Налоговая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является исследование налоговой политики государства, а также исследование налогообложения в Алтайском крае. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть все виды налогов и сборов в РФ и в Алтайском крае, их роль в бюджете;
2. Рассмотреть все текущие издержки, возникающие в процессе сборов налогов;
3. Проанализировать бюджетно – налоговую политику государства;
4. Рассмотреть пути совершенствования налогового администрирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………......3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ………………….........5
1.1 Структура налогов и их роль в бюджете страны……………….....…...5
1.2 Субъекты налоговых отношений в РФ. Административные и трансакционные издержки………………..…...……………………….…12
1.3 Цели налоговой политики государства…………………................…..16
2 АНАЛИЗ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ………………………………19
2.1 Динамика поступлений налогов в бюджет государства в 2008–2011 гг.………………………………………………………………………….…….19
2.2 Динамика поступлений налогов в бюджет Алтайского края в 2008-2011 гг.………………………………………………………………….….….25
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ……….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….44

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 427.74 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ                                              РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Международный институт экономики, менеджмента и информационных систем

Отделение среднего профессионального  образования

 

 

 

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

(курсовая  работа)

 

 

                                                                                                                                       Выполнила студентка

                                                                                              2 курса, группы 2031СП

О. А. Перепечина

______________________

                                                                                                                                                        (подпись)

 

                                                                                             Научный руководитель:

                                                                              Преподаватель

Л. Н. Шлыкова

_____________________

                                                                                                                                                         (подпись)

 

                                                                                   Работа защищена

                                                                                                      «___» __________2011 г.

Оценка_______________

 

Барнаул 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………......3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ………………….........5

   1.1  Структура налогов и их роль в бюджете страны……………….....…...5

   1.2 Субъекты налоговых отношений в РФ. Административные и     трансакционные издержки………………..…...……………………….…12

   1.3   Цели налоговой политики государства…………………................…..16

2 АНАЛИЗ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ………………………………19

   2.1 Динамика поступлений налогов в бюджет государства в 2008–2011     гг.………………………………………………………………………….…….19

    2.2 Динамика поступлений налогов в бюджет Алтайского края в 2008-2011 гг.………………………………………………………………….….….25

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ……….36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….44

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Любому государству для  выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство  собирает с физических и юридических  лиц. Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства, и есть налоги. Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, налоги занимают важное место.

Кроме того, являясь фактором перераспределения национального дохода, налоги призваны: гасить возникающие “сбои” в системе распределения и заинтересовывать ( или не заинтересовывать ) людей в развитии той или иной формы деятельности. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

Актуальность данной темы проявляется в том, что налоги, как и вся налоговая политика, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно выбрано  направление налоговой политики, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Целью написания данной курсовой работы является исследование налоговой политики государства, а также исследование налогообложения в Алтайском крае. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть все виды налогов и сборов в РФ и в Алтайском крае, их роль в бюджете;

2. Рассмотреть все текущие издержки, возникающие в процессе сборов налогов;

3. Проанализировать  бюджетно  – налоговую политику государства;

4. Рассмотреть пути  совершенствования  налогового администрирования.

Предметом исследования является налоговая политика. Объектом налогообложения являются доходы, стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.

В данной работе использовались такие методы как познания, массовое наблюдение, метод группировки, абстрактно-логический метод и др.

Проблемами налоговой  политики является ее недостаточная  изученность; снижена налоговая  грамотность, в результате которой  налогоплательщики не всегда понимают деятельность налоговых органов; плохая информированность налогоплательщиков, и другие проблемы.

Над проблемой налоговой  политики и её совершенствования  работали многие учёные. Среди них  И. Н. Богатая, Евстижеев В.И, Князев В, Кучеров И.И. и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

 

 

1.1 Структура  налогов и их роль в бюджете

Налоговая политика – направление  финансовой политики, включающее согласованную  в первую очередь с бюджетной  и промышленной политикой постановку и реализацию целей и инструментов государственного регулирования развития налоговой системы страны, главным  образом, за счет стимулирования развития реального сектора экономики.

Совокупность налогов  и сборов, взимаемых с плательщиков, а также норм и правил, определяющих правомочия и ответственность участников налоговых правоотношений, образует налоговую систему страны.

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. В современном обществе за счет налоговых поступлений формируется основная часть доходов государственного бюджета. Помимо этого в современных условиях рыночной экономики налоговый механизм используется для государственного воздействия на общественное производство, его динамику и структуру, для активизации инновационной, внешнеэкономической или иной деятельности, малого предпринимательства, поддержки социальной сферы. [3.с. 276]

Сущность налогов проявляется через  их функции:

  1. Фискальная функция обеспечивает формирование ресурсов государства путем перечисления налогов и сборов в бюджеты разных уровней и во внебюджетные фонды.
  2. Перераспределительная функция позволяет за счет налогов перераспределять доходы между различными категориями граждан и сферами деятельности.
  3. Перераспределение доходов тесно связано с реализацией социальной функции налогов, которая предусматривает наличие льгот для лиц с невысокими доходами, инвалидов и других групп населения, освобождение от налога расходов на образование, лечение и другие цели.
  4. Регулирующая функция реализует косвенное или экономическое воздействие государства на развитие различных сфер хозяйственной жизни страны. Налоговое регулирование может быть стимулирующим или сдерживающим в зависимости от величины налоговых ставок и наличия льгот по отдельным налогам.
  5. Контрольная функция налогов позволяет государству контролировать финансово – хозяйственную деятельность и доходы организаций и граждан.[12.с. 24-56]

Признаки налога:

      1) Императивность, которая означает, что субъект налога не вправе отказаться от возложенной на него обязанности безвозмездно отдать часть своего дохода (согласно закону) государству, а в случае невыполнения обязанности последуют определенные законом санкции по ее принудительному изъятию;

     2) Смена формы собственности дохода, которая означает, что часть дохода субъекта безвозмездно переходит в собственность государства, обезличивается и используется государством по своему усмотрению;

    3) Безвозвратность и безвозмездность переплачиваемой части дохода, которые означают, что отданная часть дохода не возвратится субъекту налога и он не получит не каких прав, в том числе право на участие в распределении отданной части своего дохода;

     4)  Легитимность, которая означает, что не только  признание налогов на основе  законодательного права, но и  их взимание только с законных  операций.

Российская налоговая  система, принятая в 1992г., включает налоги трех уровней – федеральные, региональные (субъектов РФ) и местные, перечень которых определяется Налоговым  кодексом РФ.

Федеральные налоги и сборы  включают:

  • Налог на добавленную стоимость (НДС);
  • Акцизы на отдельные группы и виды товаров;
  • Налог на доходы физических лиц;
  • Налог на прибыль организаций;
  • Налог на добычу полезных ископаемых;
  • Водный налог;
  • Государственная пошлина;
  • Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов.

В состав региональных налогов  входят:

  • Налог на имущество организации;
  • Транспортный налог;
  • Налог на игорный бизнес.
  • К местным налогам относятся:
  • Земельный налог;
  • Налог на имущество физических лиц.

Федеральные налоги и сборы  устанавливаются, изменяются или отменяются только Налоговым кодексом РФ, региональные и местные – соответственно законами субъектов Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований  с учетом условий, установленных  Кодексом.[1.с. 108-123]

В настоящее время основу налоговой системы России составляют налог на доходы физических лиц, налог  на прибыль организаций, НДС и  налог на добычу полезных ископаемых.

Налог на добавленную стоимость (НДС) – занимает важнейшее место и играет значительную роль в формировании доходной части федерального бюджета и в общем экономическом развитии государства. Он является наиболее существенным из косвенных налогов и относится к группе налогов на потребление.

Налог на добавленную стоимость  имеет определенное регулирующее и  контрольное значение. Механизм исчисления НДС – одна из мер по ускорению  процесса продвижения товаров.

Объект налогообложения  по НДС (ст. 146 НК РФ):

  1. Реализация товаров, выполненных работ, оказанных услуг, осуществляемые на территории РФ;
  2. Передача на территории РФ товаров (работ, услуг) внутри предприятия для собственных нужд;
  3. Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  4. Ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Налоговая ставка НДС: в настоящее  время в РФ установлены три  ставки НДС: 0% - нулевая ставка, 10% - пониженная, 18% - основная.

Налоговая ставка НДС = 0% устанавливается  при реализации товаров , помещенных под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза, или работ, связанных с перевозкой товаров, пассажиров и багажа через таможенную территорию РФ, а также в иных условиях (при предоставлении в налоговый орган соответствующих документов на право реализации таких товаров)

Налоговая ставка = 10% устанавливается  при реализации товаров (всего более 40 видов товаров), в том числе скота и птиц в животном весе, мяса и мясопродуктов, молока и молочных продуктов, сахара, соли, зерна, хлеба и других видов продукции, а также отдельных товаров для детей.

Налоговая ставка = 18% устанавливается  по остальным товарам, не указанным  в п. 1 и 2.

НДС, подлежащий взносу в  бюджет, определяется в виде разницы  между суммой НДС, начисленной к  уплате в бюджет, и налоговыми вычетами. Таким образом, на протяжении всего  цикла прохождения продукции  до конечного потребителя предприятия  на каждой стадии вносят в бюджет только разницу между полученным НДС  и уплаченным. При раздельном учете  сумма НДС определяется как сумма  налога, получаемая в результате сложения сумм налога по отдельным видам товаров (работ, услуг).

Акцизы – вид косвенных  налогов на товары, включаемых с  товаров и услуг в виде части  цены или тарифа. Акцизы устанавливаются, как правило, на высокорентабельные товары для изъятия в доход  государства полученной производителями сверхприбыли. Для снижения налоговой нагрузки на малообеспеченные слои населения в число подакцизных товаров включают предметы роскоши. Посредством акцизов ограничивается потребление социально вредных товаров.

Информация о работе Налоговая политика государства