Налоговая система и ее реформирование в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 10:19, курсовая работа

Описание работы

Основную долю доходной части государственного бюджета стран с рыночной экономикой составляют налоги.
Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
1. Сущность налогов..............................................................................................4
1.1. Налоги: сущность и основные виды...........................................................4
1.2. Налоговая база и налоговые льготы...........................................................6
1.3. Налоговая ставка и ее виды.........................................................................8
2. Налоговая система и их характеристики.......................................................10
2.1. Характеристика налоговой системы.......................................................10
2.2. Механизм и принципы налогообложения...............................................16
2.3. Функции налогов........................................................................................20
3. Налоговая реформа в России...........................................................................24
3.1. Налоговая система РФ. Основные виды налогов...................................24
3.2. Первый этап налоговой реформы России (1990-1997 гг.)......................28
3.3. Второй этап налоговой реформы России (1998-2004 гг.)......................31
3.4. Основные недостатки существующей налоговой системы и направления реформирования..................................................................35
Заключение.............................................................................................................40
Список литература.................................................................................................41

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 72.87 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки РФ

Филиал  ФГБОУ ВПО  «Удмуртский государственный  университет»

в г. Губкинский

 

 

 

Курсовая  работа

по дисциплине "Макроэкономика"

на тему: “Налоговая система и  ее реформирование в РФ”

 

 

Выполнил:

студент группы

(О-Гб-080100-11)                                                                        Лукьяненко Е. В.                                      

                                                                                                            

Руководитель:

к.э.н., доцент                                                                                   Семенова И.А.

 

 

 

г. Губкинский

2013 
Содержание

Введение...................................................................................................................3

  1. Сущность налогов..............................................................................................4
    1. Налоги: сущность и основные виды...........................................................4
    2. Налоговая база и налоговые льготы...........................................................6
    3. Налоговая ставка и ее виды.........................................................................8
  2. Налоговая система и их характеристики.......................................................10
    1. Характеристика налоговой системы.......................................................10
    2. Механизм и принципы налогообложения...............................................16
    3. Функции налогов........................................................................................20
  3. Налоговая реформа в России...........................................................................24
    1. Налоговая система РФ. Основные виды налогов...................................24
    1. Первый этап налоговой реформы России (1990-1997 гг.)......................28

    1. Второй этап налоговой реформы России (1998-2004 гг.)......................31

    1. Основные недостатки существующей налоговой системы и направления реформирования..................................................................35

Заключение.............................................................................................................40

Список  литература.................................................................................................41

 

ВВЕДЕНИЕ

Цель работы состоит в изучении налоговой системы и ее реформировании в Рф.

Еще в XVIII столетии А.Смит определил  основные функции правительств, которые, по его мнению, должны сводиться  к следующему:

- обеспечение национальной обороны;

- отправление правосудия;

- организация общественных работ,  невыгодных для частного предпринимательства,  но необходимых гражданам;

- образование юношества;

- сбор налогов для оплаты нужд  государства.

По сей день никто не оспаривает необходимость этих функций, более  того, к ним добавились и новые. Реальный рынок далек от абстрактной  модели совершенной конкуренции, а  значит, и от самого совершенства. Поэтому  любая рыночная экономика не может  существовать и функционировать  без государственного регулирования. Как правило, в государственном  регулировании рыночной экономики  проявляется два разных аспекта. Оно осуществляется посредством  законодательства, через государственное  планирование, на основе выпускаемых  правительством нормативных актов. С другой стороны, государственное  воздействие на рынок проявляется  посредством изъятия части прибыли, дохода, через действие системы налогообложения, путем обязательных платежей в бюджет. Изымая средства, необходимые для  общегосударственных нужд и определенным образом распределяя их, государство  осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и  рыночные отношения. Перераспределение  продукта, созданного в обществе, от непосредственных производителей к  другим группам осуществляется посредством  специального финансового инструмента, называемого бюджетом.

 

  1. Сущность налогов

 

    1. Налоги: сущность и основные виды

 

Основную долю доходной части государственного бюджета стран с рыночной экономикой составляют налоги.

Под налогом, сбором, пошлиной и другими  платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и  на условиях, определенных законодательными актами.

Совокупность взимаемых в государстве  налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Одно из основных требований, предъявляемых  к налоговой системе, - ее ясность  и четкость. Еще 200 лет назад А.Смит писал об этом весьма красноречиво: “Налог, который обязывается уплатить каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не может быть произвольным. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа - все это должно быть ясно и определенно для плательщика  и всякого другого лица. Там, где  этого нет, каждое лицо, облагаемое данным налогом, отдается в большей  или меньшей степени во власть сборщика налогов, который может  отягощать налог для всякого  неугодного ему плательщика или  вымогать для себя под угрозой  такого отягощения подарок или взятку.”  Другое требование, предъявляемое к  налоговой системе, - ее простота и  эффективность. Если организация сбора  налога обходится государству дороже той суммы, ради которой все затевается, то и смысла в таком налогообложении  нет никакого. Наконец, самый важный принцип налогообложения - его справедливость. Речь идет о том, кто должен платить  налоги и в каком размере. Справедливость - понятие сложное, и понимают его  по разному. Существуют и принципиально  различные подходы к справедливости в налогообложении.

Налоги различаются по объекту  обложения, по размеру и многим другим характеристикам. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.

Налоги бывают двух видов. Первый вид - налоги на доходы и имущество: подоходный налог с граждан; налог на прибыль  корпораций (фирм); налог на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том  числе налоги на собственность, включая  землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж и другие. Они взимаются  с конкретного физического или  юридического лица, их называют прямыми  налогами.

Второй вид - налоги на товары и  услуги: налог с оборота, который  в большинстве развитых стран  в настоящее время заменен  налогом на добавленную стоимость (НДС); акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); налог  на наследство, на сделки с недвижимостью  и ценными бумагами и другие. Эти  налоги называют косвенными. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести  на потребителя. Из них легче всего  обстоит дело с налогами на землю  и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на конечного  потребителя в зависимости от показателя эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем  большая часть налога перекладывается  на потребителя. Чем менее эластично  предложение, тем меньшая часть  налога перекладывается на потребителя, а большая его часть уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, а на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. При высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

1.2 Налоговая база и налоговые льготы

Во многих странах сумма, с которой взимаются налоги, называется налоговой базой. В случае налогов  на доходы ее можно назвать налогооблагаемым доходом (прибылью), который равен  разности между полученным доходом  и налоговыми льготами.

Общие принципы исчисления налоговой базы:

1. Налоговая  база и порядок ее определения  устанавливаются Налоговым кодексом  Российской Федерации (НК РФ).

2. Налогоплательщики-организации  исчисляют налоговую базу по  итогам каждого налогового периода  на основе данных регистров  бухгалтерского учета и (или)  на основе иных документально  подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо  связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок (искажений) в  исчислении налоговой базы, относящихся  к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде  перерасчет налоговой базы и суммы  налога производится за период, в котором  были совершены указанные ошибки (искажения).

В случае невозможности определения периода  совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения).

3. Индивидуальные  предприниматели, нотариусы, занимающиеся  частной практикой, адвокаты, учредившие  адвокатские кабинеты, исчисляют  налоговую базу по итогам каждого  налогового периода на основе  данных учета доходов и расходов  и хозяйственных операций в  порядке, определяемом Министерством  финансов Российской Федерации.

4. Вышеизложенные  правила распространяются также  на налоговых агентов.

5. Остальные  налогоплательщики — физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений о суммах выплаченных им доходов, об объектах налогообложения, а также данных собственного учета полученных доходов, объектов налогообложения, осуществляемого по произвольным формам.  Налоговая льгота устанавливается, как и налог, в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Распространены следующие виды налоговых льгот:

- необлагаемый  минимум объекта налога;

- изъятие  из обложения определенных элементов  объекта налога (например, затрат  на НИОКР);

- освобождение  от уплаты налогов отдельных  лиц или категорий плательщиков (например, ветеранов войны);

- понижение  налоговых ставок;

- вычет  из налоговой базы (налоговый  вычет);

- налоговый  кредит (отсрочка взимания налога  или уменьшение суммы налога  на определенную величину (налоговый  вычет уменьшает налоговую базу, а налоговый кредит - сумму налога, т.е. налоговое обязательство)).

Та часть налоговой базы, которую  налогоплательщик обязан выплатить  в виде того или иного налога, называется налоговой ставкой (нормой обложения).

 

1.3 Налоговая  ставка и ее виды

С точки зрения величины процентных ставок все налоги делят на прогрессивные, пропорциональные и регрессивные.

При прогрессивном налоге чем больше доход плательщика, тем выше процентная доля налоговых отчислений, чем ниже доход, тем ниже и налоговая ставка. По прогрессивной шкале устанавливается  налог на прибыль, подоходный налог (как правило, начиная с определенной суммы). С точки зрения тех, кто  считает, что “налоги должен платить  тот, кто может платить”, прогрессивный  налог - самый справедливый, но лишь в том случае, если он достаточно прогрессивен, т.е. если налоговая ставка резко возрастает с ростом дохода.

При пропорциональном налоге устанавливается  единая ставка вне зависимости от величины дохода. Таким образом, лица с высоким доходом платят большие  абсолютные суммы в виде налога, чем лица с низким доходом. Но согласно закону Энгеля (1821 - 1896) при пропорциональном налогообложении основная тяжесть налогового бремени ложится на малообеспеченные семьи. Пропорциональный характер носят социальные взносы и налоги на собственность.

При регрессивном налоге налоговая  ставка устанавливается тем ниже, чем выше доход, и наоборот, тем  выше, чем ниже доход. Примером регрессивных налогов могут служить все  налоги, взимаемые с продаж товаров - акцизы, налог на добавленную стоимость. Эти налоги устанавливаются как  фиксированный процент от продажной  цены (по отношению к ней они  пропорциональны). Но оплачиваются они  в конечном счете из доходов покупателей, и по отношению к ним они  регрессивны.

Таким образом, при регрессивном и  в меньшей степени при пропорциональном налоге большую долю налогов выплачивают  малообеспеченные семьи, при прогрессивном  налоге большая доля налогового бремени  падает на обеспеченные семьи.

Налоговая ставка устанавливается  в размере 20 процентов, за исключением  случаев, предусмотренных пунктами 1.1 - 5.1 настоящей статьи. При этом:

сумма налога, исчисленная по налоговой  ставке в размере 2 процентов, зачисляется  в федеральный бюджет; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Налоговая ставка налога, подлежащего  зачислению в бюджеты субъектов  Российской Федерации, законами субъектов  Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий  налогоплательщиков. При этом указанная  налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента, если иное не предусмотрено  настоящим пунктом.

Для организаций - резидентов особой экономической зоны законами субъектов  Российской Федерации может устанавливаться  пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической  зоны, при условии ведения раздельного  учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической  зоны, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической  зоны. При этом размер указанной  налоговой ставки не может быть выше 13,5 процента.

Информация о работе Налоговая система и ее реформирование в РФ