Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 13:18, реферат
Описание работы
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.
- Повышение эффективности
деятельности налоговых органов.
- Преобразование
ставки налога с корпораций. Некоторые
правительства предлагают снижение ставки
корпоративного налога для иностранных
инвесторов. Снижение ставки корпоративного
налога может применятся ко всем инвестициям
из-за границы или только по вкладам в
конкретных регионах или отраслях.
- Налогообложение отдельных
отраслей. С целью ускорения развития
или укрепления позиций отдельных
отраслей правительства могут
предлагать налоговые стимулы
для инвестиций в этой отрасли.
Потенциальный уровень доходов
бюджетной системы Российской Федерации
к 2020 году будет снижаться в первую очередь
в результате сокращения доли нефтегазовых
доходов в общих доходах бюджетной системы
и в валовом внутреннем продукте, а также
сокращения доли налогов и сборов для
импорта. Повышение собираемости налогов
и выход бизнеса из тени должны способствовать
поддержанию сбалансированности между
расходами и доходами бюджетной системы.
В результате этих тенденций уровень доходов
бюджетной системы Российской Федерации
в долгосрочной перспективе при сохранении
действующих ставок основных налогов
снизится с 42,1% ВВП в 2008 году до 34 - 36 % ВВП
в 2020 году. Увеличение ставок страховых
взносов в государственные внебюджетные
фонды будет компенсировано соответствующим
снижением ставок налогов, а также другими
мерами.
3. Фискальная политика
РФ
3.1 Виды и сущность фискальной
политики
Только в конце XX века фискальная
политика становится объектом изучения
отечественной экономической науки.
Фискальная политика государства
может осуществляться на основе использования
различных методов и соответственно принимать
разные формы. Основными видами фискальной
политики современных государств являются:
- Экспансионистская (стимулирующая)
оказывает стимулирующее воздействие
на совокупный спрос в период
экономического спада:
- Контрактивная (сдерживающая)
оказывает сдерживающее воздействие
на совокупный спрос в период
экономического подъема;
- Дискреционная (или активная
фискальная политика), основана на
сознательном манипулировании государством
налогами;
- Автоматическая (или пассивная
фискальная политика), основана на
действии встроенных стабилизаторов,
приспосабливающих экономику к
фазам цикла расходами;
- Смешанная, допускает использование
рычагов дискреционной и автоматической
фискальной политики.
Рис1. Виды фискальной политики
в РФ.
Целями фискальной политики
являются:
1. Сглаживание колебаний
экономического цикла.
2. Стабилизация темпов
экономического роста.
3. Достижение высокого
уровня занятости и умеренных
темпов инфляции
С помощью фискальной политики
государство непосредственно может влиять
на развитие экономики, добиваясь ее устойчивого
роста, стабильности цен и полной занятости
дееспособного населения.
Такая политика заключается
в том, чтобы вовремя предвидеть
спад производства и рост безработицы,
а также нарастание инфляционных
процессов в экономике и соответствующим
образом воздействовать на них.
При наступающем спаде производства
правительство увеличивает государственные
расходы и сокращает налоги
с целью увеличения совокупных
расходов и инвестиций. Тем самым
оно содействует подъему производства
и увеличению занятости. При наступлении
инфляции, напротив, государственные
расходы уменьшаются, а налоги
увеличиваются.
Чтобы понять общие принципы
государственного регулирования, необходимо
четко выделить два компонента фискальной
политики.
Это правительственные расходы
на закупку товаров и услуг, с помощью
которых можно увеличить или уменьшить
совокупные расходы, а тем самым воздействовать
на объем национального производства.
К правительственным расходам относятся
все бюджетные ассигнования, направленные
на строительство дорог, школ, больниц,
учреждений культуры, осуществление экологической
и энергетической программ и другие общественные
нужды и потребности.
Государственные расходы, направляемые
на регулирование устойчивого функционирования
рыночной экономики. Такие расходы способствуют
увеличению либо сокращению объема внутреннего
производства (ЧВП) в периоды его спада
или подъема. Государственные расходы
не только прямо, но и через мультипликационный
эффект влияют на объем внутреннего производства,
вызывая его увеличение или сокращение.
Другой важнейший элемент -
изменение ставок налогов. Когда прогнозируется
короткий спад производства, то в дополнение
к встроенным стабилизаторам появляются
решения об уменьшении налоговых ставок.
Хотя прогрессивная система налогообложения
дает возможность автоматически изменять
налоговые поступления в бюджет, которые
будут снижаться с уменьшением объема
производства и доходов, но это может оказаться
недостаточным, чтобы повлиять на возникшую
негативную ситуацию. Именно в этот период
возникает необходимость уменьшить ставки
налогов и увеличить государственные
расходы, чтобы содействовать подъему
производства и преодолению его спада.
Изменения в налогах и правительственных
расходах, следовательно и состояние бюджета,
могут происходить либо автоматически
(без специальных законодательных решений)
на основе изменения экономической ситуации
в стране, либо в результате целенаправленных
мероприятий законодательной или исполнительной
власти. В зависимости от режима функционирования
инструментов фискальной политики ее
подразделяют на не дискреционную (политику
встроенных стабилизаторов) и дискреционную
политику.
Не дискреционная политика
основана на том, что налоговые поступления
и значительная часть правительственных
расходов связаны с активностью частного
сектора и изменения экономической конъюнктуры
автоматически вызывают изменения в относительных
уровнях налогов и госбюджетных расходов.
Подоходный налог, пособия по безработице
изменяются автоматически в зависимости
от расширения или сокращения производства
и доходов.
Если в экономике наблюдается
спад, т.е. личные доходы и доходы фирм
снижаются, то при прогрессивном налогообложении
налоговые изъятия автоматически уменьшаются,
что при прочих равных условиях смягчает
последствия падения доходов и сокращения
совокупного спроса, помогает стабилизировать,
расширить объем производства. При этом
переход к более низкой налоговой ставке
(в связи с падением дохода) повышает значение
налогового мультипликатора. Однако в
результате снижения налоговых изъятий
возникает или возрастает бюджетный дефицит.
Таким образом, бюджетный дефицит становится
спутником падения производства.
Аналогичное воздействие
на экономику оказывают пособия по безработице.
Когда занятость высока, фонд занятости
(отчисления в фонд занятости осуществляются
постоянно, независимо от состояния экономики)
не расходуется и оказывает сдерживающее
влияние на совокупные расходы, в период
низкой занятости средства фонда интенсивно
расходуются (выплаты безработным увеличиваются),
поддерживая потребление и смягчая падение
производства.
Однако встроенные стабилизаторы
не могут полностью разрешить макроэкономические
проблемы. Они смягчают колебания цикла,
но не могут устранить их причину, поэтому
автоматическая фискальная политика дополняется
дискреционной политикой. Дискреционная
политика – это сознательное изменение
налогов и правительственных расходов
законодательной властью для обеспечения
макроэкономической стабильности, достижения
макроэкономических целей. Основными
инструментами дискреционный фискальной
политики являются:
- изменение объема налоговых
изъятий путем введения или отмены налогов
или изменения налоговой ставки. Меняя
налоговую ставку, правительство может
удержать доходы от сокращения в период
спада или наоборот, снизить располагаемый
доход в период бума. Изменение налоговой
ставки может быть использовано также
в целях воздействия на инфляцию;
- осуществление за счет средств
государственного бюджета программ занятости,
ставящих своей целью обеспечение безработных
работой;
- реализация социальных программ,
которые включают в себя выплату пособий
по старости, инвалидности, пособий малоимущим
семьям, расходы на образование и т.п. Эти
программы позволяют поддерживать совокупный
спрос и стабилизировать экономическое
развитие, когда сокращаются доходы и
обостряется нужда.
В зависимости от состояния
экономики и стоящих перед правительством
целей фискальная политика может носить
стимулирующий или сдерживающий характер.
Стимулирующая фискальная политика проводится
в период спада. Она предполагает снижение
налогов и увеличение государственных
расходов, что ведет к возникновению или
увеличению бюджетного дефицита. Сдерживающая
фискальная политика проводится в период
инфляции и предполагает увеличение налогов
и сокращение правительственных расходов.
Следствием проведения сдерживающей фискальной
политики становится появление бюджетного
излишка. Бюджетный излишек, как правило,
направляется на погашение государственного
долга или изымается из обращения.
В заключение, оценивая действенность,
эффективность фискальной политики, необходимо
отметить ограниченность ее возможностей,
обусловленную следующими обстоятельствами:
- изменение (рост или сокращение)
государственных расходов, необходимое
для проведения стимулирующей или сдерживающей
политики, может приходить в противоречие
с другими целями расходования государственных
средств, например, такими как необходимость
укрепления обороноспособности страны,
охрана окружающей среды, финансирование
научных исследований и т.п.;
- положительные результаты
фискальной политики дает в краткосрочном
периоде, в долгосрочном плане фискальная
политика может приводить к отрицательным
результатам;
- фискальной политике характерен
так называемый эффект запаздывания.
Требуется определенное время,
прежде чем фискальная политика окажет
ожидаемое воздействие на экономику. Часть
времени уходит на принятие решения о
проведении тех или иных мер бюджетно-
налогового характера (время прохождения
соответствующего закона через властные
структуры), затем пройдет еще время, прежде
чем эти меры начнут давать результат.
К этому моменту экономическая ситуация
может измениться и меры по расширению
экономики начнут давать эффект в период
подъема, а сдерживающие меры придутся
на период спада. В таком случае фискальная
политика будет играть дестабилизирующую
роль.
3.2 Направления и перспективы
фискальной политики РФ
Главным направлением совершенствования
налогового законодательства должно стать
налоговое стимулирование инновационной
деятельности, сообщает правительственная
пресс-служба.
Однако введение новых налоговых
льгот не предусмотрено. Решить задачу
планируется за счёт корректировки механизма
налогообложения, настройки налоговой
системы с учётом потребностей инновационных
предприятий.
В настоящее время основную
часть фискальной нагрузки на фонд оплаты
труда в экономике составляют страховые
взносы. С целью снижения налоговой нагрузки
на инновационные предприятия проектом
предусматриваются следующие мероприятий:
1) корректировка ставок страховых
взносов на обязательное пенсионное, медицинское
и социальное страхование;
2) модернизация порядка
учёта расходов на научные
исследования и опытно-конструкторские
разработки, закрепление единого
по видам работ порядка ведения
налогового учёта расходов на
НИОКР;
3) создание благоприятных
условий налогового администрирования
для инновационных компаний, включающих
создание специальных инспекций
для инновационных организаций,
переход к обслуживанию налогоплательщиков
в электронной форме, снижение
периодичности и сроков проведения
проверок, "единое окно" постановки
на учёт и подачи деклараций
по всем налогам;
4) передача полномочий
по принятию решения о предоставлении
инвестиционного налогового кредита
по налогу на прибыль организаций
и налогу на имущество организаций
субъектам РФ и др., говорится
в пресс-релизе.[7]
Фискальная политика государства
в коротком периоде может сопровождаться
эффектами мультипликаторов государственных
расходов, налогов и сбалансированного
бюджета. В конечном итоге результат этой
политики выражается в приросте дохода,
производства продукции. Поэтому мультипликативные
эффекты играют важную роль при выборе
мероприятий бюджетно-налоговой политики.
Бюджетный мультипликатор (мультипликатор
государственных расходов) — отношение
изменения реального национального дохода
к вызвавшему его изменению государственных
расходов.
Налоговый мультипликатор —
отношение изменения реального национального
дохода к вызвавшему его изменению налогов.
Мультипликатор сбалансированного
бюджета — равное увеличение государственных
расходов и налогов вызывает увеличение
дохода на величину, равную приросту государственных
расходов и налогов.
Модель простого мультипликатора
Кейнса
Используем модель «кейнсианского
креста».
Пусть экономика находится
в равновесии, если фактические расходы
(Y) равны планируемым (Е), т. е. Y = Е. Если
экономика закрытая, то Е = С + I + G; поскольку
С = С(Y - Т), то мы можем записать
Е = С (Y - Т)+ I + G.
Равновесие достигается в точке
А, где Y = Е.
На рисунке показано, что при
росте государственных расходов кривая
планируемых расходов сдвигается вверх
на величину, равную ΔG, равновесие перемещается
из точки А в точку В, объем производства
увеличивается с Y1 до Y2 на величину ΔY,
причем ΔY > ΔG;
Рис 2.Влияние увеличения госрасходов
на выпуск продукции