Налогообложение физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. Дать понятие налогу на доходы с физических лиц;
2. Рассмотреть историю возникновения подоходного налога;
3. Изучить теоретические аспекты исчисления НДФЛ;
4. Попытаться проанализировать нововведения в практике налогообложения.
Предметом исследования является процесс исчисления налога на доходы физических лиц, объектом – физические лица, налогоплательщики.

Содержание работы

Введение
Основы налогообложения доходов физических лиц
Возникновение и развитие подоходного налогообложения
Характеристика НДФЛ, порядок его исчисления
Деятельность налоговых органов в регулировании налогообложения доходов физических лиц
Краткая характеристика ИФНС России по г.Серову
Формирование налоговой базы по НДФЛ
Декларирование доходов физических лиц
Совершенствование налогообложения доходов физических лиц в РФ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая НДФЛ.doc

— 467.00 Кб (Скачать файл)

Однако при  этом следует принимать во внимание, что налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны, - на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы.

Сокращение  объемов промышленного производства, негативная тенденция изменения иных макроэкономических показателей может привести к росту задолженности по налогам и сборам перед бюджетной системой Российской Федерации и увеличению масштабов уклонения от уплаты налогов. В целях минимизации указанных рисков потребуется повышение качества налогового администрирования, а также развитие института изменения срока уплаты налогов и сборов (инвестиционный налоговый кредит, рассрочки и отсрочки).

Необходимо  постоянно анализировать ситуацию в мировой, российской экономике  и исходя из имеющихся возможностей изыскивать варианты поддержки участников экономической деятельности, стимулировать темпы роста экономики, в том числе и с помощью механизмов налоговой политики.

В рамках антикризисных  мер налогового стимулирования в 2008 году в оперативном порядке были внесены целый ряд уточнений  и изменений в законодательство о налогах и сборах. В частности, увеличены размеры налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, снижена ставка налога на прибыль организаций, увеличена "амортизационная премия" по налогу на прибыль организаций, введены налоговые льготы по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче нефти, включая снижение его ставки.

В ходе обсуждения мер налоговой политики в период экономического кризиса одним из самых актуальных является вопрос о  том, насколько меры в области  налогового стимулирования экономики  способны создать предпосылки для преодоления кризисных явлений. Необходимо ли создавать стимулы для экономического роста с помощью мер налогового стимулирования (т.е. снижения налогов для всей экономики или отдельных ее секторов), либо приоритетными являются меры бюджетной поддержки, а налоговая нагрузка, являющаяся источником ресурсов для бюджетных расходов, должна оставаться неизменной?

Различные страны по-разному отвечают на этот вопрос, однако представляется, что подобный выбор в Российской Федерации  уже сделан - основной "антикризисный налоговый пакет" был принят в конце 2008 года.

Начиная с 2009 года увеличены размеры стандартных  налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц. Сумма дохода, при котором налогоплательщик имеет право на стандартный налоговый вычет в размере 400 рублей, увеличена с 20 000 рублей до 40 000 рублей. Для налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок (дети), стандартный налоговый вычет с 600 рублей за каждый месяц налогового периода увеличен до 1000 рублей, а сумма дохода, при которой налогоплательщик вправе воспользоваться налоговым вычетом на ребенка, с 40 000 рублей, начисленных нарастающим итогом с начала налогового периода, увеличена до 280 000 рублей.

Был также изменен  порядок определения налоговой  базы при получении доходов в  виде материальной выгоды и в виде процентов, получаемых по вкладам в банках, а также установлено освобождение от налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом сумм оплаты профессионального образования и профессиональной подготовки физических лиц и сумм, выплачиваемых организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

В кризисных  условиях в целях активизации  рынка жилья, облегчения бремени  для лиц, имеющих задолженность  по ипотечным кредитам, был увеличен размер имущественного налогового вычета на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них с 1 000 000 рублей до 2 000 000 рублей.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, введение подоходного налога предполагает, что  государство имеет возможность, способности и право собирать информацию обо всех сторонах экономической деятельности индивида.

Создание Налогового кодекса преследовало много целей. Одной из них является выведение  высоких доходов физических лиц  из теневого оборота, то есть их легализация. Для достижения этой цели вводится единая ставка подоходного налога, вводятся дополнительные имущественные и социальные вычеты, а также особый порядок их предоставления. Однако, эти меры, в частности единую ставку налога, можно рассматривать лишь в качестве временных, так как задачи подъема отечественной экономики, в общем, и улучшения благосостояния граждан в частности не могут быть решены только в рамках Налогового Кодекса.

Необходимо  упомянуть о том, что на введение единой ставки подоходного налога имеется и противоположное мнение. Отсутствие прогрессивной шкалы нарушает элементарный принцип справедливости обложения. В сложившейся ситуации будет происходить равное обложение в условиях большой дифференциации доходов, особенно такой, как в России.

Если учесть, что после снижения ставки налога на доходы физических лиц доходы федерального бюджета за первые два месяца 2001 года возросли на 70 процентов, то можно говорить о том, что проводимая в России реформа налогового законодательства уже начала приносить результаты.

Взимаемый в  настоящее время налог на доходы физических лиц широко озвучен в  главе 23 НК РФ. Также, по моему мнению, немаловажно что данный налог имеет статус федерального налога, в соответствии с ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты РФ". НК РФ достаточно четко разграничивает различные виды доходов физических лиц, устанавливает особенности исчисления и взимания налога с этих доходов.

Данная концепция  налогообложения доходов физических лиц имеет целью снизить налоговое бремя налогоплательщиков за счет увеличения количества и размеров налоговых льгот, а также введения единой налоговой ставки в размере 13 процентов при налогообложении большей части доходов физических лиц. Налоговые вычеты сгруппированы на стандартные, социальные имущественные и профессиональные.

Наличие льгот  и вычетов обеспечивает некоторую  прогрессивность налога даже при  простой ставке, так как чем  выше уровень дохода налогоплательщика, тем меньшую долю в его доходе составляет необлагаемая часть и тем выше средняя ставка налога на доходы.

Стоит отметить, что при низком уровне дохода населения  основным источником налогообложения является заработная плата. Размеры же других видов доходов зачастую трудно оценить по причине того, что не создано четкой правовой базы. Кроме того, требуется определенное время для того, чтобы удержания с этих видов доходов стали эффективным налоговым рычагом. Практически невозможно рассчитать и обложить налогом условный доход, получаемый налогоплательщиком от использования собственной квартиры, дома, автомобиля. Поэтому налог на доходы - не единственный налог с населения, он дополняется другими налогами - земельным, налогом на имущество, налогом с денежного капитала, домовым, промысловым и т.д.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть вторая (НК РФ) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000).
  3. Федеральный закон от 19.07.2009 N 202-ФЗ «О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  4. Федеральный закон от 27.09.2009 N 220-ФЗ «О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
  5. Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 368-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»
  6. Приказ МинФина от 29 декабря 2009 г. N 145н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц и Порядка ее заполнения"
  7. Приказ ФНС России от 13 октября 2006 г. N САЭ-3-04/706@ "Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц"
  8. Письмо Минфина России от 03.12.2009 г. № 03-04-05-01/852
  9. Пасков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов -- 5-е изд., доп. и перераб. -- М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2008 г. -- 544 с.
  10. Викторова Н.Г., Харченко Г.П. "Налоговое право". - М.: "Питер", 2008. 187с.
  11. Топорин Б.Н., Гаджиев Г.А., Захарова Р.Ф. "Комментарий к Налоговому кодексу РФ". - М.: "Юристъ", 2008. - 187с.
  12. Воронин, К. Н. Стандартные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц /К. Н. Воронин. //Налоговый вестник. -2009. - № 11.
  13. Лысов Е.А. Особенности налогообложения в России и пути его совершенствования // Российский налоговый курьер. - 2009. - №8.

 

 

Приложение 1

 

Функциональная структура ИФНС по г. СЕРОВУ

 

Наименование  отдела

Задачи, выполняемые  отделом

Отдел финансового и общего обеспечения

  • Общее делопроизводство. Прием, отправка и обработка корреспонденции на бумажных носителях и в электронном виде по каналам связи.
  • Делопроизводство по документам для служебного пользования и ограниченного доступа.
  • Формирование и ведение архива документов инспекции.
  • Организация обмена корреспонденцией по электронной почте.
  • Массовая печать и размножение документов.
  • Доставка документов (корреспонденции) до организаций, учреждений в черте города.
  • Подбор, назначение, перемещение, увольнение персонала.
  • Работа с письмами, жалобами, заявлениями граждан по кадровым вопросам в соответствии с установленным порядком.
  • Обеспечение охраны труда и многое другое.

Отдел регистрации  и учета

  • Государственная регистрация юридических лиц, в том числе принятие решения о внесении соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) либо об отказе в государственной регистрации.
  • Учет налогоплательщиков, в том числе постановка на учет налогоплательщиков, снятие с учета налогоплательщиков, внесение изменений в их учетные данные, привлечение к постановке на учет налогоплательщиков, не состоящих на учете.
  • Ведение территориального раздела ЕГРН, в том числе анализ полноты и достоверности включенных в реестр сведений и ежедневное формирование массивов для передачи данных на вышестоящий уровень.
  • Подготовка и передача в юридический отдел материалов для обеспечения производства по делам о налоговых правонарушениях, нарушениях законодательства о налогах и сборах и государственной регистрации.
  • Координация работ по инициированию процедуры ликвидации юридических лиц.
  • Подготовка информации о налогоплательщиках для предъявления исков в судебные органы о ликвидации юридического лица или признании недействительной государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
  • Формирование для публикации сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, а также сведений об ИНН налогоплательщиков, сериях и номерах свидетельств, признанных недействительными.
  • Формирование установленной отчетности по предмету деятельности отдела.

Юридический отдел

  • Правовая экспертиза документов, подготавливаемых в инспекции, и оказание правовой помощи подразделениям инспекции по вопросам применения законодательства Российской Федерации.
  • Рассмотрение, систематизация и анализ жалоб налогоплательщиков.
  • Подготовка проектов решений по результатам налоговых проверок.
  • Производство, участие и юридическое сопровождение дел о налоговых и административных правонарушениях, нарушениях законодательства о налогах и сборах с последующим представлением на утверждение руководителю.
  • Оформление и предъявление в суды общей юрисдикции и арбитражные суды исков по всем основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • Защита государственных интересов в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.
  • Формирование установленной отчетности по предмету деятельности отдела.

Отдел работы с  налогоплательщиками

  • Прием от налогоплательщиков налоговой и бухгалтерской отчетности на бумажных и магнитных носителях.
  • Прием от налогоплательщиков налоговой и бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи.
  • Прием заявлений и др. документов на регистрацию, снятие с учета контрольно-кассовой техники.
  • Прием заявлений и выдача свидетельства о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
  • Прием сведений о доходах физ. лиц от налоговых агентов и выдача протокола приема.
  • Прием заявлений, письменных обращений и др. документов от налогоплательщиков, относящихся к компетенции налоговых органов.
  • Выдача налогоплательщикам по их запросам справок и иных документов по вопросам, относящимся к компетенции налоговых органов.
  • Сверка расчетов налогоплательщика по налогам, сборам.
  • Выдача налогоплательщикам и налоговым агентам программных продуктов по формированию налоговой отчетности в электроном виде.

Отдел оперативного контроля

  • Выявление организаций и физических лиц, осуществляющих деятельность на контролируемой территории, но не состоящих на учете в налоговых органах.
  • Контроль за производством, оборотом нефтепродуктов, этилового спирта, спиртосодержащей продукции.
  • Участие в производстве по делам об административных правонарушениях.
  • Осуществление проверки правильности уплаты и исчисления государственной пошлины.
  • Формирование установленной отчетности по предмету деятельности отдела.

Отдел информационных технологий

  • Обеспечение работоспособности аппаратной части, системного и прикладного программного обеспечения общего применения.
  • Консультирование пользователей прикладных программных средств общего применения.
  • Программно-техническое обеспечение технологических процессов приема-передачи информации в электронном виде при взаимодействии налоговых органов с другими ведомствами.
  • Организация антивирусной защиты информации.

Отдел учета, отчетности и анализа

  • Взаимодействие с органами федерального казначейства, финансовыми органами Приморского края и органов местного самоуправления по вопросам учета доходов бюджетов.
  • Взаимодействие с государственными внебюджетными фондами по вопросам учета платежей (ответы на запросы).
  • Подготовка решений об открытии и закрытии карточек лицевых счетов при реорганизации и ликвидации организаций, изменении места учета налогоплательщиков.
  • Разрешение проблемных ситуаций с начислением пени, с невыясненными платежами.

Отдел урегулирования задолженности

  • Контроль за уплатой административных штрафов, налагаемых налоговыми органами. Подготовка документов на возврат госпошлины по заявлениям налогоплательщиков.
  • Организация контроля за исполнением банками решений налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств и о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.
  • Работа с платежами в бюджет, задержанными неплатежеспособными банками.
  • Формирование установленной отчетности по предмету деятельности отдела.
  • Направление требований об уплате налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему Российской Федерации.

Отдел выездных проверок

  • Планирование и подготовка выездных налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.
  • Оформление результатов выездных налоговых проверок.
  • Рассмотрение представленных налогоплательщиками возражений (объяснений) по актам выездных налоговых проверок.
  • Взаимодействие с правоохранительными органами и иными контролирующими органами по предмету деятельности отдела.
  • Передача в юридический отдел материалов выездных налоговых проверок для обеспечения производства по делам о налоговых правонарушениях.
  • Анализ схем уклонения от налогообложения, в т.ч. крупнейших и основных налогоплательщиков, выработка предложений по их предотвращению.
  • Анализ эффективности проведенных выездных налоговых проверок.

Отдел камеральных  проверок

  • Проведение камеральной проверки обоснованности применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС.
  • Оформление результатов камеральной налоговой проверки.
  • Контроль за правильностью исчисления регулярных платежей за пользование недрами и иных обязательных платежей при пользовании природными ресурсами.
  • Контроль за правильностью исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
  • Формирование информации о проведенных мероприятиях налогового контроля по проверке обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС при экспорте товаров.
  • Принятие мер к налогоплательщикам, не представившим налоговые декларации в установленный срок.
  • Передача в юридический отдел материалов камеральных налоговых проверок для обеспечения производства по делам о налоговых правонарушениях.
  • Участие в производстве по делам об административных правонарушениях (составление протоколов об административных правонарушениях).
  • Анализ схем ухода от налогообложения, в т.ч. крупнейших и основных налогоплательщиков, выработка предложений по их предотвращению.
  • Отбор налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок и анализ эффективности данного отбора налогоплательщиков по результатам проведенных выездных налоговых проверок.
  • Информирование отдела регистрации и учета налогоплательщиков о наличии оснований для инициирования ликвидации налогоплательщиков - юридических лиц.
  • Взаимодействие с правоохранительными органами и иными контролирующими органами по предмету деятельности отдела.
  • Участие в подготовке ответов на письменные запросы налогоплательщиков. Формирование установленной отчетности по предмету деятельности отдела.

 

Приложение 2

 

Изменения в налоговом законодательстве по НДФЛ с 1 января 2010 года

 

Норма НК РФ

Суть изменений, вступивших в силу с 1 января 2010 г.

Основание

Глава 23 «Налог на доходы физических лиц»

Подп. 1 п. 1 ст. 212

Признается  доходом материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование банковскими кредитами, полученных не только на новое строительство, но и на приобретение жилого дома, квартиры, комнаты или доли в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены жилые дома, или доли в них

Закон от 19.07.2009 г. № 202-ФЗ

Абз. 7 п.8 ст. 217

Не облагается НДФЛ сумма единовременной материальной помощи при рождении (усыновлении) ребенка, если она выплачена работодателем только в течение первого года рождения (усыновления) ребенка и не превышает 50 тыс. руб. на каждого ребенка

Закон от 19.07.2009 г. № 202-ФЗ

П. 2 ст. 217

Социальные  доплаты к пенсиям НДФЛ не облагаются, если такие виды доплат положены гражданину в соответствии с законами РФ

Закон от 19.07.2009 г. № 202-ФЗ

П. 43, 44 ст. 217

В течение 7 лет  не облагаются НДФЛ доходы, полученные работниками в натуральной форме  в качестве оплаты труда от организаций – сельскохозяйственных товаропроизводителей, КФХ

Закон от 19.07.2009 г. № 202-ФЗ

Абз. 5 и 23 подп. 2 п. 1 ст. 220

Имущественный налоговый вычет может применяться  при покупке не только квартир, домов, комнат (долей), но и жилого дома (доли) с земельным участком или земельного участка для индивидуального строительства. При этом у физического лица должны быть документы, подтверждающие право собственности на земельный участок и на дом

Закон от 19.07.2009 г. № 202-ФЗ

Абз. 18 подп. 2 п. 1 ст. 220

При использовании  целевого займа (кредита) на новое строительство или приобретение участка с жилым домом (или его доли) суммы налога, направленные на погашение процентов по таким займам, не включаются в общий размер имущественного вычета, который ограничивается 2 млн. руб., а возвращаются в полном объеме

Закон от 19.07.2009 г. № 202-ФЗ

Подп. 1 п. 1. ст. 220

Имущественный вычет с сумм, полученных при продаже  имущества (кроме жилых домов, квартир, комнат, дач, садовых домиков и земельных участков или долей), которое находилось в собственности менее трех лет, увеличен с 125 тыс. до 250 тыс. руб.

Закон от 19.07.2009 г. № 202-ФЗ

Абз. 15 подп. 2 п. 1. ст. 220

Налогоплательщики могут применить имущественный  вычет по расходам на разработку проектно-сметной  документации на проведение отделочных работ купленной на вторичном  рынке квартиры или комнаты

Закон от 19.07.2009 г. № 202-ФЗ

п.4 ст. 226

Кредитная организация  не обязана удерживать и уплачивать НДФЛ с доходов получаемых ее клиентами  в виде материальной выгоды

Закон от 19.07.2009 г. № 202-ФЗ

П. 5 ст. 226

При невозможности  удержать у налогоплательщика НДФЛ налоговый агент обязан сообщить об этом в инспекцию, указав сумму налога, в течение месяца после окончания налогового периода, в котором физическим лицом был получен доход

Закон от 27.12.2009 г. № 368-ФЗ

Информация о работе Налогообложение физических лиц