Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:18, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Дать понятие налогу на доходы с физических лиц;
2. Рассмотреть историю возникновения подоходного налога;
3. Изучить теоретические аспекты исчисления НДФЛ;
4. Попытаться проанализировать нововведения в практике налогообложения.
Предметом исследования является процесс исчисления налога на доходы физических лиц, объектом – физические лица, налогоплательщики.
Введение
Основы налогообложения доходов физических лиц
Возникновение и развитие подоходного налогообложения
Характеристика НДФЛ, порядок его исчисления
Деятельность налоговых органов в регулировании налогообложения доходов физических лиц
Краткая характеристика ИФНС России по г.Серову
Формирование налоговой базы по НДФЛ
Декларирование доходов физических лиц
Совершенствование налогообложения доходов физических лиц в РФ
Заключение
Список литературы
2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ В
2.1
Краткая экономическая
Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области (далее - Управление) является территориальным органом Федеральной налоговой службы (далее – ФНС России) и входит в единую централизованную систему налоговых органов.
Управление находится в непосредственном подчинении ФНС России и ей подконтрольно.
Управление имеет сокращенное наименование: УФНС России по Свердловской области.
Управление является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
Управление осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, представляет в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.
Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, правовыми актами ФНС России, нормативными правовыми актами органов власти Свердловской области и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов, настоящим Положением.
Управление осуществляет свою деятельность непосредственно и через инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня и во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
Управление возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром финансов Российской Федерации по представлению руководителя ФНС России.
Управление в соответствии
с гражданским законодательство
Финансирование расходов на содержание Управления осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
Управление является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации со своим полным и сокращенным наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Место нахождения Управления: Свердловская область, г. Серов.
Основные показатели работы инспекции за период с 2009г. по 2011г. приведены в таблице 1.
Из приведенной ниже таблицы мы можем видеть, каким образом распределялись поступления в бюджетную систему, а также размеры недоимок по платежам налога на доходы физических лиц и доначисления в бюджет по результатам проведения выездных проверок, проведенных инспекторами инспекции федеральной налоговой службы по г. Серову.
Таблица 1 Основные показатели работы инспекции, тыс. руб.
№ п/п |
Направление работы |
За 2009г. |
За 2010г. |
За 2011г. |
1. |
Поступило в бюджетную систему, в том числе |
516876 |
523687 |
699708 |
1.1. |
В федеральный бюджет, |
172607 |
212482 |
330590 |
1.2. |
В территориальный бюджет, |
344269 |
311205 |
369118 |
1.2.1 |
Из них в городской бюджет |
306602 |
277753 |
240787 |
2. |
Недоимка по платежам в бюджет, всего, в том числе |
62753 |
99716 |
109796 |
2.1. |
В федеральный бюджет |
36770 |
61325 |
59087 |
2.2. |
В территориальный бюджет |
25983 |
38391 |
50709 |
3. |
Дополнительно начислено в бюджет по выездным проверкам, всего в том числе |
47069 |
44120 |
16608 |
3.1. |
Налог на прибыль |
36129 |
31130 |
14244 |
3.2. |
НДС |
10522 |
11311 |
11216 |
3.3 |
Налог на имущество |
113 |
1679 |
758 |
Показатели
поступления в бюджеты
Из этой диаграммы можно видеть, что соотношение поступления в территориальный бюджет и федеральный бюджет устойчиво сохраняется в пользу первого, причем большую часть поступлений в территориальный бюджет составляют поступления в городской бюджет.
Рис. 1. Показатели работы инспекции по собираемости налога на доходы физических лиц
Инспекция ФНС России по г. Серову мобилизовала налогов и других платежей в бюджеты всех уровней в 2009г. 479 млн. руб., в 2010г. 491 млн. руб., в 2011г. 618 млн. руб. Анализ налоговых поступлений Инспекции ФНС представлен в таблице 2.
Таблица 2 Доля налога на доходы физических лиц в поступлениях по ИФНС г.Серову.
Статьи доходов |
Год |
Отклонение «+» ; «-» | |||||
2011 к 2009 |
2011 к 2010 | ||||||
2009 |
2010 |
2011 |
сумма |
% |
сумма |
% | |
Всего |
479577 |
490813 |
617918 |
138341 |
128,8 |
127105 |
126 |
Налог на прибыль |
31649 (58,63%) |
193401 (41,5%) |
95618 (15%) |
-220879 |
-30,2 |
-97783 |
-49 |
Подоходный налог с физических лиц |
39700 (7%) |
61314 (12%) |
120156 (21%) |
27644 |
302,6 |
58842 |
196 |
НДС |
98393 (18%) |
97181 (17%) |
195383 (31%) |
96990 |
198,6 |
98202 |
201 |
Единый налог на вмененный доход |
3782 (1%) |
29196 (6%) |
42974 (7%) |
39192 |
1136 |
13778 |
147 |
Налог на имущество |
16624 (4%) |
13452 (2,5%) |
32898 (5,5%) |
16274 |
198 |
19446 |
245 |
Земельный налог |
9487 (2%) |
2694 (0,5%) |
5340 (0,8%) |
-4147 |
-56,3 |
2646 |
198 |
Местные налоги |
25051 (5%) |
46854 (9%) |
51656 (9%) |
26605 |
206 |
4802 |
110 |
Целевые сборы |
768 (0,35%) |
679 (0,4%) |
807 (1,2%) |
39 |
105 |
128 |
119 |
Налог на рекламу |
53 (0,02%) |
152 (0,1%) |
384 (0,5%) |
331 |
724 |
232 |
253 |
Налог на содержание жилищного фонда |
19120 (5%) |
45404 (9%) |
50376 (9%) |
1256 |
263 |
4972 |
111 |
На приведенной ниже диаграмме отражена собираемость налогов за период с 2009 по 2011г. в соответствии с данными таблицы 2.
Рис. 2. Доля налога на доходы физических лиц в поступлениях по ИФНС г. Серова.
Основную долю налоговых поступлений составили налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, единый налог на вмененный доход. Поступления по налогу на добавленную стоимость в 2011г. по сравнению с предшествующими годами возросли на 97 млн. руб., подоходного налога на 27 млн. руб.
Поступления налога
на прибыль предприятий и
В 2011г. поступления местных налогов в общем объеме поступлений региона составили 8%. По сравнению с предшествующим годом (99г.) они уменьшились на 2%. Данные о доле налоговых поступлений в консолидированном бюджете республики представлены в таблице 3. и на рисунке 3.
Как видно из таблицы, сохраняется устойчивая тенденция к увеличению доли налога на доходы физических лиц в общей массе налоговых поступлений.
Таблица 3
Доля налоговых
поступлений в
Статьи доходов |
2009 |
2010 |
2011 |
Налог на прибыль |
66% |
39% |
15% |
Подоходный налог |
8% |
13% |
19% |
Единый налог |
0,8% |
6% |
7% |
НДС |
20,5% |
20% |
32% |
Местные налоги |
5% |
10% |
8% |
Поступления по налогу на доходы физических лиц по сравнению с предшествующими годами увеличились на 31 млн. руб. (с 2009г. по 2011г.). Это связано с увеличением числа плательщиков, изменением налогооблагаемой базы, а также с ведением активной работы по борьбе с задолженностями.
Рис. 3. Диаграмма налоговых платежей по ИФНС г. Серова.
2.2 Формирование налоговой базы по НДФЛ
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) относится к обязательным удержаниям из заработной платы. Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиком.
Доход - это экономическая выгода в денежной или натуральной форме. Экономическая выгода признается доходом физического лица, если одновременно соблюдаются три условия:
1) она подлежит получению деньгами или иным имуществом;
2) ее размер можно оценить;
3) она может быть определена по правилам гл. 23 НК РФ.
Все доходы, которые получены физическим лицом, можно условно разделить на две группы:
1) доходы, которые
учитываются при
2) доходы, которые
не учитываются при
При этом доходы,
которые учитываются при
- на доходы от источников в РФ;
- доходы от источников за пределами РФ (ст. ст. 208, 209 НК РФ).
Для физических лиц - работников организации основным видом доходов в соответствии с п.6 ст.208 Налогового кодекса РФ, будет вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации.
Некоторые доходы освобождены от налогообложения НДФЛ. Их перечень предусмотрен ст. ст. 215 и 217 НК РФ. В частности, к доходам, освобождаемым от налогообложения НДФЛ, относятся доходы в виде:
- компенсационных
выплат, установленных
- вознаграждения донорам за сданную кровь (п. 5 ст. 217 НК РФ);
-суммы единовременной материальной помощи, оказываемой: налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством, а также членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена его семьи (п.8 ст.217 НК РФ);
- компенсаций стоимости путевок (п. 9 ст. 217 НК РФ);
- оплаты лечения и медицинского обслуживания (п. 10 ст. 217 НК РФ);
- других доходов, поименованных в ст. ст. 215 и 217 НК РФ.
Перечень освобождаемых доходов является закрытым (ст. ст. 215 и 217 НК РФ). Следовательно, все иные виды доходов, не поименованные в данном перечне, подлежат налогообложению НДФЛ.
Доходы физических лиц, которые облагаются по ставке НДФЛ в размере 13%, можно уменьшить (п. 3 ст. 210, п. 1 ст. 224 НК РФ). Уменьшение производится на так называемые вычеты. НК РФ предусмотрел четыре группы таких вычетов: