Налогообложение физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. Дать понятие налогу на доходы с физических лиц;
2. Рассмотреть историю возникновения подоходного налога;
3. Изучить теоретические аспекты исчисления НДФЛ;
4. Попытаться проанализировать нововведения в практике налогообложения.
Предметом исследования является процесс исчисления налога на доходы физических лиц, объектом – физические лица, налогоплательщики.

Содержание работы

Введение
Основы налогообложения доходов физических лиц
Возникновение и развитие подоходного налогообложения
Характеристика НДФЛ, порядок его исчисления
Деятельность налоговых органов в регулировании налогообложения доходов физических лиц
Краткая характеристика ИФНС России по г.Серову
Формирование налоговой базы по НДФЛ
Декларирование доходов физических лиц
Совершенствование налогообложения доходов физических лиц в РФ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая НДФЛ.doc

— 467.00 Кб (Скачать файл)

В советские времена этот налог действовал по следующим принципам6:

- платили все  и со всех доходов;

- налоговую  базу исчисляли ежемесячно, кроме  кустарей, ремесленников и лиц, занимающихся частной практикой, так как у них она исчислялась за календарный год;

- ставки были прогрессивными, но по каждой социальной группе: рабочие, служащие и совместители; работники свободных профессий (писатели, артисты, художники и т.д.); кустари, ремесленники и служители религиозных культов.

Максимальный  размер ставок составлял соответственно 13, 60, 90 процентов. Льготы также были установлены по социальному признаку. По сравнению с другими источниками доходов бюджета, в Советском Союзе подоходное налогообложение не играло значительной роли. Платежи населения в государственный бюджет осуществлялись в форме подоходного налога, налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, сельскохозяйственного налога, налога на владельцев строений, земельного налога и налога с владельцев транспортных средств. Подоходный налог с населения был введен на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 года «О подоходном налоге с населения». Техника взимания налога сохранялась практически неизменной вплоть до конца восьмидесятых годов. Существование подоходного налогообложения при социализме, как и в странах с рыночной экономикой, официально объяснялось необходимостью выравнивания доходов граждан для обеспечения большей социальной справедливости. Это достигалось с помощью установления необлагаемого минимума и слабо прогрессивной шкалы. Однако трудно говорить о действительной необходимости подобных мер в условиях, когда практически все доходы граждан прямо контролировались государством.

Этот налог  был создан на основе опыта его  взимания в разных странах мира, так как своего опыта по сути дела не было.

Почти во всех странах  базой для исчисления налога является совокупный годовой доход, в который засчитываются доходы от разных источников. Обычно в налоговую базу включаются заработная плата работника по найму, дополнительные выплаты, доплаты, премиальные и другие вознаграждения. В последнее время развитые страны включают в налоговую базу льготы и блага в товарно-материальной форме в виде привилегий на право пользования какими-либо объектами. В Австралии и Новой Зеландии в налоговую базу включаются предоставление компанией безвозмездно автотранспорта, жилища, питания, займа по льготной ставке, товаров со скидкой в цене и т.д. Налогом облагаются условные доходы от владения домом, в котором проживают налогоплательщик и его семья (в скандинавских странах, Бельгии, Греции, Италии, Нидерландах и т.д.), пенсии во всех странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, кроме Турции), выплаты по безработице (в Австралии, Люксембурге, Норвегии, Великобритании, Финляндии и в некоторых других странах).

В мировой практике ставки подоходного налога, как правило, построены по сложной прогрессии.

В последние  годы в мировой практике налогообложения  происходит снижение максимальных и  минимальных ставок и сокращение групп доходов, облагаемых по определенной ставке.

В законодательстве СССР существовало 6 видов шкалы  ставок подоходного налога для разных категорий граждан. Например, для сумм оплаты труда рабочих и служащих были установлены размеры налога в месяц по каждому рублю начиная с 101 и до 150 руб., которые составляли от 0,29 до 14,7 руб., то есть от 0,28 до 9,8%, а далее с сумм, превышающих 150 руб., и до 3000 руб. в месяц имелось 7 ставок - от 13 до 60%7.

За время  действия Закона РФ «О подоходном налоге»  была одна шкала прогрессивных ставок, которая за период 1992-2000 годов менялась 9 раз. При этих изменениях минимальная ставка оставалась 12%, а максимальная устанавливалась в размере 45, 40, 35 и 30%. В пределах от минимальной до максимальной устанавливалось от 6 до 3 видов ставок налога.

В странах Европы и Америки основным вычетом из совокупного дохода является не облагаемый налогом минимум, равный минимальному прожиточному минимуму. Этот постулат вытекает из принципа обложения налогом «чистого» дохода, то есть не должна облагаться налогом сумма, необходимая на поддержание здоровья и жизнедеятельности граждан.

Что же касается нашей страны, то переход России на рыночные экономические отношения обусловил создание к 1992 г. новой налоговой системы, которая состояла более чем из 60 видов налогов и сборов. В частности Верховным Советом РСФСР был принят Закон от 7 декабря 1991г. «О подоходном налоге с физических лиц». Основными принципами этого налога являлись: единая шкала прогрессивных ставок с совокупного годового дохода, перечень необлагаемых налогом доходов, вычеты из этого дохода по социальным группам и уменьшение налогооблагаемой базы на расходы, связанные со строительством или приобретением жилья, предпринимательской деятельностью и благотворительностью. За период 1991-2000 г.г. в этот закон были внесены изменения и дополнения 21 раз, в том числе (далее т.ч.) шкала ставок налога изменялась 9 раз, но всегда была прогрессивной. Минимальная ставка оставалась в размере 12%, а максимальная ставка в разные годы изменялась от 60% до 30% годового совокупного облагаемого дохода.

Однако дальнейшее развитие рыночных экономических отношений  потребовало создания Налогового кодекса  и в третье тысячелетие Россия вступила с этим важным документом.

1.2 Характеристика НДФЛ, порядок его исчисления

 

Глава 23 НК РФ называется «Налог на доходы физических лиц» (статьи 207-233) и Федеральным законом от 05.08.2000 № 118-ФЗ она вводится в действие с 1 января 2001 года, и с этого же времени утрачивает силу все законодательство о подоходном налоге с физических лиц. Таким образом, формально изменено название налога, а с правовой точки зрения отменен один налог и введен новый налог.

Основными чертами  новой системы налогообложения  являются8:

- отказ от  прогрессивной ставки налога  и введение единой минимальной налоговой ставки в размере 13% для большей части доходов физических лиц;

- значительное  расширение применяемых налоговых  льгот и вычетов;

- внесение изменений  в определение налогооблагаемой  базы.

С 2001 года по настоящее  время НДФЛ регулируется гл.23 НК, но ежегодно вносятся изменения, меняются сроки уплаты, ставки налога, предельная сумма, добавляются категория льготников. Так с 2002 года НДФЛ был переведен в распоряжение региональных и местных бюджетов, а до 2005 года доходы в виде дивидендов облагались по ставке 6%, (с 2005 года 9%).

С 2002 года число  лиц, обязанных подавать декларацию, значительно уменьшилось, так как  действует единая ставка налога, и  к тому же даже те, кто имеет несколько  источников дохода, могут декларацию не подавать.

Обязанность подавать налоговую декларацию в налоговые органы современным законодательством оставлена лишь за следующими категориями налогоплательщиков9:

- частные предприниматели;

- нотариусы;

- частные охранники  или детективы;

- теми, которые  реализовали свое имущество (к  примеру, квартиру, дом, земельный участок, садовый домик, гараж или автомобиль);

- теми, которые  получили доход от средств  по договору займа или ссуды, по договору аренды или найма;

- теми, которые  выиграли на тотализаторе или  на игровых автоматах.

Если налогоплательщики не принадлежат к вышеперечисленным категориям, но хотят подать декларацию, это можно сделать, и не только в течение декларационной кампании.

Как и во многих странах, в российском налоговом  законодательстве существуют нормы  по избежанию двойного налогообложения.

В соответствии со статьей 232 НК РФ доходы, полученные налоговыми резидентами РФ за пределами  страны, подлежат налогообложению в  следующем порядке10:

- если с иностранным  государством заключен договор  (соглашение) об избежании двойного  налогообложения: сумма налога, подлежащая уплате в Российской Федерации, рассчитанная в соответствии с положениями главы 23 НК РФ, уменьшается на сумму налога, фактически уплаченного гражданином в соответствии с законодательством иностранного государства;

- если с иностранным государством не заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения: фактически уплаченная иностранному государству сумма налога не засчитывается при определении суммы налога, подлежащей уплате в Российской Федерации.

Для освобождения от налогообложения (или применения налоговых вычетов) доходов гражданина, который не является налоговым резидентом РФ, пунктом 2 статьи 232 НК РФ предусмотрено обязательное выполнение следующих правил:

- гражданин  должен предоставить в российский налоговый орган документ, подтверждающий, что он является налоговым резидентом государства, с которым Россия заключила договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения;

- гражданин  - налоговый резидент указанного  государства должен предоставить в российский налоговый орган документ иностранного налогового органа о сумме дохода и налога, уплаченного им за пределами России.

В случае отсутствия указанных документов доходы гражданина-нерезидента, полученные им от российских источников, облагаются по повышенной ставке 30 процентов.

Итак, анализ соотношений  принципов научной теории и мировой  практики построения системы подоходного налогообложения с принципами, заложенными в главе 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ, показывает, что эти принципы в основном применяются в указанной главе Кодекса и условия их применения сближаются.

При развитии в  России рыночной экономики появится больше возможностей в совершенствовании законодательства о налогообложении физических лиц с целью более полного использования научной теории и мировой практики, имеющихся в развитых странах.

Налог на доходы физических лиц входит в пятерку  налогов, обеспечивающих свыше 90% поступлений в федеральный бюджет России. Его уплачивают десятки миллионов российских граждан - более половины всего населения страны. С 1 января 2001 г. правовое регулирование налога на доходы физических лиц осуществляется в соответствии с главой 23 второй части Налогового кодекса РФ. С момента принятия главы 23 Налогового Кодекса РФ в нее неоднократно вносились изменения и дополнения. Однако ряд проблемных вопросов по-прежнему не освещен в ней должным образом.

В ряде стран  подоходным налогом называют только налог на доходы физических лиц, а  для юридических применяют термины  налог на прибыль корпораций или  налог на прибыль.

В России подоходный налог официально называется Налог  на доходы физических лиц (НДФЛ).

Налог на доходы физических лиц - форма изъятия в  бюджет части доходов физических лиц. НДФЛ относится к федеральным налогам, которые устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории России.

Кроме того, НДФЛ относится к прямым налогам, так  как конечным его плательщиком является физическое лицо, получившее доход.

НДФЛ (подоходный налог) введен на территории России с 1 января 1992 г. Законом РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц».

Плательщиками НДФЛ являются11:

1) Физические  лица, имеющие постоянное местожительство  в России (резиденты). К резидентам  относятся лица, проживающие в  России в общей сложности не  менее 183 дней в календарном году.

2) Физические  лица, не имеющие постоянного  местожительства в Российской Федерации (нерезиденты), в случае получения дохода на территории России.

К физическим лицам  относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

3) Иностранные  личные компании, доходы которых  рассматриваются как доходы их  владельцев. Владельцем личной компании  считается физическое лицо, в собственности которого находится любая хозяйственная единица, доходы которой в стране регистрации личной компании не подлежат обложению налогом на прибыль корпораций или иным аналогичным налогом.

4) В отдельную  категорию плательщиков налога  на доходы физических лиц выделены  индивидуальные предприниматели.  К ним относятся физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы (п.2 ст.11 НК РФ).

Возраст физического  лица не влияет на признание его плательщиком подоходного налога.

Объект налогообложения - это необходимый элемент состава  налога. Ст.17 НК РФ он отнесен к одному из элементов, при отсутствии которого налог не считается установленным12.

Согласно ст.41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме.

В соответствии со ст.210 НК РФ налоговая база представляет собой совокупность всех доходов  налогоплательщика, получаемых им как  в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст.212 НК РФ.

При получении  доходов в натуральной форме  налоговая база определяется как рыночная стоимость в денежном выражении переданных налогоплательщику товаров, работ, услуг, иного имущества. Эта стоимость определяется с учетом положений статьи 40 НК РФ и включает в себя сумму налога на добавленную стоимость, акцизы и налог с продаж.

В соответствии с пунктом 1 статьи 40 НК РФ для целей  налогообложения принимается указанная сторонами цена сделки. Пока не доказано обратное, эта цена считается рыночной. Однако, налоговые органы на основании пункта 2 статьи 40 НК РФ могут проверить правильность применения цен: а) по сделкам между взаимозависимыми лицами; б) при отклонении цены более чем на 20 процентов от уровня цен, применяемых организацией (индивидуальным предпринимателем) по идентичным (однородным) товарам в течение непродолжительного времени. Если в ходе проверки окажется, что цена, указанная сторонами сделки, ниже рыночной на 20 процентов и более, то налоговые органы вправе вынести решение о доначислении налога исходя их рыночных цен и взыскании пени. Принципы определения рыночной цены изложены в пунктах 4-11 статьи 40 НК РФ. Применение финансовых санкций в данном случае не предусмотрено. Статьей 40 не вменяется в обязанность налогоплательщику делать специальный расчет. Контроль за соответствием цен рыночной конъюнктуре в целях налогообложения осуществляют только налоговые органы. Однако налогоплательщик вправе самостоятельно произвести специальный расчет и заплатить дополнительные суммы налогов.

Информация о работе Налогообложение физических лиц