Налогообложение физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. Дать понятие налогу на доходы с физических лиц;
2. Рассмотреть историю возникновения подоходного налога;
3. Изучить теоретические аспекты исчисления НДФЛ;
4. Попытаться проанализировать нововведения в практике налогообложения.
Предметом исследования является процесс исчисления налога на доходы физических лиц, объектом – физические лица, налогоплательщики.

Содержание работы

Введение
Основы налогообложения доходов физических лиц
Возникновение и развитие подоходного налогообложения
Характеристика НДФЛ, порядок его исчисления
Деятельность налоговых органов в регулировании налогообложения доходов физических лиц
Краткая характеристика ИФНС России по г.Серову
Формирование налоговой базы по НДФЛ
Декларирование доходов физических лиц
Совершенствование налогообложения доходов физических лиц в РФ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая НДФЛ.doc

— 467.00 Кб (Скачать файл)

Размещено на http://www.allbest.ru/

Академия  труда и социальных отношений

Екатеринбургский  филиал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

ПОЛИТИКА ДОХОДОВ  И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

 

 

НА ТЕМУ

 

«НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ» (Тема № 6)

 

 

 

 

 

 

                                                                Слушатель (студент)

 

                                                               Заочный факультет, 

                                                                                Специальность 080104 «Экономика труда»

                                                                  5 курс

                                                        ______________

                                                       (подпись)

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Екатеринбург 2012г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

  1. Основы налогообложения доходов физических лиц
    1. Возникновение и развитие подоходного налогообложения
    2. Характеристика НДФЛ, порядок его исчисления
    3. Деятельность налоговых органов в регулировании налогообложения доходов физических лиц
    4. Краткая характеристика ИФНС России по г.Серову
    5. Формирование налоговой базы по НДФЛ
    6. Декларирование доходов физических лиц
  2. Совершенствование налогообложения доходов физических лиц в РФ

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Темой для моей курсовой работы послужил один из самых распространенных налогов в налоговых системах всех стран мира - налога на доходы физических лиц. С 1 января 2001 года появилось новое название налога - "налог на доходы физических лиц", заменившее прежнее наименование "подоходный налог".

Налог на доходы с физических лиц в РФ является федеральным налогом, который взимается на всей территории страны по единым ставкам. Данный налог относится к регулирующим налогам, т.е. используется для регулирования доходов нижестоящих бюджетов - в виде процентных отчислений по нормативам, утверждаемым в установленном порядке на очередной финансовый год.

Налог на доходы физических лиц всегда являлся одним  из важнейших налогов. За последние  годы схема подоходного налогообложения  в России неоднократно менялась, но законодатели и государственные чиновники до сих пор не пришли к единому мнению о порядке взимания и размерах налога на доходы физических лиц.

Во всех странах  подоходный налог взимается по прогрессивной  шкале, диапазон ставок которой достаточно широк. Предельная ставка подоходного налога в Дании в 1996 г. составляла 61%. Ставки налога высоки, но следует учесть, что во всех странах установлены значительные налогонеоблагаемые минимумы и предоставлены льготы по различным основаниям. Например, физические лица в Японии уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей 5 ставок: 10, 20, 30, 40%; кроме того, действует также подоходный префектурный налог, взимаемый по трем ставкам: 5, 10 и 15%; существует местный подоходный налог. Кроме необлагаемого минимума гражданин может исключить из годового дохода льготы, учитывающие его семейное положение, а также сумму средств, затраченных на лечение. Таким образом, налогооблагаемая база получающего среднюю заработную плату гражданина Японии может быть уменьшена более чем на 30%.

Приведу размер подоходного налога по странам мира: Великобритания 0-40%, Германия 14-45% (0%, если годовой доход ниже 7834 Евро (2009 год)), Дания 38-59%, США 15-35%, Украина 15%, Франция 10-48,09%, ЮАР 24-43%, Япония 5-40%.

А также есть страны, в которых нет подоходного налога: Андорра, Саудовская Аравия, Сомали, ОАЭ, Уругвай и другие.

В данной работе я постаралась привести характеристики основных элементов налога на доходы физических лиц, порядок его исчисления и уплаты в бюджет, основные направления совершенствования, раскрытие его сущности и назначения в налоговой системе России.

Итак, цель данной работы - рассмотреть теоретические  аспекты и попытаться проанализировать нововведения в практике налогообложения в части налога на доходы физических лиц.

Преобразования в политическом устройстве Российской Федерации, ее экономике  привели к кардинальным изменениям в системе налогообложения страны. Она стала играть важную роль в  финансовой сфере деятельности государства, организаций и населения.

Налоги на доходы физических лиц призваны обеспечивать государство необходимыми финансовыми ресурсами и содействовать решению социально- экономических проблем в обществе.

Потенциал налога на доходы физических лиц в современной  налоговой системе России реализован не полностью. Он еще не стал ведущим источником формирования доходов бюджетной системы, не оказывает существенного воздействия на процессы перераспределения валового внутреннего продукта в России, слабо влияет на регулирование имущественного расслоения населения, устранение острых социальных проблем в стране: безработицы, низкой рождаемости граждан, высокой доли граждан, получающих доходы ниже прожиточного минимума.

В связи с вышеизложенным проблема совершенствования налогообложения доходов физических лиц является одной из наиболее актуальных для российской финансовой науки и практики налогообложения.

Работа состоит  из трех глав. Первая глава – теоретическая. В ней рассмотрены истоки и причины появления подоходного налога, дана краткая историческая справка, общие понятия налога на доходы физических лиц. Вторая глава – аналитическая. В ней рассмотрены особенности исчисления налога на доходы физических лиц, формирование налоговой базы и декларирование доходов физических лиц. В третьей главе рассматривается развитие НДФЛ в будущем.

Задачи исследования:

1. Дать понятие  налогу на доходы с физических  лиц;

2. Рассмотреть  историю возникновения подоходного  налога;

3. Изучить теоретические  аспекты исчисления НДФЛ;

4. Попытаться проанализировать нововведения в практике налогообложения.

Предметом исследования является процесс исчисления налога на доходы физических лиц, объектом – физические лица, налогоплательщики.

 

 

  1. ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

 

1.1 Возникновение и развитие подоходного налогообложения

 

Подоходный  налог - основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода юридических и физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.

Подоходный  налог появился в общемировой практике давно и сейчас он действует почти во всех странах мира. Место его рождения - Великобритания. Она ввела этот налог в 1798 году как временную меру, в виде утроенного налога на роскошь. Этот налог, построенный на чисто внешних признаках (обзаведение мужской прислугой, владение каретой и т.п.), действовал вплоть до 1816 г. При вторичном его введении в 1842 г. он уже более-менее отвечал основным критериям, положенным в основу принципа подоходного налогообложения.

Но с 1842 года подоходный налог окончательно утвердился в английской налоговой практике. В других странах НДФЛ стали применять с конца XIX- начала XX в. (Пруссия - с 1891 г., Франция - с 1914 г.)1.

Однако и  до введения НДФЛ налоговые системы  в различных странах косвенно учитывали доходы граждан при построении реальных налогов. Например, размер домового налога зависел от числа окон, этажей и комнат, от параметров фасада дома и от других признаков, которые позволяли судить об общественном положении и доходах плательщика.

Введение этого  налога в той или иной стране было обусловлено ее внутренними причинами. При всем различии этих причин может быть выделена общая причина, характерная для всех стран. Острая потребность государства в дополнительных средствах, вызванная ростом задолженности, военными и другими расходами, перестала покрываться реальными налогами, размер которых зачастую не соответствовал истинной платежеспособности граждан. В то же время набравшие силу социальные движения требовали устранения несправедливости косвенного налогообложения, не делавшего различий между бедными и богатыми и более тяжело ложившегося на менее состоятельных граждан. Поэтому и был введен НДФЛ, идея которого заключается именно в обеспечении равнонапряженности налогообложения на основе прямого определения доходов каждого плательщика.

Русский экономист  Озеров И.Х. в начале нынешнего столетия кратко сформулировал причины, побудившие страны ввести подоходный налог2:

- требования  рабочего класса;

- интерес развивающейся  промышленности;

- дефицит бюджета.

Объектами подоходного налога выступали доходы плательщиков (физических лиц). Исторически сложились 2 формы построения подоходного налога: шедулярная и глобальная. Шедулярный подоходный налог уплачивается по разделам (шедулам), соответствующим различным источникам доходов, и состоит из основного и дополнительного. Основной налог является пропорциональным, а дополнительный - прогрессивным.

Глобальный  подоходный налог имеет гораздо  большее распространение. Глобальная форма предполагала обложение совокупного дохода плательщика независимо от источника дохода (возникла в Пруссии).

В России на протяжении ряда столетий основным прямым налогом  была подушная подать. В 1812 г. был введен прогрессивный процентный сбор с доходов от недвижимого имущества, представляющий собой своеобразную форму подоходного налога.

Подоходный  налог был представлен на рассмотрение Думы в 1907 г., но принят лишь в 1916г. Это  был единственный из всех налогов, который  предстояло взимать не с коллективных налогоплательщиков, а с суммы  личных доходов отдельных индивидов; кроме того, ему предстояло стать единственным по-настоящему универсальным налогом, взимаемым со всех живущих в России и официально возложить фискальную ответственность на женщин (вместо налога на главу семьи)3.

Подоходный  налог был необычен еще и тем, что в его основе лежала декларация о доходах, то есть добровольное согласие налогоплательщика раскрыть информацию о собственных доходах. Эта мера предполагала, что каждый налогоплательщик будет сознательно, с позиций гражданина и с пониманием своего долга, сотрудничать с правительством.

В 1916 году правительство  отдало предпочтение не английской, а  прусской системе подоходного налога. Прусская модель представляла собой систему комплексного налогообложения, при которой налогоплательщик был обязан декларировать все источники своих доходов, а государство подходило к налогоплательщику как к участнику всех видов экономической деятельности.

Английская  система фактически представляло собой  смесь отдельных налогов на различные  виды доходов, а не на налогоплательщика как такового.

Российское  правительство решило контролировать все аспекты экономической деятельности личности, но при этом пошло еще дальше: оно предусмотрело нововведение, еще не принятое в других странах, которое заключалось в том, что каждый потенциальный работодатель, а также все финансовые учреждения были обязаны сообщать о своих платежах любому физическому или юридическому лицу, а государство оставляло за собой еще и право требовать всю необходимую информацию от самого налогоплательщика. Мы не можем знать, как эта система работала бы на практике, так как процесс сбора налогов был прерван февральской революцией; однако она четко обозначила цели, которые ставило перед собой правительство и которым будут следовать оба сменивших его режима.

Налогообложение было дифференцированным по прогрессивным ставкам. В 1916 г. его потолок был 12,5%, впоследствии Временное правительство довело его до 30,5%. Первоначально Правительство предусматривало минимальную сумму необлагаемого дохода в 1000 руб., что в 1912г. означало бы, что большинству населения подоходный налог не грозит. Инфляция военного периода резко увеличила число людей, чей доход равен или больше 1000 руб., а государственный совет понизил минимальный уровень дохода до 750 руб. с целью охватить налогом как можно большее количество населения. Отныне и бедные должны были быть включены в число налогоплательщиков, потому что получали статус граждан, то есть подтягивались до уровня граждан через насильственное включение в число налогоплательщиков4.

Лишь в 1916 г. был принят указ императора России о введении как такового подоходного налога и должен был быть введен в действие с 1917 г. Однако события 1917 г. не позволили данному указу вступить в действие.

В СССР подоходный налог с населения был введен на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 года. Его уплачивали граждане СССР, имеющие самостоятельный источник дохода, независимо от места проживания, а также иностранные лица и лица без гражданства, имевшие на территории СССР источники дохода. Техника взимания налога сохранялась практически неизменной вплоть до конца восьмидесятых годов. Взимание подоходного налога производилось у источника. Доходы плательщиков при обложении дифференцировались в зависимости от источников происхождения и размеров. Они подразделялись на: заработную плату; авторские вознаграждения и другие доходы литераторов и работников искусства; доходы лиц, занимающихся кустарно - ремесленным промыслом; доходы лиц, занимающихся частной практикой; другие доходы5.

Информация о работе Налогообложение физических лиц