Налоговая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является исследование налоговой политики государства, а также исследование налогообложения в Алтайском крае. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть все виды налогов и сборов в РФ и в Алтайском крае, их роль в бюджете;
2. Рассмотреть все текущие издержки, возникающие в процессе сборов налогов;
3. Проанализировать бюджетно – налоговую политику государства;
4. Рассмотреть пути совершенствования налогового администрирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………......3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ………………….........5
1.1 Структура налогов и их роль в бюджете страны……………….....…...5
1.2 Субъекты налоговых отношений в РФ. Административные и трансакционные издержки………………..…...……………………….…12
1.3 Цели налоговой политики государства…………………................…..16
2 АНАЛИЗ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ………………………………19
2.1 Динамика поступлений налогов в бюджет государства в 2008–2011 гг.………………………………………………………………………….…….19
2.2 Динамика поступлений налогов в бюджет Алтайского края в 2008-2011 гг.………………………………………………………………….….….25
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ……….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….44

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 427.74 Кб (Скачать файл)

Ведущие 10 налогоплательщиков региона включают местные филиалы  ОАО Российские железные дороги («BBB»/«F3») и Сбербанка - Сберегательного банка Российской Федерации («BBB»/«F3»), местную дочернюю структуру ОАО Новолипецкий металлургический комбинат («НЛМК», «BB+»/«B»), две компании ТЭК, два спиртовых завода, алтайское подразделение ОАО Сибирьтелеком («BB»/«B») и несколько промышленных предприятий. Их вклад в консолидированный бюджет (краевой бюджет плюс муниципальные бюджеты) составил около 20% в 2009 г. 

С начала 2008 года поступление  налоговых платежей в бюджетную  систему и государственные внебюджетные фонды РФ по Алтайскому краю составило 44,1 млрд. рублей.

Об этом было объявлено  на пресс-конференции в УФНС по Алтайскому краю. Из этой суммы в федеральный  бюджет направлено 10,4 млрд. рублей, что  составило 23,7% от общего поступления.

В бюджет Алтайского края поступило 22,7 млрд. рублей (51,5%). Платежи в государственные внебюджетные фонды составили 10,96 млрд. рублей. (рис. 2.6)

 

Рисунок 2.6 Налоговые поступления  в консолидированный бюджет Алтайского края в 2008 году

Как видно из рисунка, половина поступлений в бюджет Алтайского края в осуществляется с НДС.

В структуре налоговых  доходов консолидированного бюджета  важную роль играет налог на доходы физических лиц (43,5% при 38% в среднем по РФ), в то время как роль налога на прибыль менее значима (23% при 40% в среднем по РФ), хотя темпы роста сбора налога на прибыль (144% по отношению к 2007 году) в 2008 году опережали темпы роста других налоговых доходов (в целом 129%).

В 2008 году на фоне общего увеличения государственного долга субъектов  Российской Федерации на 34% долг Алтайского края сократился на 106 600 тыс. рублей (или на 12%) и составил на 1 января 2009 года 793 634 тыс. рублей. По отношению к доходам консолидированного бюджета Алтайского края государственный долг составляет 1,3%. Это один из лучших показателей в России.

На 1 ноября 2009 года в консолидированные  бюджеты Сибирского федерального округа поступило  360.5 млрд. рублей налоговых  и неналоговых доходов, что составляет 84.7% от объемов поступлений на 1 ноября 2008 года (темп в среднем по Российской Федерации 82.5%).

 Рост поступлений налоговых  и неналоговых доходов зафиксирован  в 3 регионах: Республика Тыва (рост  на 8.1%), Республика Хакасия (рост  на 1.3%), Республика Бурятия (рост  на 0.3%).

Сокращение поступлений  налоговых и неналоговых доходов  произошло в 9 регионах. Самая неблагоприятная ситуация сложилась у следующих регионов: Кемеровская область (падение на 35.5%), Красноярский край (падение на 16.2%), Новосибирская область (падение на 14.9%), Омская область (падение на 11.2%), Забайкальский край (падение на 10.7%), Томская область (падение на 6.2%).  (рис. 2.7)

Рисунок 2.7 Динамика поступления  налогов в январе – октябре 2009 г. по сравнению с 2008 г., млрд. руб.

Как видно из рисунка, налоговые  поступления Сибирского федерального округа в 2009 году так же снижены.

Сокращение поступлений  налога на прибыль произошло во всех регионах. Самая неблагоприятная  ситуация сложилась у следующих  регионов: Кемеровская область (падение  на 80.5%), Красноярский край (падение  на 64.0%), Республика Алтай (падение на 54.6%), Алтайский край (падение на 37.7%), Новосибирская область (падение  на 30.2%), Омская область (падение на 28.9%).

При этом следует иметь  в виду, что в консолидированном  бюджете Алтайского края большую  часть составляет собственно краевой  бюджет и меньшая часть приходится на свод бюджетов муниципальных образований.

В 2008 году поступление налога на доходы физических лиц составило 12 315 млн. рублей, рост поступлений к уровню 2007 года – 28%, в среднем по Сибирскому федеральному округу – на 26,7 %. По темпам роста данного налога по Сибирскому федеральному округу Алтайский край занимает 5-е место.

Налога на прибыль организаций  в 2008 году поступило 6 514 млн. рублей, что на 44% выше уровня 2007 года и значительно превышает средний уровень прироста по России (35 %). По темпу роста налога на прибыль Алтайский край занимает 2-е место среди субъектов Сибирского федерального округа.

Кроме того, доходы консолидированного бюджета формируются за счет поступлений  налога на имущество организаций (10,0% от всех налоговых и неналоговых доходов), акцизов (9,3 %).

Поступление налога на имущество  организаций составило за 2008 год 2 834 млн. рублей, что на 32% выше уровня 2007 года. В среднем по России прирост составил 23%. По темпу роста данного налога Алтайский край занимает 12-е место среди субъектов Российской Федерации и 3-е – в Сибирском федеральном округе.

Налоговые поступления в 2009 году также снижены. В бюджетную систему страны на территории Алтайского края за семь месяцев поступило 24,1 млрд рублей налоговых платежей и других доходов (без учета поступлений единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет). Это составило 152% к объему платежей за январь-июль 2009 года.

В федеральный бюджет направлено 5,9 млрд. рублей без учета единого социального налога, что в 2,6 раза больше аналогичного периода прошлого года. В общем объеме платежей поступления в федеральный бюджет составили 25%.

В бюджетную систему страны на территории края за 2010 год поступило 43667,9 млн. рублей налоговых платежей и других доходов (включая ЕСН  в федеральный бюджет), что составило 127,8% к объему платежей за 2009 год, или  больше на 9509,5 млн. рублей. Без ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, поступило налоговых платежей и других доходов 43245,4 млн. рублей, что составило 145,0% к объему платежей за 2009 год, или больше на 13429,9 млн. рублей.

 

Рисунок 2.8 Динамика поступления налогов в край в 2009 г. по сравнению с 2010 г.

В общем объеме платежей поступления в федеральный бюджет составили 25,2%, что ниже удельного  веса платежей за 2009 год на 2,1%

Из общей суммы поступлений  в федеральный бюджет 83,6% приходится на долю налога на добавленную стоимость (за 2009 год – 46,3%), 6,7% - налога на прибыль (за 2009 год – 4,2%) и 3,8% - единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет (за 2009 год – 46,5%). Без ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, налоговых и неналоговых доходов, администрируемых ФНС России, за 2010 год мобилизовано в федеральный бюджет 10580,4 млн. рублей, что в 2,1 раза превысило поступления за 2009 год или на 5583,7 млн. рублей.

 За 2010 год в консолидированный  бюджет края поступило 32 665 млн.  рублей доходов, администрируемых  налоговыми органами края, что  на 31,6% или на 7 846,2 млн. рублей больше, чем за 2009 год.

Увеличение налоговых  поступлений в 2010 году связано с  положительными тенденциями в экономике, в первую очередь  – с увеличением  объемов промышленного производства, прибыли организаций и средней  заработанной платы работников.

Доходы консолидированного бюджета края в основном сформированы за счет налога на доходы физических лиц  – 42,2% (за 2009 год – 51,0%), налога на прибыль – 24,4% (за 2009 год – 15,4%), налогов на имущество – 18,6% (за 2009 год – 19,3%), налогов со специальным налоговым режимом – 6,7% (за 2009 год – 7,7%), акцизов – 7,2% (за 2009 год – 5,7%). (рис. 2.9)

Рисунок 2.9 Структура поступлений  налогов в бюджет края в 2010 г.

В 2010 году объем собственных  доходов консолидированного бюджета  Алтайского края увеличился в сравнении с 2009 годом на 33%. Поступление в консолидированный бюджет края средств налога на прибыль организаций возросло к уровню 2009 года в 2 раза. Увеличилось поступление средств налога на доходы физических лиц на 9%, земельного налога (на 69%), акцизов (на 58 %), транспортного налога (на 44%). Расходы  консолидированного бюджета Алтайского края на социальную сферу возросли в сравнении с 2009 годом в 1,1 раза, в том числе на социальную политику - в 1,3 раза.

Основной объем поступлений  налоговых платежей и других доходов  в краевой бюджет сформирован  за счет налога на доходы физических лиц (36,1%), налога на прибыль организаций (34,8%), налога на имущество организаций (13,8%), акцизов (10,2%). (рис 2.10)

В доходы местных бюджетов поступило 9718,6 млн. рублей, что на 17,3% или на 1431,5 млн. рублей больше, чем  за 2009 год. (рис 2.11)

В общем объеме платежей, поступления в консолидированный  бюджет края составили 74,8%, что выше объема платежей за 2009 год на 2,1%.

Рисунок 2.10 Структура доходов  краевого бюджета Алтайского края в январе – декабре 2010 г.

Рисунок 2.11 Структура доходов  местных бюджетов Алтайского края в  январе – декабре 2010 г.

Основную долю доходов  местного бюджета составляют налог  на доходы физических лиц – 56,8% и  налоги со специальным налоговым  режимом – 22,4%, земельный налог  – 15,2%.

 Удельный вес поступлений  в местные бюджеты составил 29,8% от поступлений в консолидированный  бюджет края (за 2009 год - 33,4%).

Поступления в государственные  внебюджетные фонды составили 1814 млн. рублей, это на 13387 млн. рублей меньше, чем за 2009 год.

Задолженность по налогам  и сборам во все уровни бюджета  на 1 января 2011 года составила 8971,8 млн. рублей и по сравнению с 1 января 2010 года сократилась на 641,4 млн. рублей или на 6,7% (на 1 января 2010 года задолженность  – 9 613,2 млн. рублей).

 Задолженность по федеральным  налогам и сборам на 1 января 2011 года составила 6898,4 млн. рублей  или 76,9%, по региональным налогам  и сборам, местным налогам и  сборам, налогам со специальным  налоговым режимом – соответственно 1291,9,  571,5 и 209,9 млн. рублей или  14,4%, 6,4% и 2,3% от общей суммы задолженности.

 Задолженность по федеральным налогам и сборам по сравнению с 1 января 2010 года сократилась на 725,9 млн. рублей или на 9,5%, по местным налогам и сборам - на 97,9 млн. рублей или на 14,6%. Задолженность по региональным налогам и сборам приросла на 159,6 млн. рублей или на 14,1%, также возросла задолженность по налогам со специальным налоговым режимом на 22,6 млн. рублей или на 12,1%.

В доли отдельных субъектов  РФ  в общем объеме поступлений  налоговых и неналоговых доходов  в 2010 г. Алтайский край находится на 5 месте.

Краевой комитет по финансам, налоговой и кредитной политике подвел итоги исполнения бюджета  за 4 месяца 2011 года. Как сообщили краевые  власти, за это время в региональный бюджет поступило доходов более 22, 5 млрд. рублей, в том числе налоговых  и неналоговых доходов – около 10 млрд. рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года налоговые и неналоговые доходы увеличились на 21%.

Исполнение расходной  части краевого бюджета составило 17 112 307 тыс. рублей, или 119% по отношению  к соответствующему периоду прошлого года. В полном объеме профинансированы расходы на выплату заработной платы  работникам бюджетной сферы, осуществление  социальных выплат населению и расходы  на оплату коммунальных услуг, межбюджетные трансферты муниципальным образованиям.

Стоит отметить, что в  Докладе Минрегионразвития о  ситуации в экономической, финансово-банковской и социальной сферах субъектов РФ по итогам 2010 года Алтайский край отнесен  к лидирующей группе (26 регионов), в  которых базовые показатели бюджетной  системы региона в целом характеризуются  лучше среднероссийских параметров.  В частности, регион вошел в число  регионов-лидеров по росту налоговых  и неналоговых доходов бюджета, темпам роста налогов на доходы физических лиц и на прибыль организаций.

Между тем, характер исполнения краевого бюджета в первые месяцы 2011 года, как отмечают специалисты, продолжают тенденции, сложившиеся  в предыдущие годы.

Расходы бюджета в 2010 году на одного жителя составили более 27 тыс. руб. и выросли на 4 процента. Расходная часть бюджета сохраняет  преимущественно социальную направленность. По итогам года на содержание социальной сферы было направлено 67 процентов. Более того расходы социального  характера в 2010 году увечились на 40 процентов.

Полностью исполнены все  плановые показатели бюджетов муниципальных  образований края. Выросли собственные  доходы муниципальных бюджетов, их удельный вес достиг 44%, сообщили краевые  власти.

 

 

 

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

 

 

Эффективность функционирования налоговой системы во многом зависит  от качества управления ею. Налоговое  администрирование -  одна из частей управления налоговой системой, включающей в себя контроль соблюдения налогового законодательства налогоплательщиками, контроль реализации и исполнения законодательства налоговыми органами, а также организационное  и методическое, аналитическое обеспечение  контрольной деятельности. Данное понятие  включает в себя качество работы налогового аппарата, которое способно в процессе функционирования как выявлять факты  несовершенства налогового законодательства, так и стремиться соблюдать основные  принципы налогообложения.

Одним из основных направлений  налоговой политики Российской Федерации, планируемых к реализации в 2011 г. и в плановом периоде 2012 и 2013 гг. является совершенствование налогового администрирования.

На сегодняшний день российское налоговое законодательство и система  налогового администрирования продолжают развиваться, и одним из наиболее сложных вопросов в этой сфере  все еще остается возмещение налога на добавленную стоимость.  К ним  в частности относятся сложность  процедур возмещения входящего НДС, а также увеличение сроков возмещения излишне уплаченного входящего  НДС с 3-4 до 4-6 месяцев. Вместе с тем, в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной  политике в 2011-2013 гг. отмечается, что  следует оценить «затратность» администрирования НДС как для налогоплательщика, так и для государства, обратив внимание в первую очередь на избыточность «оправдательных документов» и на предъявляемые к ним требования. В связи с этим, для решения вышеуказанных проблем необходимо оптимизировать работу системы налогового администрирования в направлении упрощения процедуры и сокращения сроков возмещения входящего НДС по экспорту, а также уменьшения количества документов, обосновывающих применение налоговой ставки в размере 0 % и смягчения требований, предъявляемых к этим документам.

Информация о работе Налоговая политика государства