Налогообложение физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. Дать понятие налогу на доходы с физических лиц;
2. Рассмотреть историю возникновения подоходного налога;
3. Изучить теоретические аспекты исчисления НДФЛ;
4. Попытаться проанализировать нововведения в практике налогообложения.
Предметом исследования является процесс исчисления налога на доходы физических лиц, объектом – физические лица, налогоплательщики.

Содержание работы

Введение
Основы налогообложения доходов физических лиц
Возникновение и развитие подоходного налогообложения
Характеристика НДФЛ, порядок его исчисления
Деятельность налоговых органов в регулировании налогообложения доходов физических лиц
Краткая характеристика ИФНС России по г.Серову
Формирование налоговой базы по НДФЛ
Декларирование доходов физических лиц
Совершенствование налогообложения доходов физических лиц в РФ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая НДФЛ.doc

— 467.00 Кб (Скачать файл)

1) стандартные  налоговые вычеты (ст. 218 НК РФ);

2) социальные  налоговые вычеты (ст. 219 НК РФ);

3) имущественные  налоговые вычеты (ст. 220 НК РФ);

4) профессиональные  налоговые вычеты (ст. 221 НК РФ).

Плательщиком  налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, то есть физические лица, фактически находящиеся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Кроме этого плательщиками НДФЛ являются и физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ и получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Российские  организации, индивидуальные предприниматели  и постоянные представительства иностранных организаций в РФ, от которых налоговые резиденты получают доходы, именуются налоговыми агентами. Их обязанностями является:

- ведение учета  доходов физических лиц, источниками  которых они являются,

- формирование  налоговой базы,

- исчисление налога,

- удержание  налога,

- уплата сумм  удержанного из доходов налогоплательщика  налога в бюджет,

- представление  сведений о полученных физическими  лицами доходах и о начисленных  и удержанных налогах в налоговый  орган по месту учета налогового  агента.

Налоговый агент должен иметь возможность удержать налог, т.е. располагать денежными средствами, которые нужно выплатить физическому лицу.

Налоговый период - это период, по итогам которого должна быть определена налоговая база и исчислена сумма налога, подлежащая уплате (п. 1 ст. 55 НК РФ).

По налогу на доходы физических лиц налоговым  периодом признается календарный год (ст. 216 НК РФ).

Исчисление  суммы налога на доходы физических лиц определяется по формуле:

 

Сумма НДФЛ = Налоговая  база х Налоговая ставка

 

Налоговые ставки, применяемые при исчислении налога на доходы физических лиц, установлены ст. 224 НК РФ. Всего таких ставок пять - 9, 13, 15, 30 и 35%.

Если физическое лицо является налоговым резидентом РФ, то большинство его доходов будет облагаться по налоговой ставке в размере 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ). К таким доходам, например, относится заработная плата, вознаграждения по гражданско-правовым договорам, а также другие доходы, которые не поименованы в п. п. 2 - 5 ст. 224 НК РФ.

Налоговая база по НДФЛ представляет собой денежное выражение доходов налогоплательщика. А если доходы облагаются по ставке НДФЛ в размере 13%, то налоговая база - это денежное выражение доходов, уменьшенных на налоговые вычеты (п. п. 3, 4 ст. 210 НК РФ).

 

Налоговая база = Доходы (13%) - Вычеты

 

Доходы в  виде заработной платы, отпускных, а  также других выплат, входящих в  систему оплаты труда, учитываются  в налоговой базе того периода, за который они были начислены. Иные доходы (суммы материальной помощи, подлежащие налогообложению, вознаграждения по гражданско-правовым договорам и пр.) нужно включать в налоговую базу в периоде их выплаты, а не начисления.

НДФЛ удерживается непосредственно из доходов физического  лица при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ).

Это правило  применяется в совокупности с положениями ст. 223 НК РФ, устанавливающей момент фактического получения дохода физическим лицом.

В частности, при  выплате авансов по заработной плате  удерживать НДФЛ не нужно, поскольку  днем получения доходов в виде оплаты труда считается последний день месяца, за который они начислены (п. 2 ст. 223 НК РФ). Следовательно, удержать НДФЛ в полном объеме необходимо при выплате второй части заработка.

Если доход  выдается в неденежной форме, удержать налог нужно при ближайшей  выплате физическому лицу денежных средств. Причем такое удержание можно производить из любых выплачиваемых ему средств, - заработной платы, отпускных, материальной помощи и др. (абз. 2 п. 4 ст. 226 НК РФ).

При этом важно  помнить, что удерживаемая сумма  налога не может превышать 50% от денежной выплаты (абз. 2 п. 4 ст. 226 НК РФ). Оставшаяся часть налога удерживается из выплат в последующих месяцах.

Также следует  обратить внимание на то, что налоговый  агент не вправе уплачивать НДФЛ из собственных средств (п. 9 ст. 226 НК РФ). 
Если же у организации нет возможности удержать НДФЛ у физического лица в течение 12 месяцев после выплаты ему дохода, то об этом организация сообщает в свою налоговую инспекцию (пп. 2 п. 3 ст. 24, п. 5 ст. 226 НК РФ).

Налог, который  исчислен и удержан у физического лица, уплачивается организацией по месту своего учета в сроки установленные п.п. 6, 7 ст. 226 НК РФ. Как правило, это происходит в день перечисления средств на банковский счет физического лица.

Роль и  значение НДФЛ в доходах бюджетов различных уровней представлена на приведенных ниже диаграммах.

 

Рис. 4 Структура поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет по видам налогов за январь-декабрь 2011 года, в %.

 

Рис. 5 Структура поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет по видам налогов за январь-декабрь 2011 года (в %)

2.3 Декларирование доходов физических  лиц

 

Согласно статьям 227 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации декларируют доходы следующие  категории граждан:

  • физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученным от осуществления такой деятельности;
  • нотариусы и адвокаты, занимающиеся частной практикой, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности;
  • физические лица - исходя из сумм вознаграждений, которые они получили от других физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, по заключенным с ними гражданско-правовым договорам, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества;
  • физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности;
  • физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, получившие доходы из источников, находящихся за пределами Российской Федерации, - исходя из сумм таких доходов;
  • физические лица, получившие выигрыши от игры в лотерею, в игре на тотализаторе и в других основанных на риске играх, - исходя из сумм таких выигрышей; при этом размер выигрыша значения не имеет.

Вышеуказанные налогоплательщики представляют не позднее 30 апреля, следующего за истекшим налоговым периодом, декларацию в территориальный налоговый орган ИФНС России по г.Серову.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от от 29 декабря 2009 г. N 145н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц и Порядка ее заполнения" утверждена декларации по налогу на доходы физических лиц N 3-НДФЛ (Приложение 3).

Декларация  состоит из 19 листов. Первые два - страницы титульного листа декларации, следующие  пять листов - разделы с 1-го по 5-й, на которых непосредственно производится расчет налоговой базы и суммы налога по доходам, облагаемым по различным ставкам, далее следует раздел 6, где указываются суммы налога, подлежащие уплате (доплате) в бюджет/возврату из бюджета, страниц раздела 6 может быть несколько, на листах А, Б и В отражаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, а также за ее пределами, облагаемые налогом по различным ставкам, и доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности и частной практики, и, наконец, листы Г, Д, Е, Ж, З, И, К, Л используются для заполнения разделов с 1-го по 6-й. Фактически эти листы нужны для расчета суммы доходов, не подлежащих налогообложению, а также суммы расходов и налоговых вычетов, уменьшающих налоговую базу.

Страницы 001 и 002 титульного листа, раздел 5 "Расчет итоговой суммы налога к уплате (доплате)/возврату по всем видам доходов" и раздел 6 "Суммы налога, подлежащие уплате (доплате) в бюджет/возврату из бюджета" заполняются и представляются всеми налогоплательщиками.

Остальные разделы  и листы декларации являются специальными и заполняются в зависимости от полученного дохода, ставки налога, по которой полученный доход облагается, и права налогоплательщика на расходы и налоговые вычеты.

Декларация  на бумажном носителе может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или его уполномоченным (законным) представителем, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

К декларации прилагаются  также следующие документы:

  • копии всех страниц паспорта,
  • справка о доходах по форме 2-НДФЛ (Приложение 2), если имелись доходы, полученные в РФ,
  • справка от работодателя о доходах, полученных за пределами РФ, в свободной форме с обязательным указанием конкретной даты по каждой выплате.
  • нотариально заверенная доверенность, если физическое лицо предоставляет декларацию через уполномоченного (законного) представителя.
  • заявление и все подтверждающие документы на предоставление вычетов, если право на таковые имеется.

Сумму налога на доходы физических лиц, подлежащую уплате (доплате), налогоплательщик должен самостоятельно уплатить в бюджет не позднее 15 июля, следующего за истекшим налоговым периодом. Во избежание допущения налогоплательщиками ошибок в платёжных документах налоговые инспекции сами готовят документы на оплату налога и высылают по почте на адрес, указанный в декларации как место постоянного или временного проживания. Можно также забрать документы из налоговой до их отправления.

Непредставление налогоплательщиком декларации влечет взыскание штрафа:

  • в течение менее 180 дней в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
  • в течение более 180 дней в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня. Структура налогоплательщиков НДФЛ, проверенных камерально в 2009-2011 гг., показана в таблице 5.

 

 

Таблица 5 Количество налоговых деклараций по НДФЛ в ИФНС России по г. Серову за 2009-2011 гг.

Годы

Категория налогоплательщиков, ед.

ИП

КФХ

Нотариусы

Адвокаты

Иные физические лица

Иностранные физические лица

2009 г.

626

4

3

1

1194

6

2010 г.

587

14

2

1

600

6

2011 г.

306

21

2

1

1743

2


 

Анализ структуры  налогоплательщиков НДФЛ свидетельствует  о том, что наиболее многочисленными  категориями налогоплательщиков являются иные физические лица и индивидуальные предприниматели.

Анализ контрольной  работы ИФНС России по г. Серову по НДФЛ за 2009-2011 гг. показал высокую эффективность проведения выездных налоговых проверок и выявил уменьшение эффективности камерального контроля по НДФЛ.

 

 

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФ

 

Основные направления налоговой политики Российской Федерации разработаны Минфином России в рамках цикла подготовки проекта федерального бюджета на очередной период. Несмотря на то, что выработанные основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.

В трехлетней перспективе 2012 - 2014 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени. Таким образом, направления развития налоговой политики составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач.

Информация о работе Налогообложение физических лиц