взимаемые в качестве каких-либо санкций,
например штрафы, а также различного рода
компенсационные выплаты.
Налоги - один из основных способов
формирования доходов бюджетов. Как правило,
налоги взимаются с целью обеспечения
платежеспособности различных уровней
государственной власти. Однако налоговые
платежи могут подлежать зачислению не
только в государственные (федеральные
и региональные) бюджеты или бюджеты органов
местного самоуправления, они могут выступать
средством образования различного рода
фондов. Налог не перестает быть налогом
только на основании того, что законодатель
устанавливает необходимость зачисления
выплачиваемых сумм помимо бюджетных
счетов на счета каких-либо организаций.
В экономическом смысле налоги
представляют собой способ перераспределения
новой стоимости - национального дохода,
выступают частью единого процесса воспроизводства
и специфической формой производственных
отношений. При перераспределении национального
дохода налоги обеспечивают государственную
часть новой стоимости в денежной форме.
Часть национального дохода, перераспределенная
с помощью налогов, становится централизованным
фондом финансовых ресурсов государства.
Налоговые доходы государства
формируются за счет новой стоимости,
созданной в процессе производства (трудом,
капиталом, природными ресурсами). Налоги
выражают реально существующие денежные
отношения, проявляющиеся в процессе изъятия
части стоимости национального дохода
в пользу общегосударственных потребностей.
Экономическое содержание налогов выражается
во взаимоотношениях государства и хозяйствующих
субъектов (физических и юридических лиц)
по поводу формирования государственных
финансов. Налоговые отношения как часть
финансовых отношений находятся в постоянном
изменении.
В России устанавливаются и
взимаются федеральные налоги и сборы;
налоги субъектов РФ (региональные); местные
налоги.
Функции налогообложения - это
проявление его сущности и свойств. В первую
очередь, в налогах непосредственно реализуется
их социальное назначение как инструмента
стоимостного распределения и перераспределения
доходов государства.
Функции налогов:
• фискальная;
• регулирующая (экономическая);
• распределительная;
• контрольная.
Налоги являются важнейшими
финансовыми поступлениями в государственный
бюджет, и в этом состоит фискальная функция
налогов. В нашей стране более 80% доходов
бюджета дают следующие налоги: налог
на прибыль, налог на добавленную стоимость,
налог на доходы физических лиц, ресурсные
платежи, таможенные пошлины и акцизы.
По признаку переложимости
налоги распределены как прямые и косвенные.
Прямые налоги - налоги, которые
взимаются в виде определенного процента
от дохода или имущества.
Косвенные налоги - это налоги
на товары и услуги, устанавливаемые в
виде надбавки к цене и взимаемые в процессе
потребления товаров и услуг. К косвенным
налогам относятся акцизы, налог на добавленную
стоимость, таможенные пошлины.
По принадлежности органов
и уровню управления налоги классифицируются
в зависимости от органа, который взимает
налог и в распоряжение которого он поступает.
Поэтому классификационному признаку
налоги в России различаются следующим
образом: федеральные, региональные и
местные.
В соответствии с Налоговым
кодексом РФ (НК) под налогом понимается
обязательный, индивидуально безвозмездный
платеж, взимаемый с организаций и физических
лиц в целях финансового обеспечения государства
и муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный
взнос, взимаемый с организаций и физических
лиц, уплата которого является одним из
условий совершения в интересах плательщиков
сборов государственными органами, органами
местного самоуправления действий, включая
предоставление определенных прав или
выдачу лицензий.
В статьях 13-15 НК приведена следующая
классификация налогов.
Статья 13.К федеральным налогам
и сборам относятся:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на доходы физических
лиц;
- налог на прибыль организаций;
- налог на добычу полезных
ископаемых.
- водный налог;
- сборы за право пользования
объектами животного мира и объектами
водных биологических ресурсов;
- государственная пошлина.
Статья14.К региональным налогам
относятся:
- налог на имущество
организаций
- налог на игорный бизнес;
- транспортный налог.
Статья15. К местным налогам
относятся:
- земельный налог;
- налог на имущество физических
лиц.
Статья18. К специальным налоговым
режимам относятся:
- система налогообложения единым
сельскохозяйственным налогом (ЕСХН);
- упрощенная система налогообложения
(УСН);
- система налогообложения единым
налогом на вмененный доход для отдельных
видов деятельности (ЕНВД);
- система налогообложения при
выполнении соглашений о разделе продукции;
- патентная система налогообложения.[9]
В зависимости от использования
налоги делятся на общие и специфические.
Общие налоги используются на финансирование
текущих и капитальных расходов государственного
и местных бюджетов без закрепления за
каким-либо определенным видом расходов.
Специфические налоги имеют целевое назначение
(например, отчисления на социальное страхование
или отчисления на дорожные фонды).
Налоги бывают двух видов.
Первый вид - налоги на доходы и имущество:
подоходный налог и налог на прибыль корпораций
(фирм); на социальное страхование и на
фонд заработной платы и рабочую силу
(так называемые социальные налоги, социальные
взносы); поимущественные налоги, в том
числе налоги на собственность, включая
землю и другую недвижимость; налог на
перевод прибыли и капиталов за рубеж
и другие. Они взимаются с конкретного
физического или юридического лица, их
называют прямыми налогами. Второй вид
- налоги на товары и услуги: налог с оборота
- в большинстве развитых стран заменен
налогом на добавленную стоимость; акцизы
(налоги, прямо включаемые в цену товара
или услуги); на наследство; на сделки с
недвижимостью и ценными бумагами и другие.
1.2
Налоговая система.
Налоговая система — это совокупность
взаимосвязанных налогов, взимаемых в
стране, форм и методов налогообложения,
сбора и использования налогов, а также
налоговых органов. Определение «налоговая
система» составляет в своей основе налоговый
правопорядок в общем смысле, т.е. в целом.
В Российской Федерации установлена
следующая система налогов: федеральные
налоги и сборы; налоги и сборы субъектов
РФ (далее - региональные налоги и сборы);
местные налоги и сборы.
В условиях рыночных отношений
налоговая система является одним из
важнейших экономических регуляторов,
основой финансово - кредитного
механизма государственного
регулирования экономики.
От того, насколько правильно
построена система налогообложения, зависит
эффективное функционирование всего народного
хозяйства.
Существуют два вида налоговой системы:
шедулярная и глобальная.
В шедулярной налоговой системе весь доход,
получаемый налогоплательщиком, делится
на части - шедулы. Каждая из этих частей
облагается налогом особым образом. Для
разных шедул могут быть установлены различные
ставки, льготы и другие элементы налога,
перечисленные выше.