Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 16:06, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является исследование налоговой политики государства, а также исследование налогообложения в Алтайском крае. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть все виды налогов и сборов в РФ и в Алтайском крае, их роль в бюджете;
2. Рассмотреть все текущие издержки, возникающие в процессе сборов налогов;
3. Проанализировать бюджетно – налоговую политику государства;
4. Рассмотреть пути совершенствования налогового администрирования.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………......3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ………………….........5
1.1 Структура налогов и их роль в бюджете страны……………….....…...5
1.2 Субъекты налоговых отношений в РФ. Административные и трансакционные издержки………………..…...……………………….…12
1.3 Цели налоговой политики государства…………………................…..16
2 АНАЛИЗ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ………………………………19
2.1 Динамика поступлений налогов в бюджет государства в 2008–2011 гг.………………………………………………………………………….…….19
2.2 Динамика поступлений налогов в бюджет Алтайского края в 2008-2011 гг.………………………………………………………………….….….25
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ……….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….44
Ведущие 10 налогоплательщиков региона включают местные филиалы ОАО Российские железные дороги («BBB»/«F3») и Сбербанка - Сберегательного банка Российской Федерации («BBB»/«F3»), местную дочернюю структуру ОАО Новолипецкий металлургический комбинат («НЛМК», «BB+»/«B»), две компании ТЭК, два спиртовых завода, алтайское подразделение ОАО Сибирьтелеком («BB»/«B») и несколько промышленных предприятий. Их вклад в консолидированный бюджет (краевой бюджет плюс муниципальные бюджеты) составил около 20% в 2009 г.
С начала 2008 года поступление
налоговых платежей в бюджетную
систему и государственные
Об этом было объявлено на пресс-конференции в УФНС по Алтайскому краю. Из этой суммы в федеральный бюджет направлено 10,4 млрд. рублей, что составило 23,7% от общего поступления.
В бюджет Алтайского края поступило 22,7 млрд. рублей (51,5%). Платежи в государственные внебюджетные фонды составили 10,96 млрд. рублей. (рис. 2.6)
Рисунок 2.6 Налоговые поступления в консолидированный бюджет Алтайского края в 2008 году
Как видно из рисунка, половина поступлений в бюджет Алтайского края в осуществляется с НДС.
В структуре налоговых доходов консолидированного бюджета важную роль играет налог на доходы физических лиц (43,5% при 38% в среднем по РФ), в то время как роль налога на прибыль менее значима (23% при 40% в среднем по РФ), хотя темпы роста сбора налога на прибыль (144% по отношению к 2007 году) в 2008 году опережали темпы роста других налоговых доходов (в целом 129%).
В 2008 году на фоне общего увеличения государственного долга субъектов Российской Федерации на 34% долг Алтайского края сократился на 106 600 тыс. рублей (или на 12%) и составил на 1 января 2009 года 793 634 тыс. рублей. По отношению к доходам консолидированного бюджета Алтайского края государственный долг составляет 1,3%. Это один из лучших показателей в России.
На 1 ноября 2009 года в консолидированные бюджеты Сибирского федерального округа поступило 360.5 млрд. рублей налоговых и неналоговых доходов, что составляет 84.7% от объемов поступлений на 1 ноября 2008 года (темп в среднем по Российской Федерации 82.5%).
Рост поступлений налоговых
и неналоговых доходов
Сокращение поступлений
налоговых и неналоговых
Рисунок 2.7 Динамика поступления налогов в январе – октябре 2009 г. по сравнению с 2008 г., млрд. руб.
Как видно из рисунка, налоговые поступления Сибирского федерального округа в 2009 году так же снижены.
Сокращение поступлений налога на прибыль произошло во всех регионах. Самая неблагоприятная ситуация сложилась у следующих регионов: Кемеровская область (падение на 80.5%), Красноярский край (падение на 64.0%), Республика Алтай (падение на 54.6%), Алтайский край (падение на 37.7%), Новосибирская область (падение на 30.2%), Омская область (падение на 28.9%).
При этом следует иметь в виду, что в консолидированном бюджете Алтайского края большую часть составляет собственно краевой бюджет и меньшая часть приходится на свод бюджетов муниципальных образований.
В 2008 году поступление налога на доходы физических лиц составило 12 315 млн. рублей, рост поступлений к уровню 2007 года – 28%, в среднем по Сибирскому федеральному округу – на 26,7 %. По темпам роста данного налога по Сибирскому федеральному округу Алтайский край занимает 5-е место.
Налога на прибыль организаций в 2008 году поступило 6 514 млн. рублей, что на 44% выше уровня 2007 года и значительно превышает средний уровень прироста по России (35 %). По темпу роста налога на прибыль Алтайский край занимает 2-е место среди субъектов Сибирского федерального округа.
Кроме того, доходы консолидированного бюджета формируются за счет поступлений налога на имущество организаций (10,0% от всех налоговых и неналоговых доходов), акцизов (9,3 %).
Поступление налога на имущество организаций составило за 2008 год 2 834 млн. рублей, что на 32% выше уровня 2007 года. В среднем по России прирост составил 23%. По темпу роста данного налога Алтайский край занимает 12-е место среди субъектов Российской Федерации и 3-е – в Сибирском федеральном округе.
Налоговые поступления в 2009 году также снижены. В бюджетную систему страны на территории Алтайского края за семь месяцев поступило 24,1 млрд рублей налоговых платежей и других доходов (без учета поступлений единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет). Это составило 152% к объему платежей за январь-июль 2009 года.
В федеральный бюджет направлено 5,9 млрд. рублей без учета единого социального налога, что в 2,6 раза больше аналогичного периода прошлого года. В общем объеме платежей поступления в федеральный бюджет составили 25%.
В бюджетную систему страны на территории края за 2010 год поступило 43667,9 млн. рублей налоговых платежей и других доходов (включая ЕСН в федеральный бюджет), что составило 127,8% к объему платежей за 2009 год, или больше на 9509,5 млн. рублей. Без ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, поступило налоговых платежей и других доходов 43245,4 млн. рублей, что составило 145,0% к объему платежей за 2009 год, или больше на 13429,9 млн. рублей.
Рисунок 2.8 Динамика поступления налогов в край в 2009 г. по сравнению с 2010 г.
В общем объеме платежей
поступления в федеральный
Из общей суммы поступлений в федеральный бюджет 83,6% приходится на долю налога на добавленную стоимость (за 2009 год – 46,3%), 6,7% - налога на прибыль (за 2009 год – 4,2%) и 3,8% - единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет (за 2009 год – 46,5%). Без ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, налоговых и неналоговых доходов, администрируемых ФНС России, за 2010 год мобилизовано в федеральный бюджет 10580,4 млн. рублей, что в 2,1 раза превысило поступления за 2009 год или на 5583,7 млн. рублей.
За 2010 год в консолидированный
бюджет края поступило 32 665 млн.
рублей доходов,
Увеличение налоговых
поступлений в 2010 году связано с
положительными тенденциями в экономике,
в первую очередь – с увеличением
объемов промышленного
Доходы консолидированного бюджета края в основном сформированы за счет налога на доходы физических лиц – 42,2% (за 2009 год – 51,0%), налога на прибыль – 24,4% (за 2009 год – 15,4%), налогов на имущество – 18,6% (за 2009 год – 19,3%), налогов со специальным налоговым режимом – 6,7% (за 2009 год – 7,7%), акцизов – 7,2% (за 2009 год – 5,7%). (рис. 2.9)
Рисунок 2.9 Структура поступлений налогов в бюджет края в 2010 г.
В 2010 году объем собственных доходов консолидированного бюджета Алтайского края увеличился в сравнении с 2009 годом на 33%. Поступление в консолидированный бюджет края средств налога на прибыль организаций возросло к уровню 2009 года в 2 раза. Увеличилось поступление средств налога на доходы физических лиц на 9%, земельного налога (на 69%), акцизов (на 58 %), транспортного налога (на 44%). Расходы консолидированного бюджета Алтайского края на социальную сферу возросли в сравнении с 2009 годом в 1,1 раза, в том числе на социальную политику - в 1,3 раза.
Основной объем поступлений налоговых платежей и других доходов в краевой бюджет сформирован за счет налога на доходы физических лиц (36,1%), налога на прибыль организаций (34,8%), налога на имущество организаций (13,8%), акцизов (10,2%). (рис 2.10)
В доходы местных бюджетов поступило 9718,6 млн. рублей, что на 17,3% или на 1431,5 млн. рублей больше, чем за 2009 год. (рис 2.11)
В общем объеме платежей,
поступления в
Рисунок 2.10 Структура доходов краевого бюджета Алтайского края в январе – декабре 2010 г.
Рисунок 2.11 Структура доходов местных бюджетов Алтайского края в январе – декабре 2010 г.
Основную долю доходов местного бюджета составляют налог на доходы физических лиц – 56,8% и налоги со специальным налоговым режимом – 22,4%, земельный налог – 15,2%.
Удельный вес поступлений
в местные бюджеты составил 29,8%
от поступлений в
Поступления в государственные внебюджетные фонды составили 1814 млн. рублей, это на 13387 млн. рублей меньше, чем за 2009 год.
Задолженность по налогам и сборам во все уровни бюджета на 1 января 2011 года составила 8971,8 млн. рублей и по сравнению с 1 января 2010 года сократилась на 641,4 млн. рублей или на 6,7% (на 1 января 2010 года задолженность – 9 613,2 млн. рублей).
Задолженность по федеральным
налогам и сборам на 1 января 2011
года составила 6898,4 млн. рублей
или 76,9%, по региональным налогам
и сборам, местным налогам и
сборам, налогам со специальным
налоговым режимом –
Задолженность по федеральным налогам и сборам по сравнению с 1 января 2010 года сократилась на 725,9 млн. рублей или на 9,5%, по местным налогам и сборам - на 97,9 млн. рублей или на 14,6%. Задолженность по региональным налогам и сборам приросла на 159,6 млн. рублей или на 14,1%, также возросла задолженность по налогам со специальным налоговым режимом на 22,6 млн. рублей или на 12,1%.
В доли отдельных субъектов
РФ в общем объеме поступлений
налоговых и неналоговых
Краевой комитет по финансам, налоговой и кредитной политике подвел итоги исполнения бюджета за 4 месяца 2011 года. Как сообщили краевые власти, за это время в региональный бюджет поступило доходов более 22, 5 млрд. рублей, в том числе налоговых и неналоговых доходов – около 10 млрд. рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года налоговые и неналоговые доходы увеличились на 21%.
Исполнение расходной части краевого бюджета составило 17 112 307 тыс. рублей, или 119% по отношению к соответствующему периоду прошлого года. В полном объеме профинансированы расходы на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, осуществление социальных выплат населению и расходы на оплату коммунальных услуг, межбюджетные трансферты муниципальным образованиям.
Стоит отметить, что в
Докладе Минрегионразвития о
ситуации в экономической, финансово-банковской
и социальной сферах субъектов РФ
по итогам 2010 года Алтайский край отнесен
к лидирующей группе (26 регионов), в
которых базовые показатели бюджетной
системы региона в целом
Между тем, характер исполнения краевого бюджета в первые месяцы 2011 года, как отмечают специалисты, продолжают тенденции, сложившиеся в предыдущие годы.
Расходы бюджета в 2010 году
на одного жителя составили более 27
тыс. руб. и выросли на 4 процента.
Расходная часть бюджета
Полностью исполнены все плановые показатели бюджетов муниципальных образований края. Выросли собственные доходы муниципальных бюджетов, их удельный вес достиг 44%, сообщили краевые власти.
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
Эффективность функционирования налоговой системы во многом зависит от качества управления ею. Налоговое администрирование - одна из частей управления налоговой системой, включающей в себя контроль соблюдения налогового законодательства налогоплательщиками, контроль реализации и исполнения законодательства налоговыми органами, а также организационное и методическое, аналитическое обеспечение контрольной деятельности. Данное понятие включает в себя качество работы налогового аппарата, которое способно в процессе функционирования как выявлять факты несовершенства налогового законодательства, так и стремиться соблюдать основные принципы налогообложения.
Одним из основных направлений налоговой политики Российской Федерации, планируемых к реализации в 2011 г. и в плановом периоде 2012 и 2013 гг. является совершенствование налогового администрирования.
На сегодняшний день российское
налоговое законодательство и система
налогового администрирования продолжают
развиваться, и одним из наиболее
сложных вопросов в этой сфере
все еще остается возмещение налога
на добавленную стоимость. К ним
в частности относятся