Налоговая система и ее реформирование в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 10:19, курсовая работа

Описание работы

Основную долю доходной части государственного бюджета стран с рыночной экономикой составляют налоги.
Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
1. Сущность налогов..............................................................................................4
1.1. Налоги: сущность и основные виды...........................................................4
1.2. Налоговая база и налоговые льготы...........................................................6
1.3. Налоговая ставка и ее виды.........................................................................8
2. Налоговая система и их характеристики.......................................................10
2.1. Характеристика налоговой системы.......................................................10
2.2. Механизм и принципы налогообложения...............................................16
2.3. Функции налогов........................................................................................20
3. Налоговая реформа в России...........................................................................24
3.1. Налоговая система РФ. Основные виды налогов...................................24
3.2. Первый этап налоговой реформы России (1990-1997 гг.)......................28
3.3. Второй этап налоговой реформы России (1998-2004 гг.)......................31
3.4. Основные недостатки существующей налоговой системы и направления реформирования..................................................................35
Заключение.............................................................................................................40
Список литература.................................................................................................41

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 72.87 Кб (Скачать файл)

Итак, какие же виды налогов обязательны к уплате на всей территории страны? В статьях 13 — 15 Налогового кодекса приведены виды налогов и их классификация. К федеральным налогам и сборам в 2009 году относились: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог (с 1 января 2010 года данный налог отменен); налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина.

Региональные налоги в 2009 году включали в себя: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог.

Местные налоги в 2009 году включали в себя: земельный налог; налог на имущество физических лиц.

Этот перечень является закрытым, иные виды налогов в РФ, не предусмотренные Кодексом, не могут быть установлены.

В то же время в рамках так называемых специальных налоговых режимов, предусмотренных Налоговым кодексом, могут быть введены федеральные налоги, не указанные в статье 13 Налогового кодекса.

В настоящий момент статьей 18 Налогового кодекса установлены следующие специальные налоговые режимы: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); упрощенная система налогообложения (УСН); система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД); система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Специальные налоговые режимы могут  предусматривать освобождение от уплаты отдельных налогов и сборов федерального, регионального или местного уровня. Например, при применении упрощенной системы налогообложения в 2009 году не уплачивались следующие виды налогов: налог на прибыль организаций; единый социальный налог (как уже упоминалось, с 1 января 2010 года этот налог отменен); налог на имущество организаций; налог на добавленную стоимость.

Для того, чтобы налог можно было считать установленным, должны быть выполнены следующие основные условия: определен круг налогоплательщиков; обозначены объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, налоговый период, порядок исчисления налога, а также порядок и сроки его уплаты.

В целях стимулирования отдельных отраслей деятельности или категорий предприятий, выполнения социальных функций государства региональные и местные законодательные акты о налогах и сборах могут предусматривать льготы по отдельным налогам и специальные основания применения их налогоплательщиками.

В отношении региональных и местных налогов органы власти соответствующего уровня могут варьировать в пределах, заданных Налоговым кодексом, такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки их уплаты.

Прочие московские налоги в 2009 году взимаются по следующим базовым ставкам:

1) налог на имущество организаций — 2,2% (Закон г. Москвы от 05.11.2003 № 64);

3) земельный налог:

  • 0,1% от кадастровой стоимости для земельных участков, занятых автостоянками и гаражами, жилыми объектами и сопутствующей инженерной инфраструктурой, спортивными объектами, а также предоставленных под строительство жилых и спортивных объектов;
  • 0,3% от кадастровой стоимости для земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного использования, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и т.п.;
  • 1,5% от кадастровой стоимости — для прочих земельных участков;

4) налог на имущество физических лиц — в соответствии с Законом г. Москвы от 23.10.2002 № 47 ставка зависит от инвентаризационной стоимости имущества (строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности):

  • при стоимости менее 300 000 руб. ставка налога составляет 0,1%;
  • при стоимости от 300 000 руб. до 500 000 руб. ставка составляет 0,2% для жилых помещений и 0,3% для нежилых помещений;
  • при стоимости свыше 500 000 рублей ставка составляет 0,5%;

Также законом г. Москвы от 29.10.2008 № 53 предусмотрен переход на уплату единого налога на вмененный доход для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по распространению наружной рекламы с использованием рекламных конструкций.

 

3.2 Первый этап налоговой реформы современной России (1990-1997 гг.) 

Начиная с 1990 года в России началось полномасштабное  строительство новой налоговой  системы. Так, в апреле 1990 года был  принят Закон «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан  и лиц без гражданства». В июне этого же года принят еще один важный Закон «О налогах с предприятий, объединений и организаций». 
 Однако основы существующей в настоящее время российской налоговой системы были заложены в конце 1991 г. с принятием Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (закон установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определил плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов) и соответствующих законов по конкретным видам налогов, которые вступили в действие с 1 января 1992 г. 
 Таким образом, действующая ныне налоговая система России практически была введена с 1992 г. и основывалась на более чем 20 законодательных актах.

Налоговая система Российской Федерации  периода 1992 года включала 4 группы налогов:

  1. общегосударственные налоги и сборы, определяемые законодательством РФ;
  2. республиканские налоги и сборы республик в составе РФ, национально-государственных и административных образований, устанавливаемые законами этих республик и решениями государственных органов этих образований;
  3. местные налоги и сборы, устанавливаемые местными органами государственной власти в соответствии с законодательством РФ и республик в составе РФ;
  4. общеобязательные республиканские налоги и сборы республик в составе РФ и общеобязательные местные налоги и сборы.

При этом ключевой проблемой экономики  посткоммунистической России оказался бюджетный дефицит, воспроизводство которого было обусловлено низкими объемами налоговых поступлений на фоне высоких расходных обязательств государства. Можно выделить три группы причин, которые обусловливали кризис доходной базы бюджета:

  1.  политическая нестабильность, ограничивавшая готовность и способность власти собирать налоги;
  2. угнетающее воздействие несбалансированности бюджета на состояние налоговой базы – долги государства бюджетным организациям, и, как следствие, их неплатежеспособность усиливали кризис расчетов, что в итоге стимулировало неденежные формы платежей в бюджет;
  3. объективная ограниченность возможности государства собирать налоги сверх определенного уровня.

Непонимание природы бюджетного кризиса предопределило ошибочные действия по его преодолению. В эти годы неоднократно предпринимались  попытки повысить собираемость налогов, но все они давали краткосрочный  результат. Более того, бессистемность внесения поправок, их количество и  частота привели к тому, что  налоговая система в это время  характеризовалась, как нестабильная и непредсказуемая.  
 В 1997 г. на территории РФ действовало более 40 налогов и сборов, уплачиваемых физическими и юридическими лицами. К этому периоду уже сформировалась трехуровневая налоговая система, которая включала:

  1. общегосударственные налоги (федеральные), взимаемые на всей территории РФ по единым ставкам (около 13): налог на добавленную стоимость;акцизы;подоходный налог с банков;подоходный налог со страховой деятельности;налог с биржевой деятельности;налог на операции с ценными бумагами; таможенная пошлина;государственная пошлина;подоходный налог (или налог на прибыль) предприятий;подоходный налог с физических лиц;налоги и платежи за использование природных ресурсов;налоги на транспортные средства; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения и др.;
  2. республиканские налоги и налоги национально-государственных и административно-территориальных образований (было около 6):налог на имущество предприятий; лесной доход;плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем и др.
  3. местные налоги и сборы (было около 24): налог на имущество физических лиц;земельный налог;сбор за право торговли;налог на рекламу (до 5% от стоимости услуг по рекламе);налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;

лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками; лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;

сбор со сделок, произведенных на товарных биржах и при продаже  и покупке валюты (по ставке до 0,1% от суммы сделки) и др.

Таким образом, неспособность государства  на протяжении многих лет решать назревшие  проблемы стало одной из главных  причин развития теневой экономики, массового бегства капиталов  за границу, отсутствия полномасштабных  иностранных инвестиций в экономику  России. Что в итоге препятствовало экономическому росту и укреплению государственности. Функционирование налоговой системы России в 1990 – 1997 гг. выявила много проблем и  противоречий, что вызвало реакцию  государства по дальнейшему реформировании системы налогообложения.

 

3.3 Второй этап налоговой реформы современной России (1998-2004 гг.)

С начала 1999 г. начался новый виток  совершенствования системы налогов  и сборов в РФ. Этот этап реформы  налоговой системы ознаменовался  вступлением в действие 1 января 1999 г., после долгих обсуждений, первой (общей) части Налогового Кодекса. В  ней были определены права и обязанности  участников налоговых правоотношений, регламентирован процесс исполнения обязанности по уплате налогов, правила  налогового контроля, ответственность  за налоговые правонарушения, введены  в обращение важные дефиниции и новые инструменты.  
 В рамках работы по обеспечению введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации Министерством по налогам и сборам России было подготовлено и согласовано более 40 нормативных правовых актов. Разработаны и утверждены формы налоговых деклараций и инструкции по их применению.

В период с 2000-2002 г. Правительство предпринимает  решительные шаги по реформированию налоговой системы России, которые  находят отражение в Программе  социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.). Это снижение избыточной налоговой  нагрузки, создающей стимулы к  уклонению от уплаты налогов; ослабление фискальных интересов государства  в пользу стимулирующих функций  налоговой системы; снижение неравномерности  распределения налоговой нагрузки; сокращение количества и изменение  направленности налоговых льгот.  
 Цель налоговой реформы заключалась не в том, чтобы собирать больше налогов и решить проблему бюджетного кризиса, а в том, чтобы по мере снижения обязательств государства снизить уровень налоговых изъятий; сделать налоговую систему более справедливой для налогоплательщиков, находящихся в различных экономических условиях; повысить уровень ее нейтральности по отношению к экономическим решениям фирм и потребителей (налоги должны вносить минимум искажений в систему относительных цен, в процессы формирования сбережений и т.д.); снизить уровень издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков.  
 Согласно положению новой главы 23, была введена единая ставка налога на доходы физических лиц в размере 13 %. Эта ставка объединила в себе существовавшую ранее прогрессивную шкалу налогообложения доходов физических лиц (при уплате подоходного налога, ставка зависела от доходов и колебалась в пределах от 12 до 45 %) и 1 %, перечисляемого работниками со своей заработной платы в Пенсионный фонд РФ.  
 Уже в 2001 – 2002 г. наметился рост поступления доходов в бюджет, что дает основание говорить о прямой взаимосвязи между либерализацией налогообложения и ростом доходных поступлений.  
 Кроме того, среди новых моментов уплаты налога была введена система четких и носящих всеобщий характер налоговых вычетов – стандартных, социальных, профессиональных и имущественных. Был также введен новый порядок предоставления налоговых декларации о доходах физических лиц в налоговые инспекции. 
 Введенный Единый социальный налог (ЕСН) заменил существовавшие ранее взносы в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд – 28 %; Фонд социального страхования – 5,4 %; Фонд занятости населения – 1,5 %; Фонд медицинского страхования – 3,6 %).  
 Это позволило установить для плательщиков унифицированный порядок исчисления налоговой базы в виде выплат и иных вознаграждений, начисляемых работодателями в пользу работников. Введенный ЕСН одной из своих целью преследовал увеличение заработной платы работников путем установления регрессивной шкалы налогообложения и, как следствие, легализацию расходов предприятия на оплату труда. Предполагалось, что чем больше фонд оплаты труда предприятия, тем ниже ставка данного налога. Но несмотря на то, что изначально ставка ЕСН была снижена с 39,5 до 35,6 %, её размер оставался пока очень высоким, что являлось сдерживающим фактором для легализации расходов на оплату труда. 
 Глава 21 НК РФ определила новый порядок исчисления НДС. Именно в 2001 г. произошло резкое сокращение льгот по НДС, упорядочены правила налогообложения.  
 Серьёзные изменения в рамках налоговой реформы произошли по акцизам, особенно в отношении акцизов на нефтепродукты. В связи с отменой с 1 января 2001 г. налога на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ), в перечень подакцизных товаров были включены дизельное топливо и автомобильные масла, а с 1 января 2003 г. – прямогонный бензин.  
 Кроме того, с 1 января 2001 г. отменен налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы с одновременным увеличением ставки налога на прибыль предприятий и организаций до 5 % по решению представительных органов местного самоуправления.  
 С 1 января 2002 года вступили в действие очередные новые главы части второй Налогового Кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок исполнения и уплаты налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых, налога с продаж.

Кардинальные  изменения произошли в налоге на прибыль, что нашло отражение  в главе 25 НК РФ. С 1 января 2002 г. была снижена совокупная ставка налога с 35 % до 24 % с одновременной отменой  льгот. Эта ставка по новому режиму налогообложения была едина для  всех хозяйствующих субъектов. Реформирование действующего порядка налогообложения  прибыли организаций включает либерализацию  амортизационной политики для целей  налогообложения, изменение правил переноса убытков на будущее, вычеты необходимых деловых расходов, осуществляемые для производства, продвижения на рынок и реализации товаров, снимаются  ограничения на расходы по рекламе, по отдельным видам добровольного  страхования, по отнесению процентов  по заемным средствам, полученным как  от банков, так и от других организаций, увеличивается норматив по вычету из налоговой базы расходов на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с образовательными учреждениями. Реализация мер, предусмотренных в  рамках данной главы, позволила снизить  налоговое бремя налогоплательщиков по данному налогу в сумме около 197,8 млрд. рублей, что составляет 1,9 % к ВВП6
 Отдельным вопросом реформирования налоговой системы России стало налогообложение субъектов малого предпринимательства. Отмена гл. 25 НК РФ льгот по налогу на прибыль организаций вызвало отрицательную реакцию со стороны представителей малого бизнеса. Летом 2002 г. по инициативе Президента РФ был утвержден и подписан федеральный закон «О внесении дополнений и изменений в часть вторую НК РФ», который ввел две главы: 26.2 «Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства» и 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».  
 Цели реформирования системы налогообложения малого бизнеса в России предусматривали сокращение объема отчетной документации, снижение налоговой нагрузки, сохранение социальных гарантий для предпринимателей малого бизнеса в части пенсионного обеспечения и ряд других мер.  
 Введены новые главы второй части НК РФ, регулирующие систему региональных налогов и сборов: 29 НК РФ «Налог на игорный бизнес», 30 НК РФ «Налог на имущество организаций». Глава 30 НК РФ существенно изменила объект налогообложения данного налога. Согласно новому режиму, из-под налогообложения были выведены нематериальные активы, вложения во внебюджетные активы, запасы и затраты предприятия. Изменился также механизм расчета среднегодовой стоимости имущества. Введен новый размер ставки – 2,2 % (ранее 2 %).

 

3.4. Основные недостатки существующей налоговой системы. Направления реформирования

Информация о работе Налоговая система и ее реформирование в РФ