Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 13:18, реферат
Описание работы
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.
Модель мультипликатора изменится,
если мы учтем уровень налогообложения:
mg = 1/ (1-Cy(1-t)),
где t =ΔT/ΔY — предельная налоговая
ставка.
Налоговый мультипликатор
Уменьшение налогов в модели
«кейнсианского креста» на ΔТ увеличит
планируемые расходы на СyΔТ. Равновесие
переместится из точки А в точку В, а доход
увеличится с Y1 до Y2 на величину, равную
ΔY.
ΔY = -ΔT* (Cy/(1-Cy)),
где mt = ΔY/ΔT = -Cy/(1-Cy)
Модель налогового мультипликатора
в закрытой экономике при прогрессивной
системе налогообложения имеет вид:
mt = -Cy/(1-Cy(1-t))
где t — предельная налоговая
ставка.
Мультипликационный эффект
от снижения налогов слабее, чем от увеличения
государственных расходов, следовательно,
при выборе направлений бюджетно-налоговой
политики учитывается, что увеличение
государственных расходов окажет большее
влияние на рост дохода, нежели снижение
налогов.
Рис 3.Влияние снижения налогов
на выпуск продукции.
Норвежский экономист Т. Хаавельмо
доказал, что при кейнсианской функции
потребления даже при сохранении сбалансированного
бюджета возникает мультипликационный
эффект, при этом мультипликатор сбалансированного
бюджета равен единице, ДУ = ДО = ДТ. Этот
вывод получил название теоремы Хаавельмо
и объясняется тем, что мультипликатор
государственных расходов больше налогового.
Эффект мультипликатора в открытой
экономике
В открытой экономике налоговый
мультипликатор определяется по формуле:
-Cy / (1-Cy(1-t)+m’)
а бюджетный мультипликатор
— по формуле:
1 / (1-Cy(1-t)+m’)
где m’ — предельная
склонность к импортированию.[ 14].
Реформа фискальной политики
направлена на достижение прозрачности
бюджетов, надежности и предсказуемости
нормативной базы, снижение налогового
бремени при широкой налоговой базе, сокращение
неэффективных государственных инвестиций
и улучшение структуры государственных
расходов.
Бюджетная политика исходит
из бездефицитности бюджетов всех уровней
и выполнения государством своих обязательств
перед гражданами и юридическими лицами.
Важнейшим элементом фискальной реформы
является достижение бездефицитности
бюджета уже в первый год реформ. В течение
второго и третьего годов предполагается
ввести законодательный запрет на дефицит
бюджета. Прозрачность бюджетов всех уровней
обеспечивается за счет введения законодательной
нормы обязательной периодической публикации
бюджетной отчетности по республиканскому
и местным бюджетам по всем разделам бюджетной
классификации, а также нормы предоставления
информации СМИ по реализации государственных
программ и работ органов государственного
управления. Для достижения высокой степени
согласованности общесистемных реформ
необходимо усилить централизацию финансовых
ресурсов в государственном бюджете, что
предполагает отмену внебюджетных фондов
и четкое распределение полномочий и обязанностей
бюджетов разных уровней.
3.3 Проблемы фискальной
политики и ее оптимизация
Долгосрочные фискальные риски
России связаны с ростом расходов как
на систему здравоохранения, так и выплату
пенсий. Расходы на здравоохранение могут
возрасти на 0,7–1,6% ВВП с 2010 г. по 2030 г. Согласно
результатам различных исследований,
расходы на выплату пенсий к 2030 г. увеличатся
на 4–7% ВВП. В среднем доходы бюджета должны
возрастать на 1% ВВП каждые 5 лет в период
2010–2050 гг., чтобы бюджет справился с возросшей
нагрузкой.[1]
Проблемы фискальной политики:
1. Эффект вытеснения. Экономический
смысл этого эффекта состоит
в следующем: рост расходов бюджета
в период спада (увеличение государственных
закупок и/или трансфертов) и/или сокращение
доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному
росту совокупного дохода, что увеличивает
спрос на деньги и повышает ставку процента
на денежном рынке (цену кредита).
2. Наличие внутреннего лага.
Внутренний лаг – это период времени между
возникновением необходимости изменения
политики и принятием решения о ее изменении.
Решения об изменении инструментов фискальной
политики принимает правительство, однако
введение их в действие невозможно без
обсуждения и утверждения этих решений
законодательным органом власти (Парламентом,
Конгрессом, Государственной думой и т.п.),
т.е. придания им силы закона. Эти обсуждения
и согласования могут потребовать длительного
периода времени. Кроме того, они вступают
в действие, начиная только со следующего
финансового года, что еще больше увеличивает
лаг. За этот период времени ситуация в
экономике может измениться. Так, если
первоначально в экономике была рецессия,
и были разработаны меры стимулирующей
фискальной политики, то в момент начала
их действия в экономике уже может начаться
подъем. В результате дополнительное стимулирование
может привести экономику к перегреву
и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать
дестабилизирующее действие на экономику.
И наоборот, меры сдерживающей фискальной
политики, разработанные в период бума,
из-за наличия продолжительного внутреннего
лага могут усугубить спад.
3. Неопределенность. Этот
недостаток характерен не только для фискальной,
но и для монетарной политики. Неопределенность
касается: проблемы идентификации экономической
ситуации Часто бывает трудно точно определить,
например, момент, когда заканчивается
период рецессии и начинается оживление
или момент, когда подъем превращается
в перегрев и т.п. Между тем, поскольку
на разных фазах цикла необходимо применять
разные виды политики (стимулирующую или
сдерживающую), ошибка в определении экономической
ситуации и выбор типа экономической политики
исходя из такой оценки может привести
к дестабилизации экономики;
4. Дефицит бюджета. Действительно,
инструментами стимулирующей фискальной
политики, проводимой при спаде и направленной
на увеличение совокупного спроса, выступает
увеличение государственных закупок и
трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение
налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет
к росту дефицита государственного бюджета.
Не случайно рецепты государственного
регулирования экономики, которые предложил
Кейнс, получили название «дефицитного
финансирования».
Переход к рыночной экономике
изменил и структуру доходной части государственного
бюджета, которая в значительной мере
формируется за счет налоговых поступлений,
Поэтому главная задача в осуществлении
фискальной политики сводится к реформированию
налоговой системы и налогообложения.[7]
Трудности в ее осуществлении
состоят в том, что эволюция налоговой
системы России развивалась долгое время
не в соответствии с теми тенденциями,
которые характерны для экономики развитых
рыночных стран.
В современных условиях наметились
основные вехи реформирования российской
налоговой системы. Для переходного периода
становиться важной разработка концепции
повышения стимулирующей функции налогообложения
в развитии предпринимательства и формировании
инвестиций.
Стратегия усиления стимулирующей
функции налогообложения и количественного
увеличения инвестиций предполагает их
программное обеспечение. В состав этой
программы должны входить определенные
меры органов государственного и территориального
управления, реализуемых в логической
последовательности. В числе этих мер:
1) обеспечение стабильности
налогового законодательства, недопустимость
любых изменений в налоговой схеме в течение
всего хозяйственного года. Более того,
предполагается продолжительный по горизонту
мораторий на внесение поправок, усиливающих
налоговое бремя;
2) отказ от неоправданной множественности
налогов, число которых только в России
с учетом местных налогов приблизилось
к ста. Устранение имеющейся дискриминации
в дифференциации налогоплательщиков
в зависимости от форм собственности;
3) установление низких налогов
на производителей и "удешевление"
кредита;
4) усиление целенаправленности
налоговой системы. В условиях спада производства
важно поставить в привилегированное
положение предприятия (фирмы), реально
увеличивающие объемы производства и
осуществляющие инвестирование средств
в его рост. Сделать это можно разными
способами, например, освободив от налогов
часть прибыли, полученной от увеличения
объема реализации в сопоставимых ценах.
Желательно также полностью освободить
от налогообложения вклады инвесторов
и прибыль предприятий, направляемых на
развитие производства, НИОКР, содержание
объектов социальной сферы;
5) придание действенного и конкретного
характера налоговым льготам, которые
в большинстве носят декларативный и показной
характер. В результате они теряют стимулирующее
значение. Вновь создаваемым или реконструированным
предприятиям необходимо предоставлять
льготы не с момента их регистрации, а
с момента получения первой прибыли.[8]
Основные направления развития
фискальной политики на 2011-2013 год
Главным направлением совершенствования налогового
законодательства должно стать налоговое
стимулирование инновационной
деятельности, сообщает правительственная
пресс-служба.
Однако, введение новых налоговых
льгот не предусмотрено. Решить задачу
планируется за счёт корректировки механизма
налогообложения, настройки налоговой
системы с учётом потребностей инновационных
предприятий.
В настоящее время, основную
часть фискальной нагрузки на фонд оплаты
труда в экономике составляют страховые
взносы. С целью снижения налоговой нагрузки
на инновационные предприятия проектом
предусматриваются следующие мероприятий:
- корректировка ставок
страховых взносов на обязательное
пенсионное, медицинское и социальное
страхование;
- модернизация порядка
учёта расходов на научные
исследования и опытно-конструкторские
разработки, закрепление единого
по видам работ порядка ведения
налогового учёта расходов на
НИОКР;
- создание благоприятных
условий налогового администрирования
для инновационных компаний, включающих
создание специальных инспекций
для инновационных организаций,
переход к обслуживанию налогоплательщиков
в электронной форме, снижение
периодичности и сроков проведения
проверок, "единое окно" постановки
на учёт и подачи деклараций
по всем налогам;
- передача полномочий
по принятию решения о предоставлении
инвестиционного налогового кредита
по налогу на прибыль организаций
и налогу на имущество организаций
субъектам РФ и др., говорится
в пресс-релизе.[11]
Заключение
Итак, что такое налоги, если
не один из основных, конституирующих
признаков государства, отражающих его
природу и назначение, а потому носящий
принудительный характер. Количественно
они выражаются в уровне налогообложения,
перечне налогов, учитывающем, как правило,
территориальной устройство страны. Является
ли этот показатель определяющим для развития
этой страны, т.е. каково значение уровня
налогообложения и того разнообразия
налогов, которое определено в законодательстве.
Иными словами является ли налоговое воздействие
определяющим для экономического положения.
Научная литература, воззрения экономистов,
не всегда должным образом освещенные
в ней, дают однозначный ответ. Качество
налогового администрирования, уровень
коррупции, а также издержки на исполнение
налогового законодательства – вот те
факторы, которые подлежат учету в первую
очередь. Именно они являются своего рода
ориентирами, индикаторами для свободного
развития бизнеса. Спору нет, налоговая
система во многом соответствует, адекватна
уровню развития страны, корректируются.
Высокая их ставка часто не способствует
законопослушному, правомерному поведению
налогоплательщиков, они уклоняются от
их уплаты (в случае, к примеру, с единым
социальным налогов, который, подчеркивается,
тяжек для отраслей с высокой добавленной
стоимостью). Т.е. немаловажный характер
имеет прогрессивный характер налогообложения.
Налоговая система России будет
претерпевать постоянное обновление правовых
и законодательных актов. В первую очередь
изменения должны быть направлены на активизацию
предпринимательства, стимулировать индивидуальных
плательщиков в целях повышения их заинтересованности
в зарабатывании собственных средств
и во внесение их в собственное дело. Налоги
будут более взаимосвязаны и будут представлять
собой систему с механизмом защиты доходов.
Более четкое разграничение получат налоги
различного уровня с учетом национальных
и территориальных особенностей.
И все же новое налоговое законодательство
не в полной мере подходит к новым условиям.
Его основные недостатки следующие: излишняя
уплотненность, запутанность, наличие
большого количества льгот для различных
категорий плательщиков, не стимулирующих
рост эффективности производства, ускорение
научно-технического прогресса, внедрение
перспективных технологий или увеличение
выпуска товаров народного потребления.
Действующее законодательство фактически
закрыто по отношению к мировому, не стимулирует
привлечение в народное хозяйство иностранных
инвестиций. Мировой опыт свидетельствует,
что налоговое законодательство - не застывшая
схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается
к воспроизводственным процессам, рынку.
Нестабильность наших налогов,
постоянный пересмотр ставок, количества
налогов, льгот и т. д. несомненно играет
отрицательную роль, особенно в период
перехода российской экономики к рыночным
отношениям, а также препятствует инвестициям
как отечественным, так и иностранным.
Нестабильность налоговой системы на
сегодняшний день - главная проблема реформы
налогообложения.
Жизнь показала несостоятельность
сделанного упора на чисто фискальную
функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика,
налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую
базу и уменьшая налоговую массу. Выдвигаемые
реформаторские предложения касаются
в лучшем случае отдельных элементов налоговой
системы. Предложений же о принципиально
иной налоговой системе, соответствующей
нынешней фазе переходного периода, практически
нет. И это не случайно, так как оптимальную
налоговую систему можно развернуть только
на серьезной теоретической основе, которой
в России еще нет.
Несомненно вся эта неразбериха
с налогами приводит к нестабильному положению
в нашей экономике и еще больше усугубляет
экономический кризис. Несомненно, для
выхода из кризисного состояния необходимо
одним из первых шагов наладить налоговую
систему страны.
В заключение надо сказать,
что реформы налоговой системы, которые
можно применить в развивающихся странах,
нельзя тупо копировать на российскую
действительность. За последние 10 лет
был накоплен богатый опыт промахов и
неудач в этой области, и сейчас, “сильные
мира сего” начинают всерьез задумываться
о развитии страны на следующее десятилетие.
Надеюсь, они будут использовать такой
важный и эффективный фактор воздействия
на экономику, как налогообложение, на
благо страны.