Налогообложение физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. Дать понятие налогу на доходы с физических лиц;
2. Рассмотреть историю возникновения подоходного налога;
3. Изучить теоретические аспекты исчисления НДФЛ;
4. Попытаться проанализировать нововведения в практике налогообложения.
Предметом исследования является процесс исчисления налога на доходы физических лиц, объектом – физические лица, налогоплательщики.

Содержание работы

Введение
Основы налогообложения доходов физических лиц
Возникновение и развитие подоходного налогообложения
Характеристика НДФЛ, порядок его исчисления
Деятельность налоговых органов в регулировании налогообложения доходов физических лиц
Краткая характеристика ИФНС России по г.Серову
Формирование налоговой базы по НДФЛ
Декларирование доходов физических лиц
Совершенствование налогообложения доходов физических лиц в РФ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая НДФЛ.doc

— 467.00 Кб (Скачать файл)

 

2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ В РЕГУЛИРОВАНИИ  НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ  ЛИЦ

 

2.1 Краткая экономическая характеристика  ИФНС России по г. СЕРОВУ

 

Управление Федеральной  налоговой службы по Свердловской области (далее - Управление) является территориальным органом Федеральной налоговой службы (далее – ФНС России) и входит в единую централизованную систему налоговых органов.

Управление находится  в непосредственном подчинении ФНС  России и ей подконтрольно.

Управление имеет сокращенное  наименование: УФНС России по Свердловской области.

Управление является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору  за соблюдением законодательства о  налогах и сборах, за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

Управление осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, представляет в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.

Управление в своей  деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, правовыми актами ФНС России, нормативными правовыми актами органов власти Свердловской области и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов, настоящим Положением.

Управление осуществляет свою деятельность непосредственно  и через инспекции по районам, районам в городах, городам без  районного деления, инспекции межрайонного уровня и во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Управление  возглавляет руководитель, назначаемый  на должность и освобождаемый  от должности Министром финансов Российской Федерации по представлению  руководителя ФНС России.

Управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права в рамках предоставленных ему полномочий, выступает истцом и ответчиком в суде. Управление имеет смету доходов и расходов, утверждаемую ФНС России.

Финансирование расходов на содержание Управления осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Управление является юридическим лицом, имеет бланк  и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации со своим полным и сокращенным наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Место нахождения Управления: Свердловская область, г. Серов.

Основные показатели работы инспекции за период с 2009г. по 2011г. приведены в таблице 1.

Из приведенной  ниже таблицы мы можем видеть, каким  образом распределялись поступления в бюджетную систему, а также размеры недоимок по платежам налога на доходы физических лиц и доначисления в бюджет по результатам проведения выездных проверок, проведенных инспекторами инспекции федеральной налоговой службы по г. Серову.

 

Таблица 1 Основные показатели работы инспекции, тыс. руб.

№ п/п

Направление работы

За 2009г.

За 2010г.

За 2011г.

1.

Поступило в бюджетную систему, в том числе

516876

523687

699708

1.1.

В федеральный  бюджет,

172607

212482

330590

1.2.

В территориальный  бюджет,

344269

311205

369118

1.2.1

Из них в  городской бюджет

306602

277753

240787

2.

Недоимка по платежам в бюджет, всего, в том числе

62753

99716

109796

2.1.

В федеральный  бюджет

36770

61325

59087

2.2.

В территориальный  бюджет

25983

38391

50709

3.

Дополнительно начислено в бюджет по выездным проверкам, всего в том числе

47069

44120

16608

3.1.

Налог на прибыль

36129

31130

14244

3.2.

НДС

10522

11311

11216

3.3

Налог на имущество

113

1679

758


 

Показатели  поступления в бюджеты различных  уровней, представленные в таблице отражены на диаграмме, приведенной ниже.

Из этой диаграммы  можно видеть, что соотношение  поступления в территориальный бюджет и федеральный бюджет устойчиво сохраняется в пользу первого, причем большую часть поступлений в территориальный бюджет составляют поступления в городской бюджет.

 

 

Рис. 1. Показатели работы инспекции по собираемости налога на доходы физических лиц

 

Инспекция ФНС  России по г. Серову мобилизовала налогов и других платежей в бюджеты всех уровней в 2009г. 479 млн. руб., в 2010г. 491 млн. руб., в 2011г. 618 млн. руб. Анализ налоговых поступлений Инспекции ФНС представлен в таблице 2.

 

Таблица 2 Доля налога на доходы физических лиц в поступлениях по ИФНС г.Серову.

Статьи доходов

Год

Отклонение  «+» ; «-»

2011 к 2009

2011 к 2010

2009

2010

2011

сумма

%

сумма

%

Всего

479577

490813

617918

138341

128,8

127105

126

Налог на прибыль

31649 (58,63%)

193401

(41,5%)

95618

(15%)

-220879

-30,2

-97783

-49

Подоходный налог с физических лиц

39700

(7%)

61314

(12%)

120156

(21%)

27644

302,6

58842

196

НДС

98393

(18%)

97181

(17%)

195383

(31%)

96990

198,6

98202

201

Единый налог  на вмененный доход

3782

(1%)

29196

(6%)

42974

(7%)

39192

1136

13778

147

Налог на имущество

16624

(4%)

13452

(2,5%)

32898

(5,5%)

16274

198

19446

245

Земельный налог

9487

(2%)

2694

(0,5%)

5340

(0,8%)

-4147

-56,3

2646

198

Местные налоги

25051

(5%)

46854

(9%)

51656

(9%)

26605

206

4802

110

Целевые сборы

768

(0,35%)

679

(0,4%)

807

(1,2%)

39

105

128

119

Налог на рекламу

53

(0,02%)

152

(0,1%)

384

(0,5%)

331

724

232

253

Налог на содержание жилищного фонда

19120

(5%)

45404

(9%)

50376

(9%)

1256

263

4972

111


 

На приведенной ниже диаграмме отражена собираемость налогов за период с 2009 по 2011г. в соответствии с данными таблицы 2.

 

Рис. 2. Доля налога на доходы физических лиц в поступлениях по ИФНС г. Серова.

 

Основную долю налоговых поступлений составили налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, единый налог на вмененный доход. Поступления по налогу на добавленную стоимость в 2011г. по сравнению с предшествующими годами возросли на 97 млн. руб., подоходного налога на 27 млн. руб.

Поступления налога на прибыль предприятий и организаций  сократились на 221 млн. руб. одним из факторов является понижение ставки налога с 35% до 30%.

В 2011г. поступления местных налогов в общем объеме поступлений региона составили 8%. По сравнению с предшествующим годом (99г.) они уменьшились на 2%. Данные о доле налоговых поступлений в консолидированном бюджете республики представлены в таблице 3. и на рисунке 3.

Как видно из таблицы, сохраняется устойчивая тенденция  к увеличению доли налога на доходы физических лиц в общей массе налоговых поступлений.

 

Таблица 3

Доля налоговых  поступлений в консолидированном  бюджете ЧР

Статьи доходов

2009

2010

2011

Налог на прибыль

66%

39%

15%

Подоходный  налог

8%

13%

19%

Единый налог

0,8%

6%

7%

НДС

20,5%

20%

32%

Местные налоги

5%

10%

8%


 

Поступления по налогу на доходы физических лиц по сравнению с предшествующими  годами увеличились на 31 млн. руб. (с 2009г. по 2011г.). Это связано с увеличением числа плательщиков, изменением налогооблагаемой базы, а также с ведением активной работы по борьбе с задолженностями.

 

 

Рис. 3. Диаграмма налоговых платежей по ИФНС г. Серова.

 

2.2 Формирование налоговой базы по НДФЛ

 

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) относится к обязательным удержаниям из заработной платы. Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиком.

Доход - это экономическая  выгода в денежной или натуральной  форме. Экономическая выгода признается доходом физического лица, если одновременно соблюдаются три условия:

1) она подлежит  получению деньгами или иным  имуществом;

2) ее размер  можно оценить;

3) она может  быть определена по правилам  гл. 23 НК РФ.

Все доходы, которые  получены физическим лицом, можно условно  разделить на две группы:

1) доходы, которые  учитываются при налогообложении  (ст. 208 НК РФ);

2) доходы, которые  не учитываются при налогообложении  (п. п. 2, 5 ст. 208, ст. ст. 215, 217 НК РФ).

При этом доходы, которые учитываются при налогообложении, подразделяются:

- на доходы от источников в РФ;

- доходы от  источников за пределами РФ (ст. ст. 208, 209 НК РФ).

Для физических лиц - работников организации основным видом доходов в соответствии с п.6 ст.208 Налогового кодекса РФ, будет вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации.

Некоторые доходы освобождены от налогообложения  НДФЛ. Их перечень предусмотрен ст. ст. 215 и 217 НК РФ. В частности, к доходам, освобождаемым от налогообложения НДФЛ, относятся доходы в виде:

- компенсационных  выплат, установленных законодательством  и связанных с увольнением работников, а также с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов) (п. 3 ст. 217 НК РФ);

- вознаграждения  донорам за сданную кровь (п. 5 ст. 217 НК РФ);

-суммы единовременной  материальной помощи, оказываемой:  налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством, а также членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена его семьи (п.8 ст.217 НК РФ);

- компенсаций  стоимости путевок (п. 9 ст. 217 НК  РФ);

- оплаты лечения  и медицинского обслуживания (п. 10 ст. 217 НК РФ);

- других доходов,  поименованных в ст. ст. 215 и 217 НК РФ.

Перечень освобождаемых  доходов является закрытым (ст. ст. 215 и 217 НК РФ). Следовательно, все иные виды доходов, не поименованные в данном перечне, подлежат налогообложению НДФЛ.

Доходы физических лиц, которые облагаются по ставке НДФЛ в размере 13%, можно уменьшить (п. 3 ст. 210, п. 1 ст. 224 НК РФ). Уменьшение производится на так называемые вычеты. НК РФ предусмотрел четыре группы таких вычетов:

Информация о работе Налогообложение физических лиц