Налоговая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является исследование налоговой политики государства, а также исследование налогообложения в Алтайском крае. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть все виды налогов и сборов в РФ и в Алтайском крае, их роль в бюджете;
2. Рассмотреть все текущие издержки, возникающие в процессе сборов налогов;
3. Проанализировать бюджетно – налоговую политику государства;
4. Рассмотреть пути совершенствования налогового администрирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………......3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ………………….........5
1.1 Структура налогов и их роль в бюджете страны……………….....…...5
1.2 Субъекты налоговых отношений в РФ. Административные и трансакционные издержки………………..…...……………………….…12
1.3 Цели налоговой политики государства…………………................…..16
2 АНАЛИЗ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ………………………………19
2.1 Динамика поступлений налогов в бюджет государства в 2008–2011 гг.………………………………………………………………………….…….19
2.2 Динамика поступлений налогов в бюджет Алтайского края в 2008-2011 гг.………………………………………………………………….….….25
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ……….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….44

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 427.74 Кб (Скачать файл)

Фискальное значение акцизов  для бюджета РФ невелико. Так, доля акцизов в доходах федерального и консолидированного бюджета последних  лет не превышал 2 - 3%.

Объектом налогообложения  признаются следующие операции:

  1. Реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе передача прав собственности на подакцизные товары и использование их при натуральной оплате;
  2. Передача в структуру организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров;
  3. Передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд; в уставной капитал организации; на переработку на давальческой основе;
  4. Ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ. И т.д.

[20.с. 95 – 96]

Налоговые ставки на подакцизные  товары и подакцизное минеральное  сырье устанавливается в размере  от 0 до 3900 руб. за единицу измерения (л, кг, т, шт., 1000 шт., квтч) в зависимости то вида подакцизного товара (алкогольной продукции, табачных изделий, топлива и т. д.).  [20.с.96]

Налог на доходы физических лиц является одним из основных налогов, формирующих бюджеты субъектов  РФ и местные бюджеты.

Субъектами налога являются все физические лица как налогоплательщики: граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Объектом налогообложения  является совокупный доход физического  лица, полученный им в календарном  году как в денежной форме, так и в натуральной, в том числе в виде материальной выгоды, полученной по вкладам в банках, в виде страховой выплаты, по ссудам и т. д.

Налоговые ставки:

Статья 224 НК РФ устанавливает  четыре вида налоговых ставок , по которым облагаются те или иные виды доходов.

  1. Налоговая ставка устанавливается в размере 13% для доходов, не вошедших, а перечень доходов, в отношении которых применяются ставки, приведенные ниже.
  2. Налоговая ставка устанавливается в размере 35% в отношении:
    • стоимости любых выигрышей и призов свыше 4000 руб;
    • процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы процентов, начисленной в соответствии с условием договора;
    • суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств;
    • суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств, выраженных в иностранной валюте.
  1. Налоговая ставка устанавливается в размере 30% в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами.
  1. Налоговая ставка устанавливается в размере 9% в отношении:
    • Доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ;
    • Доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием. [20.с. 133 – 134]

Бюджетная составляющая налогов, взимаемых с физических лиц, колеблется от 12 до 15%.

Налог на доходы физических лиц является важным источником доходной части бюджетов субъектов РФ и  занимает 3-е место после НДС и налога на прибыль организаций. В консолидированном бюджете страны НДФЛ стоит на 6-м месте. В разные годы от 70 до 95% суммы этого налога распределялось в пользу региональных бюджетов. В доходной части консолидированного бюджета страны удельный вес НДФЛ из года в год возрастает.

В доходной части федерального бюджета России, налог на прибыль организаций занимает 2-е место. В структуре общих доходов его доля составляет около 8%, а в структуре налоговых поступлений – около 15%. Следует отметить, что в федеральный бюджет попадает всего 2% платежей налога на прибыль. Остальные 18% плательщики перечисляют в бюджеты субъектов. В структуре консолидированного бюджета России доля налога на прибыль составляет 25,3%. [20.с.295 – 296]

В теории и практике налогообложения принято деление налогов на прямые и косвенные. Прямые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков и включают налоги на доходы физических лиц, на прибыль организаций, на имущество и ряд других. Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров и услуг. Это НДС, акцизы, таможенные пошлины.

Налоги как экономическую  категорию следует рассматривать  с точки зрения их места в экономической  системе, их сущности, назначения, построения системы налогообложения, определения  структуры налогов и их взимания с субъектов налога. Теоретически, экономическая природа налогов заключается в определении источника обложения (дохода, капитал) и иного влияния, которое налог оказывает на гражданина, юридическое лицо и в целом на народное хозяйство, как единое целое. Поэтому экономическая природа налога лежит в сфере производства и распределения, в том числе в системе государства. Она раскрывается в том, что налоги выступают косвенным регулятором развития экономики, является инструментом структурного, антиинфляционного регулирования, одним из способов регулирования дефицита бюджета, распределение и перераспределение доходов различных слоев населения и инструментом воздействия на инвестиционную активность хозяйствующих субъектов.

Социально-экономическая  природа налогов, их назначение и  влияние на экономическую и политическую жизнь государства определяются государственным строем и политикой, проводимой властью. Налоги с социальной точки зрения являются средством  эксплуатации общества и по своей  сути выступают одним из элементов  грабежа. Особенно это характерно в  условиях возрастания налогового бремени (увеличение числа налогов, расширение налоговой базы, расширение круга налогоплательщиков, повышение налоговых ставок и т.д.). С точки зрения формирования бюджетов налоги есть необходимая экономическая составляющая, обеспечивающая решение задач, возлагаемых на государство.

1.2 Субъекты налоговых отношений в РФ. Административные и трансакционные издержки

 

Субъекты налоговых отношений  в РФ



Субъекты, устанавливающие условия  налогообложения в стране


Субъекты, выполняющие функции  налоговых администраций


Субъекты, осуществляющие уплату налогов



 


Федеральные законодательные органы власти в Министерство финансов


Единая централизованная система  финансовых органов


Налогоплательщики: физические и  юридические лица




Единая централизованная система  органов казначейства


Лица, содействующие уплате налогов: банки и иные кредитные организации, налоговые агенты, прочие лица



Региональные законодательные  органы власти



Единая централизованная система  налоговых органов



Местные законодательные органы власти



Единая централизованная система  таможенных органов




Рисунок 1.1. Субъекты налоговых  отношений в РФ

Формирование налоговой  политики, как и любого другого  направления экономической политики, должно опираться на выявление издержек ее реализации. Для того, чтобы теоретически проработать данную проблему, необходимо структурировать все издержки функционирования налоговой системы, в определении  которой принимается расширительная трактовка субъектов – не только государство, но и налогоплательщики. (рис. 1.1) [18.с.66-67]

Государственным органом, занимающимся сбором налогов с юридических  и физических лиц, являются Министерство РФ по налогам и сборам и территориальные  налоговые инспекции в республиках, краях, областях, городах и районах страны.

На государственную налоговую  службу возложено осуществление  контроля за соблюдением налогового законодательства, проверка полноты и своевременности уплаты па логов в бюджет. В результате проверок доначисляются значительные суммы, причитающиеся бюджету.

Система таможенных органов  осуществляет функцию пополнение доходной части государственного бюджета  за счет взимания таможенных платежей, стимулирование отечественной экономики, защиту интересов национальных производителей путем установления квот, ограничений, таможенных тарифов.

Удешевление текущих общественных издержек по сбору налогов целесообразно  анализировать по двум группам затрат – транзакционным, связанным с  дополнительными издержками налогоплательщиков при расчете и уплате налогов, и административными, связанным  с бюджетными расходами на разработку налогового законодательства и налоговой  политики, а также финансирование налогового администрирования. (рис.1.2) [18.с.66-67]

 

 

 

 

Административные  издержки




Гос. органы, занимающиеся разработкой налогового законодательства


Гос. органы, занимающиеся работой с налогоплательщиками


Гос. органы, занимающиеся разработкой и реализацией налоговой политики




НИР по вопросам реализации налоговой  политики



Административные издержки, связанные  с работой госорганов, занимающихся реализацией налоговой политики (аренда и эксплуатация помещений, расходы на связь, заработную плату, охрану, приобретение основных и оборотных средств)


НИР по вопросам налогового законодательства



Административные издержки, связанные  с работой госорганов, занимающихся реализацией налоговой политики (аренда и эксплуатация помещений, расходы  на связь, заработную плату, охрану, приобретение основных и оборотных средств)



 

Стоимость процедуры обсуждения и принятия нормативных правовых актов




 

 

 

Рисунок 1.2 Административные издержки

В соответствии с предложенной структурой административных издержек можно определить и основные направления  их снижения, это: унификация и автоматизация  налоговых процессов, внедрение  новых производственных технологий в налоговом администрировании (электронная передача информации, сокращение бумажного документооборота), а также снижение издержек на проведение НИР по вопросам налогового законодательства и проведения налоговой политики (устранение дублирования тематики научно-исследовательских работ, сокращение бюрократической составляющей и повышение содержательности научных исследований). [18.с.67-68]

Классификация трансакционных издержек может быть представлена следующим образом (рис. 1.3).

 

Издержки, связанные с некомпетентностью  и коррупцией работников налоговых  органов


Издержки взаимодействия с налоговыми органами (сдача налоговой отчетности, сопровождение проверки)


Издержки, связанные с противоречивостью  и нестабильностью налогового законодательства


Издержки судебной системы, связанные  с исполнением налогового законодательства


Издержки получения информации об изменениях налогового законодательства (оплата справочных правовых систем и  пр.)


Издержки ведения бухгалтерского и налогового учета (стоимость работы бухгалтерии предприятия)


Неявные трансакционные издержки


Явные трансакционные издержки


Трансакционные издержки налогового администрирования



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издержки, связанные с открытием  и закрытием юридических лиц  и ПБОЮЛ



 

 

 

Рисунок 1.3. Трансакционные издержки налогового администрирования

Трансакционные издержки — затраты, возникающие в связи с заключением контрактов (в том числе использованием рыночных механизмов).

В соответствии с предлагаемой структурой трансакционных издержек функционирования налоговой системы определяются и направления их снижения: совершенствование судебной системы, повышение налоговой культуры предпринимателей и населения, снижение административных барьеров при открытии и закрытии юридических лиц и т.д

Таким образом, принцип экономичности  является одним из важнейших для  функционирования налоговой системы  страны. Однако реализация данного  принципа пока не стала предметом теоретических исследований, в то время как анализ реформирования налоговой системы России свидетельствует о том, что российское общество несет более высокий уровень издержек на ее функционирование по сравнению со странами с развитой рыночной экономикой. Отсутствия опыта правового регулирования налоговых отношений, сжатые сроки, отпущенные на разработку законодательства, экономический и социальный кризис в стране – все это непосредственно повлияло на высокий уровень общественных издержек на ее становление. Другая группа понесенных российским обществом издержек связана с допущенными ошибками в формировании налоговой системы страны, неустойчивостью и противоречивостью налогового законодательства.

Информация о работе Налоговая политика государства