Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 10:19, курсовая работа
Основную долю доходной части государственного бюджета стран с рыночной экономикой составляют налоги.
Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.
Введение...................................................................................................................3
1. Сущность налогов..............................................................................................4
1.1. Налоги: сущность и основные виды...........................................................4
1.2. Налоговая база и налоговые льготы...........................................................6
1.3. Налоговая ставка и ее виды.........................................................................8
2. Налоговая система и их характеристики.......................................................10
2.1. Характеристика налоговой системы.......................................................10
2.2. Механизм и принципы налогообложения...............................................16
2.3. Функции налогов........................................................................................20
3. Налоговая реформа в России...........................................................................24
3.1. Налоговая система РФ. Основные виды налогов...................................24
3.2. Первый этап налоговой реформы России (1990-1997 гг.)......................28
3.3. Второй этап налоговой реформы России (1998-2004 гг.)......................31
3.4. Основные недостатки существующей налоговой системы и направления реформирования..................................................................35
Заключение.............................................................................................................40
Список литература.................................................................................................41
2. Налоговые системы и их характеристики
2.1 Характеристика налоговой системы
Первым общим показателем, характеризующим
роль налогов в экономике той
или иной страны, служит доля всех налоговых
поступлений в валовом
Второй обобщающий показатель налоговой
системы характеризует
Обычно в бюджетных системах центральную роль играет федеральный (общегосударственный) бюджет. Подходы к распределению налогов между отдельными бюджетными уровнями бывают различными.
Один подход предполагает привязку определенных налогов к тому или иному бюджетному уровню. Так, например, доходная часть федерального бюджета США формируется в основном за счет прямых налогов, в том числе подоходного налога с населения (примерно 45% всех доходов бюджета), взносов по социальному страхованию (около 35%), налога на прибыль корпораций (около 10%). Доля косвенных налогов незначительна (акцизы - около 5%, таможенные пошлины - 1,5 - 2%). Что касается бюджетов штатов, то их доходная часть формируется за счет косвенных налогов (налог на продажу и акцизы); источники доходов местных бюджетов - местные налоги, прежде всего налог на недвижимость. В США около 2/3 налогов поступает в федеральный бюджет; остальная часть примерно поровну распределяется между штатами и местными властями.
Второй подход состоит в разделении
единых государственных налогов
в определенных пропорциях между
отдельными уровнями. В результате
собственно региональные и местные
налоги по своей значимости для бюджетов
соответствующих уровней могут
отходить на второй план. Например, в
Германии федеральный и земельный
уровни получают примерно одинаковые
объемы налоговых поступлений, а
местный уровень заметно
Третий подход состоит в передаче средств от высоких бюджетных уровней в пользу низких. Такой подход в качестве дополнительного распространен практически во всех странах, но особо значимую роль он играет в некоторых унитарных государствах.
В современной России распределение
налоговых поступлений по различным
бюджетным уровням причудливо сочетает
в себе все описанные подходы
и характеризуется при этом изменчивостью
и неопределенностью. Налоговые
поступления делятся примерно поровну
между федеральным уровнем и
уровнем субъектов федерации (с
тенденцией к увеличению доли последних)
при явном преобладании косвенных
налогов на федеральном и прямых
налогов на уровне субъектов федерации.
Распределение по бюджетным уровням
у нас базируется на сочетании
долевого участия всех уровней в
основных налоговых поступлениях и
субсидирования нижестоящих уровней
вышестоящими (прежде всего со стороны
федерального уровня). На практике указанное
распределение стало объектом острой
борьбы, проявляющейся, в частности,
в стремлении ограничивать власть центра
при определении долей участия
в налоговых поступлениях, вырвать
льготы для одних субъектов федерации
за счет других, неудовлетворительном
покрытии социальных и иных нужд многих
субъектов федерации при
Важнейшими показателями, позволяющими
количественно сопоставить
В России роль отдельных налогов в доходах бюджета несколько иная. Сформировавшаяся система налогообложения России резко, если не принципиально, отличается от принятой в ведущих западных странах. Наиболее разительно это отличие проявляется в гораздо большем удельном весе налоговых поступлений, изъятых из прибыли предпринимательства, и такого налога на потребление, как НДС (хотя его доля сопоставима с ролью НДС в тех западных странах, прежде всего государствах ЕС, которые ориентируются на заметное использование косвенных налогов), т.е. главное место в доходной части бюджета занимают налоги на прибыль предприятий, НДС и таможенные пошлины. В то же время в России крайне невелика доля индивидуального подоходного налога в связи с относительно низким уровнем жизни большинства населения.
В странах, находящихся в нормальных экономических условиях, эффективное функционирование налоговой системы нацелено на выполнение следующих главных задач:
-
Налоговая система прежде
-
Налоговая система должна
-
Система налогообложения
-
В формировании систем
В решении указанных задач
Сложнее теоретический и практический подход к индивидуальному подоходному налогу.
Использование индивидуального подоходного
налога для решения фискально-
Серьезная проблема, связанная со
взиманием подоходного налога с
населения - трудоемкость его оформления
(например, основная форма налоговой
декларации по подоходному налогу с
населения в США состоит из
80 страниц). Заполнение налоговой декларации
требует, как правило, помощи специалистов
(это обязанность
При значимости роли индивидуального подоходного налога в современной налоговой системе развитых стран немаловажна специфика подходов различных теоретических школ к увязке этого налога с решением проблем стимулирования производства и “социальной справедливости”.
Различия в масштабах
2.2. Механизм и принципы налогообложения
На
протяжении всей истории человечества
ни одно государство не могло существовать
без налогов. Налоговый опыт подсказал
и главный принцип
Принципы налогообложения в
Российской Федерации установлены
в ст. 3 НК РФ. Итак, законом закреплены
следующие основные начала законодательства
о налогах и сборах:
1. Принцип законности налогообложения.
Данный принцип общеправовой и опирается
на конституционный запрет ограничения
прав и свобод человека и гражданина иначе
чем федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции
РФ). Налогообложение — это ограничение
права собственности, закрепленного в
ст. 35 Конституции РФ, но ограничение законное,
т. е. основанное на законе, в широком смысле,
направлено на реализацию права (через
финансирование государственных нужд
по реализации государством и его органами
норм права). НК РФ также указывает на то,
что каждое лицо должно уплачивать лишь
законно установленные налоги и сборы
(п. 1 ст. 3 НК РФ).
2. Принцип всеобщности и
В
соответствии с этим принципом каждый
член общества обязан участвовать в
финансировании публичных затрат государства
и общества наравне с другими.
Всеобщность налогообложения
Равенство налогообложения вытекает из конституционного принципа равенства всех граждан перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации). Конституционные положения рассматриваемого принципа развиваются в абз. 1 п. 2 ст. 3 НК РФ: налоги или сборы не могут не только устанавливаться, но и фактически взиматься различно, исходя из социальных (принадлежность или не принадлежность к тому или иному классу, социальной группе), расовых или национальных (принадлежность либо не принадлежность к определенной расе, нации, народности, этнической группе), религиозных и иных различий между налогоплательщиками.
Информация о работе Налоговая система и ее реформирование в РФ