Налоговая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является исследование налоговой политики государства, а также исследование налогообложения в Алтайском крае. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть все виды налогов и сборов в РФ и в Алтайском крае, их роль в бюджете;
2. Рассмотреть все текущие издержки, возникающие в процессе сборов налогов;
3. Проанализировать бюджетно – налоговую политику государства;
4. Рассмотреть пути совершенствования налогового администрирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………......3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ………………….........5
1.1 Структура налогов и их роль в бюджете страны……………….....…...5
1.2 Субъекты налоговых отношений в РФ. Административные и трансакционные издержки………………..…...……………………….…12
1.3 Цели налоговой политики государства…………………................…..16
2 АНАЛИЗ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ………………………………19
2.1 Динамика поступлений налогов в бюджет государства в 2008–2011 гг.………………………………………………………………………….…….19
2.2 Динамика поступлений налогов в бюджет Алтайского края в 2008-2011 гг.………………………………………………………………….….….25
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ……….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….44

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 427.74 Кб (Скачать файл)

Также следует отметить, что 19 ноября 2010 г. глава Министерства Финансов Алексей Кудрин, выступая на налоговой конференции в Москве, сообщил, что: «В ближайшее время  Минфин и ФНС внесут предложения  по улучшению администрирования  НДС».

По словам Кудрина, в сфере  администрирования НДС необходимо наведение порядка. «Пока не удалось  принять новых схем контроля, которые  бы без большого ущерба для налогоплательщика  позволили более качественно  администрировать. В этой сфере еще  много придется сделать». Кроме того, Кудрин отметил, что «система администрирования  постепенно меняется и либерализуется от жесткого режима и жесткого контроля». Однако, пока, по словам министра, налоговые службы в первую очередь воспринимаются, как фискальные органы, поскольку им приходится активно применять контролирующие и надзорные функции, так как, зачастую, российские налогоплательщики не всегда добросовестно выполняют свои функции. В частности, большой проблемой для России является теневой рынок и уход от налогов через различные схемы.

В свою очередь глава ФНС  Михаил Мишустин отметил, что «видится несколько подходов» для улучшения администрирования НДС. В качестве примера он привел введение электронных счетов-фактур, которые должны сделать для налогоплательщика более комфортными эти процедуры. Кроме того, ФНС и Минфин рассматривают и другие варианты, отметил глава налоговой службы. «Пока данные варианты не оформлены соответствующим решением, но в ближайшее время оно будет принято», - заключил он.

На современном этапе  развития налоговых отношений в  Российской Федерации можно выделить основные направления развития налоговой  политики в рамках совершенствования  налогового администрирования, в том  числе создания эффективной системы  налогообложения, которое заключается  в обеспечении максимального  поступления налогов и сборов при минимальных издержках взимания и налогового контроля. Немаловажным элементом также является реализация социально-экономических реформ, направленных на решение стратегических задач через налоговый механизм. Особую актуальность данное направление приобрело в  период экономического кризиса, когда возникла угроза снижения экономической активности в результате высоких административных барьеров и жестких санкций в период финансовой неустойчивости. Поэтому Правительство Российской Федерации предприняло ряд мер, способствующих повышению качества налогового администрирования, включая устранение административных барьеров, препятствующих добросовестному исполнению налоговых обязанностей, а также обеспечению эффективного использования инструментов, противодействующих уклонению от уплаты налогов.

В течение двух предшествующих лет введены в действие изменения  в законодательство о налогах  и сборах, предусматривающие реализацию антикризисных мер, в том числе  изменения в порядке вступления в силу поправок в НК РФ, введение ускоренного порядка возмещения налога на добавленную стоимость, уточнены основные права и обязанности  налогоплательщиков и др. В перспективе  рассматривается замена или отмена неэффективных налогов, административные издержки на которые выше, чем сумма их поступлений. Актуальной на сегодня темой является рассмотрение вопроса о введении налога на недвижимость, который заменит налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на имущество организаций. Это в будущем позволит снизить текущие издержки администрирования трех вышеперечисленных налогов. Все вышеперечисленные направления способны повысить уровень экономической эффективности налогов, сделать более доступной для понимания налогового законодательства налогоплательщиков.

Совершенствование налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях налогообложения является одним из важнейших направлений развития законодательства о налогах и сборах.

При осуществлении налогового контроля одной из основных задач  налоговых органов является недопущение  потерь бюджетной системы РФ от использования  трансфертных цен. Новое законодательное регулирование налогового контроля за трансфертным ценообразованием направлено, с одной стороны на эффективное противодействие использованию трансфертных цен в сделках между организациями, осуществляющими свою деятельность в юрисдикциях с различными налоговыми режимами в целях уклонения от налогообложения, с другой стороны, не должно создавать препятствий для деятельности добросовестных налогоплательщиков на территории РФ, в том числе крупных холдинговых компаний. Такой контроль предполагается осуществлять преимущественно в отношении налогоплательщиков, признаваемых крупнейшими, а также крупных операций.

Сохраняют актуальность вопросы  совершенствования порядка учета  в налоговых органах организаций (их обособленных подразделений), в  том числе крупнейших налогоплательщиков. Предусматривается внести в Кодекс изменения, направленные на упрощения порядка учета в налоговых организациях. Так, например, предлагается обеспечить постановку на учет (снятие с учета) в налоговых органах филиалов и представительств в порядке, аналогичном порядку, применяемому в отношении юридических лиц. Кроме того, представляется целесообразным определить в гражданском законодательстве РФ и в Кодексе порядок изменения места нахождения указанных обособленных подразделений юридических лиц.

Кроме того, в период 2011 – 2013 годов предусматривается осуществления  следующих мер, в том числе  направленных на дальнейшее совершенствование  налогового администрирования и  налогового контроля:

  • упорядоченное осуществления налоговыми органами контроля исполнения кредитными организациями, иными платежными агентами обязанностей по перечислению налогов и сборов в бюджетную систему РФ;
  • улучшение качества и обеспечение действительности налогового контроля, в том числе в отношении крупного бизнеса;
  • урегулирование в Кодексе порядка уплаты налогов и сборов с использованием электронных платежных средств;
  • продолжение последовательного расширения электронного документооборота в налоговой сфере, упорядоченное взаимодействия, в том числе посредством передачи документов в электронном виде между налоговыми органами и банками, органами исполнительной власти, местными администрациями, другими организациями, которые обязаны сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков;
  • совершенствование положений Кодекса о зачете, возврате сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов и сборов, а также об уточнении налоговых платежей;
  • совершенствование порядка досудебного урегулирования споров между налоговыми органами и другими участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • совершенствование информационной и разъяснительной работы с налогоплательщиками;
  • расширение и повышение результативности взаимодействия российских налоговых органов с налоговыми органами иностранных государств, для целей налогового контроля.

Упрощение администрирование  налогообложения физических лиц: в  настоящее время при налогообложении  имущественными налогами (транспортным налогом, земельным, налогом на имущество), а также налогом на доходы физических лиц установлен различный порядок  администрирования.

В целях совершенствования  администрирования должна быть продолжена работа по формированию и актуализации электронных баз данных, содержащих необходимые сведения для исчисления и уплаты налогов, развитию онлайновых способов взаимодействия с налогоплательщиками («электронных сервисов»), интеграции соответствующих систем оплаты налоговых платежей и т. д. Это обеспечит прозрачность расчета налоговых обязательств, позволит повысить лояльность налогоплательщиков и в конечном итоге приведет к увеличению налоговых поступлений.

Необходимо рассмотреть  вопрос о внесении изменений в  законодательство о налогах и  сборах, позволяющих налоговым органам  направлять физическим лицам единое уведомление на уплату имущественных  налогов, сокращении (отмене авансовых  платежей), установлении единых сроков их уплаты. Однако при этом должны быть учтены как полномочия органов власти по установлению элементов налогообложения, так и интересы региональных и  местных бюджетов, с тем чтобы избежать проблем, связанных с кассовыми разрывами.

Таким образом совершенствование налогового администрирования в Российской Федерации играет важную роль в развитии налоговой системы в целом. Оно может не только способствовать повышению уровня собираемости налогов и сборов, но и одновременно решать стратегические и оперативные задачи государства. Дополнительный эффект может выражаться в улучшении качества работы с налогоплательщиками. Поскольку задачи, поставленные президентом и правительством, по созданию конкурентоспособной, инновационной экономики, переходу на более высокие социальные стандарты для граждан требуют концентрации значительных финансовых ресурсов государства, основную часть которых образуют налоговые поступления. Поэтому. улучшая качество и эффективность работы налоговых служб, можно решить главную задачу - обеспечить доходы бюджетов всех уровней в полном объеме. От этого зависит выполнение всего комплекса экономических и социальных задач, поставленных Правительством РФ и направленных на модернизацию экономики и улучшение жизни российских граждан.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Налоговая политика - совокупность осуществляемых государством мероприятий, направленных на обеспечение своевременной  и полной уплаты налогов и сборов, в объемах, позволяющих доставить ему необходимое финансирование.

Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства  финансовыми ресурсами, созданию условий  для регулирования хозяйства  страны, сглаживанию возникающего в  процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

Налогообложение сопровождается затратами как со стороны налоговых  органов, так и со стороны налогоплательщиков. Удешевление текущих общественных издержек по сбору налогов целесообразно анализировать по двум группам затрат – транзакционным, связанным с дополнительными издержками налогоплательщиков при расчете и уплате налогов, и административными, связанным с бюджетными расходами на разработку налогового законодательства и налоговой политики, а также финансирование налогового администрирования. Налоговым органам необходимо снижать административные издержки. Это происходим путем совершенствования налогового администрирования. Данное понятие включает в себя качество работы налогового аппарата, которое способно в процессе функционирования, как выявлять факты несовершенства налогового законодательства, так и стремиться соблюдать основные  принципы налогообложения. Снижение административных издержек  способствует повышению уровня собираемости налогов и сборов, а также помогает решать одновременно стратегические и оперативные задачи государства.

Реализуя и разрабатывая налоговую политику государство руководствуется различными целями:

  • отказ от увеличения номинального налогового времени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы;
  • унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, пересмотра налоговых льгот и освобождений, интеграции украинской налоговой системы в международные налоговые отношения.

При исследовании бюджетно-налоговой  политики государства в кризисные  годы можно сделать вывод о  том, поступления налогов в бюджет с 2008 года неуклонно падало, и лишь в 2010 году отставание достигло докризисного. Из этого можно сделать вывод  о том что производство растет, спрос и цены на ресурсы также повышаются, задолженность сокращается, повышаются мировые цены на нефть, уменьшение ставки налога на прибыль в федеральный бюджет с 6.5% до 2%.

Основными источниками доходов консолидированного бюджета Алтайского края является: налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций. База налогообложения у региона является относительно слабой, с учетом льготного налогообложения сельскохозяйственной отрасли. С начала 2011 года в региональный бюджет поступило доходов более 22, 5 млрд. рублей, в том числе налоговых и неналоговых доходов – около 10 млрд. рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года налоговые и неналоговые доходы увеличились на 21%. Следовательно налоговые доходы продолжают расти как в бюджете государства, так и в бюджете края.

Для того чтобы налоговая  политика, проводимая правительством не давала сбоев, предлагаются различные изменения в налоговом законодательстве, которые позволят увеличить отчисления в бюджет, а также заинтересуют предприятия в увеличении вложений в модернизацию и расширение производства.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1) Александров, И. М. Налоги и налогообложение / И.М. Александров. – 10-е изд., перераб. и доп., – М.: Дашков и Ко, 2010. – 226 с.

2) Беспалов, М. Роль налоговой политики в развитии предпринимательства / М. Беспалов // Человек и труд. – 2009.- № 11

3) Гайдар, Е. Т. Кризисная экономика современной России: тенденции и перспективы / Е. Т. Гайдар; Ин-т экономики переходного периода. -  М.: Проспект, 2010. – 654 с.

4) Гайдар, Е. Т. Современная экономика России: справочные и аналитические материалы / Е. Т. Гайдар; Ин-т экономики переходного периода. -  М.: Проспект, 2010. – 156 с.

Информация о работе Налоговая политика государства