Налоговая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является исследование налоговой политики государства, а также исследование налогообложения в Алтайском крае. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть все виды налогов и сборов в РФ и в Алтайском крае, их роль в бюджете;
2. Рассмотреть все текущие издержки, возникающие в процессе сборов налогов;
3. Проанализировать бюджетно – налоговую политику государства;
4. Рассмотреть пути совершенствования налогового администрирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………......3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ………………….........5
1.1 Структура налогов и их роль в бюджете страны……………….....…...5
1.2 Субъекты налоговых отношений в РФ. Административные и трансакционные издержки………………..…...……………………….…12
1.3 Цели налоговой политики государства…………………................…..16
2 АНАЛИЗ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ………………………………19
2.1 Динамика поступлений налогов в бюджет государства в 2008–2011 гг.………………………………………………………………………….…….19
2.2 Динамика поступлений налогов в бюджет Алтайского края в 2008-2011 гг.………………………………………………………………….….….25
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ……….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….44

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 427.74 Кб (Скачать файл)

1.3 Цели налоговой политики государства

Выбор конкретных форм и методов определяется целями, которые ставит перед собой государство, разрабатывая и реализуя налоговую политику. Среди них в экономической литературе выделяют следующие группы целей: фискальные, экономические, социальные, экологические и международные. (рис. 4). [21.с.572-573].

Фискальные цели всегда считаются  основными. Другие цели, хотя и крайне значимые для государства, имеют  второстепенный характер. Это объясняется тем, что фискальная функция является основной в налогообложении, а остальные – вторичными. Второстепенные цели являются основными по направлениям политики государства: социальной, экономической, экологической, внешней, для которых налоговая политика – лишь один из методов их реализации.

 

 

Цели  государственной налоговой политики



международные


1)устранение практики двойного  налогообложения


2)ликвидация возможностей  ухода от налогообложения

3)гармонизация таможенного  обложения

1) Сглаживание неравенства в  уровнях доходов различных групп  населения


2) Повышение социальной  защищенности малоимущих слоев  населения

3)Стимулирование инвестиций  в развитие человеческого потенциала

1) Обеспечение эффективного  участия государства в регулировании  экономики


2) Поддержание темпов экономического  роста

3) Устранение структурных  диспропорций общественного воспроизводства

4)Стимулирование инвестиций  в развитие человеческого потенциала

Перераспределение части создаваемого национального продукта в бюджетную  систему и во внебюджетные фонды, достаточной для выполнения соответствующими уровнями управления возлагаемых на них функций


социальные


экологические


экономические


фискальные



 

1)охрана окружающей среды  и обеспечение рационального  природопользования


2)создание компенсационного  механизма за пользованием природными  ресурсами

3)стимулирование инвестиций  в сохранение природного капитала  для будущих поколений

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.4. Цели государственной  налоговой политики

Цели налоговой политики не являются чем-то застывшим и неподвижным. Они формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых  являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе. В современных  условиях государства с развитой рыночной экономикой осуществляют налоговую  политику для достижения следующих  важнейших целей:

  • участие государства в регулировании экономики, направленном на стимулирование или ограничение хозяйственной деятельности, а также в общественном воспроизводстве;
  • обеспечение потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах, достаточных для проведения экономической и социальной политики, а также для выполнения соответствующими органами власти и управления возложенных на них функций;
  • обеспечение государственной политики регулирования доходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

 

 

2.1 Динамика поступлений  налогов в бюджет государства  в 2008 – 2011 гг.

Основными налогами России в 2008 и 2009 гг. были налог на добавленную  стоимость (НДС), акцизы, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), единый социальный налог (ЕНС), налог на прибыль организаций  и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).Данные налоги по-разному влияют на государственные доходы (рис. 2.1).

 

Рисунок 2.1. Доля различных  налогов в общем объеме налоговых  поступлений в федеральный бюджет за 2008 год.

Рисунок 2.2. Доля различных  налогов в общем объеме налоговых  поступлений в федеральный бюджет за 2009 г.

Как видно из рис. 2.1, 2.2, НДПИ обеспечивает примерно треть доходов федерального бюджета, как в 2008, так и в 2009 году. Следовательно, крупные компании, занятые добычей полезных ископаемых (преимущественно нефти и газа), составляют опору российского бюджета.

Значительная часть налогов  уменьшилась в 2009 году по сравнению  с 2008 годом, лишь НДС возрос. Основная причина спада налоговых поступлений  в бюджет вызвана глобальным экономическим  кризисом, спадом производства, падением спроса и соответственно снижением цен на ресурсы.

Снижение доходов бюджета требуют поиска новых подходов в работе, а также максимального ускорения решения имеющихся проблем. Итоги 1 квартала 2009 года свидетельствуют о продолжении негативной тенденции в экономике. В 1 квартале 2009 года в бюджетную систему РФ поступило 1,9 триллиона руб. (на 7% меньше 1 квартала 2008 года).

В том числе:

  • в федеральный бюджет поступило 735 млрд. руб. (или на 7% меньше);
  • в консолидированные бюджеты субъектов РФ – 804 млрд. руб. (на 11% меньше);
  • в государственные внебюджетные фонды поступил 361 млрд. руб. (на 5% больше).

Впервые за последние годы вместо снижения задолженности, которая  за последние 4 года сократилась с 2,5 до 1,3 триллиона руб., или почти в два раза, наблюдается ее рост. По состоянию на 1 апреля 2009 года задолженность по налогам, сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему РФ составила 1,4 триллиона руб. и выросла с начала года на 88 млрд. руб., или почти на 7%. Весь прирост обусловлен ростом задолженности по налогам и сборам по текущим обязательствам, которые за период с начала года выросли с 54 до 176 млрд. руб.

Рост задолженности явился прямым следствием кризисных явлений в экономике, связанным со снижением ликвидности и платежеспособности организаций. Однако эффективность взыскания задолженности повысилась и составила 38% на 1 апреля 2009 года против 24% на 1 апреля 2008 года.

Что касается доходов региональных бюджетов, то в 1 квартале они снизились  относительно 2008 года на 11%. Поступления  региональных и местных налогов  в консолидированные бюджеты  субъектов РФ возросли на 21%  и  составили около 100 млрд. руб., их доля возросла с 9%  до 12%. По всем региональным и местным налогам отмечается рост поступлений:

  • налог на имущество организаций вырос на 29%;
  • транспортный налог – на 19%;
  • земельный налог увеличился на 19%; налог на имущество физических лиц – на 1%.

Итоги 1 квартала подтверждают стабильность налоговой базы по региональным и местным налогам, на которую  не оказывают влияния результаты финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. В условиях кризисных  явлений в экономике на фоне общего снижения доходов бюджета объемы и доля поступлений указанных налогов возрастают. Данная тенденция повышает роль региональных и местных налогов в обеспечении жизнедеятельности субъектов федерации, и одновременно требуют от всех органов законодательной и исполнительной власти принятия оперативных мер, направленных на рост эффективности их администрирования.

Уровень поступления налогов  в бюджет достиг докризисного 2008 года лишь в 2010 году, когда был отмечен  максимальный объем поступления  налогов. Отставание 2010 года от 2008 года составило лишь 3%. (рис. 2.3)

Рисунок 2.3. Поступления доходов  в федеральный бюджет

В федеральный бюджет в 2010 году поступило 3,207.2 млрд. руб., что на 28.2% больше, чем в 2009 году (2,502.6 млрд. руб.), относительно уровня 2008 года (3,571.9 млрд руб.) поступления оказались ниже на 10.2%. Кроме того, поступления налогов в консолидированные бюджеты субъектов РФ в прошлом году увеличились на 19% - до 4.5 трлн. рублей. В консолидированный бюджет РФ в 2010 году поступило 7.7 трлн. рублей налогов, что на 22% больше, чем в 2009 году.

Рисунок 2.4. Структура поступлений  доходов в федеральный бюджет за 2010 год

Снижение поступлений  в 2010 году относительно уровня 2008 года обусловлено уменьшением ставки налога на прибыль в федеральный  бюджет с 6.5% до 2%, более низкой ценой  на нефть (средняя цена: 2008 год - 94 долл. за баррель; 2010 год – 77 долл.; цена на нефть в 2009 году - 58 долл. за баррель), а также изменением порядка зачисления акцизов на нефтепродукты в бюджетную  систему РФ, которые с 2009 года полностью  зачисляются в консолидированные  бюджеты субъектов РФ (поступления  акцизов на нефтепродукты в федеральный  бюджет в 2008 году составили 55.4 млрд руб)

Для наглядности, рассмотрим динамику поступлений основных налогов  в федеральный бюджет в 2008−2010 гг.

 

Рисунок 2.5. Динамика поступления  в бюджет налогов в 2008, 2009, 2010 годах

Как видно из рисунка 2.5, НДС в 2010 году превысил докризисный год, а НДПИ, налог на прибыль, акцизы пока еще не достигли уровня 2008 года.

Налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2010 году поступило 1 328,7 млрд. рублей, что на 13% больше, чем в 2009 году, а относительно уровня 2008 года поступления выросли в 1,3 раза. Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в 2010 году поступило 55,2 млрд. рублей, что в 1,8 раза больше, чем в 2009 году, а относительно уровня 2008 года поступления выросли в 1,4 раза.

Поступления налога на прибыль  организаций в 2010 году составили 255,0 млрд. рублей, что на 31% больше, чем  в 2009 году, а относительно уровня 2008 года – меньше в 3 раза.

Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет в 2010 году составили 113,9 млрд. рублей и  выросли относительно 2009 года на 39%, а относительно уровня 2008 года –  снизились на 9 процентов.

Налога на добычу полезных ископаемых в 2010 года поступило 1 376,6 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 1 266,8 млрд. рублей, газа горючего природного – 85,1 млрд. рублей, газового конденсата – 9 млрд. рублей.

По сравнению с 2009 годом  поступления НДПИ выросли на 40%, что  обусловлено повышением цены на нефть, а относительно уровня 2008 года –  ниже на 14%.

Поступления налогов в  бюджет стремительно растут, так, в  консолидированный бюджет Российской Федерации в  январе-марте 2011 года поступления составили 2169,9 млрд. рублей - на 21,6% больше, чем в январе-марте 2010 года.

Удельный вес поступлений  в федеральный бюджет в общем  объеме поступлений в консолидированный  бюджет Российской Федерации в январе-марте 2011 года составил 47% и относительно уровня января-марта 2010 года снизился на 1 процентный пункт.

Формирование всех доходов  в январе-марте 2011 года на 84% обеспечено за счет поступления налога на прибыль  – 26%, НДПИ – 20%, НДС – 20% и НДФЛ – 18%. По сравнению с январем-мартом 2010 года доля указанных налогов не изменилась.

В федеральный бюджет  за январь-март 2011 года поступления  составили 1 010,5 млрд. рублей - на 18,7% больше, чем в январе-марте 2010 года.

2.2 Динамика поступлений  налогов в бюджет Алтайского  края в 2008-2011 гг.

В последние годы роль краевого бюджета возрастает, расширяется  сфера его применения. Через краевой  бюджет государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления краевыми органами власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. С помощью краевых бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются краевые программы.

Характеризуя роль краевых  бюджетов, нельзя не учитывать, что  кризисные явления в экономике  страны, инфляция и расстроенность финансовой системы не позволяют краевым бюджетам выполнять в полной мере своё предназначение. К таким негативным факторам можно отнести бюджетный дефицит (превышение расходов над доходами).

Роль краевых бюджетов в социально – экономическом  развитии края может ещё больше возрастать при определённых условиях. Такими условиями являются, прежде всего, наделение  соответствующими полномочиями органов власти субъектов РФ по формированию и исполнению их бюджетов.

Консолидированный бюджет Алтайского края состоит из краевого бюджета,

бюджетов 72 городских округов  и муниципальных районов и 723 городских  и сельских поселений. Регион также  управляет сетью государственных унитарных

предприятий и долями в  акционерных компаниях. Все предприятия госсектора формируют собственные бюджеты и готовят отчетность о прибылях и убытках. Результаты их деятельности не консолидируются в краевой бюджет.

Местные налоги обеспечивали 38% операционных доходов в 2009 г. (2008 г. 41%).

Основными источниками налоговых  доходов являются налог на доходы физических лиц («НДФЛ», 40,9% всех налоговых  доходов) и налог на прибыль организаций (20,4%). База налогообложения у региона является относительно слабой, с учетом льготного налогообложения сельскохозяйственной отрасли, которое в значительной мере имеет не денежную форму и не отражается в налоговой отчетности или официальной статистике.

Информация о работе Налоговая политика государства