Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 13:18, реферат
Описание работы
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.
В глобальной налоговой системе
все доходы физических и юридических лиц
облагаются одинаково. Такая система облегчает
расчет налогов и упрощает планирование
финансового результата для предпринимателей.
Глобальная налоговая система широко
применяется в Западных Государствах.
Воздействие налогов на экономику.
Налоги оказывают влияние как на совокупный
спрос, так и на совокупное предложение.
1. Совокупный спрос. Налоги
воздействуют на два основных
компонента совокупного спроса
– потребительские расходы и
инвестиционные расходы и поэтому
оказывают косвенное влияние на совокупный
спрос.
Рост налогов ведет к снижению
и потребительских (поскольку сокращается
располагаемый доход), и инвестиционных
расходов (поскольку сокращается величина
прибыли фирм после выплаты налогов, часть
которой служит источником чистых инвестиций)
и, следовательно, к сокращению совокупного
спроса (рис. 1, б). И наоборот, снижение
налогов увеличивает совокупный спрос
(рис. 1, а).
Рис. 10.1. Воздействие изменения
налогов на совокупный спрос:
а) снижение налогов; б) рост
налогов
Снижение налогов ведет к сдвигу
кривой AD вправо (от AD 1 до AD 2), что обусловливает
рост реального ВВП (от Y 1 до Y *). Следовательно,
эта мера может использоваться для стабилизации
экономики и борьбы с циклической безработицей
в период спада, стимулируя деловую активность
и уровень занятости. Однако одновременно
с ростом ВВП снижение налогов обусловливает
и рост уровня цен (от Р 1 до Р 2) и вследствие
этого является проинфляционной мерой
(провоцирует инфляцию). Поэтому в период
бума (инфляционного разрыва), когда экономика
«перегрета», в качестве антиинфляционной
меры, инструмента снижения деловой активности
и стабилизации экономики может использоваться
увеличение налогов (рис.1, б).
2. Совокупное предложение.
Поскольку фирмы рассматривают
налоги как издержки, то рост
налогов ведет к сокращению
совокупного предложения, а уменьшение
налогов – к росту деловой
активности и объема производства.
Опыт подробного изучения воздействия
налогов на совокупное предложение
принадлежит экономическому советнику
президента США Р. Рейгана, американскому
экономисту, одному из основоположников
концепции экономической теории
предложения Артуру Лафферу. Лаффер
построил гипотетическую кривую (рис.
2), с помощью которой показал воздействие
изменения ставки налога на общую величину
налоговых поступлений в государственный
бюджет. (Гипотетической эта кривая называется
потому, что свои выводы Лаффер делал не
на основе анализа статистических данных,
а на основе гипотезы, т. е. логических
рассуждений и теоретического умозаключения.)
В своем анализе Лаффер исходил из налоговой
функции: Т = tY, т. е. рассматривал воздействие
изменения ставки подоходного налога
на уровень деловой активности и величину
налоговых поступлений.
Рис.2. Кривая Лаффера
Лаффер показал, что существует
оптимальная ставка налога (t опт), при
которой налоговые поступления максимальны
(Тmax). Если увеличить ставку налога (например,
до t 1), то уровень деловой активности снизится
и налоговые поступления сократятся (до
Т 1) вследствие уменьшения налогооблагаемой
базы. Поэтому в целях борьбы со стагфляцией
(одновременным спадом производства и
инфляцией) Лаффер в начале 1980-х гг. предложил
такую меру, как снижение ставки налога
(и на доходы экономических агентов, и
на прибыль корпораций). По его мысли, ставки
подоходных налогов, существовавшие в
американской экономике, превышали оптимальную
величину, поэтому экономика находилась
на «плохой стороне» кривой (точка А). Снижение
ставок подоходного налога (от t 1 до t опт),
по его мнению, должно было послужить стимулом
повышения деловой активности (т. е. роста
совокупного предложения), что одновременно
позволило бы решить две проблемы: во-первых,
преодолеть стагфляцию и, во-вторых, увеличить
(в результате роста налогооблагаемой
базы) налоговые поступления в бюджет,
который находился в состоянии хронического
дефицита. При этом Лаффер исходил из предположения,
что в отличие от воздействия снижения
налогов на совокупный спрос, увеличивающего
объем производства, но провоцирующего
инфляцию (рис.1, а), влияние снижения налогов
на совокупное предложение имеет антиинфляционный
характер. Рост производства (от Y 1 до Y
*) сочетается в этом случае со снижением
уровня цен (от Р 1 до Р 2) (рис.3) и поэтому
может служить средством борьбы со стагфляцией.
Рис. 3. Воздействие снижения
налогов на совокупное предложение
Таким образом, налоги являются
не только основным источником доходов
государства, но и важным инструментом
стабилизации экономики. [13].
Источники налогового права
делят на: внутригосударственные (законодательство,
поднадзорные нормативные акты, судебная
практика, правовой обычай) и международные
(международные договоры, решения международных судов).
Ведущее место среди них занимает
Конституция РФ, закрепляющая исходные
положения налогового права России. Так,
например, Конституционный Суд РФ постановил,
что в соответствии с Конституцией РФ
установить налог или сбор можно только
законом. Заметное место среди источников
налогового права отводится конституциям
и уставам субъектов РФ, уставам муниципальных
образований, определяющим основные начала
их налоговой деятельности.
Основными источниками налогового
права являются акты, основное содержание
которых составляют налоговые нормы. Это
в первую очередь Налоговый кодекс, который
является основой налогового законодательства
РФ. Соответствие Налоговому кодексу РФ
- обязательное требование к законодательству
субъектов РФ, нормативным правовым актам
органов местного самоуправления. Так,
например, НК РФ определяет, что ряд налоговых
отношений может быть урегулирован исключительно
Налоговым кодексом РФ.
Налоговая система России будет
претерпевать постоянное обновление правовых
и законодательных актов. В первую очередь
изменения направлены на активизацию
предпринимательства, стимулировать индивидуальных
плательщиков в целях повышения их заинтересованности
в зарабатывании собственных средств
и во внесение их в собственное дело. Налоги
будут более взаимосвязаны и будут представлять
собой систему с механизмом защиты доходов.
Более четкое разграничение получат налоги
различного уровня с учетом национальных
и территориальных особенностей.
Основные принципы построения
налоговой системы России
Важно определить основные
принципы налогообложения. Качества, с
экономической точки зрения желательные
в любой системе налогообложения, были
сформулированы Адамом Смитом в форме
четырех положений, ставшими классическими
принципами, с которыми, как правило, соглашались
последующие авторы. Они сводятся к следующему:
- подданные государства
должны участвовать в покрытии
расходов правительства, каждый
по возможности, т.е. соразмерно доходу,
которым он пользуется под
охраной правительства. Соблюдение
этого положения или пренебрежение
им ведет к так называемому
равенству или неравенству обложения.
- налог, который обязан
уплачивать каждый, должен быть
точно определен, а не произволен.
Размер налога, время и способ
его уплаты должны быть ясны
и известны как самому плательщику,
так и всякому другому.
- каждый налог должен
взиматься в такое время и
таким способом, какие наиболее
удобны для плательщика.
- каждый налог должен быть
так устроен, чтобы он извлекал из кармана
плательщика возможно меньше сверх того,
что поступает в кассы государства.
Для того чтобы разобраться
в действующем налоговом законодательстве,
необходимо усвоить принципы, на которых
оно основано. Целесообразно выделить
экономические, юридические и организационные
принципы налогообложения.
Экономические принципы построения
налоговой системы России, базирующиеся
на постулатах классической политэкономии,
дополненные практикой налогообложения
последних лет. Законодательно закреплены
в настоящее время в статье 3 Налогового
кодекса Российской Федерации «Основные
начала законодательства о налогах и сборах».
Принципы налогообложения.
1. Принцип законности
налогообложения. Данный принцип
общеправовой и опирается на конституционный
запрет ограничения прав и свобод человека
и гражданина иначе чем федеральным законом
(ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Налогообложение
— это ограничение права собственности,
закрепленного в ст. 35 Конституции РФ,
но ограничение законное, т. е. основанное
на законе, в широком смысле, направлено
на реализацию права (через финансирование
государственных нужд по реализации государством
и его органами норм права). НК РФ также
указывает на то, что каждое лицо должно
уплачивать лишь законно установленные
налоги и сборы (п. 1 ст. 3 НК РФ).
2. Принцип всеобщности
и равенства налогообложения. Принцип
всеобщности налогообложения конституционный
и закреплен в ст. 57 Конституции Российской
Федерации, согласно новелле этой статьи
«каждый обязан платить законно установленные
налоги и сборы». Кроме того, ч. 2 ст. 6 Конституции
РФ устанавливается, что каждый гражданин
несет равные обязанности, предусмотренные
Конституцией РФ. Указанные положения
Конституции развиваются в налоговом
законодательстве (п. 1 и п. 5 ст. 3 НК РФ).
В соответствии с этим принципом
каждый член общества обязан участвовать
в финансировании публичных затрат государства
и общества наравне с другими. Всеобщность
налогообложения состоит в том, что определенные
налоговые обязанности устанавливаются,
по общему правилу, для всего круга лиц,
соответствующего конкретным родовым
требованиям (например, земельный налог,
по общему правилу, уплачивают все владельцы
земельных участков), при этом налогообложение
строится на единых принципах.
Равенство налогообложения
вытекает из конституционного принципа
равенства всех граждан перед законом
(ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации).
Конституционные положения рассматриваемого
принципа развиваются в абз. 1 п. 2 ст. 3 НК
РФ: налоги или сборы не могут не только
устанавливаться, но и фактически взиматься
различно, исходя из социальных (принадлежность
или не принадлежность к тому или иному
классу, социальной группе), расовых или
национальных (принадлежность либо не
принадлежность к определенной расе, нации,
народности, этнической группе), религиозных
и иных различий между налогоплательщиками.
В развитие этих положений в
абз. 2 п. 2 ст. 3 НК запрещено устанавливать
дифференцированные ставки налогов и
сборов, а также налоговые льготы в зависимости
от формы собственности (государственная
- федеральная и субъектов РФ, муниципальная,
частная), гражданства физических лиц
(граждане РФ, граждане иностранных государств,
лица без гражданства, лица с двойным гражданством)
или места происхождения капитала.
3. Принцип справедливости
налогообложения. В Российской Федерации
до принятия первой части НК РФ данный
принцип первоначально был сформулирован
в п. 5 постановления Конституционного
Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П: «В целях
обеспечения регулирования налогообложения
в соответствии с Конституцией Российской
Федерации принцип равенства требует
фактической способности к уплате налога
исходя из правовых принципов справедливости
и соразмерности. Принцип равенства в
социальном государстве в отношении обязанности
платить законно установленные налоги
и сборы (часть 2 ст. 6 и ст. 57 Конституции
Российской Федерации) предполагает, что
равенство должно достигаться посредством
справедливого перераспределения доходов
и дифференциации налогов и сборов».
4. Принцип публичности
налогообложения. Публичность цели взимания
налогов обосновывается доктриной финансового,
налогового и экономического права многих
зарубежных стран, прямо или косвенно
закреплена в конституциях многих стран
мира. Принцип публичной цели предполагает
поиск баланса интересов отдельных лиц
— налогоплательщиков и общества в целом.
«Поэтому государство вправе и обязано
принимать меры по регулированию налоговых
правоотношений в целях защиты прав и
законных интересов не только налогоплательщиков,
но и других членов общества» (Пункт 3 постановления
КС РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П «По делу
о проверке конституционности пунктов
2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской
Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных
органах налоговой полиции» // Собрание
законодательства Российской Федерации.
1997. Ст. 197.).
5. Принцип установления
налогов и сборов в должной
правовой процедуре. Данный принцип
закреплен и реализуется, в частности,
через конституционный запрет на установление
налогов иначе как законом (установление
его в ином порядке противоречит ст. 57,
ч. 3 ст. 75 Конституции Российской Федерации),
а в ряде государств — специальной (более
жесткой) процедурой внесения в парламент
законопроектов о налогах. В России такое
правило содержится в ч. 3 ст. 104 Конституции
Российской Федерации.
6. Принцип экономической
обоснованности налогообложения. Налоги
и сборы не только не должны быть чрезмерно
обременительными для налогоплательщиков,
но и должны обязательно иметь экономическое
основание (другими словами, не должны
быть произвольными). В соответствии с
п. 3 ст. 3 НК РФ «Налоги и сборы должны иметь
экономическое основание и не могут быть
произвольными».
7. Принцип презумпции
толкования в пользу налогоплательщика
(плательщика сборов) всех неустранимых
сомнений, противоречий и неясностей актов
законодательства о налогах и сборах.
Этот принцип закреплен в п. 7 ст. 3 НК РФ.
В соответствии с указанной нормой все
неустранимые сомнения, противоречия
и неясности актов законодательства о
налогах и сборах должны трактоваться
в пользу налогоплательщика.
8. Принцип определенности
налоговой обязанности. Он закреплен
в п. 6 ст.3 НК РФ. В соответствии с указанным
принципом акты законодательства о налогах
и сборах должны быть сформулированы таким
образом, чтобы каждый точно знал, какие
налоги (сборы), когда и в каком порядке
он должен платить.
9. Принцип единства экономического
пространства Российской Федерации
и единства налоговой политики.
Данный принцип конституционный, закреплен
в ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации,
п. 3 ст. 1 ГК РФ и п. 4 ст. 3 НК РФ. В соответствии
с рассматриваемым принципом не допускается
устанавливать налоги и сборы, нарушающие
единое экономическое пространство Российской
Федерации, в частности прямо или косвенно
ограничивающие свободное перемещение
в пределах территории Российской Федерации
товаров (работ, услуг) или финансовых
средств.